Какой подвиг совершил кориолан. Кориолан гней марций

24.10.2023

Когда в следующем году в Риме начался голод, из Сицилии прибыло зерно и Кориолан, ставший во главе патрицианской партии, предложил продавать его по низким ценам, если плебеи откажутся от трибунской защиты. Трибуны вызвали его в суд, причём это был первый случай вызова патриция на суд плебеев. По Ливию Кориолан на суд не явился, а отправился в добровольное изгнание к вольскам и начал искать повод к войне с Римом. По Дионисию Кориолан присутствовал на суде, успешно выступил в свою защиту, но был всё-таки осуждён, так как вскрылся факт присвоения военной добычи, захваченной во время похода против анциатских вольсков. Возглавив вместе с вольским аристократом Туллом Ауфидием собравшихся у Ферентинского источника вольсков, Кориолан довёл их войско до Рима и только посольство женщин во главе с женой и матерью Кориолана тронуло его сердце, и он отвёл вольсков от города, за что был убит ими как предатель, и в Риме патрицианские женщины носили о нём траур в течение года. Ливий, ссылаясь на Фабия Пиктора, передаёт, что Кориолан дожил до глубокой старости. Эта неортодоксальная версия была известна и Цицерону .

По Дионисию Кориолан - командующий плебейским ополчением, присоединившимся к армии патрициев и их клиентов. С одной стороны, Кориолан изображён популярным среди плебеев благодаря военным подвигам, с другой именно плебс не допустил Кориолана к консульской должности, хотя его поддерживали патриции. Далее он уже выступает как непримиримый враг плебеев, стремящийся лишить их защиты со стороны народных трибунов. По-видимому в повествовании Дионисия сохранились две различные редакции этой саги. В первой Кориолан представлен как плебейский военачальник, вторая стремится превратить его в патриция, воинственно отстаивающего привилегии своего сословия.

Позднейшие исследователи неоднократно обращались к анализу сказания, особенно, когда речь заходила о критике римской традиции для выявления в ней достоверных частей. Моммзен отрицал историческую основу легенды. Однако датирование легенды 493 до н. э. , когда был заключён Кассиев договор, выдаёт реальную связь событий: поход Кориолана на Рим закончился заключением равноправного договора с латинами, что впоследствии так тщательно пытались скрыть.

На сюжет легенды Уильям Шекспир написал трагедию «Кориолан» , а в 2011 по ней снят фильм режиссера Ральфа Файнса.

Примечания

Литература


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Гней Марций Кориолан" в других словарях:

    - (Gnaeus Marcius Coriolanus), по древнеримской легенде, патриций и полководец, командовавший войсками при взятии города вольсков Кориол в 493 до н. э. (отсюда его прозвище). Преследуемый трибунами за попытку лишить плебеев их политических прав,… …

    Гней см. Кориолан, Гней Марций …

    Кориолан, Гней Марций - Римский полководец, завоевавший в 493 до н. э. вольский город Кориолы, но потерпел неудачу на выборах при попытке стать консулом из за своего презрения к плебеям. Бежал к вольскам, с которыми выступил против Рима. Только уговоры его матери… … Античный мир. Словарь-справочник.

    Гней: Гней Арулен Целий Сабин римский юрист, консул 69 года. Гней Домиций Агенобарб: Гней Домиций Агенобарб (консул 192 года до н. э.) Гней Домиций Агенобарб (консул суффект 162 года до н. э.) Гней Домиций Агенобарб (консул 122 года до н. э … Википедия

    Гней Марций Кориолан римский полководец «Кориолан» трагедия Шекспира «Кориолан» увертюра Бетховена до мажор Ор. 62 к одноименной трагедии Генрих Иосиф Коллина … Википедия

    ГНЕЙ МАРЦИЙ (Gnaeus Marcius Coriolanus) или Гай Марций, легендарный герой Рима. Прославился взятием города вольсков Кориолы, благодаря чему и получил свое прозвище. Встал во главе аристократической партии, пытался упразднить должность плебейских… … Энциклопедия Кольера

    Гней Марций Кориолан римский полководец. «Кориолан» трагедия Шекспира. «Кориолан» трагедия Генрих Иосиф Коллина. Кориолан (увертюра) увертюра Бетховена до минор Ор. 62 к одноименной трагедии Генрих Иосиф Коллина. «Кориолан» … … Википедия

