Биография. Г.в.носовский, а.т.фоменко царь славян

19.08.2023

Андроник I Комнин фотография

Он родился в начале XII века в государстве, которого уже пятьсот лет нет на географических картах. Византия близилась к закату, но тогда об этом еще никто не думал. Блистал императорский двор, войска одерживали победу за победой, незыблемо стояли твердыни греческих крепостей, на весь мир гремела слава столицы - Константинополя.

Андроник был ненамного моложе своего двоюродного брата Мануила Комнина (сына императора Иоанна II), воспитывался вместе с ним, и окружающие не раз замечали, что остроумный красавец Андроник кое в чем превосходит царевича. Со временем Андроник завоевал симпатии всего столичного общества, удивляя всех красноречием, силой, ловкостью и так высоко ценившимся тогда умением владеть оружием. Современник писал, что он был прекрасно сложен и имел привлекательную внешность. "Стан у него был пышный, рост величественный, лицо, даже в глубокой старости, моложавое. Он был необычайно здоровый человек, потому что чуждался изысканных лакомств, не был ни обжора, ни пьяница".

Страстью Андроника были любовные похождения, и мало кто мог сравниться с ним на этом поприще. За связь с племянницей Мануила, ставшего императором (и за подозрительные политические интриги с венграми) он был смещен с поста сербского наместника и угодил в башню Анемы - самую страшную тюрьму Константинополя. Андроник провел в тюрьме несколько лет, но сложа руки не сидел - прокопал в полу ход до старого акведука. Тот оказался наглухо завален, и бежать этим путем было нельзя. Однако Андроник остался в своем укрытии, замаскировал лаз и стал ждать, что же будет дальше. Обнаружив исчезновение узника, Мануил приказал перекрыть порт и все выходы из столицы, а в тюрьму, в ту же самую камеру, поместить жену беглеца - как предполагаемую соучастницу. Ее и обнаружил Андроник, когда спустя какое-то время вылез обратно. Он прожил в камере еще несколько дней, а когда выдался случай (судя по всему, женщину охраняли нестрого), убежал. Однако уже в Малой Азии его опознали, схватили и привезли в Константинополь. Он провел в темнице еще шесть лет, но вновь сумел совершить побег. Случилось это так. Андроник уговорил начальство дать ему слугу (как-никак узник царского рода!). Тот ухитрился подделать ключи от дверей камеры хозяина и передать ему в амфоре с вином длинную веревку. Пасмурным вечером Андроник, как был, в кандалах, выбрался за стену Большого императорского дворца и помчался по берегу к лодке, в которой его ждали. Однако Андроника заметила дворцовая стража. И тут ему пришла в голову гениальная мысль. "Я несчастный раб, бежал от хозяина! - завопил он на ломаном греческом. - Он там, вон в той лодке. Только не выдавайте, он меня прибьет!" На что стражники, надеясь на магарыч, со смехом сами потащили его к лодке. На этот раз Андроник направился не на восток, а на север. Близ имперской границы его вновь опознали и схватили. Но сообразительность выручила Андроника и в этот раз. Он притворился, будто у него понос, и начал постоянно просить остановиться, чтобы оправиться. В конце концов солдатам надоело бегать за ним в кусты и они стали смотреть издали. Это и было нужно Андронику - вечером он, отойдя в очередной раз, надел свой плащ и шляпу на палку, опустился на землю, отполз в кусты и удрал. Подождав несколько минут, солдаты обнаружили обман, но дело было в лесу, и Андроника не поймали. Он сумел добраться до русского князя Ярослава Осмомысла Галицкого, поступил к нему на службу и вскоре стал его близким товарищем.

"Несмотря на союз с императором, - писал Н. М. Карамзин в "Истории государства Российского", - галицкий князь дружески принял врага Мануйлова, Андроника Комнина, сына Исаакиева, бежавшего из темницы константинопольской, и дал ему в удел несколько городов. Андроник, как пишут византийские историки, всегда ездил на охоту с Ярославом, присутствовал в его совете государственном, жил во дворце, обедал за столом княжеским и собирал для себя войско. Изъявив неудовольствие Ярославу, Мануил прислал наконец в Галич двух митрополитов, которые уговорили Андроника возвратиться в Царьград: епископ галицкий, Козьма, и бояре Ярославовы с честию проводили его за границу".

Андроник вернулся в Византию, лишь получив от императора гарантии безопасности. Он храбро сражался в войне с венграми и вернул себе расположение Мануила I, однако козней против царственного кузена не прекращал. Императору пришлось отправить его в ссылку, наместником далекой Киликии. Страшась обвинений в предательстве (вполне вероятно, не лишенных основания), Андроник снова покинул империю. Теперь он укрылся в Антиохии, у крестоносцев, но ненадолго: соблазнил дочь князя и бросил. Пришлось перебираться в Иерусалим. Король крестоносцев Амальрих отнесся к опальному Комнину благосклонно, даже дал в лен город Верит (современный Бейрут). Андроник отличился и здесь - совратил знатную даму, вдову прежнего иерусалимского короля Балдуина III Феодору, и, прихватив безумно влюбленную женщину с собой, вновь отправился в скитания, еще дальше, к мусульманам, так как Мануил I добивался его выдачи и ослепления. За десять лет он побывал во всех крупных городах Ближнего Востока и наконец обосновался в пограничном с Византией замке. Набрав дружину головорезов, кузен ромейского василевса занялся разбоем и в короткий срок сделался грозой купеческих караванов. Константинопольский патриарх отлучил его от церкви. Карательные экспедиции против непокорного родича попортили Мануилу I немало крови, пока в одном из походов византийцы не захватили Феодору и ее детей от Андроника. Тот сдался Мануилу и со слезами на глазах (а в деле притворства он был великий мастер) валялся в ногах у императора, умоляя о снисхождении. "Блудного брата" Мануил простил и на этот раз, но из Константинополя отправил, поручив управление богатым городом Энеем в Пафлагонии. Восторженно встреченный жителями, недовольными Мануилом, Андроник стал вождем греческой оппозиции. Император скрепя сердце терпел рост влияния кузена, но потребовал от него принести клятву на верность наследнику Алексею.

