«Императорское православное палестинское общество: XIX – XX – XXI вв.». Императорское Палестинское общество

07.08.2023

17 января в резиденции Патриарха Московского и всея Руси в Даниловом монастыре состоялась встреча Алексия II с руководством Императорского Православного Палестинского Общества (ИППО). Святейший Патриарх пожелал участникам встречи благословенных успехов в их трудах, отметив, что все больше паломников из России и других стран посещают Святую Землю.

"Мы предполагали, что в новом XXI веке будет увеличиваться поток паломников в Палестину. Для них при поддержке Палестинского общества была построена в Вифлееме гостиница… Вооруженное противостояние на этих землях оказало свое разрушительное действие, но с Божией помощью мы преодолели ряд трудностей, - констатировал Патриарх, - и гостиница в настоящее время принимает паломников, прибывающих в Вифлеем".

Корреспондент Православия.Ru обратился с просьбой к председателю Императорского Православного Палестинского Общества, члену-корреспонденту Российской Академии наук, известному историку Древней Руси и Русской Православной Церкви Я.Н.Щапову с просьбой ответить на ряд вопросов.

Ярослав Николаевич, расскажите, пожалуйста, об истории создания Общества и возрождении его деятельности в наши дни.

Можно сказать, что среди многих общественнных организаций в современной России есть одно, которое отличается и характером деятельности, и составом, и, главное, своей историей. Это Императорское Православное Палестинское Общество - одно из старейших в России, созданное еще в 1882 году. Несмотря на название, это - светская, а не церковная организация, хотя Русская Православная Церковь в лице своих членов - иерархов, священников и мирян - участвует в его работе.

Общество было создано более 120 лет назад, тогда, когда из России ежегодно разными путями приезжали на Святую Землю - колыбель христианской веры сотни и тысячи людей, чтобы поклониться местам, где жил и учил Сын Божий. Евангельское учение оживало в их сердцах, соединяясь с дивными образами этой земли. Облегчить им эту трудную и дорогую дорогу, сделать возможным сносный ночлег в Иерусалиме, Вифлееме, Назарете и других местах, обеспечить возвращение на родину - вот одна из первых целей, которую ставили перед собой организаторы Общества.

Наряду с этим стояла задача помощи православным в Палестине, принадлежавшей тогда Оттоманской империи. Там жили не только православные греки, которые имели своего патриарха и свои школы, но и православные арабы, которые нуждались в духовной и материальной поддержке такой великой православной державы, как Россия. Католическая церковь вела активную деятельность на Святой Земле, обустраивала храмы и монастыри. И Россия также стремилась через Русскую духовную миссию в Иерусалиме оказывать поддержку местному православному населению и паломникам, всячески содействуя открытию детских школ, строительству больниц...

Инициатором создания Православного Палестинского Общества и его первым председателем стал Великий Князь Сергей Александрович. После его убийства в 1905 году деятельность Общества продолжалась под покровительством Великой Княгини, преподобномученицы Елисаветы Федоровны, мощи которой покоятся в Иерусалиме.

Обществу оказывали поддержку императоры и члены их семей, не случайно оно получило почетное наименование Императорское. В начале ХХ века ИППО насчитывало около 5 тысяч членов, а пользовались помощью Общества в Палестине ежегодно до 10 тысяч человек. Благодаря его активности и усилиям русских дипломатических представителей в Палестине, удалось приобрести несколько десятков зданий и земельных участков, основать монастыри, которые служили целям Общества.

На русские деньги была построена Русская больница в Иерусалиме; в Палестине, Сирии и Ливане работало более 100 школ для православных арабов, где преподавался и русский язык.

После революции 1917 года благодаря авторитету членов Общества - известных в стране ученых - удалось сохранить его существование, но только в одном виде деятельности - научном. Общество стало именоваться «Российским Палестинским Обществом», его периодическое издание «Православный палестинский сборник» стал называться просто «Палестинским сборником». В нем публиковались статьи по истории Ближнего Востока, Средиземноморья, арабского мира.

Только в 1992 году Президиум Верховного Совета РСФСР вернул Обществу его историческое название, рекомендовал Правительству принять меры к восстановлению его традиционной деятельности, возвращению ему имущества и прав. Год спустя Министерство юстиции РФ перерегистрировало Общество в качестве правопреемника и дореволюционного Императорского Православного Палестинского Общества и Российского Палестинского Общества советского времени.

Сейчас ИППО возрождает традиционную для него деятельность, и мы надеемся, что в свое время, с Божией помощью, нам удастся воссоздать - хотя бы частично - ту обширную деятельность, которую Общество вело до революции.