    Гней Марций (Gnaeus Marcius Coriolanus), по древнеримской легенде, патриций и полководец, командовавший войсками при взятии города вольсков Кориол в 493 до н. э. (отсюда его прозвище). Преследуемый трибунами за попытку лишить плебеев их… … Большая советская энциклопедия

    Гней Марций (Gnaeus Marcius Coriolanus) легендарный представитель плебейского рода Марциев, изображавшийся старшими анналистами в виде патриция и консула, командовавшего рим. войсками при взятии Кориол в 493 до н. э. Преследуемый трибунами за… … Советская историческая энциклопедия

    Кориолан - Гней Марций, легендарный полководец и герой др. рим. истории, согласно преданиям, завоевавший в 493 до н. э. Вольский город Кориолы, за что получил прозвище К. В 491 до н. э. боролся против плебеев, которые добились затем его изгнания.… … Словарь античности

Годы, следовавшие за договором, заключенным на священной горе, были тяжелы для Рима. Раздор сословий не был устранен, учреждением народных трибунов ; напротив, он часто усиливался до междоусобной войны: патриции хотели ограничить права трибунов, или даже вовсе отменить трибунат, а плебеи хотели упрочить власть его; трибуны подвергали суду тех магистратов, которые оставляли без внимания их протесты, плебеи осуждали этих сановников; иногда плебеи даже отказывались идти в поход, или трибуны запрещали собирать войско. Предание говорит, что многие патриции удалились из Рима в соседние государства; другие вступали в заговоры с неприятелями, или искали помощи против плебеев у аристократов латинского союза.

