Балерина малика сабирова была визитной карточкой советского таджикистана. Восток — дело тонкое Семья Малики не смогла пока принять ее дочь Самиру

17.09.2023

Малика́ Абдурахи́мовна Саби́рова (22 мая 1942, Сталинабад, Таджикская ССР, СССР — 27 февраля 1982, там же) — советская таджикская балерина, прима-балерина Таджикского государственного театра оперы и балета имени С. Айни. Народная артистка СССР (1974).

Малика Сабирова родилась в семье Абдурахима Джалиловича Сабирова — флейтиста, служившего в оркестрах Таджикской филармонии и Театра оперы и балета имени С. Айни. Её мать — Мадина Григорьевна работала регистратором в поликлинике. С детства девочка увлекалась балетом и с отцом посещала оперный театр. В июне 1952 года узнав о наборе в балетное училище, она сама пришла на просмотр в Министерство культуры Таджикистана. Педагоги Ленинградского хореографического училища, набиравшего таджикскую группу, Надежда Базарова и Варвара Мей отметили одарённую девочку. Осенью того же года родители отправили её в Ленинград с сотрудницей Министерства культуры Таджикской ССР.

В училище педагогами Малики были легендарные учителя — Надежда Базарова, Вера Костровицкая, Александра Блатова, Елена Ширипина и Борис Шавров. Ученицей она танцевала партии Маши-девочки (1954) и Маши-принцессы (1960) в балете Василия Вайнонена «Щелкунчик» на сцене Ленинградского театра имени Кирова.



В 1961 году она окончила училище и с 9 июля 1961 года начала работать в Таджикском государственном театре оперы и балета имени С. Айни, где дебютировала 16 сентября на отчётном концерте таджикской группы выпускников Ленинградского хореографического училища. В первый же сезон работы она начала исполнять сольные и ведущие партии. В мае 1964 года балерина прошла отборочный тур перед первым Международным конкурсом артистов балета в Варне. Подготовка к конкурсу проходила в Большом театре, где с Маликой Сабировой начали работать Асаф Мессерер и Галина Уланова. Сотрудничество с ними продолжилось и после конкурса — Сабирова много раз приезжала в Москву и репетировала с Мессерером и Улановой.



В 1965 году гастролировала с труппой Большого театра в Великобритании и Ирландии, где её партнёрами стали Владимир Васильев, Борис Хохлов и Виктор Тихонов. В 1966 году — с группой солистов Большого и Кировского театров в Индии и Японии (партнёр — Никита Долгушин). В дальнейшем она выступала уже со своим постоянным партнёром Музаффаром Бурхановым. Неоднократно гастролировала в Москве — с Таджикским государственным театром оперы и балета и с сольными концертами, также принимала участие в гала-концертах звёзд балета.



Умерла утром 27 февраля 1982 года от рака лёгких. Похоронена в костюме Жизели на мемориальном кладбище в парке посёлка Лучоб в Таджикистане.

Семья

Муж — Музаффар Бурханов (р. 1941), солист балета Таджикского государственного театра оперы и балета имени С. Айни

письмо для Малики Каландаровой
Здравствуйте, редакторы программы Пусть говорят. Прошу Вас передать вот эту притчу Маликие Каландаровой, а
она пусть прочтет ее своему мужу и старшему сыну.

Один правоверный пришёл как-то к к пророку Элиасу. Его очень волновало, что такое ад и рай, потому что он хотел
жить праведно.

Где ад и где рай?

С этим вопросом человек обратился к пророку, но Элиас не ответил. Он взял вопрошавшего за руку и повёл
тёмными переулками во дворец. Через железные врата они вошли в большой зал со множеством народа, бедными
и богатыми, в лохмотьях и драгоценных одеяниях. Посреди зала стоял на огне огромный котёл, в нём кипел суп. От
варева шёл приятный запах по всему залу. Вокруг котла толпились люди с впалыми щеками и бессмысленными
глазами, стараясь получить свою порцию супа.

