Камергерские ключи. Предыстория камергера митрича Кто такой камергер высочайшего двора

17.01.2024

Старинные камергерские ключи – это уникальные предметы антиквариата, являвшиеся важным атрибутом придворного чина. Их название происходит от немецкого слова «Kammerherr ». Такой ключ означал, что камергер был вправе входить во все личные апартаменты своего монарха. Во времена, когда Санкт-Петербург был столицей Российской империи, камергеры получали в свое распоряжение во время специальной церемонии при дворе специальные символические ключи. Разумеется, ни к одной двери в императорской резиденции камергерские ключи не подходили. Хотя, изначально история камергерской должности все-таки начиналась с настоящих камергерских ключей, предназначенных не для открытия покоев, а для дверей кладовых. В шестнадцатом веке при испанских дворах существовала должность camarero, обладатель которой ведал казной короля и носил ключ от нее. При дворах европейских императоров и царей служили « камериры» или « камерариусы», позже переименованные в « камергеров» и ставшие « комнатными дворянами». В это время камергерам в наследство от прежних времен передавались ключи, уже ставшие символическими.

Утратив свою функциональность, камергерские ключи стали более изящными и отличались особой красотой. Старинные ключи начали изготавливать с использованием позолоты, а их головки украшались вензелями и гербами монархов. Чин камергера в России появился в 1711 году после официального брака Петра Первого с Мартой Скавронской, практически сразу принявшейся за реформирование существовавшего придворного штата согласно с европейскими стандартами. Так, камергеры начали заменять обычных стряпчих с ключами, комнатных спальников и стольников. Так как мундиров у служащих двора в те времена еще не существовало, главным символом должности был именно камергерский ключ.

В 1762 году на престоле появилась Екатерина II, сразу начавшая проводить перепланировку хозяйства. Она определила список обязанностей камергеров и даровала им чин условного генерал-майора, обязанного стоять у трона и носить за императрицей шлейф. Камергеры получили не только генеральский мундир, но и золотой ключ, служивший знаком исправления названия должности.

Ключи у камергеров могли быть разными. Служащие, сумевшие добиться звания обер-камергеров, получали от императрицы золотые ключи, инкрустированные бриллиантами. Носились они на специальной золотой цепочке, имевшей две массивные кисти. Как при правлении Катерины, так и при Александре I камергерские ключи изготавливались мастерами из золота, а их стоимость в 1805 году составляла пятьсот рублей.

Историки и антиквары выяснили, что до 1833 года не существовало единого образца камергерского ключа. При Александре I такие ключи чаще всего изготавливались произвольно или исходя из традиций. Это вызывало у служащих недовольство, поэтому было решено провести работу над изготовлением единого образца камергерского ключа, в итоге утвержденного в октябре 1833 года.

С того времени и до начала 1917 года старинный камергерский ключ отличался лишь формой государственного герба и абрисом золотого орла, служившего ручкой ключа. Так же изменялись инициалы правящего императора. Согласно статуту 18-го – начала 19-го века, антикварные камергерские ключи изготавливались исключительно из золота. Со временем должность камергера потеряла свою важность, а вместе с ней перестали изготавливаться и камергерские ключи.

Илья Репин: венчание Императора Николая II и великой княгини Александры Федоровны, 14 ноября 1894 года.

Чин Камергера появился в России при Петре I и первым действительным Камергером 8 марта 1711 года стал внучатый брат Царицы Натальи Кирилловны С.Г. Нарышкин - он выполнял обязанности былого комнатного стольника или спальника. 6 мая 1727 года по именному указу Камергеры были подчинены обер-камергеру; в соответствии с указом от 15 августа 1762 года Камергеры должны присутствовать при крещениях и похоронах высочайших особ, посещениях послов, при торжественных выходах Императорской семьи, церемониальных столах. По указу от 7 июля 1762 года Камергеры обязаны нести постоянное дежурство при Е.И.В. Во время коронаций и прочих церемоний Камергеры (по назначению) несли шлейф Императорской мантии. Обер-камергер, камергеры и камер-юнкеры по высочайшему указу от 15 августа 1762 года несли все обязанности придворных кавалеров, которые обер-камергер расписывал для каждой церемонии.

