Александр бабкин. Профессор Бабкин: Кризис практически не влияет на инновационный потенциал компаний Бабкин александр васильевич

08.01.2024

ХРОНИКА СОБЫТИЙ

А.В. Бабкин

СОТРУДНИКИ СПБГПУ - РУКОВОДИТЕЛИ НАУЧНЫХ И НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ШКОЛ

EMPLOYEES OF SPBSPU - LEADERS OF SCIENTIFIC AND SCIENTIFIC AND PEDAGOGICAL SCHOOLS

Представлены научные и научно-педагогические школы федерального и регионального уровней, руководителями которых являются сотрудники Санкт-Петербургского государственного политехнического университета.

НАУКА; НАУЧНЫЕ ШКОЛЫ; НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ; КОНКУРС; РЕЕСТР НАУЧНЫХ ШКОЛ.

Are presented scientific and scientific and pedagogical schools federal and regional level, the heads which are members of Saint-Petersburg State Polytechnic University.

SCIENCE; SCIENTIFIC SCHOOLS; SCIENTIFIC AND PEDAGOGICAL SCHOOLS; COMPETITION; REGISTER OF SCIENTIFIC SCHOOLS.

Ежегодно Министерство образования и науки Российской Федерации проводит конкурс на право получения грантов Президента Российской Федерации для государственной поддержки ведущих российских научных школ. Выделение грантов осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27 апреля 2005 г. № 260 «О мерах по государственной поддержке молодых российских ученых - кандидатов наук и докторов наук и ведущих научных школ Российской Федерации».

Ведущей научной школой в РФ считается сложившийся коллектив исследователей различных возрастных групп и научной квалификации, связанных проведением исследований по общему научному направлению и объединенных совместной научной деятельностью. Указанный коллектив должен осуществлять подготовку научных кадров, иметь в своем составе руководителя, а также молодых исследователей.

По итогам конкурса руководителями ведущих научных школ признаны три сотрудника Санкт-Петербургского государственного политехнического университета:

Васильев Юрий Сергеевич (инженерно-строительный институт), тема - «Исследования и обоснование параметров, режимов работы и методов управления энергокомплексов на основе возобновляемых источников энергии для распределенной и децентрализованной генерации, работающей в условиях Крайнего Севера»;

Лопота Виталий Александрович (институт металлургии, машиностроения и транспорта), тема- «Исследование и моделирование процессов формирования шва при сварке разнородных материалов концентрированными потоками энергии»;

Рудской Андрей Иванович (институт металлургии, машиностроения и транспорта), тема - «Новые дисперсно-упрочненные функциональные материалы на основе меди и алюминия».

^ Научно-технические ведомости Cанкт-Петербургского государственного политехнического университета. 1(190)" 2014

В соответствии с распоряжением Комитета по науке и высшей школе Санкт-Петербурга от 19.11.2012 № 80 «Об утверждении Положения о реестре ведущих научных и научно-педагогических школ Санкт-Петербурга» и решением Президиума Научно-технического совета при Правительстве нашего города (протокол № 2/13 от 09.12.2013) в целях сохранения и эффективного использования научно-техническо-

го и образовательного потенциала Санкт-Петербурга распоряжением Комитета от 13.12.2013 № 99 утвержден список научных и научно-педагогических школ Санкт-Петер-бурга, включенных в названный реестр.

В него включены шестнадцать сотрудников Политехнического университета - руководителей ведущих научных и научно-педагогических школ Санкт-Петербурга (см. табл.).