На встрече с Патриархом поднимались насущные вопросы сегодняшней работы Общества. Не могли бы Вы остановиться на этом подробнее.

Начну с того, что при Обществе существует Комитет почетных членов, которые выбираются на нашем общем собрании. В его состав входят по традиции выдающиеся деятели России, а его Председатель - Святейший Патриарх Алексий. В последнее время решено обновить состав Комитета почетных членов с тем, чтобы они оказывали реальную помощь Обществу.

Предварительно был составлен новый список, и Святейший Патриарх утвердил его. В него входят сам Патриарх, митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, великая княгиня Мария Владимировна как представительница Российского Императорского дома, Председатели Государственной Думы и Федерального Собрания РФ, мэр Москвы, мэр и губернатор Петербурга, видные ученые, общественные деятели, предприниматели, оказывающие помощь Обществу.

Следующий вопрос, рассмотренный на встрече с Патриархом, - о собственности Общества на Святой Земле. Дело в том, что при советском руководителе Хрущеве российская собственность была продана государству Израиль. Собственность Общества была брошена без пользователей. Мы неоднократно туда ездили и выясняли возможности ее возвращения.

В Иерусалиме есть здания, которые принадлежали Обществу. Они выделяются тем, что на их фасаде размещен знак Императорского Православного Палестинского общества - изображение яйца, креста, буквы ХВ, цитата из псалма. Прежде всего, было несколько таких подворий, в частности, Сергиевское подворье, названное так по имени Великого князя Сергея Александровича, а также Александровское, Елисаветинское…

Сейчас на верхних этажах, например, Сергиевского подворья располагается экологическое общество Израиля, а на нижнем этаже царит полная разруха - сыпется штукатурка, протекает потолок… В таком виде застали мы это здание, когда приехали туда в первый раз. Кстати, само здание не было продано Израилю, просто в 1956 оно было оставлено представителями Общества из-за начавшейся войны между Израилем и Египтом.

Главная задача сейчас - вернуть в собственность Общества Сергиевское подворье. После наших поездок мы доложили о сложившейся ситуации министру иностранных дел С.В. Лаврову и президенту России В.В. Путину. Тогда и был поставлен вопрос о возвращении подворья. Сейчас эта проблема активно разрабатывается, и одним из итогов встречи с Патриархом стало благословение на продолжение процесса возвращения Сергиевского подворья.

Кроме того, на нашей встрече обсуждалась издательская и научная деятельность Общества.

- Прежде всего, речь идет о судьбе дневника одного из самых деятельных руководителей Русской духовной миссии в Иерусалиме - архимандрита Антонина (Капустина). Это крупнейший научно-издательский проект, который, безусловно, найдет благодарного читателя. Архимандрит Антонин - создатель «русской Палестины», историки говорили впоследствии, что ему одному Россия обязана тем, что «твердой ногой встала у Гроба Господня».

Отец Антонин прибыл в Святой Град в 1865 году, но начальником Русской Духовной Миссии стал только четыре года спустя. Главное, что он сумел сделать для Русской Церкви - это укрепление положения Миссии в Палестине, создание нормальных условий для пребывания русских людей во Святой Земле. Для этого он начал покупать земельные участки по всей Палестине, на которых его стараниями возводились монастыри, храмы, приюты для паломников.

Первое приобретение архимандрит Антонин сделал в Хевроне в 1862 году: это был участок земли с растущим на нем Мамврийском дубом - отпрыском той дубравы Мамре, под одним из деревьев которой патриарх Авраам принимал Господа, явившегося ему в виде трех странников. (Быт. 18, 1-15). В 1871 году архимандрит Антонин купил в селении Эйн-Карем близ Иерусалима (евангельская Горняя - «нагорная страна, город Иудин», где был рожден Иоанн Креститель; Лк. 1, 39-80) обширную плантацию оливковых деревьев. Вскоре там стал действовать Горненский женский монастырь, хорошо известный сегодня среди российских паломников. Со временем в Иерусалиме и его окрестностях были устроены и другие женские монастыри: Спасо-Вознесенский на Елеонской горе, Гефсиманский с храмом святой равноапостольной Марии Магдалины в Гефсимании.

Приобретение земель в Палестине было связано с немалыми трудностями. В Османской империи не признавались юридические лица - купить землю можно было лишь на имя физического лица, но не иностранца. Неоценимую помощь отцу Антонину в приобретении земель оказывал православный палестинец Яков Халеби, а также посол России в Константинополе граф Игнатьев.