Особым знаком Камергеров был «всемилостивейше жалуемый им ключ», который символизировал право придворного входить в Императорские покои. Касьян Касьянов писал о Всеволоде Андреевиче Всеволожском (1769-1836): «Он был сначала камер-юнкером, а вскоре получил и камергерский ключ, какой (весь золотой), замечу мимоходом, в те времена носился пришпиленным к огромной розетке из голубой Андреевской ленты к одной из пуговиц фрака или мундира на талии, над левым карманным клапаном» Камергеры носили ключ на голубой ленте у левого карманного клапана мундира, а обер-камергеры - у правого карманного клапана, на золотых кистях; обер-камергерам полагался ключ, «осыпанный бриллиантами». Камергерский ключ можно было носить «при мундире другого гражданского ведомства». Именно о нем идет речь в грибоедовском «Горе от ума»: «Покойник был почтенный камергер. С ключом и сыну ключ умел доставить». Изготовление ключа обходилось дорого: до 1801 года на него из Кабинета выдавалось 500 рублей. По данным придворного месяцеслова на 1796 год при дворе было 26 действительных камергеров и 27 камер-юнкеров, в камергеры обычно жаловали из камер-юнкеров. По указу 1775 года жалованье выплачивалось старшим 12 камергерам и 12 камер-юнкерам «налицо в действительной должности находящимся» .

При Петре I все придворные (в т.ч. и Камергеры) состояли при Императрице. По «Табели о рангах», утвержденной 24 января 1722 года, действительный Камергер соответствовал чину VI класса (форма обращения «Ваше высокоблагородие»). 1-й придворный штат, утвержденный 14 декабря 1727 года, предусматривал 8 Камергеров; кроме того, по штату двора великой княгини Натальи Алексеевны полагался 1 Камергер. В 1730 году весь придворный штат, был подчинен обер-гофмейстеру и обер-гофмаршалу; Камергер был приравнен к чину генерал-майора. По штату 1737 года Камергеры были переведены из VI в IV класс (форма обращения «Ваше превосходительство»). По Высочайше утвержденному штату от 20 марта 1742 года при герцоге Шлезвиг-Голштинском назначено 5 Камергеров (ранг Камергера при наследнике престола приравнивался к рангу камер-юнкера двора). С 28 июня 1775 года при дворе состояли 12 штатных и 12 нештатных Камергеров в чине генерал-майора.

За весь XVIII век при дворе было 289 Камергеров (при Екатерине II - 103), при Павле I по «Придворному месяцеслову» числилось 26 Камергеров. В июне 1800 году была предусмотрена возможность получения действительными Камергерам (IV класс) чина тайного советника (III класс) в таком случае титул сохранялся как почетное звание, но его обладатель освобождался от постоянного дежурства при дворе. . По новому штату 18 декабря 1801 года утверждено 12 Камергеров с жалованьем и 12 без жалованья; кроме того, 2 Камергера при великой княгине Марии Павловне и 2 Камергера при великой княжне Екатерине Павловне. Александр I восстановил в чине Камергера 30 екатерининских вельмож и в его царствование Камергеры часто переходили на военную службу, сохраняя придворное звание. Фактически к 1809 году с начала века при дворе числилось 76 Камергера. По высочайшему указу 3 апреля 1809 года чин Камергера был преобразован в почетное звание и это звание присваивалось по усмотрению Императора. По высочайшему указу от 23 июня 1836 года запрещалось давать звание Камергера лицам, имевшим чин ниже статского советника, по именному указу от 11 июля 1850 года этот ценз повышен до чина не ниже действительного статского советника; Камергеры по достижении чина тайного советника исключались из придворных списков. Почетное звание давалось и вне службы - например губернский предводитель дворянства, избранный на 3 трехлетия, мог стать Камергером двора.

Император Павел, вступив на престол, также не замедлил придворным штатом и 30 декабря утвердил новый штат: отныне ведению обер-камергера подлежат 12 камергеров, 12 камер-юнкеров (не назначались) и 48 пажей. Жалованье, выдаваемое камергерам, сохранилось в прежнем объеме - по 1500 руб. в год. Всего в это царствование пожаловано в камергеры 58 человек, в камер-юнкеры - ни одного; и при дворе не состоял ни один камергер покойной Императрицей. Павел требовал от придворных настоящей службы, не разрешая отлучаться за город без Высочайшего на то разрешения (20 мая 1800 года) и в то же время ограничивал их появление в загородных резиденциях даже на дежурствах без особого на то повеления. Кроме того, 18 июня 1799 года повелел у камергеров делать вычеты из жалованья за время их болезни. Обыкновенно дежурили два камергера и в редких случаях - четыре. По штату утвержденному 18 декабря 1801 года, значилось 12 камергеров с жалованьем 1500 рублей в год, и 12 камер-юнкеров без жалованья. Он вернул на службу Камергеров, уволенных Павлом, и по представлении обер-камергера графа Шереметева, последовало распоряжение возвращенным на службу выплачивать жалованье при появлении вакансии.