№ ФИО Научная область деятельности школы Институт СПбГПУ

1 Акопова Мария Алексеевна Теория и методика профессионального образования Институт прикладной лингвистики

2 Бурлов Вячеслав Георгиевич Системная интеграция процессов государственного управления Инженерно-экономический институт

3 Васильев Юрий Сергеевич Нетрадиционная энергетика Инженерно-строительный институт

4 Вахрушев Сергей Борисович Физика нанокомпозитных материалов Институт физики, нанотехнологии и телекоммуникаций

5 Воробьев Леонид Евгеньевич Физика полупроводниковых наноструктур, оптоэлектроника Институт физики, нанотехнологии и телекоммуникаций

6 Глухов Владимир Викторович Экономика и управление инновационными процессами Инженерно-экономический институт

7 Гуменюк Василий Иванович Проблемы безопасности в чрезвычайных ситуациях (защита в чрезвычайных ситуациях) Институт военно-технического образования и безопасности

8 Зегжда Пётр Дмитриевич Теория и практика создания безопасных компьютерных систем Институт информационных технологий и управления

9 Котляров Всеволод Павлович Программная инженерия Институт информационных технологий и управления

10 Лопота Виталий Александрович Лазерные технологии обработки материалов Институт металлургии, машиностроения и транспорта

11 Рудской Андрей Иванович Создание и совершенствование технологий пластической и термомеханической обработки материалов Институт металлургии, машиностроения и транспорта

12 Сильников Михаил Владимирович Механика горения и взрыва и экстремальные процессы в материалах Институт военно-технического образования и безопасности

13 Трифонов Петр Владимирович Помехоустойчивое кодирование и его приложения Институт информационных технологий и управления

14 Федоров Михаил Петрович Научные основы энергосберегающих и природоохранных технологий в городском строительстве и хозяйстве Инженерно-строительный институт

15 Цикин Игорь Анатольевич Цифровая обработка сигналов в радиотехнических системах связи и навигации Институт физики, нанотехнологии и телекоммуникаций

16 Шнеерсон Герман Абрамович Мощная импульсная энергетика, техника и физика сверхсильных импульсных магнитных полей Институт энергетики и транспортных систем

БАБКИН Александр Васильевич - директор Департамента научных исследований СПбГПУ, профессор кафедры экономики и менеджмента в машиностроении Санкт-Петербургского государственного политехнического университета, доктор экономических наук; 195251, ул. Политехническая, 29, Санкт-Петербург, Россия; e-mail: [email protected]

BABKIN Aleksandr V. - St. Petersburg State Polytechnic University; 195251,Politekhnicheskaya Str. 29, St. Petersburg, Russia; e-mail: [email protected]

© Санкт-Петербургский государственный политехнический университет, 2014


Отрасль приорит ет 2 Понятие технологической платформы Технологическая платформа (ТП) Инструмент объединения усилий различных сторон – государства, бизнеса, науки – в определении инновационных вызовов, разработке программы стратегических исследований и определении путей ее реализации Основные принципы ТП Объединение усилий наиболее значимых и заинтересованных сторон (государства, бизнеса, науки) Объединение усилий наиболее значимых и заинтересованных сторон (государства, бизнеса, науки) Обеспечение выработки и реализации долгосрочных (стратегических) приоритетов в масштабах определенных секторов экономики Технологическая модернизация в наиболее перспективных для развития экономики направлениях государств о наукабизнес предложени е спрос ОЦЕНКА ВЫЗОВОВ РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ ИССЛЕДОВАН ИЙ ОПРЕДЕЛЕНИ Е ПУТЕЙ РЕАЛИЗАЦИИ


ПОНЯТИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ПЛАТФОРМЫ Технологическая платформа – это коммуникационный инструмент, направленный на активизацию усилий по созданию перспективных коммерческих технологий, новых продуктов (услуг), на привлечение дополнительных ресурсов для проведения исследований и разработок на основе участия всех заинтересованных сторон (бизнеса, науки, государства, гражданского общества), совершенствование нормативно-правовой базы в области научно–технологического, инновационного развития (далее – технологическая платформа). Технологическая платформа – это способ мобилизации усилий всех заинтересованных сторон - различных ведомств, бизнеса, научного сообщества для достижения конечных целей на отдельных стратегических приоритетных направлениях.


Технологическая платформа – это механизм согласования и координации усилий различных ведомств, госкорпораций, инфраструктурных монополий, регионов и т.д., предпринимаемых ими в рамках существующих механизмов реализации национальной научно- технологической политики – ФЦП, ВИП-проектов, отраслевых стратегий и программ, корпоративных программ развития и т.д. Механизм согласования и координации – через применение технологического картирования, определения дерева целей, формулирование индикаторов их достижения, установление конкретных сроков, и, главное, распределение зон ответственности между конкретными участниками. Технологическая платформа – способ реализации эффективного частно-государственного партнерства, развития концепции, заложенной в мегапроектах.