После смерти Мануила власть в стране получила мать номинального императора Алексея католичка ("латинянка", как звали таких в Византии) Мария. Многие греки были недовольны. Андроник это почувствовал, и весной 1182 года пафлагонские войска двинулись на Константинополь. По пути армия Андроника росла - к ней присоединялись жители восточных провинций. Они приветствовали приход Комнина, освободителя от засилья "латинян". Одно имя Андроника вызывало в столице ликование, про его достоинства народ слагал восторженные песни. Посланные для борьбы с мятежом войска переметнулись на сторону восставших.

В апреле 1183 года Андроник торжественно въехал в Константинополь. Посетив гробницу Мануила I, с которым он всю жизнь враждовал, Андроник рыдал, с его сыном Алексеем II обходился подчеркнуто вежливо, называя себя "недостойным советником" юного государя. Наконец, почувствовав, что держит власть достаточно крепко, Андроник начал действовать открыто. В сентябре 1183 года его короновали как соправителя Алексея II, которого он тут же изолировал в одном из дворцов, а позже приказал убить. Сановников, выказавших недовольство действиями нового императора, объявили опасными бунтовщиками и приговорили к ослеплению. Непокорный патриарх Феодосий лишился кафедры.

Лучшие дня

Андроник принялся искоренять злоупотребления чиновников и знати. Должностные лица стали получать очень большое жалованье, но горе было проворовавшимся! Василевс устраивал над такими громкие процессы, посылая на казнь за малейшие злоупотребления властью. Предупреждая лихоимцев, он слал угрозы провинциальным наместникам: "Что вы обижаете подданных, и еще живете, это и Богу неугодно, и мне, его рабу, несносно". "Он до такой степени обуздал хищничество вельмож и так стеснил руки, жадные до чужого, что в его царствование население во многих районах увеличилось... От одного имени Андроника, как от волшебного заклинания, разбегались алчные сборщики податей; оно было страшным пугалом для всех, кто требовал сверх должного, от него цепенели и опускались руки, привыкшие только брать", - писал современник событий историк Никита Хониат. Андроник I быстро укрепил захиревшую было в предыдущие годы экономику империи. Простой народ ликовал, приветствуя "своего" царя. Тонко чувствовавший настроение толпы император приказал в одной из церквей изобразить себя в крестьянской одежде, с косой в руках, попирающим Алексея II.

Недовольная знать стала поднимать против Андроника мятежи. Зимой 1184 года восстали восточные города. Во главе бунтовщиков встали аристократы. Император лично возглавил поход против них и организовал осаду взбунтовавшихся городов, проявляя незаурядную осведомленность и сноровку в изготовлении боевых машин. Победив, он учинил неслыханный террор против знати. "Неумолимый в наказаниях, - отмечал Никита Хониат, - он забавлялся несчастиями и страданиями ближних и, думая погибелью других утвердить свою власть... находил в том особое удовольствие". Сочетая свирепость с недюжинной энергией, он успел посадить на кол, сжечь, повесить, обезглавить или каким-нибудь другим жестоким образом казнить десятки аристократов.

Вскоре волна репрессий захлестнула и простых граждан. Теперь каждый мог ощутить на себе тяжелый нрав государя. В стране расплодились доносчики. По словам Хониата, "брат не смотрел на брата, и отец бросал сына, если так было угодно Андронику... Этот человек считал для себя тот день погибшим, когда он не захватил или не ослепил какого-нибудь вельможу, или кого-нибудь не обругал, или, по крайней мере, не устрашил грозным взглядом и диким выражением гнева".

Ненависть граждан вызывали и амурные забавы императора - он без зазрения совести затаскивал к себе в постель любую понравившуюся женщину. В насмешку над страданиями мужей, не смевших возражать, он выставлял на столичном форуме рога убитых им на охоте оленей. Народ прозвал лысого царя Приапом. Казнив Алексея II, шестидесятилетний Андроник женился на его тринадцатилетней невесте Агнессе (правда, династические соображения благоприятствовали браку). По словам историка, во время своих загородных прогулок василевс "любил забираться, подобно зверям, в расщелины гор и прохладные рощи и водил за собой любовниц, как петух водит кур или козел - коз на пастбище".

Свирепая тирания Андроника отвратила от него тех, кто раньше его приветствовал, заставила забыть даже его заслуги, которых, по утверждению Никиты Хониата, у императора было немало: "Кратко сказать, если бы Андроник несколько сдерживал свою жестокость и не тотчас прибегал бы к раскаленному железу и мечу, если бы не осквернял постоянно свою царскую одежду каплями крови и не был неумолим в казнях (чем он заразился у народов, среди которых долго жил во время скитальчества), он был бы не последний между царями из рода Комнинов". Трудно дать однозначную оценку столь противоречивому человеку и государю. И Хониат пишет про Андроника, что тот, "будучи отчасти зверем, украшен был и лицом человеческим".

Падение царя подготовила внешняя агрессия. Осенью 1185 года сицилийские норманны взяли Фессалонику. Рассказы о действиях захватчиков будоражили столичных граждан. Варвары перерезали в Фессалонике множество греков, осквернили православные святыни. Дикари, у которых "один и тот же сосуд служил и урыльником, и кувшином для вина" (Хониат), мочились на иконы древних фессалоникийских храмов, горланили пьяные песни в их алтарях.

Андроник не почувствовал перемены настроений в Константинополе и, отдав распоряжение готовить войска к походу, удалился из столицы развлекаться. 12 сентября в результате почти стихийного переворота власть в Константинополе захватил Исаак II Ангел. Андроник со свойственной ему решительностью прорвался во дворец, надеясь организовать сопротивление, но восставший народ перебил немногочисленную варяжскую стражу василевса - его единственную опору в бушующем городе, - и тот скрылся, переодевшись русским купцом. Сев на корабль в сопровождении Агнессы (верный себе, он прихватил еще и любимую наложницу-флейтистку), Андроник I отплыл в Малую Азию. Буря задержала парусник, и посланная вдогонку Ангелом эскадра боевых кораблей захватила беглеца. Комнину отрубили кисть руки, выкололи глаз и бросили в темницу на несколько дней без воды и пищи. Затем его посадили на облезлого верблюда и под свист и проклятия толпы повезли голым по улицам. На Андроника посыпался град ударов. Особенно усердствовали мужья и родители женщин, с которыми тот спал.