Спутник пророка Элиаса поразился, когда увидел у них в руках по ложке, величиной с них самих. Вся ложка была из
металла, раскалённая от супа, и лишь на самом конце черенка имелась деревянная ручка. С жадностью голодные
люди тыкали своими ложками в котле. Каждый хотел получить свою долю, но никому это не удавалось. Они с трудом
вытаскивали тяжёлые ложки из супа, но так как те были слишком длинными, то и сильнейшие не могли отправить
их в рот. Слишком ретивые обжигали руки и лицо и, охваченные жадностью, обливали супом плечи соседей. С
руганью они набрасывались друг на друга и дрались теми же ложками, которыми могли бы утолить голод.

Пророк Элиас взял своего спутника за руку и сказал: «Вот это - ад»

Они покинули зал и вскоре уже не слышали адских воплей. После долгих странствий по тёмным коридорам они
вошли в другой зал. Здесь тоже было много людей, сидящих вокруг. Посреди зала стоял котёл с кипящим супом. У
каждого было по такой же громадной ложке в руке, какие Элиас и его спутник уже видели в аду. Но люди были
упитанными, в зале слышались лишь тихие довольные голоса и звуки окунаемых ложек. Люди подходили парами.
Один окунал ложку и кормил другого. Если для кого-нибудь ложка оказывалась слишком тяжёлой, то сразу же
другая пара помогала своими ложками, так что каждый мог спокойно есть. Как только насыщался один, его место
занимал другой.

Пророк Элиас сказал своему спутнику: «А вот это - рай!»

P.S.: «Ад» - это работа рядом друг с другом, но против друг друга; каждый - только за себя самого и против других.
«Рай», напротив, предполагает готовность вступать в позитивные отношения с другими. Обе группы - люди в раю и
люди в аду - имеют одинаковые или похожие проблемы. Но живут ли они в раю или в аду, зависит от того, как они
эти проблемы пытаются решить. Рай и ад - в нас самих. Мы имеем возможность выбирать!

В семье Народной артистки СССР Малики Калонтаровой необычно всё. Начну с того, что у нее есть и другое имя, данное ей родителями при рождении – Мазал. Ибо она еврейка. Когда в 90-х годах я в Нью-Йорке сделал с ней интервью, то назвал его «Мазал – по-еврейски счастье».