Война с вольсками и Кориолан

Натурально было, что соседние народы, в особенности воинственные вольски и эквы, пользовались этими раздорами, нападали на римлян и союзников их, латинов и герников. Важный приморский город Анций, имя которого в договоре с карфагенянами находится, в числе латинских городов, попал под власть вольсков; они овладели и некоторыми другими приморскими городами. Римляне пошли. Наконец войною на них и осадили сильно укрепленный вольсский город Кориолы . Граждане его сделали вылазку, а вольсское войско шло на помощь городу. Но, благодаря храбрости молодого патриция Гая Марция, римляне овладели Кориолами: обошедши город кругом, он вошел в отворенные ворота противоположной стороны его и зажег тот край города. По взятии Кориол, консул при собрании всего войска похвалил Марция, дал ему в награду коня в богатой сбруе; и в память об его подвиге ему было дано прозвание Кориолана («Кориольского»). В следующем году в Риме был голод. При враждебном настроении вольсков и тирана кумского, Аристодема, негде было по соседству купить хлеба; голод усиливался, и бедствие дошло до того, что Рим походил на осажденный город. Наконец пришли корабли с хлебом из Сицилии. Марций Кориолан, раздраженный тем, что его не избрали консулом, предложил сенату сложить хлеб в государственные магазины и продавать по той дорогой цене, какая стояла до прибытия кораблей. Он говорил, что если плебеи хотят покупать хлеб по дешевой цене, то пусть они возвратят патрициям прежние права и согласятся на уничтожение трибуната. Узнав об этом, плебеи пришли в страшное негодование; Кориолан был бы убит, если бы трибуны не успокоили плебеев обещанием подвергнуть его суду плебейского собрания по трибам, как человека, стремящегося нарушить договор, соблюдать который поклялись патриции. Благодаря этому, Кориолан был оставлен на свободе до дня суда. Патриции старались смягчить гнев плебеев на пего, решили продавать хлеб по дешевой цене, напоминали плебеям о храбром подвиге Кориолана, просили пощадить его; но успеху их просьб мешал он сам своим высокомерием: он держал себя относительно плебеев дерзко, говорил об них с обидными насмешками. Когда пришел день суда, он не явился в собрании плебеев, был осужден и должен был удалиться из Рима. Пылая желанием мести, он уехал в Анций к царю вольсков Аттию Туллию и уговорил его возобновить войну с Римом, обещая ему свою помощь. Желанный предлог нашелся: Аттий Туллий хитростью достиг того, что консулы позорно выгнали из Рима вольсков, пришедших туда посмотреть на праздник. Началась война, вольски назначили своим главнокомандующим Кориолана. Он оправдал их доверие: одерживал победу за победой, брал город загородом. Вольски взяли город Цирцеи, в котором были поселены римские колонисты; взяли латинские города Сатрик, Лонгулу, Полуску, Кориолы, Мугиллу; сдался грозному полководцу и Лавиний, священный город, который считали первобытною своею родиной латины и римляне; покорив весь Лациум, Кориолан из Педа пошел на Рим. Он расположился станом у Клуилийского рва, где была граница римских владений, в двух часах пути от Рима, и стал опустошать римскую землю . Положение римлян было бедственное: союзников они не имели, и между ними самими шел раздор. Патриции винили плебеев в том, что они вынудили Кориолана сделаться врагом отечества; плебеи винили патрициев в том, что они помогают Кориолану, изменяют отечеству; действия Кориолана подтверждали это подозрение: он велел опустошать только нивы и сельские жилища плебеев, щадить владения патрициев. Римляне решились отменить приговор против Кориолана, возвратить ему все права; пять дружных с ним сенаторов были отправлены к нему пригласить его возвратиться. Он сказал, что прекратит войну лишь под условием, чтобы римляне отдали вольскам всю отнятую у них землю и отозвали своих колонистов из этой области. Все попытки римлян склонить его к миру на менее тяжелых условиях остались напрасны. Ходили в стан Кориолана жрецы и авгуры в священном облачении, но и их просьбы остались напрасны. Приближался день, в который Кориолан хотел начать приступ. Мать Кориолана, старуха Ветурия, его жена Волумния с двумя детьми его и римские матроны пошли в траурных одеждах к суровому военачальнику врагов; их просьбы и слезы тронули его сердце, и он согласился отступить. Он сказал, залившись слезами: «Мать, ты предпочла Рим твоему сыну; ты больше не увидишь меня; пусть будут благодарны тебе римляне». Он возвратился с вольсским войском в Анций; по некоторым известиям, он дожил до глубокой старости, скорбя о печальной участи своей жить изгнанником; по другим известиям, Туллий, завидовавший его влиянию, возбудил вольсков против него, и он был убит ими. На том месте, где Кориолан, уступая просьбам матери, жены и римских матрон, дал согласие отступить от Рима, был построен, в воспоминание о спасении родины женщинами, храм «женского счастья».

Разбор легенды о Кориолане

Такова легенда о Кориолане. Новые исследователи неоспоримо доказали, что в ней факты прикрашены вымыслом. Нет никакого основания сомневаться, что во времена ожесточенных раздоров между патрициями и плебеями по установлении трибуната, гордый патриций, имя которого было Кориолан, был принужден оскорбленными плебеями удалиться из Рима: мы уже говорили, что немало было тогда патрициев, покидавших родину по досаде на права, полученный плебеями. Очень может иметь историческое основание и тот рассказ, что этот патриций дошел с неприятельским войском до камня пятой мили от Рима и что просьбы римлянок убедили его отступить. Но союз его с вольсками, быстрое завоевание латинских городов и добровольное отступление победоносных вольсков – все это так неправдоподобно, что нельзя считать эти подробности соответствующими исторической истине. Предприимчивый, мстительный изгнанник Кориолан сделал нападение на римскую область, вероятно, не как полководец вольсков, а как предводитель собравшихся к нему римских же изгнанников и наемных воинов; вероятно, этот набег был сделан в такое время, когда римское войско ушло на помощь латинам против вольсков и эквов; благодаря тому, что Рим остался без войска, он мог подойти близко к городу, как через 30 лет после того сабинянин Аппий Гердоний, при помощи другого римского патриция, Кезона Квинкция, занял с отрядом изгнанников и рабов Капитолий ; римляне выгнали Гердония оттуда только после жаркого боя при содействии подоспевших на помощь к ним тускуланцев. Число римских эмигрантов и изгнанников было велико по изгнании Тарквиния; оно много увеличилось во время раздоров между патрициями и плебеями; потому очень возможно, что эти изгнанники и эмигранты сделали попытку овладеть Римом, когда нашелся у них предприимчивый предводитель. Если у Кориолана сердце было такое мягкое, что в решительную минуту он поколебался, и нападение не удалось, то второе предприятие этого рода имело сначала удачу. В числе отважных людей, с которыми Гердоний овладел Капитолием, могли быть дети или внуки тех эмигрантов и изгнанников, которые вместе с Тарквиниями сражались против римлян у Регилла. Если так, то они нашли себе хоть по крайней мере могилу на родине.