Аристократ Никита Хониат с неодобрением вспоминал шельмование плебсом человека, два года носившего красные императорские сапоги: "Жалкое то было зрелище, исторгавшее ручьи слез из кротких глаз. Но глупые и наглые жители Константинополя, особенно колбасники и кожевники и все те, кто проводит целый день в мастерских, кое-как живя починкой сапог и с трудом добывая хлеб иголкою, сбежались на это зрелище, как слетаются весной мухи на молоко или сало, нисколько не подумав о том, что это человек, который недавно был царем и украшался царской диадемою, что его все прославляли как спасителя, приветствовали благожеланиями и поклонами и что они дали страшную клятву на верность и преданность ему. С бессмысленным гневом и в безотчетном увлечении они злодейски напали на Андроника, и не было зла, которого они не сделали ему; одни били его по голове палками, другие пачкали его ноздри калом, третьи, намочив губку скотскими и человеческими извержениями, выжимали ему их на лицо. Его и его родителей поносили срамными словами... Его кололи рожнами и бросали камни. Какая-то развратница вылила ему в лицо горшок с горячей водой..." На ипподроме Комнина подвесили за ноги к перекладине и принялись избивать еще яростнее. Латинские наемники кололи его в пах кинжалами и пробовали на теле императора свое искусство наносить удар мечом. Андроник оказался удивительно стоек и, не теряя сознания, повторял: "Господи, помилуй! Зачем же вы ломаете сломанный тростник!" Наконец он забился в агонии, и, когда в предсмертной конвульсии император поднес к лицу свою изуродованную палачом руку, на которой открылась рана, кто-то закричал: "Смотрите, он и перед смертью хочет напиться крови!"

После гибели Андроника I его не успевшие закрепиться реформы пошли прахом. Последняя возможность спасти великую Византию была упущена, империя начала быстро хиреть. А кризис, подстегнутый правлением не менее жестоких, но бездарных императоров из рода Ангелов, спустя два десятилетия поставил ромейскую державу на колени.

О Комнине
Евгений 12.07.2006 07:23:45

В книге Носовского "Царь Славян" этого правителя сопостовляют с Иисусом Христом. Рекомендую почитать

12 сентября 1185 года окончил свои дни (причём самым неприятным образом) византийский император Андроник I - последний Комнин из некогда славной династии.... Его биография настолько изобилует событиями, что у нас просто не хватит места пересказать их подробно… Начнём с того, что этот незаурядный человек отличался образованностью, красотой, силой, был выдающимся ходоком - и ещё бо́льшим интриганом. (По одной из версий, матерью Андроника была Ирина, дочь звенигородского князя Володаря… отец, само собой, известен точно - Исаак приходился сыном действующему императору, Алексею...) Впрочем, тот предпочтёт передать трон младшему, Иоанну… поначалу Исаак согласится - потом передумает…

…В конечном счёте, после целого ряда увлекательных событий (особо отметим - старший сын Исаака (и, соответственно - брат нашего героя; к слову, тоже Иоанн - в процессе перебежит к сельджукам, примет ислам, женится на султанской дочери - и, волей обстоятельств, станет предком будущего Мехмеда II … таким образом, в жилах покорителя Константинополя окажется толика крови Комнинов!.. Но мы отвлеклись). Пока же базилевсом становится кузен Андроника, Мануил, с которым он в детстве вместе воспитывался - и (как это бывает в таких случаях) - не очень-то ладил…

…Комнин с переменным успехом занимает ряд ответственных должностей - и постоянно изобретает способы, как устранить родственника, и занять его место - правда, безуспешно… В конце концов, Мануилу это надоест - и он прикажет посадить кузена в тюрьму. Тот умудрится сбежать - причём дважды!..

(История о первом бегстве станет легендарной: отсидев четыре года, Андроник случайно обнаружит в полу своей камеры проём; спрячется в него - и заложит сам себя сверху кирпичами. Его будут искать повсюду (долго и безуспешно) - а потом не придумают ничего лучше, чем посадить в ту же камеру жену мнимого беглеца. Так они и жили некоторое время (и даже успели зачать ребёнка!) - а потом стража расслабится, и хитроумный Андроник сбежит на самом деле… Правда, вскоре его поймают).

…Но Комнин сбежит снова!.. (На сей раз более прозаическим способом - с помощью слепка ключа и верёвки). Длительное время он странствует изгнанником - от Галицкого княжества до Иерусалимского королевства, и от Багдада и Дамаска - до Грузинского царства. В конце концов, Мануил умирает, оставив престол малолетнему сыну Алексею - и Андроник вступает в борьбу за власть…

…В то время в Византии процветало множество европейских (в первую очередь - итальянских) коммерсантов; прежние императоры им покровительствовали - а Андроник призовёт гнать взашей!.. Местная чернь с восторгом подхватит идею… шестьдесят тысяч иностранцев будут вырезаны - а их имущество, само собой, разграблено. Комнин становится сначала регентом, а потом соправителем - всё это время идут жесточайшие чистки среди теперь уже византийской знати. Целые семьи ссылались и ослеплялись - годы, проведённые в изгнании, ожесточили Андроника, и сделали его подозрительным. (Несовершеннолетнего императора Алексея II тоже удавят - чтобы не путался под ногами…)

…После двух лет такого правления случится бунт - и к власти придёт двоюродный брат Андроника, Исаак Ангел. Сверженный император будет мужественно, но безуспешно защищаться во главе своей варяжской гвардии - в конце концов, он попадёт в руки сторонников Исаака… они вырвут пленнику волосы, выбьют зубы, отрубят руку, выколют глаз - после чего отдадут толпе… 12 сентября 1185 года 67-летнего сверженного императора подвесят на ипподроме, и будут истязать весь день… говорят, он переносил мучения стоически, и только шептал: «Господи помилуй…»

PS: …Таков был печальный конец этого авантюриста, ставшего тираном - а его внуки найдут приют у знаменитой грузинской царицы Тамары… Впрочем, это - совсем другая история.

Напоследок. 12 сентября 1952 года родился Нил Эллвуд Пирт - барабанщик и автор текстов канадской команды «Rush»; многие считают его лучшим ударником за всю историю рока, и, право же - не без оснований!

1. КРАТКАЯ ЛЕТОПИСНАЯ БИОГРАФИЯ ИМПЕРАТОРА АНДРОНИКА.

Скалигеровско-романовская версия истории говорит следующее. В 1081 году византийским императором в босфорском Царь-Граде, основателем новой династии Комнинов, становится Алексей I Комнин. Последним императором этой династии и был Андроник Комнин, убитый в 1185 году.