Предназначение технологических платформ в России 5 Неясность (слабая структурированность) интересов бизнеса Неразвитость инструментов определения приоритетов научно-технологического развития в части взаимодействия с «основными игроками», низкий уровень интеграции этих инструментов в систему принятия решений Недостаточность влияния бизнеса на тематику исследований и разработок, на учебные программы Фрагментарность сектора исследований и разработок, проблемы в трансформации результатов НИОКР в коммерческие технологии Множественность инструментов и каналов государственной поддержки исследований и разработок, инновационных проектов, необходимость «настройки» Дублирование НИОКР, поддерживаемых государством; слабое распространение полученных результатов Ограниченный «горизонт планирования», низкая инновационная восприимчивость бизнеса Неоднородность сектора исследований и разработок, в том числе на уровне подразделений; неясность компетенций Отсутствие «потока» качественных инновационных проектов Наличие барьеров в распространении технологий, связанных с отраслевым регулированием ПРОБЛЕМЫ ЦЕЛИ Расширение «горизонта», возможных направлений технологической модернизации и повышение ее результативности за счет развития научно- производственных партнерств Расширение в экономике круга потенциальных «бенефициаров» от исследований и разработок, поддерживаемых государством Улучшение условий для распространения в экономике передовых технологий Привлечение дополнительных негосударственных ресурсов в инновационную сферу Консолидация ресурсов на приоритетных направлениях инновационного развития Селекция лучших, формирование «центров превосходства» в секторе исследований и разработок, развитие системы связей Расширение возможностей по оценке приоритетности для социально-экономического развития различных научно-технологических направлений


Технологические платформы могут создаваться по инициативе бизнеса, науки, государства, гражданского общества, в том числе компаний, включая компании с государственным участием; научных организаций и образовательных учреждений, в том числе национальных исследовательских центров, национальных исследовательских университетов и федеральных университетов; государственных институтов развития; органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации; некоммерческих организаций и общественных объединений, в том числе объединений предпринимателей.




В ХОДЕ РЕАЛИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПЛАТФОРМ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ: разработка стратегической программы исследований, предусматривающей определение средне- и долгосрочных приоритетов в проведении исследований и разработок, выстраивание механизмов научно-производственной кооперации; формирование программ обучения, определение направлений и принципов развития стандартов, системы сертификации, меры по развитию инновационной инфраструктуры; разработка программы по внедрению и распространению передовых технологий в соответствующих секторах российской экономики, определяющей различные механизмы и источники финансирования, обязательства участников технологической платформы; создание организационной структуры, обеспечивающей необходимые условия реализации взаимодействия между предприятиями, научными и образовательными организациями.


1) усиление влияния потребностей бизнеса и общества на реализацию важнейших направлений научно-технологического развития; 2) выявление новых научно-технологических возможностей модернизации существующих секторов и формирование новых секторов российской экономики; 3) определение принципиальных направлений совершенствования отраслевого регулирования для быстрого распространения перспективных технологий; 4) стимулирование инноваций, поддержка научно-технической деятельности и процессов модернизации предприятий с учетом специфики и вариантов развития отраслей и секторов экономики; 5) расширение научно-производственной кооперации и формирование новых партнерств в инновационной сфере; 6) совершенствование нормативно - правового регулирования в области научного, научно-технического и инновационного развития.


