Чумной бунт 1771. Эхо Русско-турецкой войны

27.01.2024

Чумной бунт - кровопролитное народное восстание, прошедшее в Москве с 26 сентября по 28 сентября 1771 года (15-17 сентября по старому стилю). Бунт был вызван эпидемией чумы 1770-1772 годов и фактическим бездействием городских властей, из-за которого горожане впали в панику.

Восстание было жёстко подавлено, но после него власти приняли действенные меры по исправлению ситуации в городе, и эпидемия чумы в Москве сошла на нет.

Эпидемия чумы и предпосылки Чумного бунта

Чума - тяжёлое карантинное заболевание, характеризующееся высокой смертностью и заразностью, считавшееся практически неизлечимым вплоть до 20 века. Истории человечества известен ряд эпидемий и пандемий чумы, унёсших миллионы жизней в Европе и Азии, не миновав и Россию. После эпидемий чумы 17 века страна приобрела опыт в ограничении распространения заболевания: со времён Петра I в России существовали карантинная служба и особые заставы, где всех прибывающих в государство с территорий, на которых они потенциально могли заразиться чумой ("моровой язвой"), держали до полутора месяцев, однако лечить чуму в целом не умели.

Эпидемия чумы 1770-1772 годов в Москве была связана с русско-турецкой войной 1768-1774 годов: вспышка заболевания началась в причерноморских странах и поразила воюющие армии, попав на территорию России предположительно через обозы с ранеными.

В Москве раненых везли в Лефортово, где во времена Петра I был основан военный госпиталь; в ноябре 1770 года там умер привезённый с фронта офицер, затем его лечащий врач, а после этого - более 20 человек, проживавших вблизи госпиталя. Вторым очагом заражения стал Большой суконный двор в Замоскворечье - крупная ткацкая фабрика, куда предположительно могла быть завезена заражённая чумой "трофейная" шерсть: к 1771 году от чумы погибли 57 человек на самой фабрике, а также более 40 рабочих в разных домах вне её стен. Московский генерал-губернатор Пётр Салтыков не сумел принять действенных карантинных мер, в результате чего к августу 1771 года "моровая язва" охватила практически весь город и окрестности. Чтобы не допустить паники, власти попытались скрыть факт эпидемии чумы в Москве, однако, к сентябрю погибших было так много, что для них не хватало гробов (число умерших достигало до 1000 человек в сутки); в городе не успевали проводить погребальные службы, и тела скапливались в домах и на улицах, где их собирали мортусы - специальные служащие, отряды которых разъезжали по улицам и вывозили трупы за город на телегах. Мортусов не хватало, поэтому тела могли лежать по несколько дней; их сбор также был поручен московской полиции, однако, полицейские очень неохотно занимались этой работой и предпочитали не контактировать с заражёнными и тем более мёртвыми людьми. В санитарных целях захоронения в городской черте были запрещены, и умерших хоронили в братских могилах на специально организованном кладбище у села Новое Ваганьково (современное Ваганьковское кладбище). Похороны сопровождались непрерывным колокольным звоном, так как согласно поверьям он отпугивал болезнь.

Московские чиновники, помещики и купцы предпочли бежать из города. Генерал-губернатор Пётр Салтыков, дезориентированный ситуацией, послал к императрице Екатерине II письмо с просьбой о разрешении покинуть Москву и, не дождавшись ответа, бежал в своё подмосковное имение Марфино. В числе первых город покинул и московский гражданский губернатор Иван Юшков.

Управление городом было утрачено. Крестьяне из окрестных сёл и купцы, зная о катастрофической ситуации, боялись везти на продажу в Москву продовольствие, и в городе начался голод.

Причины бунта

Фактически, причиной Чумного бунта в Москве стало отсутствие действенных мер по борьбе с заболеванием со стороны городских властей. Кроме того, в городе начался голод, а на улицах орудовали мародёры. Чиновники буквально оставили город на произвол судьбы, и среди лишённых какой-либо поддержки горожан стали распространяться слухи и паника - для "большого взрыва" не хватало только формального символического толчка.

Толчком, который стал формальной причиной к Чумному бунту, стали действия московского архиепископа Амвросия. Дело в том, что за неимением действенных способов лечения чумы наиболее эффективной мерой борьбы с ней в народе считались молитвы и заговоры. В частности, среди горожан стал распространяться слух, что чудотворная Боголюбская икона Божией Матери, размещённая над Варварскими воротами , помогает исцелению от "моровой язвы"; люди спустили икону с ворот и стали устраивать у неё стихийные молебны.

Понимая, что массовое скопление людей только способствует распространению чумы, архиепископ Амвросий запретил молебны у иконы, и 26 сентября по его приказу икона была спрятана, а короб для приношений запечатан, чтобы их не растащили мародёры.