Мы воспользуемся несколькими источниками, описывающими правление императора Андроника I Комнина, в частности, известной "Историей" Никиты Хониата (его еще называют Никитой Акоминатом) , . "История" Хониата считается основным и наиболее подробным источником о византийских событиях того времени .

В 1118 году Алексей I умирает и оставляет престол своему сыну Иоанну Комнину, который правил с 1118 по 1143 год. В 1143 году императором становится Мануил, сын Иоанна. Мануил правил достаточно долго, с 1143 по 1180 год. Вопрос о наследнике Мануила был не простым. У Мануила был сын Алексей II Комнин, которому он хотел передать престол и в конце концов передал. Но кроме того право на престол имел и Андроник Комнин, близкий родственник Мануила. Согласно родословной таблице Комнинов, приведенной в , с.380, Андроник Комнин был сыном Исаака Комнина, родного брата императора Иоанна. Таким образом, Андроник приходился Мануилу двоюродным братом по отцу, см. рис.2.1 .

При жизни Мануила, его двоюродный брат Андроник был явным соперником императорского сына Алексея. Как многие считали, именно к Андронику должен был перейти престол после смерти Мануила , с.257. Такое соперничество двух династических ветвей комниновского дома началось давно, поскольку еще Исаак, отец Андроника, соперничал с Иоанном - отцом Мануила. "Стремление к царствованию перешло к Андронику от отца как наследственное достояние" , с.292.

В результате Андроник был заточен "в башню Анемы - самую страшную тюрьму Константинополя. Просидев несколько лет, Андроник, благодаря своей исключительной смелости и сообразительности, совершил оттуда побег, был опознан, схвачен, вторично бежал и сумел добраться до русского князя Ярослава Осмомысла Галицкого" , с.257-258.

Затем Андроник несколько раз мирился и ссорился с Мануилом. Какое-то время он даже предводительствовал войсками Мануила, но затем ему пришлось снова бежать и он долгие годы провел в изгнании. Андроник побывал во многих странах, был в Иерусалиме, Багдаде, Иконии, Дамаске , с.258. Но особенно тесными были его связи со скифами, то есть с Русью. Царь-градские летописи обвиняют его в пристрастии к скифским обычаям, к скифам. Как сообщает Никита Хониат, перед смертью Андроник пытался переправиться к тавроскифам, то есть на Русь: "Предположил же он бежать к тавроскифам, потому что все римские области, равно как и владения других народов, считал для себя не безопасными" , с.355. С.Б.Дашков именует скифскую охрану Андроника "варяжской" , с.261. Никита Хониат говорит: "Он (Андроник - Авт.) имел при себе немало телохранителей, притом всех варваров... которые... по большей части нисколько не понимали греческого языка" , с.331.

В то же время Андроник, как считается, не любил "латинян" , с.258. Более того, придя к власти, "Андроник объявил войну находящимся в Константинополе латинянам" , с.264.

После смерти Мануила в 1180 году власть перешла к его молодому сыну Алексею. Но в Царь-Граде началась смута: знать и горожане призвали на царство Андроника. Он в то время управлял городом Эней в Пафлагонии, не так далеко от Царь-Града , с.258.

<<Весной 1182 года пафлагонские войска двинулись на столицу. По пути армия Андроника обрастала как снежный ком жителями восточных провинций, приветствовавшими приход Комнина, освободителя от засилия "латинян". Одно имя Андроника вызывало в столице ликование, про его достоинства народ слагал восторженные песни. Посланный для организации борьбы с мятежом константинопольский сановник Андроник Ангел переметнулся на сторону восставших... Андроник Комнин долго не вступал в столицу, выжидая удобный момент... Лишь в апреле 1183 года... Андроник торжественно въехал в Константинополь>> , с.258-259.

Став императором, "Андроник существенно ограничил расходы двора... и принялся решительно искоренять злоупотребления чиновников и знати" , с.259. По этому поводу Никита Хониат (относящийся, кстати, крайне отрицательно к Андронику) пишет следующее: "Он помогал бедным подданным щедрыми подаяниями... Он до такой степени обуздал хищничество вельмож и так стеснил руки, жадные до чужого, что в его царствование населенность во многих областях увеличилась... Кто отдал КЕСАРЕВА КЕСАРЕВИ (опять евангельское выражение - Авт.), с того никто больше не спрашивал, у того не отнимали, как бывало прежде, и последней рубашки... От одного имени Андроника... разбегались алчные сборщики податей; оно было страшным пугалом для всех, кто требовал сверх должного, от него цепенели и опускались руки, которые прежде привыкли только брать... Он не продавал общественных должностей... но предоставлял их даром и лицам избранным" , с.333-334.

Знать, в том числе и ближайшие родственники Андроника, были, естественно, недовольны. Они считали, что он обижает знатных, требуя равенства всех перед законом. "Недовольная знать стала поднимать против Андроника мятежи" , с.259. Никита Хониат, выражающий точку зрения противников Андроника, не жалеет темных красок, описывая правление Андроника как "действия зверя", см. подробности ниже. С.Б.Дашков пишет: "Император организовал неслыханный доселе террор против знати" , с.260.

В конце концов, когда Андроник находился в своей загородной резиденции, в Царь-Граде вспыхнул мятеж в пользу Исаака Ангела, одного из приближенных Андроника и его дальнего родственника (роды Ангелов и Комнинов были родственными). Андроник попытался подавить восстание и лично прибыл в столицу. Однако ему это не удалось. Тогда Андроник, вместе с немногими приближенными, попытался бежать на Русь. Но страшная буря, захватившая его корабль в Черном море, помешала спасению. Посланная за ним погоня схватила императора и привезла к Царь-Град.

Андроника замучали, а затем всенародно казнили на ипподроме. Описание его мучений и казни поразительно напоминают евангельский рассказ о Страстях и распятии Христа , с.356-358.

Тело Андроника было взято "некими людьми". Затем у Никиты Хониата следует странная фраза: "Они взяли оттуда труп Андроника и положили его в одном низменном месте... ЗДЕСЬ И ДОСЕЛЕ ЖЕЛАЮЩИЕ МОГУТ ВИДЕТЬ ЕГО; СОСТАВ ЕГО ЕЩЕ НЕ СОВСЕМ РАЗЛОЖИЛСЯ" , с.360. Надо сказать, что труд "История" Никиты Хониата доведен до 1206 года. Поэтому слова о том, что "состав его еще не совсем разложился" на протяжении по крайней мере двух десятков лет, выглядят весьма странно. Здесь Хониат либо хотел что-то скрыть, либо поздний переписчик-редактор чего-то не понял.