Кавалеры двора Александра I сохранили свое положение и при двореНиколая I. Комплект придворных кавалеров был определен высочайшим указом от 3 апреля 1826 года: камергеров 12 человек и камер-юнкеров - 36 человек по старшинству пожалования в это звание. Ключи камергерские или деньги за них в размере 100 червонных определено выдавать только 12 комплектным камергерам . При Николае I было установлено также обязательное дежурство придворных кавалеров, например, на балах обыкновенно назначались к Императрице два камергера и два камер-юнкера, а к великим княжнам - по одному камергеру и одному камер-юнкеру. На спектакли в Эрмитажном театре посылались от двора 6 билетов, и отправлялись на дежурство 3 камергера и 3 камер-юнкера. Звание камергера имели так же лица, состоявшие при малых дворах и список их по-прежнему пополнялся из лиц, принадлежавших к родовитому дворянству, но прошли те времена, когда хлопоты родственников могли доставить это звание без действительной службы.

Примечания:

74 К. Касьянов Наши чудодеи: Летопись чудачеств и эксцентричностей всякого рода. СПб., 1875. С. 166. Цит. по: Кирсанова Р. М. Костюм в русской художественной культуре. М., 1995. С. 131.

75 А. Е.Шепелев Чиновный мир России. XVIII - начала XX века С. 423.

76 Н. Е.Волков Двор русских императоров в его прошлом и настоящем. М., 2003. С. 28.

77 А. Е. Шепелев Чиновный мир России. XVIII - начала XX века С. 406.

78 Н. Е.Волков Двор русских императоров в его прошлом и настоящем. С. 35.

| ]

При папском дворе [ | ]

Заведующий хозяйственными делами римских пап традиционно именуется камерленго . Это должность римской курии . В документах термин «Domini Papae camerarius» встречается с 1159 года. Ранее и теперь имеет право входа в покои папы, для чего имеет свой ключ. При некоторых понтификах камерарий выступал как секретарь и доверенное лицо, при других - как чиновник, возглавлявший финансовую службу - Апостольскую палату (camera). В ведении камергера находились также материальные ценности Апостольского Престола.

Во Франции [ | ]

В первой редакции учреждённой в 1722 году Петром I Табели о рангах придворный чин камергера состоял в 6-м классе, а в 1737 году был перемещён в 4-й класс. В первой половине XVIII века обязанности камергера не были регламентированы, они в основном сводились к присутствию при императорском дворе и выполнению отдельных поручений монарха и обер-камергера .

Многочисленные попытки строго регламентировать присвоение и сохранение звания камергера, даже в виде высочайших указов и повелений, не принесли желаемого результата, поскольку противоречили честолюбивым интересам дворянства и практике использования личных связей в деятельности Министерства императорского двора . Вследствие этого со временем звание стало терять былую значимость . Во второй половине XIX века звания камергера удостаивались многие люди, не имевшие отношения к служению при дворе (например, поэты Тютчев и Фет , композитор Римский-Корсаков). Камергерство было упразднено вместе с императорским двором в ходе Февральской революции .

В разное время был издан ряд высочайших указов, регламентирующих мундир и внешний вид камергера. Так, указом от 11 (23 ) марта года камергерам наряду с не первыми чинами двора предписывалось «…иметь парадный мундир темно-зеленого сукна с красным суконным воротником и таковыми же обшлагами . Шитье золотое по узору, ныне существующему: на воротнике, обшлагах, карманных клапанах, под оными и на полах широкое, а по… фалдам узкое; по борту же на груди шитые бранденбуры; пуговицы золоченые с изображением Государственного герба» . Указом от 30 марта (11 апреля ) года лицам, имеющим придворные звания, было запрещено носить усы и бороду. Запрет мотивировался тем, «что многие из состоящих в званиях камергеров и камер-юнкеров позволяют себе носить усы, кои присвоены только военным, и бороды в виде жидовских» .

