Исповедь Сонечки Мармеладовой по роману Ф.М.Достоевского Преступление и наказание. Тема духовного подвига в романе «Преступление и наказание Вопрос для обсуждения

16.07.2023

(11 )

Раскольников зашел в Трактир. Среди посетителей обращал на себя внимание человек, похожий на отставного чиновника, который тоже был в не котором волнении. Раскольников почувствовал к этому человеку невольный интерес. Чиновник смотрел на всех со скукой и высокомерным пренебрежением. Лицо его было отекшим от постоянного пьянства, а во взгляде светилась восторженность, были смысл и ум, но в то же время и безумие. Одет он был в старый оборванный черный фрак с единственной оставшейся пуговицей, жилет и запачканную мятую манишку. Он тоже обратил внимание на Раскольникова и подсел к нему. Представившись титулярным советником Семеном Захаровичем Мармеладовым, он вдруг начал рассказывать о себе.

Мол, снимает угол у хозяйки Амалии Федоровны Липпевехзель и живет там с женой Катериной Ивановной и ее тремя малолетними детьми. Жена его воспитывалась в губернском дворянском институте, получила золотую медаль и похвальный лист. Ей предсказывали блестящее будущее, но она сбежала с молодым офицером.

Мужа она любила чрезмерно, но тот начал играть в карты, попал под суд, а потом умер. Женщина осталась одна с тремя детьми без средств к существованию, родители от нее отказались, а она была чересчур горда. Вот тогда он, вдовец с четырнадцатилетней дочерью Сонечкой, из сострадания попросил ее руки. Через год он лишился должности и запил. долго они ездили с места на место и вот уже полтора года живут в Петербурге.

Здесь Мармеладов нашел место, а потом опять запил и место потерял. Жить стало совсем не на что. Сонечка ради семьи решила пойти на панель, хотя очень от этого страдала. Хозяйка сказала, что не желает жить под одной крышей с проституткой. и девушке пришлось получить желтый билет и снять себе комнату. К ним она заходит только поздно вечером, дает деньги.
Катерина Ивановна, несмотря на свое благородное воспитание, сама стирает и штопает, только рука у нее тяжелая — достается и ему, когда пьяный, и детям, если вздумают заплакать. А теперь она заболела, кашляет, на щеках появились красные пятна.

Пять недель назад Мармеладову посчастливилось найти место. Жена и дочь справили ему приличный костюм, на цыпочках ходили, когда он спал. Он отработал месяц, получил жалованье и все деньги до копеечки принес жене. Та поверила, что все у них теперь будет хорошо, и даже приласкала его. А на другой день он украл у жены ключ от сундука, где лежали деньги, вынул все, что осталось от жалованья, и пропил. А после пропил и всю новую одежду. Было это пять дней назад. А сегодня он ходил к дочери, просил денег на похмелье, и она дала ему тридцать копеек.

Мармеладов допил водку и попросил Раскольникова помочь ему добраться до дому. Он сказал, что боится домашних, но не побоев, а красных пятен на щеках жены и детского плача. Идти было недалеко. Комната была очень бедная, душная, к тому же проходная; дверь в следующие помещения была приоткрыта и оттуда доносились шум и волны табачного дыма.
Кашляя, Катерина Ивановна ходила взад и вперед, глаза ее блестели, но взгляд был неподвижен. Видно было, что у нее чахотка. Самая маленькая девочка, скорчившись, спала на полу, мальчик годом старше плакал в углу, его утешала старшая девочка в платьице, из которого давно выросла. Мармеладов, войдя в комнату, сразу встал на колени. Жена начала кричать на него, а потом досталось и Раскольникову. Тот поспешил уйти, но оставил на окне немного медных денег.

Раскольников Родион Романович - бедный и униженный студент, главный персонаж романа "Преступление и наказание". Автором произведения является Достоевский Федор Михайлович. Для психологического противовеса теории Родиона Романовича писателем был создан образ Сони Мармеладовой. Оба персонажа находятся в юном возрасте. Раскольников и Соня Мармеладова, столкнувшись с тяжелой жизненной ситуацией, не знают, что делать дальше.