Чумной бунт

К сожалению, горожане не оценили действий архиепископа. Решив, что Амвросий спрятал икону злонамеренно, чтобы они не могли просить у неё заступничества, и поверив слуху, будто бы он решил присвоить себе собранные подношения, люди окончательно запаниковали, и толпа стала неуправляемой.

Избив охрану, бунтовщики забрались на и стали бить в установленный на ней колокол Спасского набата, чтобы собрать народ к Кремлю. Ворвавшись в крепость, толпа разгромила Чудов монастырь в надежде отыскать в нём чудотворную икону и архиепископа Амвросия. Амвросий незадолго до этого успел уйти и укрыться в Донском монастыре, однако, на следующий день толпа взяла Донской монастырь приступом, его схватили и выволокли на задний двор для допроса, где и убили с особой жестокостью: архиепископа били кольями в голову и грудь, переломали кости и изрезали лицо. Имущество монастырей было уничтожено и разграблено: толпа рвала книги в церковных библиотеках, портила мебель и телеги, избивала служителей. Разгромив монастыри, люди переключились на дома знати и купцов, занимаясь уже откровенным грабежом. В ожесточении мятежники громили чумные карантины, избивая и без того немногочисленных лекарей, поскольку полагали, что как раз они-то и виноваты в распространении болезни, и даже пытались освободить каторжан из острогов.

Из-за эпидемии чумы количество войск в городе было очень мало - только для необходимых караулов, и справиться с бунтовщиками они не могли. Генерал-поручик Пётр Еропкин, который на тот момент возглавлял Главную соляную контору и остался в Москве во время эпидемии чумы, взял на себя командование, собрав отряды из солдат-волонтёров, и 27 сентября начал наводить в городе порядок. По приказу Еропкина конница нещадно рубила бунтовщиков (многие из которых были пьяны после разграбления погребов) внутри Кремля, а солдаты кремлёвского гарнизона приблизились к Чудову монастырю, откуда в них полетели камни. Солдаты ответили оружейным огнём, затем прорвались в монастырь и добили бунтовщиков штыками. Мятежники были вытеснены с территории Кремля, однако, стали бить в набат во всех окрестных церквях, чтобы собрать народ и взять крепость приступом. Офицеры пытались уговорить людей разойтись, но народ решительно отказался, и для острастки по штурмующим Кремль мятежникам сделали холостой залп из пушки, установленной перед Спасскими воротами. Это произвело неожиданный обратный эффект: увидев, что никто не убит, бунтующие решили, что их защищает их вера, и ещё решительнее устремились к Кремлю, захватили пушку и развернули её к Спасским воротам, но не смогли выстрелить, ибо нечем. Солдаты отбили пушку обратно, после чего стрелять по толпе стали уже по-настоящему, картечью. Люди разбежались.

На следующий день бунтовщики вновь подступили к Кремлю с требованием выдать им Еропкина на растерзание, освободить пленных и раненых, а всех бунтовщиков простить, и чтобы договора с ними были подписаны генерал-губернатором Москвы Петром Салтыковым. Офицеры опять попытались уговорить людей разойтись, но те отказались, и их пришлось разогнать силой.

Бунт удалось подавить. Было убито более тысячи бунтовщиков, 300 были отданы под суд, 173 - биты кнутом и сосланы на каторгу, 4 человека казнены за убийство архиепископа Амвросия (купец Иван Дмитриев и дворовые Василий Андреев, Фёдор Деянов и Алексей Леонтьев). По приказу Екатерины II была "наказана" и Набатная башня Кремля: чтобы в будущем бунтовщики не смогли собрать народ таким образом, у колокола Спасского набата демонтировали язык.

Еропкин, совершенно измученный произошедшим, отправил императрице Екатериине II донесение с полным докладом о событиях в Москве и просьбой уволить его с должности. Императрица наградила Еропкина за мужественные и грамотные действия при подавлении мятежа, прислала ему 20 тысяч рублей и приказ об увольнении с не проставленной датой, предоставив возможность распорядиться им самостоятельно. Также императрица даровала Еропкину 4 тысячи крестьян, но от них он отказался.

Последствия

Несмотря на жёсткость подавления, Чумной бунт всё же привёл к положительным последствиям.