Основные стадии формирования и развития технологической платформы Перспективный облик сектора на долгосрочную перспективу Стратегическая программа исследований План внедрения стратегической программы исследований ЭТАП 1 Оценка ключевых вызовов Определение стратегических целей и возможных путей технологической модернизации Временные рамки Оценка научно- технологического потенциала Возможная «повестка» для проведения исследований и разработок ЭТАП 1 Оценка ключевых вызовов Определение стратегических целей и возможных путей технологической модернизации Временные рамки Оценка научно- технологического потенциала Возможная «повестка» для проведения исследований и разработок ЭТАП 2 Определение приоритетов в проведении НИОКР, основных потенциальных участников Выстраивание научной кооперации, определение возможных консорциумов Определение необходимых направлений развития научной инфраструктуры Формирование программ обучения Определение направлений и принципов развития стандартов, системы сертификации Оценка необходимого финансирования ЭТАП 2 Определение приоритетов в проведении НИОКР, основных потенциальных участников Выстраивание научной кооперации, определение возможных консорциумов Определение необходимых направлений развития научной инфраструктуры Формирование программ обучения Определение направлений и принципов развития стандартов, системы сертификации Оценка необходимого финансирования ЭТАП 3 Определение различных возможных источников финансирования Создание организационной структуры для мониторинга прогресса и проблем, уточнения необходимых направлений исследований и разработок Определение инструментов взаимодействия в определении приоритетов и обмене достигнутыми результатами Определение «дорожной карты» Генерация постоянно- уточняемого «портфеля проектов», подчиненная решению стратегических задач с учетом ресурсных «рамок» ЭТАП 3 Определение различных возможных источников финансирования Создание организационной структуры для мониторинга прогресса и проблем, уточнения необходимых направлений исследований и разработок Определение инструментов взаимодействия в определении приоритетов и обмене достигнутыми результатами Определение «дорожной карты» Генерация постоянно- уточняемого «портфеля проектов», подчиненная решению стратегических задач с учетом ресурсных «рамок» 10


Потенциальные выгоды в среднесрочной перспективе для активных участников технологических платформ БИЗНЕС НАУКА ГОСУДАРСТВО Улучшение среды для инноваций, стимулирование спроса на инновационную продукцию Улучшение качества подготовки кадров с учетом необходимых технологических компетенций Финансовая поддержка реализации инновационных проектов Новые возможности для технологической модернизации и расширения горизонта планирования Возможности для выпуска принципиально новой продукции Расширение возможностей для выбора партнеров, селекция лучших контрагентов Политическая поддержка на мировых рынках, возможности формирования международных альянсов по направлениям, характеризующимся высокими рисками и требующих объединения ресурсов Поддержка и внимание общественности, расширение спроса населения на инновационную продукцию (услуги) Улучшение среды для инноваций, стимулирование спроса на инновационную продукцию Улучшение качества подготовки кадров с учетом необходимых технологических компетенций Финансовая поддержка реализации инновационных проектов Новые возможности для технологической модернизации и расширения горизонта планирования Возможности для выпуска принципиально новой продукции Расширение возможностей для выбора партнеров, селекция лучших контрагентов Политическая поддержка на мировых рынках, возможности формирования международных альянсов по направлениям, характеризующимся высокими рисками и требующих объединения ресурсов Поддержка и внимание общественности, расширение спроса населения на инновационную продукцию (услуги) Привлечение бизнеса к партнерству с научными организациями, демонстрационный эффект для бизнеса, расширение спроса бизнеса на НИОКР Расширение компетенций, представляющих интерес для бизнеса (обучение, инжиниринг, дизайн, долгосрочное прогнозирование) Включение малых фирм, созданных научно-образовательными учреждениями, в сети субподряда Заполнение «провалов» прикладной науке Формирование новых коопераций в научном секторе Формирование центров компетенций, в том числе на уровне подразделений научных и научно-образовательных организаций Формирование потенциала для реализации сложных проектов с множеством участников Привлечение бизнеса к партнерству с научными организациями, демонстрационный эффект для бизнеса, расширение спроса бизнеса на НИОКР Расширение компетенций, представляющих интерес для бизнеса (обучение, инжиниринг, дизайн, долгосрочное прогнозирование) Включение малых фирм, созданных научно-образовательными учреждениями, в сети субподряда Заполнение «провалов» прикладной науке Формирование новых коопераций в научном секторе Формирование центров компетенций, в том числе на уровне подразделений научных и научно-образовательных организаций Формирование потенциала для реализации сложных проектов с множеством участников Определение средне- и долгосрочных приоритетов научно- технологической политики Концентрация на приоритетных направлениях модернизации экономики частных и государственных ресурсов Координация НИОКР, финансируемых за счет бюджетных средств Выявление направлений совершенствования регулирования, в том числе отраслевого Улучшение условий для распространения передовых технологий Повышение эффективности крупных госкомпаний Повышение результативности бюджетных расходов Определение средне- и долгосрочных приоритетов научно- технологической политики Концентрация на приоритетных направлениях модернизации экономики частных и государственных ресурсов Координация НИОКР, финансируемых за счет бюджетных средств Выявление направлений совершенствования регулирования, в том числе отраслевого Улучшение условий для распространения передовых технологий Повышение эффективности крупных госкомпаний Повышение результативности бюджетных расходов 11