Примечания [ | ]

  1. Евреинов В. А. Чины придворные // Показание древних российских чинов гражданских и придворных с изъяснением каждого // Гражданское чинопроизводство в России . - СПб. : Типография А. С. Суворина , 1887. - С. 73. - , VI, X, 246 с.
  2. О должности придворных кавалеров // , 1830. - Т. XVI. С 28 июня 1762 по 1764. № 11645 . - С. 54 .
  3. Александр I . О неприсвоении званиям камергера и камер-юнкера никакого чина ни военного, ни гражданского, и об обязанности лиц, в сих званиях состоящих, вступить в действительную службу и продолжать оную по установленному порядку с первоначальных чинов // Полное собрание законов Российской империи , с 1649 года. - СПб. : Типография II отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии , 1830. - Т. XXX. 1808-1809. № 23559 . - С. 899-900 .
  4. О увольнении от службы камергеров и каммер-юнкеров // Полное собрание законов Российской империи , с 1649 года. - СПб. : Типография II отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии , 1830. - Т. XXXIII. 1815-1816. № 26510 . - С. 1084 .
  5. , с. 31-32.
  6. , с. 32.
  7. Действительные тайные советники // Список гражданским чинам первых шести классов по старшинству. 1850. Состояние чинов по 20-е декабря 1849 г. - СПб. : Типография II отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии , 1850. - С. 16.

Камергерский ключ периода правления Николая II. Бронза, частично сохранилось золочение. Орел ремонтировался, отсутствует заколка; вместо нее припаяно ушко. Отсутствует также Императорская корона.
Редкий.

Старинные камергерские ключи – это уникальные предметы антиквариата, являвшиеся важным атрибутом придворного чина. Их название происходит от немецкого слова "Kammerherr". Такой ключ означал, что камергер был вправе входить во все личные апартаменты своего монарха. Во времена, когда Санкт-Петербург был столицей Российской империи, камергеры получали в свое распоряжение во время специальной церемонии при дворе специальные символические ключи. Разумеется, ни к одной двери в императорской резиденции камергерские ключи не подходили.
Хотя, изначально история камергерской должности все-таки начиналась с настоящих камергерских ключей, предназначенных не для открытия покоев, а для дверей кладовых. В шестнадцатом веке при испанских дворах существовала должность camarero, обладатель которой ведал казной короля и носил ключ от нее. При дворах европейских императоров и царей служили «камериры» или «камерариусы», позже переименованные в «камергеров» и ставшие «комнатными дворянами». В это время камергерам в наследство от прежних времен передавались ключи, уже ставшие символическими.
Утратив свою функциональность, камергерские ключи стали более изящными и отличались особой красотой. Старинные ключи начали изготавливать с использованием позолоты, а их головки украшались вензелями и гербами монархов. Чин камергера в России появился в 1711 году после официального брака Петра Первого с Мартой Скавронской, практически сразу принявшейся за реформирование существовавшего придворного штата согласно с европейскими стандартами. Так, камергеры начали заменять обычных стряпчих с ключами, комнатных спальников и стольников. Так как мундиров у служащих двора в те времена еще не существовало, главным символом должности был именно камергерский ключ.
В 1762 году на престоле появилась Екатерина II, сразу начавшая проводить перепланировку хозяйства. Она определила список обязанностей камергеров и даровала им чин условного генерал-майора, обязанного стоять у трона и носить за императрицей шлейф. Камергеры получили не только генеральский мундир, но и золотой ключ, служивший знаком исправления названия должности.
Ключи у камергеров могли быть разными. Служащие, сумевшие добиться звания обер-камергеров, получали от императрицы золотые ключи, инкрустированные бриллиантами. Носились они на специальной золотой цепочке, имевшей две массивные кисти. Как при правлении Катерины, так и при Александре I камергерские ключи изготавливались мастерами из золота, а их стоимость в 1805 году составляла пятьсот рублей.
Историки и антиквары выяснили, что до 1833 года не существовало единого образца камергерского ключа. При Александре I такие ключи чаще всего изготавливались произвольно или исходя из традиций. Это вызывало у служащих недовольство, поэтому было решено провести работу над изготовлением единого образца камергерского ключа, в итоге утвержденного в октябре 1833 года.
С того времени и до начала 1917 года старинный камергерский ключ отличался лишь формой государственного герба и абрисом золотого орла, служившего ручкой ключа. Так же изменялись инициалы правящего императора. Согласно статуту 18-го – начала 19-го века, антикварные камергерские ключи изготавливались исключительно из золота. Со временем должность камергера потеряла свою важность, а вместе с ней перестали изготавливаться и камергерские ключи.
По материалам сайта transantique.ru

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Камерге́р (средневековой латыни: Cambellanus или Cambrerius , французский: Chambellan , английский: Chamberlain ; нем. Kammerherr - дворянин комнаты ) - придворный чин и придворное звание высокого ранга.