Мнение Нибура по поводу легенды о Кориолане

По мнению Нибура, рассказ народного предания об изгнании, мщении, отступлении Кориолана отнесен летописцами ко времени 20 или 30 годами более раннему, чем события, на основании которых составилась эта легенда. Если когда‑нибудь римский изгнанник действительно ходил на Рим в союзе с вольсками, то, по мнению Нибура, это могло быть только разве во время большой войны с вольсками в 464 и следующих годах; в этой войне вольски действительно овладели почти всеми латинскими городами, и положение Рима было отчаянное; припоминая эти свои несчастия, римляне могли утешать себя мыслию, что вольски одерживали победы под предводительством римлянина. Поводом к тому, что история Кориолана отнесена летописцами к времени более раннему, послужило обстоятельство, что в ней упоминается о храме «женского счастья» Fortuna muliebris: он был построен около 489 года. Но этот храм, стоявший у камня четвертой мили, не вмел, как теперь доказано, никакого отношения к походу Кориолана. Нибур полагает, что если римляне находили тяжелым согласиться на какое‑нибудь требование Кориолана, то они отвергали не требование о возвращении вольскам городов, завоеванных прежде – эти земли они действительно возвратили через 30 лет, – а требование Кориолана, чтобы возвращены были гражданские права товарищам его, в числе которых находились преступники, бежавшие должники, разбойники и разного рода отчаянные люди, сделавшиеся в изгнании буйными злодеями. Нибур говорит: «После завоевания иноземцами, самое великое несчастие для свободного города было победоносное возвращение изгнанников, требовавших, чтоб им были отданы конфискованные имущества. Много лет проживши в нищете изгнания, почти все они, конечно, сделались разбойниками».


Участие в войнах: Война с Вольсками
Участие в сражениях:

(Gnaeus Marcius Coriolanus) Легендарный представитель рода Марциев (V в. до н. э.)

В 493 г. до н. э. за отличие при осаде Вольского города Кориол получил прозвание Кориолан .

Два года спустя он стал во главе патрицианской партии, желавшей отмены плебейских трибунов, и сделал попытку воспользоваться голодом, чтобы заставить плебеев покориться. На заседании сената Кориолан предложил повысить цены на хлеб, собранный в государственных житницах. Трибуны, однако, приняли под свою защиту плебеев и призвали Кориолана к ответу, предъявив ему также обвинение в несправедливом разделе захваченной добычи. Это был первый случай вызова патриция на суд плебеев. Однако Кориолан не явился в назначенный день и отправился к вольскам, с радостью принявшим своего победителя.

Во время новой войны, завязавшейся между Римом и вольсками, Кориолан опустошил римскую область, не трогая, однако, патрицианских владений. В 486 г. до н. э. он поставил в пяти милях от Рима свой лагерь. Послов от сената и жрецов Кориолан отказался принять.

Более успешным было посольство римских женщин, в числе которых находились мать Кориолана Ветурия, его жена Волумния и дети. Кориолан склонился на просьбу матери и отступил со своей армией.

Оставшиеся дома вольски были недовольны таким исходом войны. Когда Кориолан пожелал оправдаться в народном собрании, они побили его камнями. Большинство вольсков, однако, не одобрили этой расправы и устроили Кориолану блестящие похороны.

В Риме патрицианские женщины носили по нему траур в течение года.

По словам Дионисия и Плутарха , Кориолан был типичным древним римлянином-патрицием, в котором ярко проявились все достоинства и недостатки его народа и сословия.