Образ Раскольникова

В начале повествования читатель замечает неадекватное поведение Раскольникова. Герой все время нервничает, его - постоянная тревога, а поведение кажется подозрительным. В ходе событий можно понять, что Родион - человек, который одержим своей идеей. Все его мысли - о том, что люди делятся на два типа. Первый тип - это "высшее" общество, также сюда он относит и свою личность. А второй тип - это "твари дрожащие". Впервые данную теорию он печатает в газетной статье, которая называется "О преступлении". Из статьи становится понятно, что "высшие" имеют право не обращать внимания на нравственные законы и уничтожать "тварей дрожащих" для достижения своих личных целей. По описанию Раскольникова, эти бедные люди нуждаются в библейских заповедях и моралях. Новыми законодателями, которые будут управлять можно считать "высших", Бонапарт является примером для таких законодателей. Но сам Раскольников по пути к "высшим" совершает поступки совсем другого уровня, даже не замечая этого.

История жизни Сони Мармеладовой

О героине читатель узнает из рассказа ее отца, который был адресован Родиону Романовичу. Мармеладов Семен Захарович - алкоголик, живет с женой (Катерина Ивановна), имеет трех маленьких детей. Жена с детьми голодают, Соня приходится Мармеладову дочерью от первой жены, снимает квартиру "по Семен Захарович рассказывает Раскольникову о том, что дочь пошла на такую жизнь из-за мачехи, которая упрекала ее в том, что она "пьет, ест и теплом пользуется", то есть дармоедка. Вот так живет семья Мармеладовых. Правда Сони Мармеладовой в том, что сама по себе она безответная девушка, не держит зла, "из кожи вон лезет", чтобы помочь больной мачехе и голодным сводным братьям и сестрам, не говоря уже о родном отце, который болен алкоголизмом. Семен Захарович делится своими воспоминаниями о том, как он нашел и потерял работу, как пропил мундир, который дочь купила на свои заработанные деньги, и как у него хватает совести просить у дочери денег "на похмелье". Соня отдавала ему последнее, никогда не упрекнув в этом.

Трагедия героини

Судьба схожа во многом с положением Родиона. Они играют в обществе одинаковую роль. Родион Романович живет на чердаке в убогой комнатушке. Как автор видит эту комнату: клетка маленького размера, приблизительно в 6 шагов, имеет нищий вид. Высокий человек чувствует себя в такой комнате дискомфортно. Раскольников настолько нищ, что дальше уже невозможно, но к удивлению читателя чувствует он себя хорошо, его дух не упал. Та же бедность заставила Соню идти на улицу для того, чтобы заработать деньги. Девушка несчастна. Ее судьба жестока к ней. Но моральный дух героини не сломлен. Напротив, в, казалось бы, нечеловеческих условиях Соня Мармеладова находит единственный достойный человека выход. Она выбирает путь религии и самопожертвования. Автор показывает нам героиню как человека, способного проникнуться чужой болью и страданием, будучи при этом несчастным. Девушка может не только понять другого, но и направить на верный путь, простить, принять чужое страдание. Так, мы видим, как героиня проявляет жалость к Катерине Ивановне, называет ее "справедливой, ребенком", несчастной. Соня спасает ее детей, потом жалеет умирающего отца. Эта, как и прочие сцены, внушают и сочувствие, и уважение к девушке. И совсем не удивительно, что потом свои душевные муки Родион разделит именно с Софьей.