Имеет принципиальное отличие от хозяйственника - ключника. Так, при римских папах есть заведующий хозяйством - камерарий (лат. camerarius ). Эта должность Римской курии. В документах термин Domini Papae camerarius встречается с 1159 года . Ранее и теперь имеет право входа в покои Папы, для чего имеет свой ключ. Нередко секретарь и доверенное лицо. Нередко - чиновник, возглавлявший финансовую службу - Апостольскую палату (camera). В ведении камергера находились также материальные ценности Апостольского Престола. В 1274 году папа Григорий X постановил, что камергер продолжает исполнять свои функции и во время вакансии Апостольского Престола, что обеспечивало сохранность материальных ценностей в период от кончины Папы до избрания его преемника. Должность Камерария с течением времени приобрела большое значение: вначале на неё назначался прелат , затем епископ , а впоследствии - кардинал .

В первой редакции учреждённой в 1722 году Петром I Табели о рангах придворный чин камергера состоял в 6-м классе, а в 1737 году был перемещён в 4-й класс. В первой половине XVIII века обязанности камергера не были регламентированы, они в основном сводились к присутствию при императорском дворе и выполнению отдельных поручений монарха и обер-камергера .

Многочисленные попытки строго регламентировать присвоение и сохранение звания камергера, даже в виде высочайших указов и повелений, не принесли желаемого результата, поскольку противоречили честолюбивым интересам дворянства и практике использования личных связей в деятельности Министерства императорского двора .

В разное время был издан ряд высочайших указов, регламентирующих внешний вид камергера. Так, указом от 30 марта (11 апреля ) года лицам, имеющим придворные звания, было запрещено носить усы и бороду. Запрет мотивировался тем, «что многие из состоящих в званиях камергеров и камер-юнкеров позволяют себе носить усы, кои присвоены только военным, и бороды в виде жидовских» .

Камергерский ключ

Отрывок, характеризующий Камергер

– Горе наше общее, и будем делить всё пополам. Все, что мое, то ваше, – сказала она, оглядывая лица, стоявшие перед нею.
Все глаза смотрели на нее с одинаковым выражением, значения которого она не могла понять. Было ли это любопытство, преданность, благодарность, или испуг и недоверие, но выражение на всех лицах было одинаковое.
– Много довольны вашей милостью, только нам брать господский хлеб не приходится, – сказал голос сзади.
– Да отчего же? – сказала княжна.
Никто не ответил, и княжна Марья, оглядываясь по толпе, замечала, что теперь все глаза, с которыми она встречалась, тотчас же опускались.
– Отчего же вы не хотите? – спросила она опять.
Никто не отвечал.
Княжне Марье становилось тяжело от этого молчанья; она старалась уловить чей нибудь взгляд.
– Отчего вы не говорите? – обратилась княжна к старому старику, который, облокотившись на палку, стоял перед ней. – Скажи, ежели ты думаешь, что еще что нибудь нужно. Я все сделаю, – сказала она, уловив его взгляд. Но он, как бы рассердившись за это, опустил совсем голову и проговорил:
– Чего соглашаться то, не нужно нам хлеба.
– Что ж, нам все бросить то? Не согласны. Не согласны… Нет нашего согласия. Мы тебя жалеем, а нашего согласия нет. Поезжай сама, одна… – раздалось в толпе с разных сторон. И опять на всех лицах этой толпы показалось одно и то же выражение, и теперь это было уже наверное не выражение любопытства и благодарности, а выражение озлобленной решительности.
– Да вы не поняли, верно, – с грустной улыбкой сказала княжна Марья. – Отчего вы не хотите ехать? Я обещаю поселить вас, кормить. А здесь неприятель разорит вас…
Но голос ее заглушали голоса толпы.
– Нет нашего согласия, пускай разоряет! Не берем твоего хлеба, нет согласия нашего!
Княжна Марья старалась уловить опять чей нибудь взгляд из толпы, но ни один взгляд не был устремлен на нее; глаза, очевидно, избегали ее. Ей стало странно и неловко.
– Вишь, научила ловко, за ней в крепость иди! Дома разори да в кабалу и ступай. Как же! Я хлеб, мол, отдам! – слышались голоса в толпе.
Княжна Марья, опустив голову, вышла из круга и пошла в дом. Повторив Дрону приказание о том, чтобы завтра были лошади для отъезда, она ушла в свою комнату и осталась одна с своими мыслями.