2 октября 1771 года из Петербурга в Москву был послан граф Григорий Орлов (фаворит императрицы), наделённый чрезвычайными полномочиями генерал-губернатора для разрешения ситуации в городе. Орловым действительно были приняты разумные меры для прекращения эпидемии: он приказал усилить карантины, создать изолированные инфекционные больницы и увеличить жалованье докторам (с обещанием выплаты компенсации родственникам в случае смерти доктора), организовал дезинфекцию жилищ и хозяйственные работы по очистке города от грязи и мусора, запретил постоянный колокольный звон в церквях (многие верили, что он отпугивает болезнь, но на деле это пугало только жителей). Помимо прочего, на улицах Москвы были уничтожены бродячие животные. На въезд и выезд из города наложили запрет, а мародёров и грабителей стали казнить на месте преступления. Благодаря Орлову в город возобновились поставки продовольствия и питьевой воды, а чтобы торговцы не боялись заразиться, были организованы специальные торговые ряды со рвом между продавцом и покупателем (деньги передавали в плошке с уксусом для дезинфекции). Городские службы вновь заработали, и город стал возвращаться к жизни.

Уже к ноябрю чума пошла на спад, и Екатерина II отозвала Орлова обратно в Петербург, где его встретили с почестями, а на дороге в сторону Гатчины к его приезду возвели триумфальную арку с надписью "Орловым от беды избавлена Москва".

Кроме того, эпидемия чумы и Чумной бунт обострили вопрос о водоснабжении города - московские реки были загрязнены, и питьевую воду приходилось привозить - и в 1779 году Екатерина II распорядилась о строительстве первого московского водопровода, который обеспечил бы жителей города чистой водой.

По данным московского врача Александра Судакова (1851 - 1914), всего эпидемия чумы 1770-1772 годов в Москве унесла жизни 56907 человек.

Чумной бунт. 1771

Социальная обстановка в стране в конце 1760-х годов была весьма напряженной. В разных губерниях происходили крестьянские мятежи, участились убийства помещиков. На дорогах хозяйничали разбойничьи шайки. Их составляли не только уголовные преступники, но и беглые крестьяне. Длительным и ожесточенным было так называемое Кижское восстание (1769-1771), которое подняли приписанные к казенным металлургическим заводам государственные крестьяне Карелии, стремившиеся освободиться от тягостного бремени труда на заводских отработках. Но если о Кижском восстании, как и о других мятежах, проходивших в глухой провинции, до столиц долетали только слухи, то Чумной бунт, вспыхнувший в Москве в 1771 году, развернулся на глазах центральных властей. Поводом для мятежа, охватившего старую столицу (как некогда в XVII веке Медный или Соляной бунт), стали санитарные меры властей в связи с приходом в Москву эпидемии чумы. Она распространялась с Юга, шла от театра Русско-турецкой войны и, добравшись до города в сентябре 1771 года, оказалась очень жестокой – люди умирали сотнями и тысячами в день. Жизнь Москвы оказалась парализованной. Лавки, магазины, рынки были закрыты, многие состоятельные жители бежали за город, в провинцию, в свои дальние имения или к родственникам, надеясь переждать у них эпидемию.

Московские власти во главе с главнокомандующим Москвы, фельдмаршалом Петром Салтыковым, оказались беспомощными перед лицом опасности. Они не предприняли никаких действий, которые могли бы остановить волнения. Сам Салтыков покинул Москву и укрылся в подмосковном имении. Брошенные властью на произвол судьбы, толпы москвичей устремились к Варварским воротам, где находилась чудотворная икона Богоматери. В народе стремительно распространялись слухи, что прикосновение к иконе спасет человека от страшной болезни. Чудовищное скопление народа и давка у иконы только способствовали распространению заразы. Тогда московский архиепископ Амвросий приказал увезти икону. Это намерение, а особенно запечатывание ящика для пожертвований у иконы, вызвало вспышку ярости черни. 16 сентября 1771 года, вооружившись чем попало, толпа устремилась в Донской монастырь, где укрылся Амвросий. Толпа всюду разыскивала архиепископа, и он, возможно, избежал бы гибели, если бы край его платья из-за иконостаса не заметил мальчик, вбежавший в церковь вместе с толпой. Амвросия выволокли и начали публичный допрос.

Архиепископ отвечал спокойно и с достоинством, что несколько успокоило толпу. Но тут прибежавший из кабака дворовый Василий Андреев ударил Амвросия колом, и озверевшая толпа разом накинулась и растерзала святителя. Бои мятежников и правительственных войск продолжались на улицах Москвы 3 дня. Все дело решил генерал П. Д. Еропкин, который собрал в кулак все разрозненные воинские команды и нанес мятежникам поражение у стен Кремля. Дело довершил прибывший с гвардейцами из Петербурга граф Г. Г. Орлов. Кроме того, он предпринял решительные санитарные меры по подавлению чумы, а наступившие морозы избавили старую столицу от эпидемии и бунта.