Раскольников и Соня Мармеладова

Свою тайну Родион решил поведать именно Софье, но не Порфирию Петровичу. Она, по его мнению, была, как никто другой, способна рассудить его по совести. При этом ее мнение будет существенно отличаться от суда Порфирия. Раскольников, несмотря на свое злодеяние, жаждал человеческого понимания, любви, чуткости. Он хотел увидеть тот "высший свет", который способен вывести его из тьмы, поддержать. Надежды Раскольникова на понимание со стороны Софьи оправдались. Родион Романович не может идти на контакт с людьми. Ему начинает казаться, что все над ним издеваются и знают, что это сделал именно он. Прямо противоположна его видению правда Сони Мармеладовой. Девушка выступает за гуманность, человеколюбие, всепрощение. Узнав о его преступлении, она не отвергает его, а наоборот, обнимает, целует и говорит в беспамятстве о том, что "нет в мире никого беспощаднее теперь".

Реальная жизнь

Несмотря на все это, периодически Родион Романович возвращается на землю и замечает все, что происходит в реальном мире. В один из таких дней он становится свидетелем того, как пьяного чиновника Семена Мармеладова сбивает лошадь. Во время последних его слов автор впервые описывает Софью Семеновну. Соня была роста небольшого, ей было около восемнадцати. Девушка была худенькая, но хороша собой, блондинка, с привлекательными голубыми глазами. На место несчастного случая приходит Соня. на ее коленях. Она посылает младшую сестру узнать, где живет Раскольников, чтобы вернуть ему деньги, которые он отдал на похороны отца. Спустя время Софья идет к Родиону Романовичу, чтобы пригласить на поминки. Так она проявляет ему свою благодарность.

Поминки отца

На мероприятии возникает скандал на почве того, что Соню обвиняют в краже. Все решилось мирным путем, но Катерину Ивановну вместе с детьми выселяют из квартиры. Теперь все обречены на смерть. Раскольников пытается узнать у Софьи, будь ее воля, смогла бы она убить Лужина, человека, который несправедливо оклеветал ее, сказав, что она воровка. На этот вопрос Софья дала философский ответ. Родион Романович находит в Соне что-то родное, наверное, то, что их обоих отвергли.

Он пытается увидеть в ней понимание, ведь его теория является неправильной. Теперь Родион готов на самоуничтожение, а Соня - "дщерь, что мачехе злой и чахоточной, детям чужим и малолетним себя предала". Софья Семеновна полагается на свой нравственный ориентир, который для нее является важным и четким - это мудрость, которая описана в Библии как очистительные страдания. Раскольников, конечно, поделился с Мармеладовой рассказом о своем поступке, слушая его, она от него не отвернулась. Здесь правда Сони Мармеладовой - в проявлении чувства жалости, сочувствия Родиону. Героиня убеждала его пойти и покаяться в том, что он сделал, опираясь на притчу, которую изучала в Библии о воскрешении Лазаря. Соня соглашается на то, чтобы разделить с Родионом Романовичем тяжелые будни каторжной жизни. Так не только проявляется милосердие Сони Мармеладовой. Делает она это ради того, чтобы очиститься, поскольку считает, что нарушает библейские заповеди.

Что объединяет Софью с Родионом

Чем можно охарактеризовать Мармеладову и Раскольникова одновременно? Например, каторжники, которые отбывают срок в одной камере с Родионом Романовичем, обожают Соню, которая регулярно его посещает, но с презрением относятся к нему. Раскольникова хотят убить и постоянно подшучивают над ним, что не царское это дело "топор за пазухой носить". Софья Семеновна еще с детства имеет свои представления о людях и на протяжении всей жизни придерживается их. Она никогда не смотрит на людей свысока, имеет к ним уважение и сожаление.

Вывод

Хотелось бы сделать заключение, исходя из взаимных отношений главных персонажей романа. Какое значение имела правда Сони Мармеладовой? Если бы на пути Родиона Романовича не появилась Софья Семеновна со своими жизненными ценностями и идеалами, то его закончился бы очень скоро в мучительных муках самоуничтожения. Вот в чем правда Сони Мармеладовой. За счет такой завязки в середине романа автор имеет возможность логически завершить образы главных героев. Два разных взгляда и два анализа одной и той же ситуации придают роману убедительность. Правда Сони Мармеладовой противопоставлена теории Родиона и его мировоззрению. Известный русский писатель смог вдохнуть жизнь в главных персонажей и благополучно разрешить все самое худшее, что происходило в их жизни. Такая завершенность романа ставит "Преступление и Наказание" рядом с самыми великими произведениями, которые есть в списке мировой литературы. Каждый школьник, каждый студент должен прочесть этот роман.