Долго эту ночь княжна Марья сидела у открытого окна в своей комнате, прислушиваясь к звукам говора мужиков, доносившегося с деревни, но она не думала о них. Она чувствовала, что, сколько бы она ни думала о них, она не могла бы понять их. Она думала все об одном – о своем горе, которое теперь, после перерыва, произведенного заботами о настоящем, уже сделалось для нее прошедшим. Она теперь уже могла вспоминать, могла плакать и могла молиться. С заходом солнца ветер затих. Ночь была тихая и свежая. В двенадцатом часу голоса стали затихать, пропел петух, из за лип стала выходить полная луна, поднялся свежий, белый туман роса, и над деревней и над домом воцарилась тишина.
Одна за другой представлялись ей картины близкого прошедшего – болезни и последних минут отца. И с грустной радостью она теперь останавливалась на этих образах, отгоняя от себя с ужасом только одно последнее представление его смерти, которое – она чувствовала – она была не в силах созерцать даже в своем воображении в этот тихий и таинственный час ночи. И картины эти представлялись ей с такой ясностью и с такими подробностями, что они казались ей то действительностью, то прошедшим, то будущим.
То ей живо представлялась та минута, когда с ним сделался удар и его из сада в Лысых Горах волокли под руки и он бормотал что то бессильным языком, дергал седыми бровями и беспокойно и робко смотрел на нее.
«Он и тогда хотел сказать мне то, что он сказал мне в день своей смерти, – думала она. – Он всегда думал то, что он сказал мне». И вот ей со всеми подробностями вспомнилась та ночь в Лысых Горах накануне сделавшегося с ним удара, когда княжна Марья, предчувствуя беду, против его воли осталась с ним. Она не спала и ночью на цыпочках сошла вниз и, подойдя к двери в цветочную, в которой в эту ночь ночевал ее отец, прислушалась к его голосу. Он измученным, усталым голосом говорил что то с Тихоном. Ему, видно, хотелось поговорить. «И отчего он не позвал меня? Отчего он не позволил быть мне тут на месте Тихона? – думала тогда и теперь княжна Марья. – Уж он не выскажет никогда никому теперь всего того, что было в его душе. Уж никогда не вернется для него и для меня эта минута, когда бы он говорил все, что ему хотелось высказать, а я, а не Тихон, слушала бы и понимала его. Отчего я не вошла тогда в комнату? – думала она. – Может быть, он тогда же бы сказал мне то, что он сказал в день смерти. Он и тогда в разговоре с Тихоном два раза спросил про меня. Ему хотелось меня видеть, а я стояла тут, за дверью. Ему было грустно, тяжело говорить с Тихоном, который не понимал его. Помню, как он заговорил с ним про Лизу, как живую, – он забыл, что она умерла, и Тихон напомнил ему, что ее уже нет, и он закричал: „Дурак“. Ему тяжело было. Я слышала из за двери, как он, кряхтя, лег на кровать и громко прокричал: „Бог мой!Отчего я не взошла тогда? Что ж бы он сделал мне? Что бы я потеряла? А может быть, тогда же он утешился бы, он сказал бы мне это слово“. И княжна Марья вслух произнесла то ласковое слово, которое он сказал ей в день смерти. «Ду ше нь ка! – повторила княжна Марья это слово и зарыдала облегчающими душу слезами. Она видела теперь перед собою его лицо. И не то лицо, которое она знала с тех пор, как себя помнила, и которое она всегда видела издалека; а то лицо – робкое и слабое, которое она в последний день, пригибаясь к его рту, чтобы слышать то, что он говорил, в первый раз рассмотрела вблизи со всеми его морщинами и подробностями.
«Душенька», – повторила она.
«Что он думал, когда сказал это слово? Что он думает теперь? – вдруг пришел ей вопрос, и в ответ на это она увидала его перед собой с тем выражением лица, которое у него было в гробу на обвязанном белым платком лице. И тот ужас, который охватил ее тогда, когда она прикоснулась к нему и убедилась, что это не только не был он, но что то таинственное и отталкивающее, охватил ее и теперь. Она хотела думать о другом, хотела молиться и ничего не могла сделать. Она большими открытыми глазами смотрела на лунный свет и тени, всякую секунду ждала увидеть его мертвое лицо и чувствовала, что тишина, стоявшая над домом и в доме, заковывала ее.
– Дуняша! – прошептала она. – Дуняша! – вскрикнула она диким голосом и, вырвавшись из тишины, побежала к девичьей, навстречу бегущим к ней няне и девушкам.