ПЕРЕЧЕНЬ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПЛАТФОРМ РОССИИ (Утверждены Постановлением Правительства РФ г.) Название технологической платформы Организации - координаторы технологической платформы Медицинские и био- технологии 1.Медицина будущегоГОУ ВПО «Сибирский государственный медицинский университет Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию» 2.Биоиндустрия и биоресурсы - БиоТех2030 ОАО "РТ-Биотехпром" (ГК Ростехнологии) Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова 3.БиоэнергетикаФГУ Российский научный центр «Курчатовский институт»


Название технологической платформы Организации - координаторы технологической платформы Информационно-коммуникационные технологии 4.Национальная программная платформа ОАО «Концерн Сириус» (ГК «Ростехнологии») 5.Национальная суперкомпьютерная технологическая платформа Институт программных систем имени А.К. Айламазяна РАН Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова Фотоника 6.6. Инновационные лазерные, оптические и оптоэлектронные технологии – фотоника Некоммерческое партнерство «Лазерная ассоциация» 7. Развитие российских светодиодных технологий ГК «Роснанотех»


Название технологической платформы Организации - координаторы технологической платформы Авиа-космические технологии 8.Авиационная мобильность и авиационные технологии ФГУП «Центральный аэрогидродинамический институт им. профессора Н. Е.Жуковского» (ФГУП «ЦАГИ») ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация» Государственная корпорация «Ростехнологии» 9.Национальная космическая технологическая платформа ФГУП «Центральный научно-исследовательский институт машиностроения» ГОУ ВПО «Московский авиационный институт» 10.Национальная информационная спутниковая система ОАО «Информационные спутниковые системы» имени академика М.Ф. Решетнёва» Ядерные и радиационные технологии 11.Замкнутый ядерно- топливный цикл с реакторами на быстрых нейтронах ГК «Росатом» 12.Управляемый термоядерный синтез ГК «Росатом» 13.Радиационные технологииГК «Росатом»


Название технологической платформы Организации - координаторы технологической платформы Энергетика 14.Интеллектуальная энергетическая система России ФГУ «Российское энергетическое агентство» Минэнерго России 15.Экологически чистая тепловая энергетика высокой эффективности ОАО «Всероссийский теплотехнический научно- исследовательский институт» (ОАО «ВТИ») 16.Перспективные технологии возобновляемой энергетики ОАО «РусГидро» 17.Малая распределенная энергетика ЗАО «Агентство по прогнозированию балансов в электроэнергетике» ОАО «Интер РАО ЕЭС» НП «Российское торфяное и биоэнергетическое общество»


Название технологической платформы Организации - координаторы технологической платформы Технологии транспорта 18.Применение инновационных технологий для повышения эффективности строительства, содержания и безопасности автомобильных и железных дорог ГК «Роснанотех» 19.Высокоскоростной интеллектуальный железнодорожный транспорт ОАО «Российские железные дороги» Технологии металлургии и новые материалы 20.Новые полимерные композиционные материалы и технологии ФГУП «ВИАМ» ГНЦ РФ ГК «Роснанотех» 21.Материалы и технологии металлургии ФГУП «ВИАМ» ГНЦ РФ ОАО «РТ-Металлургия» НИТУ МИСиС


