Консультации для родителей доу по теме сказкотерапия. Консультация для педагогов, родителей Использование информационно - коммуникативных технологий (ИКТ) в педагогическом процессе

30.08.2023

«Маленькие детки - маленькие бедки», - гласит народная мудрость. Действительно, чем взрослее становятся наши дети, тем больше появляется у них взрослых проблем. Подрастающего ребёнка часто одолевают всевозможные страхи, печаль, гнев и раздражение. Что является причиной этого беспокойства, порой не понимают ни сами дети, ни их родители. Что же делать в таком случае? Как помочь своему ребёнку?

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «СКАЗКОТЕРАПИЯ»

Учитель-логопед МБДОУ д/с № 13 Перминова Лариса Александровна

Сказкотерапия или сказочное лечение души

«Маленькие детки - маленькие бедки», - гласит народная мудрость. Действительно, чем взрослее становятся наши дети, тем больше появляется у них взрослых проблем. Подрастающего ребёнка часто одолевают всевозможные страхи, печаль, гнев и раздражение. Что является причиной этого беспокойства, порой не понимают ни сами дети, ни их родители. Что же делать в таком случае? Как помочь своему ребёнку? Возможно, стоит обратиться к психологам? Грамотное психологическое консультирование поможет родителям подобрать ключик к внутреннему миру их малыша. Сегодня на вооружении психологов есть множество методов, помогающих решить проблемы ребёнка самым приятным для него способом. Один из главных таких способов - арттерапия (лечение искусством). Для малышей лучше всего подойдут такие виды арттерапии, как цветотерапия (лечение цветом), музыкотерапия (лечение мелодией), игротерапия (использование игры как способа решения психологических проблем ребёнка) и, конечно же, сказкотерапия - метод, позволяющий работать с детьми и взрослыми через сказку.

Что такое сказкотерапия?

Сказкотерапия - пожалуй, самый детский метод психологии, и, конечно, один из самых древних. Ведь ещё наши предки, занимаясь воспитанием детей, не спешили наказать провинившегося ребенка, а рассказывали ему сказку, из которой становился ясным смысл поступка. Сказки служили моральным и нравственным законом, предохраняли детей от напастей, учили их жизни. Зная, как сказка влияет на жизнь человека, можно очень многим помочь своему ребёнку. У него есть любимая сказка, которую он просит почитать вновь и вновь? Значит, эта сказка затрагивает очень важные для ребёнка вопросы. Посоветуйтесь с психологом. Сеансы сказкотерапии помогут вам понять, что привлекает ребенка в сюжете этой сказки, какой из героев нравится ему больше всех, почему он выбирает именно эту сказку. Со временем пристрастие ребенка к той или иной сказке меняется, и это означает, что малыш растет, развивается и ставит перед собой новые жизненные вопросы. Исследования психологов показывают, что в любимых сказках в некотором смысле запрограммирована жизнь ребенка. «Скажи мне, какая твоя любимая сказка, и я скажу, кто ты», - так перефразировали известную пословицу психоаналитики. Родители могут освоить сказкотерапию и самостоятельно, но психологическое консультирование не помешает. Для мягкого влияния на поведение ребенка психолог подбирает специальные сказки. Сказки для сказкотерапии подбираются разные: народные, авторские, а также специально разработанные, психокоррекционные сказки, и многие другие. Часто психолог предлагает малышу сочинить сказку самостоятельно. Сочинение сказок ребёнком и для ребёнка - основа сказкотерапии. Через сказку можно узнать о таких переживаниях детей, которые они сами толком не осознают, или стесняются обсуждать их со взрослыми. Через сказку можно, например, узнать об отношении ребенка-дошкольника к родителям.

А всем ли полезна сказкотерапия?

Да, сказкотерапия полезна всем. Есть специальные лечебные сказки не только для маленьких детей, но и для подростков и взрослых. Сказка поможет решить многие психологические проблемы. Не надо только считать ее спасением от всех бед. Это не чудодейственное лекарство, помогающее за один прием, а долгая, упорная работа, эффект от которой будет виден со временем, но обязательно будет. Конечно, у сказкотерапии есть специальные условия при работе с детьми: ребенок должен чётко представлять то, что существует сказочная действительность, отличная от реальной жизни. Навык такого различения, обычно, появляется у ребенка к 3,5–4 годам, хотя, конечно, в каждом конкретном случае важно учитывать индивидуальные особенности психического развития ребенка.

Как сочинить лечебную сказку?

Прежде чем самостоятельно заниматься сказкотерапией, родителям хорошо бы почитать книги по этой методике. Если вы заметили, что у вашего ребёнка есть какая-то эмоциональная проблема (например, он раздражителен, груб, капризен или агрессивен), нужно придумать сказку, где герои, их похождения и подвиги будут помогать вашему малышу эту проблему решить. Сначала мы описываем героя, похожего на ребенка, показываем жизнь героя в сказке так, чтобы ребенок сам увидел сходство со своей жизнью (ведь сказкотерапия - это индивидуальные сказки для конкретного человека, надо, чтобы малыш мог видеть в главном герое себя). Затем выдуманный нами герой попадает в проблемную ситуацию, похожую на реальную ситуацию ребенка (он тоже чего-то боится, чувствует себя одиноким и. т.п.) и приписываем герою все переживания малыша (конечно, по сюжету должно появиться много возможностей и способов для преодоления этих препятствий). Потом, сказочный герой (а с ним и ребёнок) начинает искать выход из создавшегося положения и, конечно, находит его. Художественные сказки очень полезны. Например, ребёнку, любящему приврать по пустякам, стоит почитать сказку «Заяц-хвастун», легкомысленному и шаловливому «Приключения Незнайки», эгоистичному и жадному малышу будет полезно послушать сказку «О рыбаке и рыбке», а робкому и пугливому - «О трусливом зайце». В этом случае не стоит явно указывать на сходство героя с ребёнком - малыш сделает выводы сам. Просто обсудите сказку вместе. Здесь придут на помощь почти все методы арттерапии: цветотерапия (можно рисовать свои впечатления от сказки), игротерапия (придумать игру по сказке или инсценировать любимый отрывок) и даже музыкотерапия (подобрать мелодии, подходящие по настроению тому или иному сюжету). Это поможет малышу лучше усвоить извлеченный из сказки опыт, а родителям - лучше понять своего ребенка. Любовь детей к сказкам, отзывы педагогов и родителей о положительном влиянии таковых на детей, данные итоговой диагностики позволяют нам сделать вывод об эффективности этой работы и необходимости продолжать ее с целью формирования у детей положительного мировосприятия, адекватной самооценки, веры в собственные интеллектуальные и физические силы.