Александр ШУРАЛЁВ,
с. Кушнарёнково,
Башкортостан

История постепенного обновления человека

Роль исповеди Мармеладова в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

В рассказе И.А. Бунина «Лапти» замерзает некий Нефёд, но, погибнув, уже за пределами своей жизни спасает мечущегося в бреду мальчика и заплутавших в страшном снегу людей.

В определённом смысле бунинский персонаж повторяет парадоксальную роль Мармеладова, случайная встреча с которым в начале романа помогает Раскольникову впоследствии обрести надежду на новую жизнь, пройти путь "постепенного обновления" и "перерождения".

В исповеди-самобичевании "титулярного советника" доброе, трепетное сердце "бывшего студента", противоречащее жестокому, циничному разуму, угадало ту дверь, за которой его приветят и поймут, когда ему будет "уже некуда больше идти". За этой дверью его ждала "падшая женщина" с непорочной душой невинного ребёнка, несущая на хрупких плечах тяжёлый крест человеческого страдания ("Я не тебе поклонился, я всему страданию человеческому поклонился").

Неисповедимые пути Господни, избравшие проводником маленького чиновника, свели вместе убийцу и блудницу и озарили их, не дав погрязнуть во мраке безысходности, свечой Благой Вести о воскресении и прощении. В воскресении Лазаря, о котором вдохновенно прочитала кроткая ("Блаженны кроткие, ибо они унаследуют землю") и чистая сердцем ("Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят") Соня, для обиженного на Бога и оттого неверующего повзрослевшего "бедного мальчика", в исступлении бросившегося уже не с "кулачонками", а с топором на призрак Миколки, обернувшийся старухой процентщицей, начал открываться ответ на мучительный вопрос-просьбу: "Господи! Покажи мне путь мой". После чего между двумя кошмарными снами в Раскольникове в страшных конвульсиях испустил свой злой дух теоретизирующий террорист и в не менее страшных муках родился просто человек.

Так опустившийся до самого жизненного дна пьяница, называющий себя "прирождённым скотом" и раздавленный пороком нищеты, поднялся в последние мгновения своего никчёмного существования до евангельской правды исповедального завещания, ставшего спасительным для преданной им же самим несчастной дочери и воскрешённого её самоотверженной любовью страдальца, возомнившего себя сверхчеловеком ("И прострёт к нам руце свои, и мы припадём... и заплачем... и всё поймём!.. Господи, да приидет Царствие Твое!").

"Их воскресила любовь, сердце одного заключало бесконечные источники жизни для сердца другого". Вот та Церковь, к которой пришли мимо кабака нещадно битые кнутом несправедливости два заблудившихся в петербургских трущобах существа, одно из которых слезами скорби смыло с больной совести другого кровь преступления, и произошло чудо: сквозь изжёлта-красные тучи, на протяжении всего романа заслонявшие небесную чистоту, забрезжил Божественный свет истинного человеческого предназначения.

Центр дистанционного образования «Эйдос»

ТЕМА ДУХОВНОГО ПОДВИГА В РОМАНЕ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»

Предмет, тип работы: Литература, исследование

Руководитель :

Учитель русского языка и литературы, МОУ Усть-Ордынская средняя школа №1 им. В.Б. Борсоева, п. Усть-Ордынский

Учитель информатики, МОУ Усть-Ордынская средняя школа №1 им. В.Б. Борсоева, п. Усть-Ордынский

WEB -адрес , по которому размещена работа:

http://edu. *****/borsoyevets/default. asp? ob_no=49842

Почему я выбрала эту тему:

Я решила провести работу над романом «Преступление и наказание», потому что этот роман, написанный еще в XIXв., не теряет своей актуальности и сейчас. Мне кажется, что читателям будет интересно подробнее узнать о натуре Сони Мармеладовой.