КОРИОЛАН (англ. Coriolanus) - герой трагедии У.Шекспира «Кориолан» (1608). Историческим прототипом является Кай Марций Кориолан - римский полководец, о жизни которого сохранились полулегендарные предания. В 493 г. до н.э. он, еще будучи юношей, отличился при взятии Кориол, после чего и стал называться К. В 491 г. был изгнан из Рима за то, что предложил во время голода повысить цены на казенный хлеб. Попытался отомстить Риму, но в последний момент принял решение пощадить город. После этого, по одной версии, его убили пришедшие с ним разгневанные вольски, по другой - он дожил в изгнании до глубокой старости. Его биография содержится в «Сравнительных жизнеописаниях» Плутарха (110-115), которые явились источником для шекспировского сюжета.
Во многом следуя за Плутархом в создании образа К., Шекспир тем не менее придал ему ряд характерных черт. Если у Плутарха К.- грубый воин, нелюдим, то К. Шекспира окружен друзьями, любим близкими, пользуется уважением сограждан, за исключением своих политических соперников - народных трибунов. Шекспир показывает его храбрость, способность на добрый поступок. Образ К. стал воплощением человека, стремящегося во что бы то ни стало следовать своим собственным
представлениям о жизни. Будучи великолеп- 211 ным воином и полководцем, он начисто лишен способности участвовать в борьбе за политическую власть, когда необходимо поступаться своей гордостью, играть роль перед толпой, плебсом. И это губит его - римляне изгоняют К., обвинив в высокомерии и презрении к народу. Тете по этому поводу отметил, что Шекспир противопоставляет К. низшие классы, отказывающиеся признавать превосходство лучших представителей своего народа.
Изгнанный К. в жажде мщения обращается к своим недавним врагам, вольскам, и идет с ними на Рим. Однако его семье удается уговорить К. отказаться от задуманного - он отступает и гибнет от мечей разгневанных вольсков. Шекспир оправдывает героя тем, что он совершил измену в страстном порыве оскорбленной гордости. К. искупает эту измену ценой жизни. По мнению Томаса Элиота, в образе К. Шекспир доводит до апогея свое трагическое вдохновение, выводя трагедию за пределы просто человеческой жалости. Трагичен не столько сам К., сколько его взаимоотношения с людьми. Это трагедия личности и социума.
Художественная особенность образа К., в отличие от других трагических героев Шекспира, заключается в том, что драматург раскрывает его характер не путем показа внутренних переживаний, а через взаимодействие с окружающими персонажами. К. у Шекспира во многом схож с образом Юлия Цезаря. Знаменательно, что одному из народных трибунов, непримиримых врагов К., драматург присваивает имя Брута. Но если Цезарю противостоят республикански настроенные патриции, то К.- римский народ, плебс. По меткому выражению Дж.Гольдберга, Юлий Цезарь и К. демонстрируют парадоксальную связь между «демонстрацией силы и силой демонстрации».
Такая заостренность проблемы «героя и социума» породила множество противоречивых толкований образа К., особенно в XX веке. Литературоведы-психоаналитики считают, что К.- образ мужчины, психологически полностью подчиненного влиянию матери и, вследствие этого, никак не могущего обрести «нормальную» мужественность. Это, по их мнению, толкает К. на воинские подвиги и лишает его возможности каких-либо компромиссов. К. предстает человеком, жаждущим освободиться от чужих влияний и воль, стать самим собой. Однако большинство шекспироведов считают, что такая трактовка образа К. расходится с собственными шекспировскими представлениями о классических героях.
В русской литературе XIX века поэт А.И.Полежаев (1805-1838) образу К. посвятил романтическую поэму «Кориолан» (1838). При создании поэмы Полежаев, видимо, в качестве источников использовал и биографию Плутарха, и трагедию Шекспира. Вся поэма построена как романтическое воспоминание о былом и невозвратимом величии древнего Рима и его героев. В трактовке образа К. Полежаев практически целиком следует за Шекспиром, однако его отношение к К., как к романтическому герою, более сочувственное.
В литературе середины XX века образ К. трактуется резко отрицательно - он предстает в качестве своего рода фашиствующего (в духе Муссолини) диктатора. Напр., Т.С. Элиот пишет стихотворение «Кориолан» (1931-1932), в котором рисует гротескную картину толпы, застывшей в метафизическом ожидании вождя, у которого «нет вопросительности в глазах», но который украдкой молит Господа: «Возвести, что мне возвещать!» Б.Брехт и К.Ирд даже вносили изменения в текст театральных постановок, чтобы подчеркнуть отрицательные черты К. Ю.Гинзбург упрекал К. за то, что его действия определяются прежде всего кодексом славы ради славы, чести ради чести, что он совершает подвиги не во имя Рима, а во имя своей всепожирающей гордости.
Начиная с 70-х годов (театр «новой волны») происходит «реабилитация» образа К.- в нем видят трагедию человека, чужого людям, среди которых он находится, чужого времени и пространству, в которых он живет. Ответственным за трагедию признается не только сам К., но и социум, который ответствен за судьбу индивида, за то, в какой мере он может реализовать свои «божественные потенции» (М.А.Барг).