Наш анализ "летописной биографии" Андроника будет опираться, в частности, на известную "Историю" Никиты Хониата. Забегая вперед, сразу скажем, что из обнаруженных нами фактов следует, что Хониат, по-видимому, переписывал или редактировал какой-то старый текст, близкий к Евангелиям. Может быть, не сами Евангелия, но некую книгу, рассказывавшую о евангельских событиях XII века.

Но прежде всего напомним читателю евангельский рассказ.

2. ПОДРОБНЫЙ РАССКАЗ О ЕВАНГЕЛЬСКИХ СОБЫТИЯХ ПО СТАРИННОЙ КНИГЕ "СТРАСТИ ХРИСТОВЫ".

Сегодня основным источником сведений о евангельских событиях считаются четыре канонических Евангелия. Однако наряду с событийным костяком они много говорят собственно о христианском учении, перемежая события с притчами и поучениями. Кроме того, последовательность событий в разных Евангелиях иногда отличается. В качестве примера можно привести известную рассогласованность синоптиков, то есть Матфея, Марка, Луки, и евангелиста Иоанна относительно времени наступления иудейской Пасхи при распятии. Синодальный перевод евангелия от Иоанна говорит, что она наступила в субботу, а синоптики утверждают, что Христос ел пасху на Тайной Вечери уже в четверг. Конечно, эти сведения могут быть согласованы, но проблема - как это сделать - возникает. И сделать это, вообще говоря, можно по-разному. См. подробности далее.

В христианской литературе есть много книг, так или иначе описывающих евангельские события. Эти книги отнюдь не исчерпываются четырьмя каноническими Евангелиями. В частности, на Руси была известна книга под названием "Страсти Христовы", подробно описывающая последние дни (или месяцы) жизни Христа. Книга была широко известна и неоднократно переиздавалась в старообрядческих типографиях в XVIII-XX веках. Мы воспользовались переизданием 2001 года .

В книге "Страсти Христовы" евангельские события представлены в следующей последовательности.

2.1. ХРИСТОС ВОСКРЕШАЕТ ЛАЗАРЯ, КОТОРЫЙ СТАНОВИТСЯ АРХИЕРЕЕМ КИТАЙСКОГО ГОРОДА.

Книга начинается с рассказа о том, как Христос воскресил Лазаря, см. рис.2.2 и рис.2.3 . Впоследствии Лазарь стал архиереем "Китейского Града" , листы 4-7. Возникает естественный вопрос - что такое Китейский или Китайский Град? Вряд ли город находился на территории современного Китая. Ниже мы увидим, что, скорее всего, здесь имеется в виду Русь. Недаром в Москве до сих пор сохранилось название Китай-Город. В наших предыдущих исследованиях мы неоднократно говорили о том, что в старых хрониках "Китай" означал Русь, см. книгу "Империя", часть 2. Итак, Лазарь, воскрешенный Христом, становится впоследствии РУССКИМ АРХИЕРЕЕМ.

Апостолы легли спать, а Христос бодрствовал и "хождаша по ограду" , лист 52, то есть ходил по этому укреплению. Здесь слово "оград" еще яснее говорит, что речь шла не о саде, а именно об укреплении. Иуда знал это место и привел туда погоню. "Беззаконный же Июда ведяше оград той, понеже бо часто Исус со ученики своими прихождаша в той оград" , лист 52.

Когда погоня подошла к укреплению, Иисус увидел, как много идет народу, понял, что сопротивление бессмысленно и вышел навстречу. Христос "поиде ко апостолам и возбуди их, глаголя: восстание и видите, колик народ к нам идет, яти мя хотяще... и изыде из ограда и срети Июду и воинов жидовских" , лист 59.

2.9. ЖЕЛЕЗНАЯ ЦЕПЬ, ЗА КОТОРУЮ ВОЛОКУТ ХРИСТА.

Схватив Христа, воины связали ему руки и НАДЕЛИ НА ШЕЮ ЖЕЛЕЗНУЮ ЦЕПЬ. О ней упоминается несколько раз. В книге "Страсти Христовы" подробно описывается, как Христа волокли за железную цепь, надетую на шею. При этом сказано, что ему отбили руки и ноги и поэтому он не мог идти. "Воини же жидовстии вземше Исуса связавши руце ему пречистя, и шею Его святую возложиша цепь железную. И начаша бити Его немилостивно... И влечаху Его по земли цепию за шею, и вельми сурово биша Его, на месте том, и пречистыя руце и нозе Ему отбиша. Потом же возставиша Его на нозе, и поведоша чрез поток Кедрский. Сами убо они окаянии жидове идяху посуху, Исуса же пхаху в блато. Толико же биша Его, яко с великаго их биения не можаше из грязи изыти, они же влечаху Его цепию за шею, чрез поток Кедрский. Егда же извлекоша Его на сухое место, возложиша руки своя на Него... И приведоша Исуса ко двору Анны архиерея, понеже той Анна архиерей тесть Каиафе бяша: Каиафа же того лета церкви держа начальство. И тогда собрашеся множество жидов во двор Каиафин, прежде пришествия Христова, ждуще Исуса во двор той" , лист 63.

Это описание отсутствует в канонических Евангелиях. Оно весьма интересно. Во-первых, обращает на себя внимание ТОПКАЯ ГРЯЗЬ, по которой волокут Христа. Грязь названа болотом, а потом еще сказано, что Христос даже не мог сам из нее выбраться, поскольку был обессилен побоями. Спрашивается, можно ли было найти в окрестностях современного Иерусалима ТОПКУЮ БОЛОТИСТУЮ ГРЯЗЬ? Очень сомнительно. Современный Иерусалим, то есть Эль-Кудс, находится в пустыне, где воды крайне мало. Сегодня она поступает с помощью водонапорных станций, а в прежние времена там берегли каждую каплю. Поэтому там вряд ли могли быть сырые дороги, покрытые мокрой липкой грязью.

Кроме того, здесь интересно многократное упоминание о железной цепи, надетой на шею Христа. Подчеркивается, что за цепь его волокли по земле. Такая деталь отсутствует в Евангелиях. Однако она отчетливо проявляется в биографии императора Андроника, см. ниже.