Цели и задачи :

Я хочу, чтобы люди лучше узнали и поняли Соню Мармеладову, которая жертвует своей жизнью во благо своих близких, идет по «желтому билету» только потому, что другого выхода у нее нет. В своем исследовании я постараюсь раскрыть ее суть.

Главная идея:

Я хочу донести до читателей всю сложность положения Сони, и доказать, что она все-таки заслуживает уважения и сострадания.

План работы: 1.Нравственный идеал Достоевского.

2.Описание жизни Сони.

3.Поступок, который определил дальнейшую жизнь Сони.

4.Смерть родителей.

5.Соня и теория Родиона Раскольникова.

7.Искупление Сони.


Главные выводы работы, ее назначение и применение:

Достоевского «Преступление и наказание» - это сложный психологический роман, который не всегда бывает понятен и интересен читателю, поэтому, я считаю, что данную работу можно будет читать для того, чтобы лучше осознать значение романа, понять, что Достоевский не хочет показать, что Соня - безнравственная девушка, а всего лишь человек, который оказался в сложной ситуации, и который в течение всей своей жизни пытается искупить свой грех.

Роман «Преступление и наказание» тесно связан с нашей жизнью, потому что таких, как Соня, к сожалению, в нашей жизни много, поэтому в своей работе я хочу помочь читателям понять мысль Достоевского о том, что человек имеет право на ошибку, но он должен осознать ее, понять всю неправильность своего поступка и только после этого обрести счастье и духовный покой.

Вывод: каждый человек имеет право на ошибку, но он должен осознать ее, сделать все для того, чтобы ее искупить. Соня с самого начала знает, что грешна, но она совершила этот грех не для себя, не ради выгоды, а для того, чтобы ее родные и близкие были счастливы, она пожертвовала собой ради счастья других. Да, она совершила грех, но душа ее по-прежнему чиста и хочет любить. Ведь именно, единственную отдушину своей души, именно в ней он увидел своего ангела-хранителя, который готов к самопожертвованию и состраданию. Соня признает вину за свое «ремесло»: «Да ведь я… бесчестная… я великая грешница…», но все-таки она морально и нравственно чиста.

Рефлексия:

Для меня данная работа была очень интересна, хоть и оказалась сложнее, чем я думала, Соня Мармеладова - воплощение настоящей русской женщины, которая превозмогая все тяготы жизни, идет вперед, не останавливаясь ни перед чем. Она не признает за собой права судить других людей и что-либо навязывать им. Ее путь к истине лежит через веру, и это отражает надежды самого Достоевского, его взгляды на возможность исправления и очищения людей от греха и зла. В трудные минуты жизни Раскольников приходит именно к ней за помощью, и Соня, обладающая удивительным чувством всепрощения, протягивает ему руку помощи. Из любви к ближнему творит Сонечка добро, и по великому нравственному закону добро и любовь возвращаются к ней: осознавший свою вину и стремящийся к ее искуплению Раскольников «знал, какою бесконечною любовью искупит он теперь все ее страдания». Наградой Сонечке становится не только искренняя благодарность Раскольникова, но и его истинное раскаяние, духовное воскрешение: «он воскрес, и он знал это, чувствовал вполне всем обновившимся существом своим..». В образе Сонечки Мармеладовой воплощены духовная сила и красота – качества, призванные, по мнению Достоевского, «спасти наш мир».