Даже фамилия Малики пишется по-разному: то Калонтарова, то Калондарова. У ее мужа, Заслуженного артиста Таджикистана, играющего на дойре, имя Исаак, но все его знают как Ильяса Гулькарова. Ну, а младшего сына Малики и Ильяса, известного танцора Артура, и вообще сегодня зовут Самира. Потому что он уже не парень, а… девушка. Если хотите – женщина. Кажется, это первый случай в Средней Азии, когда человек поменял пол.
Но всё с начала…
Звезда Востока, как её называли, Народная артистка СССР, блистательная Малика Калонтарова прославилась своими танцами. Ей рукоплескали во всех странах, где она выступала. В 34 года она становится Народной артисткой СССР. По приглашению Игоря Моисеева Малика солирует в его знаменитом на весь мир ансамбле. Без нее не проходят правительственные концерты. В начале 90-х годов, спасаясь от среднеазиатских катаклизмов тех лет, артистка с семьей переезжает из родного Душанбе в Соединенные Штаты.
В Нью-Йорке она основывает школу танцев, которая вскоре становится известной на всем континенте. Естественно, что звездой в театре стал ее сын Артурчик. Когда Махмуд Эсамбаев еще в Душанбе впервые увидел маленького танцора, он сказал: «Наконец-то у меня появился наследник». Прошло несколько лет. Артур стал блистать на сценах Европы и Америки, Азии и России. Говорят, сам Лужков подарил ему квартиру в Москве. Не знаю, вполне может быть.
Я не раз брал в Нью-Йорке интервью у Артура Гулькарова, с восторгом следил за его успехами. Меня, да и не только меня, завораживала его пластика и чувственность, необычные танцевальные па, энергетика и фуэте, бесконечные рискованные пируэты и… женственность…
Потом Артур исчез.
В конце апреля 1915-го года его мама Малика неожиданно появилась в передаче у Андрея Малахова «Пусть говорят». То, что там произошло, стало для всех шоком. Малика рассказала, что после своего первенца Марка она мечтала о девочке, но родился сын. «Он был странный, мой Артурчик. Еще в детстве он пытался меня убедить, что он не сын, а дочка. Да и дружил он в детстве только с девочками, надевал мои украшения, примерял мои платья.
Талант Артура был виден невооруженным глазом. Он много работал, изучал мои движения, с успехом выступал на подмостках – от Москвы до Лас-Вегаса. И в то же время я видела, что его что-то мучает. В конце концов, сын признался мне, что он не может носить свою мужскую оболочку, мол, правду не скроешь – она всё равно выйдет наружу. Ибо в душе он… девушка. И однажды сказал, что хочет изменить… пол. Иначе он наложит на себя руки...
– А сейчас к нам выйдет Самира, дочь Малики, – объявил Андрей. И все ахнули: в студию вошла красивая, стройная девушка. Она и продолжила рассказ Малики.
– Я несчастлив, – сказал я тогда маме. – Через год Артура не будет. Помоги мне, мама сделать операцию.
– Будь что будет – решила я, – но я буду со своим ребенком… Операций было две.
– Я устала жить двойной жизнью, – перебила ее Самира. – Я чувствовала себя девочкой, с ними и только с ними в детстве играла. Школа была для меня адом. Мальчишки надо мной смеялись. Когда однажды мой брат Марк забежал домой и позвал на улицу драться с мальчишками, я смертельно перепугалась, – признаётся девушка. – А потом и вообще бросила школу.
И Самира в студии смеётся и одновременно плачет: «Какое счастье, что рядом со мной была мама». И публика сопереживает ей.
А потом в студии показали ролик: Самира с мамой, а то и одна, идет по улицам Квинса и рассказывает, в каких магазинах она покупала туфли. Причем только на высоких каблуках.
– Я люблю высокие каблуки, – говорит она. В другом бутике Самира рассматривает платья и говорит, что всю жизнь любила блестящие платья. Да и вообще блестящие вещи. Самиру узнают, обнимаются с ней, дарят подарки. В том числе и молодые люди. И это в традиционной бухарской общине, где впору поступить как Тевье-молочник из мюзикла «Скрипач на крыше» – поднять к небу палец и закричать: «Традишн!!!»
– Не признал меня только папа, – продолжает Самира. – Он переживал, ему было перед всеми стыдно. Но и папа постепенно оттаял и даже стал здороваться. Еще год-другой – и он, наверное, со мной заговорит. А вот брат Марк и слышать обо мне не хочет. Но сегодня я счастлива, танцую в женском ансамбле. У меня есть друг, который во всем меня поддерживает…
…На прошлой неделе я встретил Самиру на Брайтоне. Увидев меня, она бросилась ко мне. Мы обнялись, и Самира познакомила меня со своим другом, симпатичным молодым американцем…
Мы с фотографом Колей Комиссаровым провели фотосессию. На прощание я сказал ей на ушко: «Будь счастлива, Самира».
– Буду, – серьезно ответила девушка.
Между прочим, сегодня у Самиры и новая фамилия – Мазал…

"Малика была визиткой Таджикистана". В Душанбе вспомнили выдающуюся советскую балерину
Манижа Курбанова

22 мая - день рождения выдающейся балерины, народной артистки СССР Малика Сабировой, чье имя вписано золотыми буквами в историю таджикского балета. В этот день, по уже состоявшейся традиции, в театре оперы и балета им. Айни прошел концерт мастеров балета в ее честь, а также в Музее выдающихся женщин Таджикистана 26 мая состоялся творческий вечер, куда собрались почитатели ее таланта.

Станцевать в честь балерины

В Академическом театре оперы и балета им. С. Айни прошел праздничный концерт солистов театра, посвященный памяти Малики Сабировой. Среди гостей были представители дипломатического корпуса и международных организаций, которые пришли насладиться изящным балетным искусством.