На старинных изображениях Страстей Христа, иногда показано, что его волокут за веревку, обвязанную вокруг пояса, см., например, рис.2.9 . В то же время сохранилось много изображений (и как мы теперь понимаем, более правильных), где показано, что веревка была обвязана ВОКРУГ ШЕИ Христа, как и подчеркнуто в старинных текстах, см. рис.2.10 , рис.2.11 и рис.2.12 . Мы видим, что некоторые художники XIV-XVII века еще помнили, что Иисуса волокли на казнь за веревку или цепь ВОКРУГ ШЕИ. Найти изображений с отчетливо нарисованной именно ЖЕЛЕЗНОЙ ЦЕПЬЮ нам пока не удалось. Хотя, надо сказать, веревка и тонкая железная цепь могли изображаться весьма похоже.

Здесь мы пока прервемся. Перейдем к анализу соответствий между евангельским рассказом и биографией императора Андроника Комнина.

Совсем ещё недавно жители Константинополя собирались громадными толпами и приветствовали Андроника Комнина как своего спасителя. А теперь такие же громадные толпы тех же жителей были готовы разорвать свергнутого императора на кусочки. Мне трудно пересказывать истязания, которым константинопольская чернь подвергла Андроника Комнина, своего недавнего кумира, в последние часы его существования, поэтому я предоставлю слово Никите Хониату, который с презрением описывает поведение жителей столицы:

"С бессмысленным гневом и в безотчетном увлечении они злодейски напали на Андроника, и не было зла, которого бы не сделали ему. Одни били его по голове палками, другие пачкали ему ноздри помётом, третьи, намочив губку скотскими и человеческими извержениями, выжимали их ему на лицо. Некоторые поносили срамными словами его мать и отца, иные кололи его рожнами в бока, а люди, ещё более наглые, бросали в него камни и называли его бешеной собакой. А одна распутная и развратная женщина, схватив из кухни горшок с горячею водой, вылила ему на лицо. Словом, не было никого, кто бы не злодействовал над Андроником".
После такого “триумфального шествия” по улицам и площадям Константинополя Андроника привезли на Ипподром, стащили с паршивого верблюда и подвесили его за ноги к перекладине между двумя колоннами.
Удивительно, но Андроник, перенёсший столько страданий и мучений, всё ещё оставался в сознании и только время от времени произносил слова:
"Господи, помилуй!"
Иногда он обращался и к своим мучителям:
"За что вы так яритесь на сломанный тростник?"
Однако толпа на Ипподроме продолжала свои надругательства над телом Андроника Комнина:
"Между тем бессмысленнейшая чернь и после того, как его повесили за ноги, не оставила страдальца в покое и не пощадила его тела, но, разорвав рубашку, терзала его детородные члены. Один злодей вонзил ему длинный меч в горло до самых внутренностей. А некоторые из латинян со всего размаха всадили ему и в задние части ятаган и, став около него, наносили ему удары мечами, пробуя, чей меч острее и хвастая искусством удара".
Но всему на свете приходит конец, пришёл конец и мучениям Андроника:
"Наконец после такого множества мучений и страданий он с трудом испустил дух, причем болезненно протянул правую руку и провёл ею по устам, так что многие подумали, что он сосёт каплющую из неё ещё горячую кровь, так как рука недавно была отрублена".
Однако даже предсмертные судороги Андроника Комнина были встречены народом со смехом. Люди с издёвкой говорили, что Андроник до самой смерти жаждал человеческой крови. Исаак Ангел не только не разрешил перенести тело Андроника в церковь Сорока Мучеников, которую тот отстроил, он даже не позволил предать земле тело своего предшественника. Тело Андроника Комнина несколько дней провисело на верёвке, затем его сняли и бросили в каком-то закутке Ипподрома. Потом нашлись некие жалостливые люди, которые перенесли труп Андроника к Эфорову монастырю (что находился возле бань Зевксиппа) и бросили возле него в ров.
Никита Хониат (1155-1213), который был очевидцем этих событий, написал в своей "Хронике", что останки Андроника Комнина ещё можно было увидеть в его время. Стоит, правда, отметить, что в 1204 году после взятия Константинополя крестоносцами Хониат бежал в Никею. Вскоре после смерти Андроника Комнина широкое распространение получило предание о совместной поездке на лошадях императора Мануила с Андроником. Рассказывали, что проезжая мимо Ипподрома, Андроник указал императору на два столба, на которых он был потом подвешен, и сказал,
"что тут когда-нибудь будет висеть ромейский император после тяжких мучений, которым он подвергнется со стороны городских жителей".
Мануил на это ответил, что он-то, по крайней мере, сумеет избежать подобной участи.
Получается, что Андроник Комнин напророчил себе тяжёлую и мучительную смерть.
А что же было после его смерти?

Послесловие 1. Репрессии Исаака Ангела

Андроник Комнин не успел ещё испустить дух, а Исаак Ангел уже приказал выловить и умертвить всех потомков и родственников мужского пола свергнутого императора. И этот приказ был выполнен буквально за несколько дней.
Мануила Комнина, старшего сына Андроника схватили и ослепили, но проделали эту операцию с такой жестокостью, что от полученных увечий Мануил вскоре умер.
Иоанна Комнина, младшего сына Андроника от первого брака, и Алексея Комнина, сына Андроника от второго брака, убили сразу же при обнаружении.
Было убито несколько племянников, кузенов и даже побочных детей свергнутого императора. Но от ангеловских ищеек таинственным образом сумели ускользнуть малолетние дети Мануила Комнина, Алексей (1181-1222) и Давид (1184-1212). Исаак Ангел велел произвести тщательное расследование случившегося. Были разысканы, схвачены и подвергнуты пыткам все придворные Мануила Комнина, все слуги и няньки, но малышей отыскать так и не удалось. Через несколько лет дети Мануила объявились при дворе грузинской царицы Тамары (1166-1209). Почему в Грузии они нашли своё убежище? Дело в том, что Мануил Комнин был женат на грузинской принцессе Русудан, которая приходилась родной сестрой царице Тамаре.
После смерти Мануила Русудан позволили вернуться в Грузию, но никаких малышей при ней не было – за этим строго следили люди Исаака Ангела, сопровождавшие обоз принцессы до самой границы Империи.
Где несколько лет скрывались малыши, и кто их укрывал, рискуя жизнью, так и осталось тайной.
В 1204 году братья появились в Трапезунде, где и основали династию Великих Комнинов. Так на свете появилась Трапезундская империя, в которой Великие Комнины правили более 250 лет. Юная императрица Анна, ставшая в свои пятнадцать лет вдовой уже двух императоров, осталась жива, её никто не преследовал, и о её дальнейшей жизни я надеюсь написать отдельный очерк. Не следует думать, что репрессии затронули только императорскую семью. Нет, по всему Константинополю, а затем и по всей Империи, выискивали и убивали верных сторонников Андроника Комнина из числа придворных, чиновников, военачальников, доносчиков и пр. Естественно, что при этом не обходилось и без сведения личных счётов.