Активно проводил отец Антонин и археологические изыскания: в 1883 году были произведены раскопки около храма Гроба Господня, в результате чего были открыты остаток стены древнего Иерусалима с Порогом Судных Врат, через которые вели на казнь Спасителя, и пропилеи Константиновой базилики. На этом месте позднее был воздвигнут храм в честь благоверного князя Александра Невского.

Дневник архимандрита Антонина представляет собой уникальный церковно-исторический источник, охватывающий 30-летний период. Именно эти 30 томов, относящиеся к его деятельности в Святой Земле, и предполагается публиковать. Эти поистине драгоценные рукописи, хранящиеся в Петербурге, уже переведены в цифровой формат и готовятся к изданию.

Конечно, это огромная работа, для осуществления которой Общество нуждается в помощи Русской Православной Церкви, привлечении государственных деятелей и ученых, поддержке спонсоров. Для этого формируется Издательско-попечительский комитет, в который дали согласие войти Святейший Патриарх Алексий и министр иностранных дел С.В.Лавров. Планируется завершить издание дневника к 2017 году - 200-летию со дня рождения архимандрита Антонина (Капустина).

- Какова оценка Святейшим Патриархом многогранной деятельности Общества?

Патриарх высоко оценил работу Общества за период 2003-2005 г.г. Нам удалось организовать курсы русского языка для палестинцев в Вифлееме. Их цель - укрепить дружественные отношения между нашими народами, помочь палестинцам в овладении русским языком. Можно сказать, что эти курсы - лишь «первая ласточка»; мы знаем, что они востребованы и в других палестинских городах.

Мы развиваем традиции ИППО и в научной деятельности. Ежегодно при содействии Общества организуются научные конференции. Уже прошли конференции, посвященные 200-летию со дня рождения Великой Княгини Елисаветы Федоровны, 100-летию со дня гибели Великого Князя Сергея Александровича, конференция, посвященная Великомученику и целителю Пантелеимону. Мы провели также конференцию, посвященную разделению Западной и Восточной Церквей в 1054 году, - «Православная Византия и латинский Запад». Очень интересными оказались материалы конференции «Паломничество в истории России».

Но самое главное, нам удалось организовать одну из конференций на Святой Земле - с помощью Русской Духовной Миссии и Российского посольства в израильском университете Скопус. В ней участвовали как специалисты из России, так и израильтяне и палестинцы. Темой для нее была выбрана роль Иерусалима в русской культуре. Кстати, тех, кто нам помогал в организации этой встречи - и с израильской стороны (ректора университета Скопус), и с палестинской (например, Махмуда Аббаса - главу Палестинской Автономии), - мы предложили внести в списки ассоциированных почетных членов Общества.

Значимым этапом на пути Общества явилась его регистрация в минувшем году в Международном комитете при ООН неправительственных организаций по социально-экономическим вопросам (ЭКОСОС). Мы очень благодарны Министерству иностранных дел РФ за содействие в этом деле. Мне довелось также посетить посольства ближневосточных государств: Египта, Иордании, Израиля, Ливана, Сирии. Мы обратились к ним с просьбой поддержать организацию деятельности нашего Общества на территории этих стран.

Ежегодно у нас выходит «Православный Палестинский сборник». Издательством «Индрик» опубликованы художественные альбомы, посвященные строительству церкви Марии Магдалины на Елеонской горе и русским археологическим раскопкам в Иерусалиме. Сейчас мы также переиздали книгу одного из основателей дореволюционного Общества - В.Н. Хитрово о паломничестве в Палестину.

В настоящее время Общество представлено в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и даже Молдавии. Но этого явно недостаточно. Поэтому мы испросили благословения у Патриарха на открытие филиалов Общества в тех епархиях, где они существовали до революции и содействовали паломникам из российских губерний в поездках на Святую Землю.

Надо сказать, что в начале XX века таких отделений насчитывалось 52. Общество тогда активно организовывало паломнические туры - из Одессы шли дешевые пароходы в Хайфу, а уже на территории Святой Земли наших паломников размещали в специально построенных для них домах. Сейчас Общество этим не занимается (такова функция, например, Паломнического центра Московского Патриархата и общества «Радонеж»), но стремится создать максимально благоприятные условия для пребывания паломников на Святой Земле.

Патриарх выразил удовлетворение и благодарность Обществу за ту работу, которая была проведена в последние годы, и пожелал благословенных успехов в дальнейшей деятельности.

С Ярославом Николаевичем Щаповым беседовал Василий Писаревский.