Из книги Знаменитые путешественники автора Скляренко Валентина Марковна

Мунго Парк (1771 г. – 1806 г.) Зашумели ветры сильные, Полились дожди потоками, Бедный белый человек Приходит и ложится под деревом; У него нет родной матери, Мать не принесет молока ему, У него нет жены милой, Жена не измелет зерен для кушанья. Ах, сжальтесь, сжальтесь Над

Из книги Низшая раса автора Калашников Максим

Чумной бунт. Севастополь, 1830-й – первый концлагерь. Чтобы понять, до какой степени низшая раса в варианте дворянского отродья ненавидела русский народ, давайте возьмём один пример: историю холерного бунта в Севастополе. Хочу напомнить о том эпизоде тем, кто его забыл, и

Из книги Дело № 69 автора Климов Григорий Петрович

Из книги Учебник русской истории автора Платонов Сергей Федорович

§ 127. Чумной бунт 1771 и восстание Пугачёва Смуты, начавшиеся в центральных и восточных частях России в 70-х годах XVIII ст., отличались большой сложностью и напряженностью. В то время России пришлось начать и вести военные действия в Польше и Турции. Тягости военного времени,

автора Кузнецов Александр

«Поборнику православия». 1771 г. К периоду Архипелагской экспедиции относятся также интереснейшие медали с надписью «Поборнику православия», они без указания на них каких-либо дат, а потому и не имевшие ранее определённого толкования о причине их выпуска.Ни проекта, ни

Из книги Наградная медаль. В 2-х томах. Том 1 (1701-1917) автора Кузнецов Александр

«За оказанные в войске заслуги». 1771 г. После таких крупных побед, как при Кагуле и в Эгейском море, при Чесме, резко обострились отношения России с западными государствами. Опасаясь полного разгрома Турции, Пруссия и Австрия стали предлагать посредничество в заключении

Из книги Французская волчица - королева Англии. Изабелла автора Уир Элисон

1771 «Лондонские анналы»; CPR.

Из книги Эпоха великих завоеваний (633-656) автора Большаков Олег Георгиевич

ЧУМНОЙ ГОД 18 год хиджры, 639 год по нашему летосчислению, запомнился современникам чумой и страшным голодом. Чума охватила Ирак и Сирию, но особенно свирепствовала в Палестине, где в это время находилась значительная часть мусульманской армии с ее главными вождями. Как мы

Из книги Тысячелетняя битва за Царьград автора Широкорад Александр Борисович

Глава 4 КАМПАНИЯ 1771 ГОДА

Из книги История Швеции автора МЕЛИН и др. Ян

Период правления Густава III (1771/72–1792) /155/ Желая возродить королевскую власть, Густав III с помощью небольшой группы военных совершил 19 августа 1772 года в Стокгольме быстрый и бескровный государственный переворот и спустя два дня заставил сословия принять новую «форму

Из книги Фавориты правителей России автора Матюхина Юлия Алексеевна

Алексей Григорьевич Разумовский (1709 – 1771) Будущий фаворит, а по другим сведениям – тайный супруг Елизаветы, Алексей Розум родился в 1709 г. в семье малороссийского казака Григория Яковлевича и Натальи Демьяновны Розум в селе Лемеши на Черниговщине. Смолоду он был пастухом

Из книги Авантюристы Просвещения: «Те, кто поправляет фортуну» автора Строев Александр Фёдорович

Из книги Хрущевская «оттепель» и общественные настроения в СССР в 1953-1964 гг. автора Аксютин Юрий Васильевич автора Кучин Владимир

Поводом к восстанию послужила попытка московского архиепископа Амвросия в условиях эпидемии, уносившей до тысячи человек в день, воспрепятствовать молящимся и паломникам собираться у чудотворной Иконы Боголюбской Богоматери у Варварских ворот Китай-города.

Архиепископ приказал запечатать короб для приношений Боголюбской иконе, а саму икону убрать - во избежание скоплений народа и дальнейшего распространения эпидемии.

Бунт

В ответ на это по набату толпа восставших разгромила Чудов монастырь в Кремле. На другой день толпа взяла приступом Донской монастырь, убила скрывавшегося в нём архиепископа Амвросия, принялась громить карантинные заставы и дома знати.

Charles Michel Geoffroy (1819–1882) , Public Domain

Генерал-поручику Еропкину пришлось применить силу. После трёхдневных боёв бунт был подавлен. Также на подавление восстания были направлены войска под командованием Г. Г. Орлова.


Alex Bakharev , CC BY-SA 3.0

Более 300 участников были отданы под суд, 4 человека повешены: купец И. Дмитриев, дворовые В. Андреев, Ф. Деянов и А. Леонтьев (из них трое -- главные виновники убийства Амвросия), 173 - биты кнутом и отправлены на каторгу.

Последствия

Восстание стало поводом для волнений в окрестностях Москвы.