Послесловие 2. Война с сицилийцами

Хочется рассказать, чем же закончилась война с вторгшимися в империю сицилийцами.
Став императором, Исаак Комнин занялся и внешней политикой. Первым делом он послал надменное послание предводителям сицилийского войска, в котором говорил, что после низложения Андроника Комнина нет причин для войны между Империей и Сицилией, и поэтому, чтобы не навлечь на себя гнев нового императора, сицилийцам следует немедленно убираться домой. Граф Алдуин, предводитель сицилийского войска, ответил Исааку Ангелу, что его и его войско не страшит гнев человека, который ни разу не был в бою, а свой меч показывал только женщинам и придворным. Алдуин также посоветовал Исааку Ангелу снять с себя пурпурную мантию и отдать её более достойному человеку. Да, Исаак Ангел не был воином, но он сумел назначить хорошего военачальника, Алексея Врану, организовать дополнительный набор войска и повысить денежное содержание солдатам. Сицилийцы, тем временем, неспешно двигались к Константинополю. Их флот под командованием Танкреда, графа Лечче, вошёл в Мраморное море и стал на якоря у островов.
Сухопутная армия сицилийцев тремя колоннами двигалась к Константинополю, причём предводители войска проявляли удивительную расслабленность, находясь во вражеской стране. Но сицилийцы были убаюканы своей победой в Фессалониках и полным бездействием византийцев. Их колонны быстро стали разделяться на мелкие отряды для грабежа и добычи провианта. Часто на поиск приключений отправлялись даже отдельные солдаты, так что граф Алдуин почти полностью утратил управление своими войсками. Алексею Вране вскоре удалось сделать византийское войско боеспособным и выдвинуть его с гор навстречу сицилийцам. Быстрое истребление нескольких мелких отрядов противника воодушевило византийскую армию, которая сначала захватила Мосинополь, а потом, преследуя бежавшего противника, дошла до Амфиполиса.
Только здесь графу Алдуину и его военачальникам удалось собрать и выстроить своё войско. После этого граф Алдуин начал переговоры с Алексеем Враной и хотел заключить с ним соглашение, по которому сицилийцам предоставлялась бы возможность свободно вернуться домой. Врана заподозрил подвох со стороны сицилийцев и, не закончив переговоры, неожиданно напал на противника вечером 7 ноября 1185 года. Сицилийцы этого совершенно не ожидали, попытались оказать отчаянное сопротивление византийцам, но были наголову разбиты. Множество сицилийцев полегло на поле боя или утонуло в водах реки Стримон. В плен во время этого сражения византийцы почти никого не брали, сделав исключение только для графа Алдуина, Ричарда Ачерры, зятя Танкреда, и ещё нескольких офицеров. Уцелевшие сицилийцы бежали в Фессалоники, чтобы сесть на корабли, но разыгравшаяся буря помешала этим планам. Корабли не могли подойти близко к берегу, а маленькие лодки и плоты, на которых сицилийцы пытались добраться до кораблей, почти все утонули или разбились в щепки о камни. Все сицилийцы, встречавшиеся на улицах Фессалоник, были вырезаны византийцами, но особенной жестокостью отличился контингент аланов. Снова улицы города были завалены трупами. Впрочем, довольно большому количеству сицилийцев удалось найти временные укрытия, а потом они оказались в плену. Их долго содержали в подземных тюрьмах, и по этому поводу Вильгельм II даже сделал представление Исааку Ангелу.
Алексей Комнин, один из инициаторов похода сицилийцев, был схвачен и ослеплён. Танкред, граф Лечче, спокойно стоял со своим флотом близ Константинополя, его никто не тревожил, но, получив известие о разгроме сухопутных войск, он поднял якоря. В Геллеспонте сицилийцы разграбили и сожгли несколько поселений, но в Архипелаге сицилийский флот попал в сильнейший шторм. Много кораблей утонуло или было выброшено на берег, так что количество сициийских пленников значительно увеличилось. Считается, что всего в плену оказалось около четырёх тысяч сицилийцев. (Окончание следует)

И сын севастократора Исаака, А. К. уже в молодости пользовался известностью благодаря своей царственной внешности, незаурядной физической силе и остроумию. Многих возмущали его любовные похождения. Когда к этому добавилось подозрение в государственной измене, его двоюродный брат имп. Мануил I распорядился заключить А. К. в темницу, откуда тому через неск. лет удалось совершить невероятный по ловкости побег. После многочисленных приключений А. К. нашел убежище при дворе галицкого кн. Ярослава Владимировича Осмомысла , в 1165 г. он получил от Мануила гарантии безопасности и вернулся в К-поль. Однако уже через год, став дукой Киликии, А. К. вновь покинул пределы империи, отправившись на этот раз во владения крестоносцев. После новых скандальных похождений А. К. сблизился с Феодорой, вдовой иерусалимского кор. Балдуина III и племянницей Мануила, и, спасаясь от гнева последнего, вместе с ней вынужден был странствовать по Ближ. Востоку. В частности, А. К. был с большим почетом принят груз. царем Георгием III. Ок. 1178 г. беглец вновь был прощен Мануилом и отправлен в г. Эней, в Пафлагонию.