17 го августа Ростов и Ильин, сопутствуемые только что вернувшимся из плена Лаврушкой и вестовым гусаром, из своей стоянки Янково, в пятнадцати верстах от Богучарова, поехали кататься верхами – попробовать новую, купленную Ильиным лошадь и разузнать, нет ли в деревнях сена.
Богучарово находилось последние три дня между двумя неприятельскими армиями, так что так же легко мог зайти туда русский арьергард, как и французский авангард, и потому Ростов, как заботливый эскадронный командир, желал прежде французов воспользоваться тем провиантом, который оставался в Богучарове.
Ростов и Ильин были в самом веселом расположении духа. Дорогой в Богучарово, в княжеское именье с усадьбой, где они надеялись найти большую дворню и хорошеньких девушек, они то расспрашивали Лаврушку о Наполеоне и смеялись его рассказам, то перегонялись, пробуя лошадь Ильина.
Ростов и не знал и не думал, что эта деревня, в которую он ехал, была именье того самого Болконского, который был женихом его сестры.
Ростов с Ильиным в последний раз выпустили на перегонку лошадей в изволок перед Богучаровым, и Ростов, перегнавший Ильина, первый вскакал в улицу деревни Богучарова.
– Ты вперед взял, – говорил раскрасневшийся Ильин.
– Да, всё вперед, и на лугу вперед, и тут, – отвечал Ростов, поглаживая рукой своего взмылившегося донца.
– А я на французской, ваше сиятельство, – сзади говорил Лаврушка, называя французской свою упряжную клячу, – перегнал бы, да только срамить не хотел.
Они шагом подъехали к амбару, у которого стояла большая толпа мужиков.
Некоторые мужики сняли шапки, некоторые, не снимая шапок, смотрели на подъехавших. Два старые длинные мужика, с сморщенными лицами и редкими бородами, вышли из кабака и с улыбками, качаясь и распевая какую то нескладную песню, подошли к офицерам.
– Молодцы! – сказал, смеясь, Ростов. – Что, сено есть?
– И одинакие какие… – сказал Ильин.
– Развесе…oo…ооо…лая бесе… бесе… – распевали мужики с счастливыми улыбками.
Один мужик вышел из толпы и подошел к Ростову.
– Вы из каких будете? – спросил он.
– Французы, – отвечал, смеючись, Ильин. – Вот и Наполеон сам, – сказал он, указывая на Лаврушку.
– Стало быть, русские будете? – переспросил мужик.
– А много вашей силы тут? – спросил другой небольшой мужик, подходя к ним.
– Много, много, – отвечал Ростов. – Да вы что ж собрались тут? – прибавил он. – Праздник, что ль?
– Старички собрались, по мирскому делу, – отвечал мужик, отходя от него.
В это время по дороге от барского дома показались две женщины и человек в белой шляпе, шедшие к офицерам.
– В розовом моя, чур не отбивать! – сказал Ильин, заметив решительно подвигавшуюся к нему Дуняшу.
– Наша будет! – подмигнув, сказал Ильину Лаврушка.
– Что, моя красавица, нужно? – сказал Ильин, улыбаясь.
– Княжна приказали узнать, какого вы полка и ваши фамилии?
– Это граф Ростов, эскадронный командир, а я ваш покорный слуга.
– Бе…се…е…ду…шка! – распевал пьяный мужик, счастливо улыбаясь и глядя на Ильина, разговаривающего с девушкой. Вслед за Дуняшей подошел к Ростову Алпатыч, еще издали сняв свою шляпу.
– Осмелюсь обеспокоить, ваше благородие, – сказал он с почтительностью, но с относительным пренебрежением к юности этого офицера и заложив руку за пазуху. – Моя госпожа, дочь скончавшегося сего пятнадцатого числа генерал аншефа князя Николая Андреевича Болконского, находясь в затруднении по случаю невежества этих лиц, – он указал на мужиков, – просит вас пожаловать… не угодно ли будет, – с грустной улыбкой сказал Алпатыч, – отъехать несколько, а то не так удобно при… – Алпатыч указал на двух мужиков, которые сзади так и носились около него, как слепни около лошади.
– А!.. Алпатыч… А? Яков Алпатыч!.. Важно! прости ради Христа. Важно! А?.. – говорили мужики, радостно улыбаясь ему. Ростов посмотрел на пьяных стариков и улыбнулся.
– Или, может, это утешает ваше сиятельство? – сказал Яков Алпатыч с степенным видом, не заложенной за пазуху рукой указывая на стариков.
– Нет, тут утешенья мало, – сказал Ростов и отъехал. – В чем дело? – спросил он.