«Язык» Спасского набатного колокола (на ) был удалён властями, чтобы предотвратить новые выступления. Более 30 лет колокол провисел на башне без языка. В 1803 г. он был снят и передан в Арсенал, а в 1821 году - в Оружейную палату.

Правительство было вынуждено принять меры по обеспечению горожан работой и продовольствием, выделив на это немалые по тем временам деньги, а также более энергичные меры по борьбе с чумой. После этого эпидемия пошла на спад, хотя с высоты сегодняшнего знания это не обязательно результат принятых мер.

Был издан указ Правительствующего Сената «О мерах к прекращению эпидемий и устройству кладбищ» от 17 ноября 1771 г., который запретил во всех городах погребения при церквах и потребовал создать новые кладбища за городской чертой.

С этой даты ведут свою историю многие известные ныне некрополи в разных городах, бывших в составе Российской империи.

Камчатское восстание 1771 года или предостережение графа Бэнгоро

Камчатское восстание 1771 года

или Предостережение графа Бэнгоро

Камчатка у японцев раньше называлась оку Эдзо, то есть глубинное, дальнее Эдзо (Хоккайдо). Во времена Екатерины Великой эта земля была самым дальним краем Российской империи, сюда направляли ссыльных. В ночь на 27 апреля 1771 года в Большерецком остроге на Камчатке вспыхнуло восстание, во главе которого встал граф . Кем-то из ссыльных было написано "Объявление" в Сенат, выдвигающее ряд обвинений Екатерине II, называющее ее правление незаконным и подвергающее резкой критике положение дел в России. В то время в Большерецком остроге было девяносто человек ссыльных и семьдесят солдат. Повстанцы захватили склады, где хранились пушнина, оружие и казна. На корабле восставшие вышли в море и пошли на юг, вдоль Курил, Японии и прибыли в португальский порт Макао в Китае. Граф Мауриций Август фон Бенёвский (1746-1776) считается в России бунтовщиком, но в Словакии, Венгрии и Польше он национальный герой. Камчатское восстание 1771 года и побег корабля из России по-разному оцениваются историками. Любое восстание можно назвать бунтом, а восставших уголовниками. Но восставших можно назвать и героями, выступившими против самодурства властей, за идеалы свободы и справедливости. О последствиях восстания и как оно отразилось на развитие русско-японских связей я хочу рассказать.


Граф Мауриций Август фон Бенёвский

Мауриций Август фон Бенёвский (Maurice Auguste de Benyowsky, 1746-1776) родился в 1746 году в словацкой земле, входившей в состав Венгрии. Его отец был австрийским полковником словацкой национальности, а мать - дочерью епископа венгерских и словацких кровей. Он окончил военную академию, получил в Польше титул графа и звание полковника. Сражался против русских войск и был взят в плен, за участие в антирусском восстании был арестован и сослан в Казань, а в 1770 году - на Камчатку. Август фон Бенёвский имел очень свободные для своего века религиозные взгляды: был крещен в католическом костеле, венчался в протестантской кирхе под Краковом, вставал на колени перед православной иконой Николая Чудотворца. Это был человек с красивым лицом и хорошими манерами, энергичный и смелый, он был одним из тех талантливых искателей приключений, каких было много в Европе XVIII столетия. Граф Мауриций Август фон Бенёвский был ярым противником рабства, человеком прогрессивным и свободомыслящим. Он был против торговли рабами, но за свободу вероисповедания в католических странах.

27 апреля 1771 года в городе Большерецке на Камчатке ссыльные во главе с Августом фон Бенёвским восстали, повстанцы захватили склады, где хранились пушнина, оружие и казну, на корабле восставшие вышли в море и пошли на юг вдоль Курил и Японии. Судно отплыло из Чекавинской гавани на Камчатке, имея на борту 84 человека, в португальский порт Макао прибыло 70 человек. Причины бегства мятежников носили трагический характер. Каждый из них имел свой повод, чтобы бежать, и каждый хотел иначе устроить жизнь после обретения свободы. Большинство из них видело свое будущее на Формозе, другие хотели учредить поселение на Алеутских островах для ведения прибыльной торговли пушниной, открыть торговлю с Японией, учредить поселения европейской колонии на острове Формоза. Август Бенёвский сумел доплыть до Японии, где написал 6 знаменитых писем, после посещения острова Формозы перебрался в португальскую колонию Макао, где продал корабль и зафрахтовал два французских судна. Число умерших в Макао, главным образом от холеры и брюшного тифа составило 23 человека. Часть русских беглецов приняла в Макао католичество, здесь до 1811 года не хоронили некатоликов, и это был главный повод для крещения больных, которые получили при этом католические метрики.