После смерти Мануила I, когда всеобщее возмущение политикой его вдовы Марии Антиохийской и ее фаворита протосеваста Алексея Комнина, правивших от имени малолетнего Алексея II , достигло предела, А. К., собрав отряды своих сторонников, двинулся на столицу и расположился лагерем на берегу Босфора. В апр. 1182 г. жители К-поля, подстрекаемые агентами А. К., подвергли разгрому и страшной резне лат. кварталы, жителей к-рых считали виновниками своих бедствий. После этого А. К., сопровождаемый всеобщим ликованием, торжественно вступил в К-поль. Первым делом он выразил покорность Алексею II и даже вторично короновал его, уверяя, что принял на себя бремя управления гос-вом с единственной целью помочь малолетнему василевсу. А. К. позаботился об устранении возможной оппозиции: по его приказу были тайно отравлены Мария, дочь Мануила I, и ее муж, кесарь Райнер Монферратский, хотя именно они были виднейшими противниками прежнего режима, подготовившими торжество А. К. Вслед за ними наступила очередь Марии Антиохийской, к-рую после публичного суда приговорили к смертной казни по обвинению в гос. измене. Почувствовав твердую почву под ногами, А. К. в нач. сент. 1183 г. короновался в качестве соимператора, а через неск. дней сделался единодержавным правителем, распорядившись задушить законного василевса. Невеста Алексея II Агнесса (в Православии Анна), дочь франц. кор. Людовика VII, к-рой не было еще и 11 лет, стала женой узурпатора, чья первая законная супруга к тому времени уже умерла.

А. К. прекратил практику продажи должностей и повел решительную борьбу с коррупцией, жестоко карая чиновников за злоупотребления властью. Было снижено налогообложение, что улучшило положение визант. провинции. Эту политику с восторгом приветствовал Афинский митр. Михаил Хониат . А. К. отменил т. н. береговое право, позволявшее жителям прибрежных областей грабить потерпевшие крушение корабли. Поддерживая свою репутацию «крестьянского царя», А. К. распорядился поместить в к-польском храме Сорока мучеников, к-рый должен был стать его фамильной усыпальницей, свое изображение в одежде бедного земледельца. Но политика А. К. вызывала недовольство многих представителей знати, не раз поднимавших против него восстания. Со своими противниками василевс расправлялся с крайней жестокостью, не щадя и родственников непокорных. Такая жестокость отвратила от него многих сторонников.

Церковная политика А. К. определялась потребностями укрепления его режима. После того как в авг. 1183 г. патриарх Феодосий I Ворадиот отказался благословить брак внебрачной дочери А. К. с внебрачным сыном Мануила I и добровольно оставил кафедру, его место занял Василий II Каматир , обещавший полную покорность василевсу. Новый патриарх согласился освободить А. К. от принесенной им присяги на верность Мануилу I и Алексею II. За это Патриарх и нек-рые архиереи удостоились на короткое время чести заседать рядом с василевсом в его совете. А. К. вел борьбу со злоупотреблениями в церковной сфере и не интересовался богословскими проблемами. Он пригрозил жестоким наказанием митр. Новых Патр Евфимию Малаку, попытавшемуся продолжить начатый еще в правление Мануила I спор о евангельских словах «Отец Мой более Меня» (Ин 14. 28).

С т. зр. внешней политики правление А. К. стало началом заката могущества Византии. Венг. кор. Бела III в союзе с серб. жупаном Стефаном Неманей занял Далмацию и стратегически важные города по Дунаю. В М. Азии сельджуки захватили г. Созополь. От империи отпал и о-в Кипр, где объявился самозваный имп. Исаак Комнин. В 1185 г. против Византии выступили сицилийские норманны, чья ненависть к грекам подогревалась воспоминанием о к-польской резне 1182 г. Захватив и подвергнув страшному разгрому Фессалонику, они продолжали двигаться на К-поль, что ускорило падение А. К.

12 сент. 1185 г. опальный вельможа Исаак Ангел , избежавший смерти от рук приближенных А. К., встал во главе восставших и был провозглашен василевсом. А. К. попытался бежать из К-поля, его схватили, посадили на облезлого верблюда и провели через город, причем каждый мог сделать с ним все, что хотел. С вырванными глазами и оторванной рукой он был брошен в темницу. Умер на ипподроме через неск. дней во время новых издевательств над ним. Смерти или ослеплению подверглись и ближайшие родственники А. К., за исключением его малолетних внуков Алексея и Давида, к-рые с кон. 1185 г. воспитывались в Грузии (см. Великие Комнины).

Противоречивость исторического образа А. К. породила разные оценки его правления. Ф. И. Успенский , не отрицая жестокостей А. К., стремился выделить положительные моменты его национальной политики. В сер. 30-х гг. нем. исследователь Г. Штадтмюллер отмечал твердость и решительность А. К. как главы гос-ва. Образ «крестьянского царя», пришедшего к власти на волне народного возмущения, выглядел привлекательным и для советской историографии, в к-рой, впрочем, возобладала оценка А. К. как выразителя интересов столичной бюрократии, недовольной засильем военной знати из клана Комнинов.

Иконография

Изображение А. К. известно по маргинальной миниатюре списка Хроники Иоанна Зонары (Modena. Biblioth. Estense. gr. 122. Fol. 293v, XV в.). Он представлен слева в нижнем ряду в виде старца с седой раздвоенной бородой. Подобное изображение встречается и на монетах времени его правления.

Ист.: Никита Хониат . История. Т. 3. С. 288-350; Eustazio di Tessalonica . La Espugnazione di Tessalonica / Ed. S. Kiriakides. Palermo, 1968. P. 3 sq.; Georges et Demetrios Tornik è s . Lettres et discours / Ed. J. Darruzès. P., 1970. P. 107-111.

Лит.: Успенский . История. Т. 3. С. 221-236; Сюзюмов М . Я . Внутренняя политика Андроника Комнина и разгром пригородов Константинополя в 1187 году // ВВ. 1957. Т. 12. С. 58-74; Tiv č ev P . La règne de l"empereur de Byzance Andronic Ier Comnène (1183-85) // Bsl. 1962. Vol. 23. P. 19-40; Brand C . M . Byzantium confronts the West, 1180-1204. Camb. (Mass.), 1968. P. 31-75; Hecht W . Aussenpolitik zur Zeit der letzten Komnenenkaiser (1180-1185). Würzburg, 1967. S. 30-86; Jurewicz O . Andronicos I Komnenos. Amst., 1970; Spatharakis . Portrait. P. 156. Fig. 117d, 118c; Imperial Byzantine Portraits. New Rochelle; N. Y., 1982. p. 126-128; Βαρζός Κ . ῾Η γενεαλογία τῶν Κομνηνῶν. Θεσσαλονίκη, 1984. T. Α´. Σ. 493-638.

А. М. Крюков, О. Е. Этингоф

© rifma-k-slovu.ru, 2024
Rifmakslovu - Образовательный портал