– Осмелюсь доложить вашему сиятельству, что грубый народ здешний не желает выпустить госпожу из имения и угрожает отпречь лошадей, так что с утра все уложено и ее сиятельство не могут выехать.
– Не может быть! – вскрикнул Ростов.
– Имею честь докладывать вам сущую правду, – повторил Алпатыч.
Ростов слез с лошади и, передав ее вестовому, пошел с Алпатычем к дому, расспрашивая его о подробностях дела. Действительно, вчерашнее предложение княжны мужикам хлеба, ее объяснение с Дроном и с сходкою так испортили дело, что Дрон окончательно сдал ключи, присоединился к мужикам и не являлся по требованию Алпатыча и что поутру, когда княжна велела закладывать, чтобы ехать, мужики вышли большой толпой к амбару и выслали сказать, что они не выпустят княжны из деревни, что есть приказ, чтобы не вывозиться, и они выпрягут лошадей. Алпатыч выходил к ним, усовещивая их, но ему отвечали (больше всех говорил Карп; Дрон не показывался из толпы), что княжну нельзя выпустить, что на то приказ есть; а что пускай княжна остается, и они по старому будут служить ей и во всем повиноваться.
В ту минуту, когда Ростов и Ильин проскакали по дороге, княжна Марья, несмотря на отговариванье Алпатыча, няни и девушек, велела закладывать и хотела ехать; но, увидав проскакавших кавалеристов, их приняли за французов, кучера разбежались, и в доме поднялся плач женщин.
– Батюшка! отец родной! бог тебя послал, – говорили умиленные голоса, в то время как Ростов проходил через переднюю.
Княжна Марья, потерянная и бессильная, сидела в зале, в то время как к ней ввели Ростова. Она не понимала, кто он, и зачем он, и что с нею будет. Увидав его русское лицо и по входу его и первым сказанным словам признав его за человека своего круга, она взглянула на него своим глубоким и лучистым взглядом и начала говорить обрывавшимся и дрожавшим от волнения голосом. Ростову тотчас же представилось что то романическое в этой встрече. «Беззащитная, убитая горем девушка, одна, оставленная на произвол грубых, бунтующих мужиков! И какая то странная судьба натолкнула меня сюда! – думал Ростов, слушяя ее и глядя на нее. – И какая кротость, благородство в ее чертах и в выражении! – думал он, слушая ее робкий рассказ.
Когда она заговорила о том, что все это случилось на другой день после похорон отца, ее голос задрожал. Она отвернулась и потом, как бы боясь, чтобы Ростов не принял ее слова за желание разжалобить его, вопросительно испуганно взглянула на него. У Ростова слезы стояли в глазах. Княжна Марья заметила это и благодарно посмотрела на Ростова тем своим лучистым взглядом, который заставлял забывать некрасивость ее лица.
– Не могу выразить, княжна, как я счастлив тем, что я случайно заехал сюда и буду в состоянии показать вам свою готовность, – сказал Ростов, вставая. – Извольте ехать, и я отвечаю вам своей честью, что ни один человек не посмеет сделать вам неприятность, ежели вы мне только позволите конвоировать вас, – и, почтительно поклонившись, как кланяются дамам царской крови, он направился к двери.
Почтительностью своего тона Ростов как будто показывал, что, несмотря на то, что он за счастье бы счел свое знакомство с нею, он не хотел пользоваться случаем ее несчастия для сближения с нею.
Княжна Марья поняла и оценила этот тон.
– Я очень, очень благодарна вам, – сказала ему княжна по французски, – но надеюсь, что все это было только недоразуменье и что никто не виноват в том. – Княжна вдруг заплакала. – Извините меня, – сказала она.
Ростов, нахмурившись, еще раз низко поклонился и вышел из комнаты.

– Ну что, мила? Нет, брат, розовая моя прелесть, и Дуняшей зовут… – Но, взглянув на лицо Ростова, Ильин замолк. Он видел, что его герой и командир находился совсем в другом строе мыслей.
Ростов злобно оглянулся на Ильина и, не отвечая ему, быстрыми шагами направился к деревне.
– Я им покажу, я им задам, разбойникам! – говорил он про себя.
Алпатыч плывущим шагом, чтобы только не бежать, рысью едва догнал Ростова.

© rifma-k-slovu.ru, 2024
Rifmakslovu - Образовательный портал