Семейный дом графа в городе Врбове, Западная Словакия

По обратной дороге в Европу французский корабль с Августом Бенёвским завернул на остров Мадагаскар, в то время европейцам почти совсем ещё не известный. Граф загорелся мыслью о его колонизации. Во Францию прибыло 40 человек, благодаря помощи родственника граф получил возможность встретился в Париже с королем Людовиком, который поддержал его план освоения африканского острова, расположенного вблизи важных морских путей. 17 человек решили вернуться в Россию, а 23 русских беглецов остались с графом. Французские власти принимают Августа Бенёвского и его русских соратников во французскую армию, 30 декабря 1772 года король подписывает документ о формировании корпуса волонтеров пехоты и назначает графа комендантом в ранге полковника.

Волонтеры во главе с Августом Бенёвским в феврале 1774 году высадились на Мадагаскаре, они приступили к постройке столицы острова - города Луибур. В 1776 году вожди местных племён избрали Бенёвского королём. Затем граф вернулся во Францию, позже перебрался в Англию. Там он прожил восемь лет, написав за это время свои знаменитые мемуары, ставшие настоящим бестселлером после их публикации в 1791 году. Во время войны за независимость США граф Мауриций Август фон Бенёвский появляется в Америке, где становится другом Бенджамена Франклина. В 1785 года на торговом судне «Интерпид» граф возвращается на Мадагаскар, где воевал с французскими колонистами и погиб во время боя. Ему было тогда сорок пять лет; на Мадагаскаре до сих пор сохранились улицы и площади, названные в его честь.

Более двух веков Камчатское восстание не дает покоя исследователям. Императрица Екатерина хотела поскорее предать дело забвению, для этого было запрещено всякое упоминание о восстании и побеге, а документы спрятаны в Тайной канцелярии. Мемуары самого Беневского, вышедшие в свет на многих европейских языках: французском, английском, немецком, чешском, польском и бывшие бестселлерами в течение чуть ли не двух столетий, до сих пор не переведенны на русский. На них воспитывалось не одно поколение поляков, происходило становление национального самосознания.

Галиот "Святой Петр

Граф Мауриций Август фон Бенёвский с товарищами покинули Камчатку на галиоте "Святой Петр" (по русскоязычным источникам), в англоязычном интернете считается, что восставшие вышли в море и взяли курс на Курильские острова на судне "Св. Петр и Павел" (Святые Апостолы Петр и Павел), построенном морской компанией купцов Григория и Петра Пановых, Арсения Кузнецова и других. Его в 1764 году повел в первое плавание на Алеутские острова мореход Иван Соловьев. На нем русские купцы возили бобровые, медвежьи и лисьи шкуры, а так же бобровые хвосты. Последние являлись очень ценным товаром в русской торговле с Китаем, так как из них выделывались лучшего качества кисти для письма. Если галиот - маленькое, плоскодонное двухмачтовое судно, пригодное лишь для каботажного плавания, совершенно не приспособленное для дальнего плавания, пересечь на нем океан было не очень реально, то "Св. Петр и Павел" - судно водоизмещением примерно 240/300 тонн, 11 футов посадки до ватерлинии, с тремя мачтами и четырьмя якорями. То есть «Св. Петр и Павел» был сравнительно большим судном. Когда граф Мауриций Август фон Бенёвский в третий раз приблизился к японским берегам у княжества Ава, на острове Сикоку, японские береговые власти составили протокол и присоединили к нему рисунок «Св. Петра и Павла». Согласно японским данным, судно имело в длину 20 хиро (36,2 метра), что отвечает водоизмещению более 300 тонн. На рисунке же показано трехмачтовое судно с четырьмя якорями и довольно сложным, особенно заинтересовавшим японцев, рулевым устройством.

Вид побережья Чукотского полуострова у Мечигменской губы. С рисунка Бенёвского

Граф Мауриций Август фон Бенёвский со своими товарищами были первооткрывателями неизвестных земель, это не кучка уголовников, поднявших мятеж и бежавших по приказу своего предводителя. Их случайное плавание оказалось гораздо более успешным, чем плавания других мореходов, преднамеренно ищущих проход в Китай. Это событие стало великим делом в истории мореплавания, восставшие ссыльные открыли этот путь через обширные моря, о котором целые нации так долгое время не могли ничего узнать. Побег графа и его товарищей, первыми проторивших путь с Камчатки в Китай и обративших таким образом внимание иностранных морских держав на неизвестный им до этого Восточный океан, явился важным событием, он привел сюда английские, испанские, американские и французские суда и поставил вопрос о конкуренции. Круги от восстания графа Мауриция Августа фон Бенёвского еще долго будут расходились по поверхности вод истории. Они повлекли за собой самые различные последствия, в том числе, весьма неожиданные и отдаленные. Напуганное восстанием царское правительство отныне и навсегда запретило отправление ссыльных на Камчатку. Этот запрет соблюдался не только во все годы царизма, но и коммунистической властью Совдепии, так что, в отличие от остального севера, концлагерей на Камчатке не было. Это, конечно, сказалось на развитии полуострова. Своим современным обликом Камчатка в значительной степени обязана графу. Кроме того, косвенно граф Мауриций Август фон Бенёвский стал причиной таких событий, как снаряжение первой русской кругосветной экспедиции и включения архипелага Тисима (Курильских островов) в состав Японии.