Название технологической платформы Организации - координаторы технологической платформы Добыча природных ресурсов и нефтегазопереработка 22.Технологическая платформа твердых полезных ископаемых ОАО Сибирская угольная энергетическая компания (ОАО «СУЭК») 23.Технологии добычи и использования углеводородов ГОУ ВПО «Российский государственный университет нефти и газа имени И.М.Губкина» 24.Глубокая переработка углеводородных ресурсов ОАО «ВНИИПИнефть»


Название технологической платформы Организации - координаторы технологической платформы Электроника и машиностроение 25.Технологии мехатроники, встраиваемых систем управления, радиочастотной идентификации и роботостроение ГОУ ВПО «Московский физико-технический институт» (МФТИ) ГК «Роснанотех» Центральный научно-исследовательский институт робототехники и технической кибернетики» (ГНУ ЦНИИ РТК) 26.СВЧ технологииОАО «Росэлектроника» (ГК Ростехнологии) 27.Освоение океанаОАО «Концерн морские информационные системы» «Агат» ОАО «ОСК» ГНЦ РФ ОАО «Концерн МПО-Гидроприбор»

Можно ли предсказать, какое из двух схожих предприятий решит инновационную задачу быстрее и успешнее, кому из них доверить разработку новой продукции, а кому – ее серийное производство. Беседуем с профессором СПбГПУ Александром Бабкиным.


Каждое предприятие или объединение предприятий в той или иной мере обладает инновационным потенциалом – величиной, которая поддается точной количественной оценке и представляет собой совокупность различных ресурсов, необходимых и достаточных для осуществления инновационной деятельности.

Инновационный потенциал можно поддерживать и наращивать, им можно и нужно уметь управлять, чтобы наи­более эффективно использовать его возможности. Такого мнения придерживается профессор кафедры «Экономика и менеджмент в машиностроении» Политехнического университета, директор НОЦ «Экономика и инновации промышленности», заместитель директора Департамента научно-организационной деятельности, д. э. н. Александр Бабкин .

– Александр Васильевич, вы рассматриваете различные критерии оценки инновационного потенциала интегрированных структур, причем одним из признаков такой структуры является наличие инновационной составляющей. Означает ли это, что инновационность заведомо присуща подобной структуре или надо приложить некие усилия и средства, чтобы ее создать?

– Совершенно не обязательно, что интегрированная структура должна быть инновационной. Другое дело, что объединение компаний всегда обладает синергетическим эффектом: так, предприятия, входящие в состав интегрированной структуры, начинают выпускать продукцию быстрее и качественнее за счет кооперационного объединения, даже если речь идет об одной и той же номенклатуре изделий.

Объединение предприятий, как правило, приводит к увеличению и ресурсного, и финансового, и, как следствие, инновационного потенциала входящих в него компаний. Под интегрированной структурой в данном случае мы понимаем объединение хозяйствующих субъектов, ведущих совместную деятельность, которой присущи такие свойства, как углубление их взаимодействия, развитие связей между ними.

Интегрированные структуры могут иметь вертикальное или горизонтальное объединение предприятий, которое по форме внутренней организации и степени самостоятельности может быть оформлено как концерн, холдинг, консорциум и т. п.

Решение проблем по выходу из кризиса и устойчивому посткризисному развитию во многом определяется способностью предприятия задействовать свой инновационный потенциал

Почему такая структура оказывается ближе к разработкам и реализации инноваций? Во-первых, потому, что обычно объединяет группу взаимосвязанных научно-исследовательских и производственных предприятий, а также логистических, информационных и прочих ресурсов, необходимых для эффективного взаимодействия предприятий между собой и результативной деятельности самой структуры.

Во-вторых, потому, что транзакционные издержки для создания или продвижения нового продукта резко снижаются. Отдельному предприятию уже не нужно идти в банк за кредитом на приобретение нового оборудования или изыскивать средства на НИОКР. Его руководитель может убедить совет директоров включить эти расходы в бизнес-план холдинга, если сумеет доказать прибыльность мероприятия. Возьмем маркетинговое изучение рынка, без которого невозможно планировать работу над инновационным продуктом. Одному предприятию такую услугу не потянуть, а в крупных корпорациях над изучением рынка работают целые аналитические отделы.