Тот факт, что «Кориолан» был создан Шекспиром после «Макбета», ни у кого не вызывает сомнения. Э.К. Чеймберс, без ссылки на авторитет которого до сих пор невозможен разговор о последовательности создания шекспировских произведений, полагал, что «Кориолан» появился в самом конце великого трагического цикла и, что вполне возможно, оказался последним сбором в урожае пессимистических размышлений, который уже принес такие плоды, как обличения «Короля Лира» и непереносимый пафос «Отелло» .

Можно временно оставить в стороне вопрос о том, какую именно из поздних шекспировских трагедий - «Кориолана» или «Антония и Клеопатру» - следует считать произведением, которое наиболее полно воплотило тенденции, характерные для завершающего этапа в трагическом периоде творчества великого английского драматурга.

Для целей данного исследования важнее всего проанализировать те стороны трагедии о Кориолане, которые по-разному - в плане сходства или в плане контраста - позволяют установить взаимоотношение между пьесой о римском аристократе и трагедией об узурпаторе шотландского престола .

Героем этой трагедии является индивидуалист, честолюбец, но, несмотря на то, на всем протяжении трагедии остающийся честным человеком. В самых разнохарактерных ситуациях - во время препирательств с народными трибунами или в разговоре с матерью, в мимолетном столкновении со слугами Авфидия или при переговорах с самим повелителем вольсков - Кориолан говорит то, что думает. Даже в сцене ритуального обращения к плебеям с просьбой о голосах, необходимых для того, чтобы стать консулом, Кориолан не особенно утруждает себя демагогией, но существу не скрывая своего презрения к Хобам и Дикам, от которых зависит его избрание на должность.

И тем не менее обстоятельства принуждают прямолинейного воина предпринять огромную политическую акцию, хотя сам герой, возможно, и не отдает себе в этом отчета. Кай Марций Кориолан изменяет Риму. На свою измену он смотрит примерно так же, как некогда Ганелон смотрел на измену Франции: Кориолану кажется, что он имеет право мстить независимо от того, какие последствия для родной страны повлечет за собой эта месть. Но между своевольным феодалом из средневековой поэмы и героем шекспировской трагедии есть в то же время огромная разница: Ганелон намерен мстить лично Роланду, тогда как Кориолан готов мстить римскому народу.

В связи со сказанным выше вопрос о взаимоотношении «Макбета» и «Кориолана» неизбежно выступает в новом и достаточно специфическом аспекте. Каждому, кто хочет сравнивать эти пьесы, поневоле приходится анализировать предлагаемые Шекспиром решения чисто политических проблем.

Вполне очевидно, что в пьесе о шотландском тиране политическая проблематика отодвинута на задний план изображением кризиса личности, утратившей гуманистические моральные критерии. И все же роль политического элемента в «Макбете» нельзя свести лишь к подтексту.

Большинство критиков по-разному писало о честолюбии Макбета, о его жене, которая подогревает маниакальную страсть своего мужа, о ведьмах, которые своими пророчествами толкают славного Гламисского тана на путь злодеяний.

Намного реже шекспироведы называли вещи своими именами: Макбет - государственный деятель, борющийся за власть и пытающийся удержать эту власть любой ценой; но в то же время Макбет - преступник, и поэтому средства, которые находятся в его распоряжении, это - тайные средства.

В «Кориолане» политическая проблематика представлена с максимальной определенностью и в предельно обнаженной форме. Политический конфликт, в который оказываются вовлеченными все без исключения римляне, резко отличается от династических столкновений, изображенных Шекспиром в хрониках и в «Макбете», и даже от картины борьбы между республиканцами и диктатором, нарисованной в «Юлии Цезаре».