Молодые и талантливые артисты Фарангис Касымова, Мухаммад Азимзода, Асель Нилобекова, Умед Сангализода исполнили па-де-де из балета "Жизель" и "Дон Кихот", а также показали отрывки из балета "Лейли и Меджнун", которые в свое время исполняли Малика Сабирова и Музаффар Бурханов.

Между выступлениями артистов, на белом полотне были показаны отрывки из документального фильма Заура Дахте о Малике Сабировой, где она выступила в нескольких образах. Также был продемонстрирован отрывок из передачи телеканала "Культура" российского телевидения о жизни и творчестве балерины.

Билета на балет было не достать…

Вторым мероприятием, посвященным памяти звезды таджикского балета, стал творческий вечер Малики Сабировой, который прошел в минувшую субботу в Музее выдающихся женщин Таджикистана. Там собрались друзья, коллеги и почитатели таланта балерины, которые поделились своими воспоминаниями.

Заслуженная артистка Таджикистана, экс-министр культуры республики в советское время Тамара Абдушукурова рассказала о жизни и творчестве Малики Сабировой. А свое выступление она начала с известного стихотворения недавно ушедшего из жизни Народного поэта Таджикистана Мумина Каноата, для которого великая балерина была Музой:

"О лебедь белая, помедли, не прерывай чудесный стон,
Ведь ты уйдешь и только он, останется, как ослеп бледный…"

"Что может быть искреннее этих слов, в которых поэт передал свои переживания по поводу смерти балерины, ушедшей в расцвете сил, в неполные 40 лет?", - отметила Абдушукурова.

"Малика была очень трудолюбивой, она не могла отдыхать. Даже когда ездила в какой-нибудь санаторий или дом отдыха, она всегда умудрялась создавать там рабочую обстановку и репетировать. И даже когда будучи довольно известной, покорив весь мир своим талантом, она не переставала работать над собой", - отметила Тамара Махсумовна.

По ее словам, видя такое усердие балерины, труппа театра сконцентрировалась вокруг нее, стараясь дотянутся до планки, которую она представляла. И поэтому в период, когда балерина являлась примой таджикского балета, было не достать билет на тот или иной спектакль, так как зал театра был всегда полон.

Также Абдушукурова вспомнила последнее выступление балерины киноконцертного зале "Россия" в Москве.

"Там, в ноябре 1980 года собрались все звезды балета, - рассказала Тамара Абдушукурова. - Артисты выступали два вечера подряд, на этот концерт были приглашены иностранные гости и последний, завершающий номер организаторы решили отдать Малике, чтобы ее выступлением завершить вечера балета. И хотя в то время балерина уже болела, она блестяще выступила на сцене, не предназначенной для балетного танца, так как в Большом театре или в любом другом балетном, сцена была немного покатой. Малика понимала, что она должна выступить блестяще перед высокими гостями и хотя, ей было очень трудно, она это сделала. Кто мог подумать, что это был последний выход Малики на концерте такого масштаба?".

"Когда говорят о совершенстве, то вспоминают Малику Сабирову, ведь она смогла стать идеалом для многих танцовщиц. Она пришла из страны гор и унесла всех в поэтический мир прекрасного", - процитировала Абдушукурова цитату о великой балерине.

"Малика была визиткой Таджикистана"

Известный государственный и общественный деятель Гулджахон Бабасадыкова также поделилась своими личными воспоминаниями о Малике Сабировой. Она рассказала о человеческих качествах балерины.

"Я счастлива, что знала Малику Сабирову лично, что мы прожили те счастливые времена, когда она была рядом с нами, и мы могли видеть ее выступления воочию, а не на пленке. Через нее наши люди полюбили балет, и по праву, Малика была визиткой Таджикистана", – отметила Гулджахон Бабаевна, рассказывая о вкладе балерины в искусство Таджикистана.

Также Бабасадыкова вспомнила последние годы балерины, когда она решила уехать из Душанбе.