Наличие этих и многих других функций в интегрированной структуре дает возможность для реализации инновационного потенциала в каждой бизнес-единице в гораздо большей степени, чем тогда, когда они действуют поодиночке.

При этом просчитать достигнутый уровень инновационного потенциала интегрированной структуры и тем самым доказать ее эффективность можно на основе количественных оценок – подобные методики существуют и у нас, и за рубежом. Хотя этот подход вовсе не гарантирует потока инноваций. Он только свидетельствует, что компания или структура имеет внутренние резервы, чтобы заниматься инновационной деятельностью.


Оценка инновационного потенциала учитывает инновационную восприимчивость, активность и конкурентноспособность предприятия
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

Но чтобы мобилизовать этот потенциал, нужна административная воля и обязательно инновационный менеджмент: систематический мониторинг, различные меры по повышению инновационного потенциала и другие мероприятия, чтобы держать его наготове. Другое дело, что компании зачастую просто не испытывают рыночной потребности в инновационных разработках.

– А как быть с таким объединением предприятий, как кластеры? Позволяют ли методики рассматривать их в качестве мощного инструмента инновационного развития?

– В отличие от интегрированной структуры кластер – это, я бы сказал, технологическая форма объединения, хотя по мере развития она может трансформироваться в организационно-правовую. С точки зрения производственного процесса кластер может считаться кооперацией, а с точки зрения взаимодействия – быть отраслевым или территориальным. Часто такие объединения складываются исторически, в Советском Союзе тоже развивались территориально-производственные комплексы как специально спланированные производственные цепочки.

В современной экономике и у нас, и за рубежом кластеры создаются при государственной поддержке и финансировании как «точки роста». По их географии и специфике, в частности, можно судить о национальных приоритетах социально-экономического развития страны или региона. Предполагается, что такие объединения должны быть инновационными. В любом случае методики оценки инновационного потенциала кластеров из разнородных или однотипных предприятий тоже существуют.

– Чем отличаются существующие методики оценки инновационного потенциала?

– Оценка инновационного потенциала – это всегда интегральная системная характеристика. Она учитывает инновационную восприимчивость, активность и конкурентоспособность предприятия или интегрированной структуры.

Различают три основных подхода к оценке инновационного потенциала. Функциональный подход рассматривает различные функциональные составляющие структуры: финансовую, кадровую, материально-техническую, организационно-управленческую, рыночную и другие. Структурный подход основан на оценке инновационного потенциала каждого предприятия, входящего в состав интегрированной промышленной структуры. Проектный подход предполагает, что потенциал определяется успешностью освоения инновационных проектов.

Введение санкций, девальвация рубля, экономический кризис – все это составляет риски для экономики компании, но практически не влияет на ее инновационный потенциал

Для количественной оценки инновационного потенциала важно определить набор показателей. Состав этих оценочных показателей по различным признакам можно считать ключевым для создания адекватной и правильной системы оценки. Существующие отраслевые или научно-исследовательские методики отличаются по количеству и составу групп этих показателей, обоснованию их выбора, количества показателей в каждой группе и так далее.

Например, Комиссия Европейских сообществ предлагает систему инновационных показателей, которая содержит 16 индикаторов, разделенных на четыре группы: человеческие ресурсы, генерация новых знаний, трансфер и использование знаний, финансирование инноваций и результат.

В методике оценки инновационного потенциала мы рассматриваем деятельность предприятий с точки зрения имеющихся ресурсов: структура, управление, персонал, финансы и прочие. Каждый ресурс описывается набором показателей. В нашем подходе использовалось около 60, объединенных в шесть групп. На основании совокупных данных всех групп выводится интегральный показатель, который изменяется от 0 до 1 и позволяет судить о степени инновационного потенциала предприятия или инте­грированной структуры: очень высокая степень – 0,7–1,0, высокая – 0,5–0,7, средняя – 0,3–0,5, низкая – 0,1–0,3.