В «Кориолане» основу конфликта составляет четко охарактеризованное противоборство основных классов римского общества - плебеев и аристократов. Кориолан выступает как человек, в котором свойственная аристократам ненависть к народу доведена до предела; но он - не исключение, а лишь наиболее безудержный ревнитель аристократических привилегий. Другие аристократы, не одобряющие пылкости Кая Марция, тем не менее полностью разделяют его взгляды по существу.

Лагерю аристократов в целом и Кориолану в частности противостоит активная народная масса, имеющая к тому же умных и достаточно опытных руководителей. Пьеса о Кориолане, как и «Юлий Цезарь», открывается народной сценой.

Но народ в поздней трагедии вовсе не похож на тот беспечный сброд, который вышел на улицы, чтобы приветствовать триумф Цезаря. Возмущенные плебеи, полные решимости бороться за улучшение своего положения, безошибочно называют имя своего самого заклятого врага - Кая Марция - и требуют его смерти. Нет нужды закрывать глаза на то, что и в «Кориолане» народное движение также отмечено рядом слабостей, а поведение взбунтовавшейся толпы лишено необходимой последовательности; и все же изображение народного движения в «Кориолане» качественно отличается от аналогичных картин, встречающихся ранее в хронике о Генрихе VI и в «Юлии Цезаре».

Катастрофа, обрушивающаяся на Кориолана в финале трагедии, независимо от того, при каких обстоятельствах она происходит, объективно знаменует собой торжество требований, выдвинутых пародом, - торжество, приобретающее характер неотвратимой необходимости.

Столкновение аристократии и плебса в «Кориолане» нельзя свести лишь к вопросу о борьбе народа за хлеб насущный. Это - столкновение двух достаточно четко выраженных политических концепций. Аристократическую концепцию развивает Менений Агриппа, рассказывая возмущенным плебеям притчу о животе и надеясь тем самым потушить народное негодование. Согласно этой концепции, сенат, или, другими словами, аристократия, имеет естественное право на руководство обществом, тогда как плебеи должны терпеливо ждать, пока мудрый сенат не сочтет возможным о них позаботиться. Вторая концепция в афористической форме изложена трибуном Сицинием. На реплики сенаторов, обвиняющих его в том, что своим выступлением против Кориолана он хочет разрушить Рим, Сициний возражает: «А что такое город? Наш народ» - и его слова с восторгом подхватывают плебеи: «Он дело говорит: народ есть город» (III, 1, 199-200 ).

Характеризуя политические взгляды Шекспира, профессор Мюир предостерегает от вольной или невольной модернизации воззрений английского драматурга: «О демократии в современном политическом смысле в 1608 году речи не было; все это придет спустя поколение. Поэтому тщетно выражать недовольство тем, что Шекспир, вероятно, принимал монархию как лучшую форму правления» . Но даже если не рассматривать цитированные выше слова Сициния как заявление о демократии в нашем понимании, они все равно с полной определенностью звучат как утверждение суверенности народа. Последующие события в пьесе подтверждают справедливость этого утверждения.

В этой связи следует остановиться на характеристике, которую Шекспир дает народным трибунам. Как показал В. Вихт в своей работе «Человек и общество в «Кориолане» , содержащей помимо ряда оригинальных наблюдений весьма подробный анализ высказываний об этой пьесе в критике XX века, многие исследователи не скупились на нелестные отзывы о Бруте и Сицинии. Особенно часто в подобных случаях авторы для подтверждения своих обвинений использовали эпизод, в котором трибуны сознательно выводят Кориолана из терпения (III, 1 ).

Обычно этот эпизод называют провокацией. Но на самом деле эта сцена не дает оснований, чтобы поведение трибунов оценивать в подобных терминах. Политический прием, использованный Сицинием и Брутом, можно было бы назвать провокацией, если бы трибуны, пользуясь какими-либо ложными сообщениями, толкнули Кориолана на неправильный шаг. Но трибуны - просто опытные политики, отдающие себе отчет в том, что подвиги Кориолана на поле боя могут затмить и действительно на время затмевают воинствующую антинародность позиции Кая Марция. Они видят свою задачу в том, чтобы вновь заставить Кориолана на глазах у народа продемонстрировать свою истинную сущность аристократа и врага народа и тем самым гарантировать его поражение. Поэтому нельзя не согласиться с темп учеными, которые, подобно Мюиру, считают трибунов правыми в их борьбе против Кориолана .