Дата создания: 21 мая 1882 г. Описание:

Императорское православное палестинское общество — старейшая в России научная и гуманитарная организация, уставными задачами которой являются содействие православному паломничеству на Святую землю, научное палестиноведение и гуманитарное сотрудничество с народами Ближнего Востока.

Основано 21 мая 1882 года, в день памяти святых равноапостольных Константина и Елены, как Православное палестинское общество. В 1889 году получило почетное наименование Императорское.

С 1882 по 1905 годы председателем Общества был Великий князь Сергий Александрович.

После Октябрьской революции общество вынужденно разделяется на две независимые организации — российскую и зарубежную. В 1918 году оставшаяся в России часть общества переименовывается в Российское палестинское общество при Академии наук. 22 мая 1992 года восстанавливается историческое название — Императорское православное палестинское общество.

Структура Общества

  • Председатель . На Общем собрании ИППО 14 июня 2007 года председателем Императорского православного палестинского общества был избран , председатель Счетной палаты Российской Федерации;
  • Комитет Почетных членов . Возглавляет комитет Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл ;
  • Совет ;
  • Редакционный совет ;
  • Членский состав . По состоянию на 7 июля 2009 года Императорское православное палестинское общество включает 619 членов;
  • Отделения . В настоящее время Общество насчитывает 15 отделений как в России, так и за границей. В России отделения открыты в таких городах, как Белгород, Владимир, Нижний Новгород, Орел, Пермь, Ростов-на-Дону, Санкт-Петербург, Тверь. На Святой Земле отделения работают в Иерусалиме, Вифлееме, Акко. Кроме того, созданы отделения на Кипре, в Болгарии и в Узбекистане.

Устав Общества

Устав Императорского православного палестинского общества был утвержден указом императора Александра III 8 мая 1882 года и актом публичного признания собранием членов-учредителей, состоявшимся 21 мая 1882 года в Санкт-Петербурге.

В Мюнхене состоялось ежегодное общее собрание действительных членов исторического Императорского Православного Палестинского общества. Но прежде, чем рассказать, чему оно было посвящено, немного о самом обществе.

Цель - добро, а не личная выгода

В 1859 году Указом императора Александра II «для устройства богоугодных и странноприимных заведений в Святой Земле» был учрежден Палестинский Комитет. Пять лет спустя он был переименован в Палестинскую Комиссию, которую, спустя некоторое время закрыли, а все принадлежащие ей земли и здания передали, учрежденному на основании Указа императора Александра III от 8 мая 1882 года Православному Палестинскому обществу.

Председателем Общества был избран Великий князь Сергей Александрович. В числе учредителей и членов Правления были семь представителей Дома Романовых, генерал-губернатор Москвы князь В.А. Долгоруков, директор Азиатского департамента граф Н.П. Игнатьев, ученые-востоковеды, профессора Духовных академий, писатели, историки.

24 мая 1889 года государь Николай II утвердил присвоение Православному палестинскому обществу наименования «Императорское».

К 1916 году в Обществе состояло 2 956 человек. Его почетными членами были председатели Совета министров С. Ю. Витте, П. А. Столыпин, В. Н. Коковцев, обер-прокуроры Св. Синода К. П. Победоносцев, П.П. Извольский, В. К. Саблер, другие политики, а также известные бизнесмены, писатели, юристы, ученые. Ежегодно, только на благотворительные цели, Общество тратило более полумиллиона золотых рублей. Дотации паломникам (до 12 тыс. человек в год), из которых 72 процента были крестьянами, для поездок в святые места – Палестину и Св. гору Афон в Греции составляли 35 процентов стоимости проезда по железной дороге до Одессы и далее на пароходах.

Для паломников формировались специальные паломнические караваны, которым выделялись проводники Общества и охрана. Эти караваны доставляли их к святыням Иерусалима , Вифлеема , Хеврона , Иудейской пустыни , Галилеи, священной реке Иордан. По вечерам для паломников проводились Палестинские чтения, рассказывающие об истории Ветхого завета и святынь, посещаемых ими.

Для приема паломников Общество в Иерусалиме возводит специальные подворья – Елизаветинское, Мариинское, Сергиевское, Николавевское, Александровское, Вениаминовское, а также Русскую больницу. Кроме того, в рамках программы улучшения быта паломников, прибывающих в Иерусалим, прокладывает водяную канализацию, кстати, первую в Иерусалиме.