– Какой практический смысл несет такая информация?

– Для предприятий это возможность оценить свое положение относительно других компаний в понятной системе координат, сравнить себя с лидером отрасли. Для комитетов и ведомств, принимающих законодательные решения, это реальная оценка предприятий, без учета лоббирования или других факторов влияния.

Количественные показатели делают картину более объективной и беспристрастной и позволяют предпринимать верные шаги. Это может оказаться очень полезным для разработки региональных и федеральных планов социально-экономического развития, формирования промышленной политики, принятия решения по финансированию того или иного направления, оказания поддержки предприятиям.

– Есть утверждение, что иерархическая структура крупной корпорации в отличие от малых или средних предприятий сама по себе мало простимулирована к рискам, которые присущи инновационной деятельности. Поэтому для корпоративных инноваций важна роль предпринимателей-инноваторов, таких как Мартин Виссманн, Ричард Брэнсон

– Да, но даже эту составляющую деятельности крупной корпорации тоже можно просчитать и учесть как дополнительный ресурс в интегральном показателе! Конечно, личная активность предпринимателя – это не стандартный вид деятельности, который можно оценить по таким регламентированным экономическим критериям, как объем выпущенной продукции или величина прибыли.

Но личность предпринимателя с его предпочтениями, интересами, образом жизни в ее публичном восприятии самым тесным образом связана с имиджем предприятия. Мы зачастую проецируем наше представление о главе корпорации на деятельность компании. Почему бы не подойти к вопросу роли предпринимателя как к количественной оценке имиджа его компании?


Есть связь между экономическими вызовами и научно-техническим развитием предприятий
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

Достаточно взять группу экспертов, заполнить с их помощью анкеты с определенными данными, которые оценивались бы по 10-балльной шкале, вывести общий показатель имиджа… Такие методики опросов и обработки данных хорошо известны и отработаны в исследовательской практике. Поэтому даже малоформализованные идеи и понятия поддаются на экспертном уровне определению и оценкам, которые можно преобразовать в количественные данные.

– Как вы считаете, существуют ли сегодня, в условиях экономических и технологических санкций, риски для компаний или интегрированных структур в реализации их инновационного потенциала?

– В принципе санкции и связанные с ними последствия на состояние инновационного потенциала предприятия непосредственно никак не влияют. Но связь научно-технического развития предприятий с современными экономическими вызовами есть.

По моему мнению, введение санкций как раз дает шанс предприятиям реализовать свой потенциал, так как трудности нынешнего периода в экономике заставляют их рассчитывать только на собственные силы и активно искать свое место на изменившемся рынке. Для этого надо разрабатывать и выпускать новую для себя и для рынка продукцию, искать иные логистические схемы поставок, устанавливать контакты с другими потребителями, ориентироваться на новых поставщиков комплектующих изделий или самим наладить их производство.

Подобная активность приводит к тому, что предприятие обязательно начинает производить и внедрять что-то новое и тем самым в большей степени сможет задействовать потенциальные возможности. То есть для предприятия успешность в решении проблем по выходу из кризиса и устойчивому посткризисному развитию во многом определяется тем, насколько оно сможет обеспечить свои текущие задачи за счет инновационного потенциала.

– Можно ли привести пример практического применения методики?

– Более года тому назад мы просчитали потенциал судостроительного кластера Санкт-Петербурга, опираясь на имеющиеся открытые данные, и получили достаточно высокий интегральный показатель. И насколько я могу судить по результатам расчетов, практическому опыту взаимодействия с промышленными предприятиями и тем проектам, в которых участвует Политехнический университет, машиностроительные предприятия города обладают достаточно высоким инновационным потенциалом. Другое дело, что масштабы его применения зависят не только от собственных планов предприятия.

Беседовала Татьяна Рейтер

В печатной версии название материала – “Поверить алгеброй” (журнал “Промышленно-строительное обозрение”, № 166, октябрь, 2015 г.)

© rifma-k-slovu.ru, 2024
Rifmakslovu - Образовательный портал