"Многие считают, что руководитель республики Джаббор Расулов занимался исключительно вопросами сельского хозяйства, не обращая внимания на искусство и культуру, - сказала она, - Но это не так. У Расулова был особый подход к каждой творческой личности. И когда он узнал, что Сабирова хочет навсегда уехать из республики, а ее приглашали на работу в Киргизию, Узбекистан, Россию, он вызвал ее на личную беседу, чтобы разобраться в проблемах, с которыми столкнулась балерина".

О Малике Сабировой рассказала и общественный деятель Майсара Калонова. Она вспомнила о времени, когда будучи секретарем райкома комсомола Центрального района, она однажды пригласила балерину на открытие молодежного клуба.

"Несмотря на свою занятость, Малика пришла на встречу с комсомольцами. Нашей радости не было предела. "Труд - это гений. Не все - гении, но мастером своего дела может стать каждый", отметила тогда Малика. И эти ее слова я вспоминаю до сих пор", - отметила Майсара Юлдашевна.

Земфира Казакова, заведующая кафедрой хореографии Таджикского института искусств им. М. Турсунзаде, которая работала и дружила с Маликой Сабировой, также поделилась своими воспоминаниями.

По ее словам, Малика имела много регалий, но никогда не проявляла высокомерия и была очень скромной. Она также вспомнила, что в ее доме можно было увидеть всех: знаменитых артистов, высоких чиновников и простых людей.

"Однажды Малика попросила занять беседой молодого человека, который пришел к ней в гости, - рассказала Земфира Закирджановна, - Позже я узнала, что это был Павел Слободкин, основатель и руководитель известного в то время ансамбля "Веселые ребята", в котором пела Пугачева. Казалось, Малику знали все".

"Когда она пришла на очередную встречу с избирателями в институт искусств, которым я руководила в то время, то никто не решался выступить первым перед нею, хотя готовились давно. Тогда великий мастер слова, непревзойденный актер Махмуджон Вахидов, вышел на сцену, где стояла Сабирова и, упав на колени прямо перед балериной, процитировал стихи "Ты и Вы" Пушкина:

"Пред ней задумчиво стою,
Свести очей с нее нет силы;
И говорю ей: как Вы милы!
И мыслю: как тебя… мы любим", - изменив после небольшой паузы концовку, сказал он, и весь зал зааплодировал! В протоколе мы все так и записали", - рассказала Тамара Абдушукурова.

Воспоминаний о великой артистке было много. В конце вечера известный кинооператор и фотохудожник Заур Дахте поделился своими видеозаписями.

Оказывается, он сопровождал артистку во многих ее гастролях по стране, снимая ее выступления на пленку. Своим богатым архивом кинодокументалист поделился с музеем и продемонстрировал собравшимся отрывки из концертов балерины, ее личные фотографии и кадры из фильма "Малика".

На творческом вечере с небольшим концертом выступили также студенты Национальной консерватории им. Талабшо Саттторова, которые исполнили классические музыкальные произведения, под сопровождения которых Малика Сабирова танцевала на сцене.

Собравшиеся еще раз подчеркнули выдающийся вклад балерины в таджикское искусство, тут также прозвучали предложения о том, чтобы найти средства на проведение международного конкурса или фестиваля балетного искусства имени Малики Сабировой, который бы в дальнейшем поднял престиж Таджикистана на международном уровне.

Гражданство:

СССР СССР

Профессия: Карьера:

1965 - наст. время

Награды:

Мазол (Малика) Яшуваевна Колонтарова (Каландарова) (тадж. Малика Қаландарова ; род. 2 сентября , Сталинабад , СССР) - советская таджикская танцовщица , актриса , педагог . Народная артистка СССР ().

Биография

Гастролировала с ансамблями по городам СССР и за рубежом: Афганистан , Япония , Испания , Турция , Индия и др.

Снималась в кино.

С 1993 года живёт и работает в Нью-Йорке (США). Продолжила свою танцевальную карьеру, открыв «Международную Школу танцев Малики» («Malika’s International Dance School»), где учит молодых девушек танцам.