Следующий важный аспект деятельности Общества – образовательный. К 1914 году на Ближнем Востоке им было открыто 102 сельские и городские четырехклассные школы, а также женская и мужская учительские семинарии для местного населения. Через русские школы, к финансированию которых с 1912 года подключилось и российское правительство (ежегодно выделялось 150 тыс. золотых рублей), прошли несколько поколений арабской интеллигенции Ближнего Востока.

Одновременно члены Общества активно занимались научной и издательской деятельностью, вели археологические раскопки, организовывали и финансировали научные экспедиции.

Немаловажная деталь. Вся недвижимость, приобретаемая Обществом в Святой Земле для религиозных и общественных нужд, включая храмы, подворья и больницы, не могла, в соответствии с законами Оттоманской империи, быть зарегистрированной на имя учреждений, поэтому она оформлялась, как собственность частных лиц. В частности, на имя князя Сергея Александровича, являвшегося председателем правления Общества. И это впоследствии помогло спасти православную недвижимость, едва не попавшую под юрисдикцию английских и турецких владельцев. К сожалению, ненадолго, и не всю, но об этом чуть позже.

«Турки пришли – грабят, англичане…»

Первая мировая война, революция, гражданская война в России нанесли страшный удар по православию в целом и православным миссиям в Святой Земле в частности.


Очистка стен подворья

В декабре 1914 года турецкие власти реквизировали имущество ИППО, закрыли храмы и приказали членам Общества и духовенству покинуть Иерусалим. В подворьях, приютах и монастырях разместились турецкие солдаты. Кладовые и склады были разграблены, церковная утварь частью украдена, частью осквернена. Монахи, сестры милосердия и служащие православной миссии подвергались оскорблениям, унижениям, а некоторые были убиты. Сообщение с Россией было прервано. После окончания войны и поражения Османской империи Палестина переходит под управление Британской империи. Из зданий, принадлежащих ИППО, турки удаляются, но в большинстве их теперь размещаются британцы.


Монтаж уникальных витражей

Одновременно на руинах Императорского Православного Палестинского общества в Москве возникло Российское палестинское общество (РПО) при Академии наук, занявшее откровенно богоборческую позицию, ну а другая часть его членов, волею судеб, оказавшихся за границей, в том числе в Палестине, сохранила прежнее название и верность прежним целям и идеалам. Важно отметить, что советское правительство категорически отрекшись от неприемлемых для него определений «императорское» и «православное» ни в какую не желало отказаться от имущества, принадлежавшего ИППО, многократно пытаясь придать ему официальный статус «государственное».


Установка на окнах новых ставень

28 апреля 1948 года, как, казалось, в этих притязаниях Кремля на «иператорско-православное» имущество была, наконец поставлена точка. Именно в этот день был обнародован Указ Британского Верховного комиссара, управлявшего Палестиной по мандату Лиги Наций с 1922 года по15 мая 1948 года, об управлении имуществом Палестинского Общества и учреждении Бюро Администраторов. Таким образом, после десятилетий волокит и мытарств официально было признано и подтверждено право Общества, в тот момент возглавляемого князем Кириллом Ширинским-Шихматовым, на все владения в Святой Земле. Однако первая арабо-израильская война 1947-49 годов между еврейским населением Палестины , а впоследствии - вновь созданным государством Израиль и армиями соседних арабских государств и нерегулярных арабских военных формирований перекроила не только географическую карту, но и имущественную.

14 мая 1948 года СССР одним из первых установил дипломатические отношения с Израилем, а спустя шесть дней был назначен «уполномоченный по делам русского имущества» на территории Израиля И.Л. Рабинович.

10 сентября того же года замминистра иностранных дел СССР В.А. Зорин в письме на имя председателя Комитета по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР Г.Г. Карпова (к слову, имевшего звание генерал-майора НКГБ) писал: «Учитывая сложившуюся в Иерусалиме обстановку, посланник т. Ершов внес следующие предложение: Назначить и в ближайшее время прислать начальника Русской духовной миссии от Московского Патриархата, а также представителя Русского палестинского общества, выдав им соответствующие правовые полномочия и доверенности…». А вскоре социалистическое правительство Израиля, в числе первых своих декретов, решило «признать все здания и земли Императорского Православного Палестинского общества и Русской духовной миссии на Святой Земле», находящихся на его территории, собственностью СССР.