Осима, архипелаг Рюкю

Во второй половине XVIII столетия Япония была предупреждена о возможной экспансии России на Дальнем Востоке благодаря письмам графа Мауриция Августа фон Бенёвского. Гавань, где бросил якорь Бениовский, находилась в юго-восточной части Японии, в Ава. Местный правитель, стремясь поскорее избавиться от незваных гостей, снабдил их достаточным количеством риса, воды и соли. Он принял также и с оказией переслал сёгуну два письма на немецком языке, адресованных директору голландской фактории в Нагасаки. Очевидно, он надеялся на посредничество голландцев перед японским императором, с тем чтобы остаться в Японии на срок, достаточный для заключения какой-нибудь выгодной торговой сделки. После краткой остановки у берегов соседней провинции Тоса он бросил якорь в Осима, к югу от острова Кюсю. В порту субтропического острова Осима в архипелаге Рюкю в Восточно-Китайском море граф предупредил голландцев на острове Дэдзима (Deshima) о русской угрозе. Из порта Осима Мауриций Август фон Бенёвский послал директору голландской фактории еще четыре письма. В трех письмах он благодарил за провиант, полученный от японцев в Ава и Осима. Четвертое, последнее и неизмеримо более важное послание получило впоследствии широкую известность в Японии как предостережение графа Бэнгоро и было названо первым произведением, посвященным вопросам национальной обороны.

Осима, архипелаг Рюкю

"Высокочтимые и благородные господа, офицеры славной республики Нидерландов!

Жестокая судьба, долгое время носившая меня по морям, вторично привела меня в японские воды. Я сошел на берег в надежде, что мне, быть может, удастся встретиться здесь с вашими превосходительствами и получить вашу помощь. Я поистине весьма огорчен, что не имел возможности переговорить с вами лично, ибо располагаю важными сведениями, которое хотел вам сообщить. Высокое уважение, которое я питаю к вашему славному государству, побуждает меня поставить вас в известность, что в этом году два русских галиота и один фрегат, выполняя тайный приказ, совершили плавание вокруг берегов Японии и занесли свои наблюдения на карту, готовясь к наступлению на Мацума (Хоккайдо) и прилегающие к нему острова, расположенные на 410 38` северной широты, наступлению, намеченному на будущий год. С этой целью на одном из Курильских островов, находящемся ближе других к Камчатке, построена крепость и подготовлены снаряды, артиллерия и провиантские склады. Если бы удалось переговорить с вами лично, я рассказал бы больше, нежели то, что можно доверить бумаге. Пусть ваши превосходительства примут те меры предосторожности, какие сочтете необходимыми, но, как ваш единоверец и ревностный доброжелатель вашего славного государства, я советовал бы по возможности иметь наготове крейсер.

Барон Аладар фон Бенгоро, армейский военачальник в плену.

Кацурагаве Хосю (1751-1809), потомственному придворному врачу сёгуна, было поручено собрать и обобщить сведения о России. На основании голландских источников им были составлены две рукописные работы – "Записки о России" и "Краткая записка о России". Первые сведения от самих японцев, проживших в России много лет, были получены только после возвращения в Японию потерпевших крушение моряков Дайкокуя Кодаю и Исокити. На основании их показаний среди прочих документов Кацурогавой Хосю, лично присутствовавшим на допросах, в 1794 году был составлен выдающийся труд - "Краткие вести о скитаниях в северных водах".