Самооценка:

Оценивать саму себя безусловно сложно, но я считаю, что данное исследование в общем удалось. Данное исследование помогло мне понять всю сущность Сони Мармеладовой. Я знаю, что некоторые относятся к ней не очень доброжелательно, считают что она не заслуживает уважения и сострадания, я же пыталась доказать обратное. Натура Сонечки намного сложнее и глубже, чем думают некоторые, она добра, проста и очень чиста нравственно. Да, она пошла по «желтому билету», но сделала это только во спасение своих близких, которых очень любила, поэтому, несомненно, она заслуживает уважения и сострадания. Вся ее жизнь - жертвоприношение во благо близких людей, путь искупления своих грехов и помощь нуждающимся. Именно она помогла Родиону Раскольникову возродиться и нравственно и морально. Образ Сони Мармеладовой - идеал Достоевского, воплощенный в доброй и простой девушке, оказавшейся в сложном положении. Жизнь бывает очень суровой, но нужно найти в себе силы и идти вперед, именно так и поступает Соня Мармеладова, оказавшаяся в семье с пьющим отцом и маленькими детьми. Что может быть хуже? Но судьба преподносит ей еще один «сюрприз» - забирает жизни обоих родителей, что стало бы с маленькими детьми, если бы у Сони опустились руки? Страшно подумать, ведь даже самоубийство в ее случае было бы не выходом. Но нашлись добрые люди, которые определили маленьких сироток в детдом и оставили им наследство. А сама Соня оказалась свободна и безгрешна. Мне кажется вся ее жизнь – это духовный подвиг во имя человечества.


Достоевского «Преступление и наказание» интересно читателям размышлениями о положительно прекрасном человеке, поисками нравственного идеала.

Положительно прекрасный человек, по утверждению самого автора, это честный человек, самоотверженный, с чувством долга, с умением любить и прощать. Человек, который самосовершенствуется и вся жизнь которого посвящена служению людям. Эти «прекрасные черты сердца» Достоевский видел и находил в женщине. В его записной книжке есть такие слова: «надежда в женщинах, спасение от женщин». Именно в женщинах есть доброта и благородство, доверчивость и открытость, простодушие и скромность, но нет эгоизма. Есть самопожертвование и любовь.

Нравственный идеал Достоевского воплощен в образе Сони Мармеладовой. Вся ее жизнь состояла в соблюдении христианских заповедей, в желании победить свою грешность напряженным духовным усилием.

Сонечка - это совсем молоденькая девушка, можно сказать, еще ребенок, малого роста, худенькая, но «довольно хорошенькая блондинка», с «замечательными» голубыми глазами. Она дочь Семена Захаровича Мармеладова, бывшего титулярного советника, уволенного по «сокращению штатов». У него была большая семья, трое маленьких детей остались без средств. Сам Мармеладов начал пить, пропивать все вещи. Тогда Соня, чувствуя, что иного выхода из этой страшной ситуации нет, пошла по «желтому билету». Она искренне хотела помочь своим близким, которых она горячо любила. Только из чувства глубокого сострадания она пошла по этому бесчестному пути. Я считаю, что это великий подвиг со стороны Сони. Она совершила поступок, противный ее совести, сделала то, что противоречило ее сознанию. Но она пошла на эту сделку с совестью только ради того, чтобы спасти от голода и нищеты своих родных, чтобы хоть немного облегчить их жизнь. Это было проявлением настоящего мужества Сони. Она не упрекала родных в том, что они вынудили ее пойти на это, она относилась к ним только с пониманием и любовью.

Впервые мы видим Соню в момент трагической смерти отца. Она появилась в квартире Мармеладовых потерянная, казалось, она еще не осознавала всего происходящего. Отец, умирая, просил у нее прощения за все: »Соня! Дочь! Прости!» В этих словах выражены тоска и чувство вины перед ней. Перед смертью приходит покаяние, и это, наверное, очень важно перед тем, как уйти в мир иной. Соня простила отца: «он умер у нее на руках»

Вслед за отцом умерла от чахотки его жена Катерина Ивановна. Умирая, она тоже просила прощения за грубость, оскорбления, побои, каялась в своих грехах перед Соней. Отец и мачеха чувствовали ответственность за ее позор, понимали, что виноваты перед ней. Но широкая душа Сонечки и не держала на них зла. Она руководствовалась только чувством сострадания, она шла на позор и унижение ради спасения близких.