Так выглядит теперь домовая церковь Св. Александра Невского

Эта «передача имущества» представителям, назначенным лично тов. Сталиным, по воспоминаниям священнослужителей, сестер и мирян, находившихся в тот момент в Иерусалиме, «носила порой излишне жестокий характер». Но не все имущество ИППО и РДМ было тогда передано СССР, в частности здания, находившиеся в Старом городе и Восточном Иерусалиме, отошедшие после арабо-израильской войны к Иордании. В их числе и Александровское подворье, расположенное метрах в 80 от Храма Гроба Господня и включающее в себя Порог Судных Врат , домовую церковь св. Александра Невского , небольшой музей и другие достопримечательности. Глядя на него трудно сегодня представить, что еще лет десять назад часть строений подворья более напоминали руины. Но благодаря пожертвованиям, прежде всего православных живущих за пределами России, упорству и трудолюбию членов ИППО оно возродилось, принимает паломников, здесь проходят церковные службы, ведутся археологические раскопки.


Витражи Александровского подворья после реставрации

Ну а что касается «имущества, возвращенного в 1948 году Израилем Русской православной церкви», фактическими собственниками которого, и это следует отметить особо, являлись частные лица, общественные и церковные организации, то в 1964 году оно было продано… Израилю за 4,5 млн. долларов США по так называемой «Апельсиновой сделке». Официально этот акт, инспирированный Н. С. Хрущевым (первый секретарь ЦК КПСС, председатель Совета министров) именовался соглашением № 593 «О продаже правительством Советского Союза имущества, принадлежащего СССР, правительству государства Израиль ». В ходе этой богоборческой акции здания российского генконсульства, Русской больницы, Мариинское, Елизаветинское, Николаевское, Веньяминовское подворья в Иерусалиме, а также ряд зданий и земельных участков в Хайфе, Назарете, Афуле, Эйн-Кареме и Кафр-Канне (всего 22 объекта общей площадью около 167 тыс. кв. метров) фактически были обменены на апельсины и текстиль.


Вход в Александровское подворье

«И вы, и они, напомню, православные»

После крушения СССР российское правительство принялось оспаривать законность этой сделки, заявляя, что Советский Союз не являлся законным собственником подворий. 22 мая 1992 года Президиум Верховного Совета РФ переименовал существовавшее при Академии наук СССР Российское Палестинское общество в Императорское Православное Палестинское общество, вопреки тому, что Общество с таким название давно существовало. Возглавил этот «новодел» бывший руководитель ФСБ РФ Николай Степашин. Вот оно то, по мнению официального Кремля, и является «законным владельцем всей русской недвижимости в Святой Земле», которую незаконно продал Израилю «богоборец Никита». Впрочем, Никита Сергеевич, как знаем, не только иерусалимскую недвижимость на цитрусовые обменял, а еще Украине Крым передал, и что? Еще один «референдум» проводить, то теперь в Иерусалиме? А может попытаться наладить отношения с людьми, которые сохранили и продолжают оберегать жемчужину православия в Святой Земле, тем более что и вы, и они, напомню, православные?

Впрочем, это тема другой статьи и не одной, тем более что Императорское Православное Палестинское общество, с недавних пор имеющее приставку «историческое», это чтобы со степашинским не путали, невзирая на войны и глобальные катаклизмы, как было, так и есть. И ничего, и никому оно не продавало, в том числе и Александровское подворье.

Я же, пользуясь случаем, назову имена тех, кто возглавлял Общество в самый, пожалуй, трудный (начиная с 1917 г.) период его существования, когда не стало православной России и Государя Императора, когда оно, как и все русские обители, монастыри, храмы лишились помощи и поддержки, как державной, так и финансовой, когда, казалось нет более сил противостоять натиску богоборцев и провокаторов. Назову не только имена, но и места их проживания, что, в свете событий, разворачивающихся вокруг Александровского подворья, немаловажно. Итак, это князь Алексей Ширинский-Шихматов (Севр/Париж), Анатолий Нератов (Вильжюиф/Франция), Сергей Боткин (Сен-Бриак/Франция), Сергей Воейков (Париж), князь Кирилл Ширинский-Шихматов (Шелле, Франция), Николай Пашенный (Париж), Михаил Хрипунов (Иерусалим), епископ Антоний (Грабе) (Нью-Йорк), Ольга Уахбе (Вифлием). С мая 2004 года историческое ИППО возглавляет Николай Воронцов (Мюнхен).

Ну а прежде, чем огласить новый состав правления исторического Императорского Православного Палестинского общества, избранный на последнем общем собрании его членов, замечу, что клеветы и небылиц о его деятельности в желтой прессе хватает. Не верьте. Ни единому слову. Лучше один раз переступите порог Александровского подворья в Иерусалиме, и вы увидите все своими глазами и ощутите сердцем.