Из всего сказанного выше с достаточной наглядностью следует, что исходная причина катастрофы, постигшей Кориолана, глубоко коренится в социальных конфликтах, потрясающих Римское государство. И все же в том, что гибнет именно Кай Марций Кориолан, повинны не только предпосылки широкого социального плана, но и индивидуальные особенности персонажа, последовательно вытекающие из занимаемой им социальной позиции.

Кориолан - законченный честолюбец. Подобная страсть, полностью овладевающая душой героя, сама по себе носит социальный характер в большей мере, чем, например, любовь или ревность, жадность или расточительство. Тот, кто обуян честолюбием, занят одной навязчивой мыслью - стремлением обеспечить себе или сохранить за собой место в обществе, которое, по убеждению честолюбца, полностью соответствовало бы его заслугам и ценности его личности и которое служило бы материализованным выражением его превосходства над окружающими.

В этом плане подобие Кориолана и Макбета не подлежит никакому сомнению; более того, в римской трагедии средства, использованные Шекспиром для выражения темы честолюбия, отличаются особой прямолинейностью. В «Кориолане» полностью отсутствует элемент сверхъестественного в том смысле, который так широко представлен в системе художественных средств, характерных для «Макбета». Но, с другой стороны, претензия Кая Марция на роль сверхчеловека изображается в еще более открытой форме, чем в пьесе о шотландском тиране. Там будущий узурпатор страшится того, что, приняв роковое решение, он потеряет право называться человеком; а в «Кориолане» герой даже не думает о такой перспективе. Кай Марций убежден, что, будучи сверхчеловеком, он имеет право на любые поступки, каждый из которых должен доказать в конечном итоге его превосходство над обычными людьми.

А финал трагедии, рисующий бесславную смерть добровольного наемника, показывает, каким глубоким заблуждением оказались непомерные претензии Кориолана. Мы уже упоминали о том, что на всем протяжении трагедии Кай Марций остается в известном смысле субъективно честным человеком. Но такая честность убежденного индивидуалиста не может уберечь его от совершения тягчайшего преступления перед своим народом - преступления, ведущего к окончательному разрыву с родиной. Когда же под влиянием сыновних или отцовских чувств Кориолан отказывается от решительного штурма Рима, само существование этой личности становится бессмысленной ненужностью, и герой, которого некогда прославляли как спасителя и опору отечества, гибнет, пронзенный кинжалами тех, кто, быть может, и не заслуживает особого уважения, по кому раньше он причинил так много зла.

Изображение неотвратимости кризиса, к которому приходит индивидуалист в «Макбете» и «Кориолане», вместе с усилением роли политической проблематики в этих пьесах и уточнением оптимистической перспективы, возникающей в финале, неизбежно наводит на мысль о том, что, создавая поздние зрелые трагедии, Шекспир в какой-то мере вновь приблизился к взгляду на мир, который был характерен для первого периода его творчества. Было бы, разумеется, несправедливым упрощением рассматривать «Кориолана» или тем более «Макбета» как повторение - пусть на высшем уровне - того, что драматург уже нашел в своих ранних хрониках. Но, с другой стороны, в пьесе о шотландском тиране нетрудно заметить многие из элементов, содержавшихся в первой исторической тетралогии Шекспира, - от смут, потрясающих страну в «Генрихе VI», через преступления, возвышение и падение Ричарда III к торжеству Ричмонда.

Однако такого возврата не произошло. Хотя произведения, созданные Шекспиром в заключительный период творчества, имеют много точек соприкосновения с ранними комедиями и хрониками, они представляют тем не менее совершенно своеобразный слой в наследии Шекспира.

См.: К. Мюир, Шекспир и политика. - Сб. «Шекспир в меняющемся мире».

© rifma-k-slovu.ru, 2024
Rifmakslovu - Образовательный портал