Соня познала все тяготы жизни, но не опустилась на «дно», сохранила в душе человеческое тепло, милосердие и любовь. От нее исходит свет, который притягивает к ней людей, делая их лучше и чище.

Поэтому, я думаю, она и привлекала Родиона Раскольникова, сбившегося с истинного пути, потерявшего нравственные ориентиры. Он оказался под влиянием собственной бесчеловечной теории, согласно которой разделял людей на два разряда: на высших и низших, на имеющих право преступить все законы и на «тварей дрожащих» Он превратился в фанатика своей идеи и начал действовать вопреки человеческой природе, возомнив себя «Наполеоном» Это приводит к трагическим последствиям: он убил двух невинных женщин. Раскольников сам становится жертвой теории, он испытывает мучения, нравственные страдания от содеянного, его натура, с детства впитавшая христианскую заповедь «не убий», не давала ему преодолеть ощущение преступности своего поступка. Вспоминая сон Раскольникова об избиении лошади, мы отчетливо понимаем, что даже подсознательно он сам протестует против убийства и жестокости. Теперь он был растерян, однако, охваченный своей теорией, не хотел отказываться от нее.

Тогда судьба свела его с Соней Мармеладовой. Она стала ему любопытна, потому что по-иному смотрела на жизнь: видела в людях хорошее, жалела их, считала, что все люди - творения Бога. Раскольников, веривший только в свою теорию, ожидал увидеть человека, сосредоточенного на своих бедах, но увидел другое. В Соне он увидел силу, позволяющую ей жить. Она твердо ощущала внутренние границы, знала, что можно, а что нельзя. Она понимала, откуда начинается безнравственность. Раскольников это почувствовал. Он увидел в ней свое спасение, поддержку, он раскрылся перед ней до конца, ничего не скрывая и не щадя себя.

Соня, узнав про его тяжелое положение, понимает, как трудно Раскольникову, какое он чувствует мучение от содеянного. «Экое страдание!»- вырвался вопль у Сони. Она «бросилась ему на шею, обняла его руками, заплакала навзрыд» Соня понимала несправедливость, бесчеловечность «наполеоновской» идеи Раскольникова, который не учел главного, что любое убийство противно природе человека. Она твердо знала, что за любым преступлением должно следовать наказание, что надо исправлять свои ошибки, каяться в содеянном. «Поди сейчас, сию же минуту, стань на перекрестке, поцелуй землю, поклонись всему свету, а потом скажи всем, вслух: «Я убил!» Тогда Бог опять тебе жизни пошлет», - упрашивала его Соня. Она говорила: » Вместе страдать пойдем» Соня понимала, что, если Раскольников пришел к ней, признался, значит, ему нужна помощь. «Раскольников смотрел на нее и чувствовал, как много на нем было ее любви» А любовь была молчаливая, ненавязчивая, но светлая и преобразующая.

Соня помогала Раскольникову поверить в себя, признать свои ошибки и испытать от них жгучую боль. Бескорыстная христианская любовь Сони способствовала очищению Раскольникова. Его признание в убийстве - это уже первый шаг к истине, это его нравственная победа.

На каторге своей заботой, робким пожатием руки она создавала ощущение постоянного присутствия рядом с ним. Все каторжане полюбили Соню. Полюбили за то, что была отзывчива к чужому горю, проста, скромна и добра. Завидев ее, «все снимали шапки, все кланялись», называли ее не Сонечкой, а Софьей Семеновной. Раскольников все это видел и слышал, ему нравилось то, что Соню ценили, уважали. Может, впервые в жизни он признал в каторжанах, в «тварях дрожащих», людей.