Итак, новый состав правления исторического ИППО: Николай Воронцов, (Мюнхен), Сергей Вильгельм (Бонн), Елена Халатян (Киев), Екатерина Шарай (Киев), Владимир Алексеев (Москва), Евгений Угляй (Николаев), Сергей Гринчук (Мюнхен). Запасные члены правления (на случай, если кто-то из основных членов правления не сможет исполнять свои обязанности) Ксения Рар-Забелич (Мюнхен), Владимир Артюх (Киев) и Галина Рокецкая (Москва).

3 декабря 2017 года в 18.00 в Колонном зале Дома Союзов состоится торжественный вечер, приуроченный к 135-летнему юбилею старейшей в России Международной общественной организации — Императорского Православного Палестинского Общества (ИППО).

Императорское Православное Палестинское Общество, созданное Указом Императора Александра III и общественной инициативой выдающихся русских людей того времени, ведет отсчет своей истории с 1882 года.

8 мая 1882 года был утвержден Устав Общества, а 21 мая того же года в Санкт-Петербурге состоялось его торжественное открытие, приуроченное к празднованию дня памяти святых равноапостольных Константина и Елены, воздвигших первые христианские храмы в Святой Земле и обретших Животворящий Крест Господень.

С именами этих святых связаны древнейшие храмы Иерусалима и Вифлеема, а также сам принцип покровительства Святой Земли со стороны православных императоров.

Исторический девиз Общества: «Не умолкну ради Сиона и ради Иерусалима не успокоюсь». Первоначально Общество называлось «Православным Палестинским». Основные цели Общества – поддержание духовных связей России со Святой Землей, сохранение культурного и исторического наследия, развитие дружественных связей России со странами и народами Ближнего Востока, гуманитарные и просветительские миссии в ближневосточном регионе, содействие православному паломничеству, поддержание Православия – эти благородные цели тесно связаны с традиционными духовно-нравственными нашего народа и внешнеполитическими приоритетами Российского государства.

Первым Председателем Общества был Великий князь Сергий Александрович Романов, выдающийся российский государственный и общественный деятель, генерал-лейтенант, генерал-губернатор Москвы.

После трагической гибели Великого князя – Председателем Общества стала Великая княгиня Елизавета Федоровна – урожденная принцесса Гессен-Дармштадская, дочь великого герцога Гессенского Людвига IV, внучка английской королевы Виктории, старшая сестра императрицы Александры Федоровны – супруги императора Николая II.

Под ее председательством Общество торжественно отметило в Петербурге свой 25-летний юбилей.

Император Николай II почтил Елизавету Федоровну рескриптом, начертав, что под руководством Елизаветы Федоровны Общество сохранило приобретенное им доверие населения и свое значение в Святой Земле. Государь так подвел итоги за четверть века деятельности ИППО: «Ныне, обладая в Палестине владениями ценностью почти в два миллиона рублей, ИППО имеет 8 подворий, где находят приют до 10 тысяч паломников, больницу, шесть лечебниц для приходящих больных и 101 учебное заведение с 10 400 учащихся. За 25 лет Обществом было выпущено в свет 347 изданий по палестиноведению».

Свои полномочия Елизавета Федоровна сложила после Февральской революции и отречения от престола императора Николая II. 6 апреля 1917 года Совет Православного Палестинского Общества, уже лишившегося наименование «Императорского», принял отставку Великой княгини. Почетное наименование «Императорское» Общество получило Высочайшим указом 24 марта 1889 года. Этим указом утверждалась и передача Палестинскому Обществу функций Палестинской Комиссии.

А ранее, 18 октября 1884 года, общее собрание ППО ставит вопрос о предоставлении Обществу права открывать отделы в различных городах империи. Они были призваны активизировать сбор пожертвований в пользу Русской Палестины.

Первым отделом стал самый отдаленный, Якутский отдел, открытый 21 марта 1893 года. В нем было 18 членов.

19 декабря того же года был открыт Одесский отдел ИППО. Далее, с января 1894 по апрель 1895 года, было открыто еще 16 отделов Общества. Они были также призваны развернуть пропагандистскую и научно- популярную работу среди населения по ознакомлению с историей Святой Земли и значением русского присутствия на Востоке.

К началу 20 века Обществу принадлежало в Палестине 8 подворий. В одном Иерусалиме: в черте Старого Города – Александровское, близ Храма Гроба Господня; в составе так называемых Русских Построек – Елизаветинское, Мариинское и Николаевское; рядом – Новое, получившее после гибели Великого князя Сергия Александровича наименование Сергиевское подворье, неподалеку еще одно — Вениаминовское, подаренное ИППО в 1891 году игуменом Вениамином.