Ученый Хаяси Сихэй

Хаяси Сихэй (Hayashi Shihei, 1738 - 1793) - выдающийся японский мыслитель, картограф, военный ученый. Задолго до приплытия коммодора Перри в Японию в 1853 году, Хаяси Сихэй много сделал для принятия в стране западной военной науки и перевоспитания самураев. Он дал много технических описаний о судостроении, пушечной артиллерии и других военных проектах. Он опубликовал эти мысли в своей работе под названием "Кайкоку хэйдан" (Kaikoku Heidan) - трактат о военных вопросах морской нации, напечатаный без разрешения бакуфу в 1791 году. Трактат Хаяси Сихэй "Беседы о военном деле морского государства" (Кайкоку хэйдан) сыграл большую роль в общественной мысли Японии конца XVIII – первой половины XIX веков. Влияние этого сочинения и ссылки на него обнаруживаются в трудах многих японских мыслителей. Хаяси Сихэй в 1775 году посетил Нагасаки, где услышал историю из уст директора фактории Фейта о письмах Бэнгоро , под таким именем стал известен граф Мауриций Август фон Бенёвский (1741-1776) в Японии. Появление у японских берегов русского судна и предостережения графа Бенёвского о русской агрессии в северных водах произвело сильное впечатление на ученого. Свои мысли он изложил в работе "Обзор трех стран" (Сангоку цуранцу-сэцу). В ней говорилось о том, что Россия уже прибрала к своим рукам "Остров морской выдры" - Ракко-сима (Уруп) и поглядывает на Итуруп, что если она захватит Итуруп, то дойдет и до северо-востока Хоккайдо. "Мы должны захватить Эдзо. Если мы этого не сделаем, то это сделают разбойники из Московии. Мы же будем кусать локти" - так считал Хаяси Сихэй. В работах Хаяси Сихэй впервые в Японии прозвучала мысль об опасности со стороны России, трактаты повлияли на создание негативного образа России в Японии. Трактат "Кайкоку хэйдан" представляет интерес как один из немногочисленных памятников военной мысли Японии эпохи Эдо (1603–1867).

Смуты, начавшиеся в центральных и восточных частях России в 70-х годах XVIII ст., отличались большой сложностью и напряженностью. В то время России пришлось начать и вести военные действия в Польше и Турции. Тягости военного времени, конечно, давали себя чувствовать населению, которое усиленно служило и платило подати в течение многих лет, начиная еще с первых походов в Пруссию при императрице Елизавете (с 1757 г.). Одного этого было бы достаточно, чтобы вызвать неудовольствие в низших, податных слоях народа. Но в то же время непрерывно продолжали расти злоупотребления крепостным правом на крестьян со стороны их помещиков (§118). Крестьяне хорошо сознавали, что они не холопы, а государевы подданные, и негодовали на превращение их в «дворовых» холопов, на смешение их с рабами. В начале XVIII в. крестьянин Посошков , современник Петра Великого, составивший несколько замечательных экономических и публицистических сочинений, говорил, что «крестьянам помещики не вековые владельцы», что «прямой их владелец Всероссийский самодержец, а они владеют временно». Этими словами Посошков указывал на давнюю связь между помещичьей службой государству и крестьянской зависимостью от помещиков. Государство для того подчинило крестьян помещикам и заставило работать на них, чтобы помещики могли служить государству с данной им земли (§55). Все крестьянство знало о том, что крестьяне повинны работать на помещика, пока он служит и потому, что он служит. И вот, чем дальше шло время, тем все меньше и легче служили помещики; наконец, с 18 февраля 1762 г. им была дана «вольность» служить или не служить ; а между тем, крестьянская зависимость становилась от того не легче, а тяжелее, и крестьяне ставились в одно положение с прежними холопами-рабами. Во многих местах крестьяне начали после манифеста о вольности дворянской открытые возмущения против помещиков и властей, ища улучшения своей участи. По их представлению, раз уничтожена была обязательная служба помещиков с земли, должно было прекратиться и право их на труд крестьян. Как император Петр III, так и императрица Екатерина были вынуждены посылать во многие местности войска, даже с пушками, для усмирения крестьянских волнений. Так понемногу развивалось неудовольствие и брожение в народных массах.

Чумной бунт 1771. Художник Э. Лисснер

На этой уже горючей почве создался первый случайный повод для открытого возмущения – в страшной эпидемии чумы. В 1771 г. в Москве эта эпидемия приняла чрезвычайные размеры: умирало, говорят, до 1 тыс. человек в день. Все, кто мог, покинули город; присутственные места были закрыты, лавки заперты, прекратились работы. Праздный народ начал волноваться, не исполнял предписаний докторов и властей: не соблюдал предосторожностей, скрывал больных, а умерших хоронил тайно в погребах и садах. Не веря докторам и полиции, суеверные люди восстали даже на церковную власть. Московский архиепископ Амвросий заметил, что народ собирается толпами в Китай-городе, у Варварских ворот, к бывшей там иконе Богоматери, в уверенности, что именно эта икона уврачует от мора. Понимая, что от скучения народа только растет зараза, Амвросий предписал снять икону с городских ворот. За это толпа разбила покои Амвросия в Кремле, убила его самого и начала в Кремле грабеж. Градоначальник сенатор Еропкин пустил в ход оружие для восстановления порядка, причем было убито до ста человек. Несмотря на распорядительность Еропкина, он не мог справиться с эпидемией и волнениями и в этом смысле доносил Екатерине, прося помощи. Тогда Екатерина послала в Москву Гр.

© rifma-k-slovu.ru, 2024
Rifmakslovu - Образовательный портал