После долгой разлуки из-за его болезни, получив записку от Сони, Раскольников впервые почувствовал, как «сильно и больно билось сердце» Это было уже ожившее сердце, открывшееся для любви. Очень важно, что сильное чувство прорвалось наружу, так долго таясь в его душе. И слезы Раскольникова- это слезы благодарности за веру в него, за терпение, за любовь. Несомненно, это было началом духовного возрождения. Я понимаю, как была счастлива Сонечка. Ведь это было не чудом или случайностью, это было выстрадано верой в добро и верой в Бога.

Благодаря Сонечке, Достоевский показывает Раскольникову необходимость выражать себя не через человеконенавистнические идеи, а через любовь и доброту, через служение ближним. Именно Соня учит любить людей такими, какие они есть, прощать их, понимать, что, живя так, человек изменяется к лучшему, силой любви преображая все вокруг себя.

По моему мнению, в романе «Преступление и наказание» писатель выразил свои сокровенные мысли о нравственном идеале гуманизма, о том, что единственная система нравственных ценностей, испытанная временем,- это Евангелие. Легенда о Лазаре помогает понять финал романа. Раскольников должен воскреснуть духовно, нравственно переродиться.

Таким образом, Достоевский приводит своего героя и нас вместе с ним к такой простой и такой трудно выполнимой истине: » Главное - люби других как себя!»

Исповедь Сонечки Мармеладовой (по роману Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание"

В глубине России, в далекой Сибири на месте жестокой каторги недавно археологи обнаружили потрясающую находку - письмо одной известной заключенной - Сони Мармеладовой под названием "Исповедь Господу". Наш журнал предоставляет читателям уникальную возможность прочитать эту легендарную исповедь.

"Господи, я хочу исповедоваться перед тобой в последние дни своей жизни. На мою долю выпала нелёгкая судьба: рано ушла из жизни мама, отец, женившись на Катерине Ивановне, опустился и спился, а я была вынуждена жить "по жёлтому билету". Но, Господи, прости меня за это, я понимаю, насколько велик и тяжек мой грех, я очень виновата перед папой и Катериной Ивановной и нисколько не виню их, это был мой выбор. Мне стыдно, что я опозорила их имя, и я теперь понимаю, что возможно у меня был иной выход, но тогда я его не видела и поэтому решилась переступить грань нравственности и жить отвергнутой, в позоре и унижении. Все деньги, полученные мной, я отдавала семье, понимая, что там они нужнее. Но я знала, что все эти деньги отец пропивал, укоряя себя за это, но не мог остановиться. Но, тем не менее я никогда не держала на папу зла и никогда не упрекала его ни в чём, та как знала, что не имею права осуждать его, потому что я сама великая грешница.

После смерти отца и Катерины Ивановны мне помог господин Свидригайлов. Я не ожидала от него такой благосклонности и участия в моей судьбе и будущем детишек. Видимо, все, даже самые плохие люди способны на щедрые и благородные поступки. Я всегда буду молиться за успокоение его души, Господи, спаси и сохрани его.

Я считаю, что Соня - это идеал Ф.М.Достоевского. В ней он воплотил все самые лучшие и благородные человеческие качества: терпение, милосердие, сочувствие, безграничную любовь, безмерное желание помочь любимым людям, и, конечно, святую и непоколебимую веру в Бога. Соня в произведении выражает мысли и чувства самого Достоевского. Я считаю Соню святой и чистой девушкой, несмотря на грязный и жестокий мир, в котором она живет, она чиста душой, она не озлобилась, не очерственела. Соне счастье дается в награду за её страдания. Я считаю эту исповедь очень искренней, так как все мечты и мысли Сони идут из глубины сердца, а это невозможно подделать. Соня несёт с собой свет надежды и веры, любви и сочувствия, нежности и понимания - именно таким должен быть человек, по мнению Достоевского. И я с ним полностью согласна.

© rifma-k-slovu.ru, 2024
Rifmakslovu - Образовательный портал