В начале 20 века были построены подворья в Назарете и Хайфе. В общей сложности через подворья ИППО проходило за год более 10 тысяч паломников. Кроме того, земельные участки и объекты недвижимости были в Вифлееме, Айн-Кареме, Назарете, Кане Галилейской, Афуле, Хайфе, Иерихоне, Рамаллахе – всего 28 участков.

ИППО содержало для паломников и местных жителей Русскую больницу в Иерусалиме и ряд амбулаторий: в Иерусалиме, Назарете, Бет-Джале, Дамаске. У Общества были и свои храмы – два в России (Николо-Александровский храм в Петербурге, Сергиевский скит в Калужской губернии) и два в Палестине: семиглавый храм Марии Магдалины в Гефсимании, храм св. Александра Невского на Александровском подворье, небольшая часовня в Сергиевском подворье. Канонические церкви в то время подчинялись, как и все зарубежные, петербургскому митрополиту, а материальная часть – строительство, ремонт, содержание – оставались за Палестинским Обществом.

Николаевское подворье ИППО в Иерусалиме

В канун Первой мировой войны в Обществе состояло около 3 тысяч членов, отделы ИППО действовали в 52 епархиях Русской Православной Церкви. К 1917 году Российской империи принадлежало 70 объектов недвижимости в Святой Земле.

В 1917 году из названия исчезло слово «Императорское», а в 1918 году было изъято и слово «Православное». При Академии наук СССР стало действовать Российское Палестинское Общество, деятельность которого была сведена к научным исследованиям Академии наук того периода.

Спустя 110 лет со дня основания Общества 22 мая 1992 года Президиум Верховного Совета Российской Федерации принял Постановление восстановить историческое имя Императорского Православного Палестинского Общества и рекомендовал правительству принять необходимые меры по практическому восстановлению и возвращению ИППО его имущества и прав.

Примечательно, что в деятельности по восстановлению исторической справедливости принимал тогда и нынешний Председатель ИППО Сергей Степашин, в то время депутат Верховного Совета РФ.

Сегодня под руководством С.В.Степашина при содействии МИД России, Русской Православной Церкви, государственных и общественных структур Россия возвращается на Ближний Восток в формат своего исторического присутствия в регионе, строит культурные центры, школы, музейно-парковые комплексы, возвращает объекты российской собственности.

Как известно, в 1964 году правительство СССР объявило себя единственным собственником большей части этого имущества и продало его Израилю за 3.5 млн. израильских лир (4,5 млн. долларов). В соответствии с Соглашением, получившим название «апельсиновая сделка», были проданы среди прочих объектов дом Российского генконсульства, Русская больница, Мариинское, Елизаветинское, Николаевское и Вениаминовское подворья в Иерусалиме, несколько участков земли в Хайфе, Афуле и в других святых местах.

В перечень объектов «апельсиновой сделки» не вошли здания Русской Духовной миссии и Свято-Троицкого Собора в Иерусалиме. 28 декабря символ русского присутствия в Святой Земле — Сергиевское подворье было возвращено в российскую собственность и сегодня над ним развивается исторический флаг ИППО.

Императорское Православное Палестинское Общество как неправительственная организация

  • отстаивает позиции России на Ближнем Востоке,
  • утверждает православное присутствие в библейском регионе,
  • укрепляет многообразные духовные, культурные и гуманитарные связи России с народами и странами Ближнего Востока,
  • ведет серьезную научную и паломническую деятельность,
  • осуществляет гуманитарные миссии,
  • отстаивает фундаментальные права христиан, которые переживают не лучшие времена, а в ряде стран региона подвергаются гонениям и насилию.

Общество традиционно имеет высокий уровень доверия в ближневосточном регионе и в настоящий период успешно развивает общественную дипломатию. С 2005 года ИППО имеет консультативный статус при ЭКОСОС ООН, который позволяет вести международную и правозащитную деятельность в этом влиятельном международном институте.

Сегодня в Обществе состоит более 1000 человек, исповедующих вековые христианские ценности. В России и за рубежом активно действуют отделения и представительства ИППО – региональные и зарубежные.

В 2012 году Императорское Православное Палестинское Общество было удостоено Благодарности Президента Российской Федерации.

История Императорского Православного Палестинского Общества продолжается.

© rifma-k-slovu.ru, 2024
Rifmakslovu - Образовательный портал