Семья

Награды и звания

  • Заслуженная артистка Таджикской ССР ()
  • Народная артистка Таджикской ССР ()
  • Народная артистка СССР ()
  • Государственная премия Таджикской ССР им. Рудаки ()

Фильмография

  • - Зумрад - эпизод
  • - Жених и невеста - Гульнора
  • - Сказание о Рустаме - эпизод
  • - Ураган в долине - Гульчехра
  • - И еще одна ночь Шахерезады… - эпизод
  • - Новые сказки Шахерезады - эпизод
  • - Последняя ночь Шахерезады - эпизод
  • - Шерали и Ойбарчин - эпизод

Напишите отзыв о статье "Колонтарова, Мазол Яшуваевна"

Примечания

Ссылки

  • (тадж.)
  • (тадж.)
  • (тадж.)

Отрывок, характеризующий Колонтарова, Мазол Яшуваевна

Пьер, сделавшись неожиданно богачом и графом Безухим, после недавнего одиночества и беззаботности, почувствовал себя до такой степени окруженным, занятым, что ему только в постели удавалось остаться одному с самим собою. Ему нужно было подписывать бумаги, ведаться с присутственными местами, о значении которых он не имел ясного понятия, спрашивать о чем то главного управляющего, ехать в подмосковное имение и принимать множество лиц, которые прежде не хотели и знать о его существовании, а теперь были бы обижены и огорчены, ежели бы он не захотел их видеть. Все эти разнообразные лица – деловые, родственники, знакомые – все были одинаково хорошо, ласково расположены к молодому наследнику; все они, очевидно и несомненно, были убеждены в высоких достоинствах Пьера. Беспрестанно он слышал слова: «С вашей необыкновенной добротой» или «при вашем прекрасном сердце», или «вы сами так чисты, граф…» или «ежели бы он был так умен, как вы» и т. п., так что он искренно начинал верить своей необыкновенной доброте и своему необыкновенному уму, тем более, что и всегда, в глубине души, ему казалось, что он действительно очень добр и очень умен. Даже люди, прежде бывшие злыми и очевидно враждебными, делались с ним нежными и любящими. Столь сердитая старшая из княжен, с длинной талией, с приглаженными, как у куклы, волосами, после похорон пришла в комнату Пьера. Опуская глаза и беспрестанно вспыхивая, она сказала ему, что очень жалеет о бывших между ними недоразумениях и что теперь не чувствует себя вправе ничего просить, разве только позволения, после постигшего ее удара, остаться на несколько недель в доме, который она так любила и где столько принесла жертв. Она не могла удержаться и заплакала при этих словах. Растроганный тем, что эта статуеобразная княжна могла так измениться, Пьер взял ее за руку и просил извинения, сам не зная, за что. С этого дня княжна начала вязать полосатый шарф для Пьера и совершенно изменилась к нему.
– Сделай это для нее, mon cher; всё таки она много пострадала от покойника, – сказал ему князь Василий, давая подписать какую то бумагу в пользу княжны.
Князь Василий решил, что эту кость, вексель в 30 т., надо было всё таки бросить бедной княжне с тем, чтобы ей не могло притти в голову толковать об участии князя Василия в деле мозаикового портфеля. Пьер подписал вексель, и с тех пор княжна стала еще добрее. Младшие сестры стали также ласковы к нему, в особенности самая младшая, хорошенькая, с родинкой, часто смущала Пьера своими улыбками и смущением при виде его.
Пьеру так естественно казалось, что все его любят, так казалось бы неестественно, ежели бы кто нибудь не полюбил его, что он не мог не верить в искренность людей, окружавших его. Притом ему не было времени спрашивать себя об искренности или неискренности этих людей. Ему постоянно было некогда, он постоянно чувствовал себя в состоянии кроткого и веселого опьянения. Он чувствовал себя центром какого то важного общего движения; чувствовал, что от него что то постоянно ожидается; что, не сделай он того, он огорчит многих и лишит их ожидаемого, а сделай то то и то то, всё будет хорошо, – и он делал то, что требовали от него, но это что то хорошее всё оставалось впереди.
© rifma-k-slovu.ru, 2024
Rifmakslovu - Образовательный портал