Сказкотерапия и развитие речи детей.

Речевая функция является одной из важнейших психических функций человека. В процессе речевого развития формируются высшие формы познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению. Значение слова само по себе является обобщением и в связи с этим представляет собой не только единицу речи, но и единицу мышления. Мышление и речь не тождественны, возникают в какой-то степени независимо друг от друга. Но в процессе психического развития ребенка возникает сложное, качественно новое единство - речевое мышление, речемыслительная деятельность.
Овладение способностью к речевому общению создает предпосылки для специфически человеческих социальных контактов, благодаря которым формируются и уточняются представления ребенка об окружающей действительности, совершенствуются формы ее отражения.
Нарушения речи в той или иной степени (в зависимости от характера речевых расстройств) отрицательно влияют на все психическое развитие ребенка, отражаются на его деятельности, поведении. Нарушения речи, ограниченность речевого общения могут отрицательно влиять на формирование личности ребенка, вызывать психические наслоения, специфические особенности эмоционально-волевой сферы, способствовать развитию отрицательных качеств характера (застенчивости, нерешительности, замкнутости, негативизма, чувства неполноценности). Все это отрицательно сказывается на овладении грамотой, на успеваемости в целом, на овладении профессией.
Общее недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом - это такая речевая патология, при которой нарушается формирование каждого из компонентов речевой системы: словарного запаса, грамматического строя, звукопроизношения.
К числу важнейших задач логопедической работы с младшими школьниками, имеющими общее недоразвитие речи, относится формирование у них связной монологической речи. Это необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению. Поскольку адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения - все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной монологической речи.
Одним из древнейших методов, активно разрабатываемых логопедами, психологами и педагогами в последнее 10 лет и применяемых в работе с детьми с общим недоразвитием речи, является использование сказки.
Сказка является наиболее универсальным, комплексным методом воздействия в коррекционной работе. Ведь сказка - это образность языка, его метафоричность, психологическая защищенность. Во время работы над сказкой, дети обогащают свой словарь, идет работа над автоматизацией поставленных звуков и введение их в самостоятельную речь. Тексты сказок расширяют словарный запас, помогают верно строить диалоги, а, следовательно, влияют на развитие связной монологической речи.
Достоинство и привилегии данного метода заключаются еще и в том, что воздействие на детей в процессе занятий облачено в сказочные одежды и у детей не возникает ощущения давления.
О влиянии сказки на развитие личности ребенка говорили такие великие учение как Б. Беттельхейм, Р. Гарднер, К. Юнг, В. Пропп, М. Л. фон Франц, Э. Фромм.

Для первого знакомства со сказками педагоги и психологи рекомендуют коротенькие и самые простые народные сказки: «Репка», «Курочка Ряба», «Колобок». Малышей от 3 до 5 лет заинтересуют сказки, героями которых будут животные. Именно в этом возрасте дети хорошо воспринимают эти сказки, так как часто представляют себя каким-нибудь любимым животным, идентифицируются с ним. Примерно с 4 лет полезно ориентироваться на пол ребенка. Например, девочке необходимы сказки, в которых к принцессе после трудных испытаний приезжает принц на белом коне, все кончается свадьбой, а через некоторое время появляются дети. Мальчику, для того, чтобы в его сознании сформировался образ настоящего мужчины, полезны истории не про роботов или монстров, а про богатырей или рыцарей, героев, которые прошли тяжелые испытания и смогли сочетать в себе силу и доброту. Дети 6-7 лет с удовольствием слушают волшебные сказки, в которых герои используют магические предметы. В волшебной сказке возможно все, а значит, все события без критики принимаются слушателем и работают на бессознательном уровне.

Родители часто задают вопрос: «А надо ли читать коррекционные сказки ребенку, если у него нет данной проблемы?» Обычно психологи рекомендуют сначала обратиться именно к той сказке, которая больше подходит для ситуации в семье или для работы с конкретными отклонениями в поведении ребенка. Но даже если Вам кажется, что случай, рассмотренный в сказке, не касается Вашего ребенка, чтение пойдет малышу только на пользу. И возможно, в процессе последующего обсуждения Вы будете удивлены, узнав, что Вашего ребенка волнует то, о чем Вы даже не подозревали. Сказка позволяет ненавязчиво и незаметно для слушателя «вытащить» из подсознания вытесненные и скрытые от глаз переживания. Благодаря этому Вы сможете понять, что чувствует ребенок, какие его желания и потребности остаются без внимания.

Дорогие родители, читайте сказки детям!

Из книги: Монина Е.С. Почему облака превращаются в тучи? Сказкотерапия для детей и родителей. – 2-е изд. – М.: Генезис, 2013.

Центр дополнительного образования «Алые паруса»

Психологическая служба

Родительский клуб «Растём вместе»

Сказкотерапия для детей и родителей

памятка для родителей

Новосибирск

2014

Слово сказка вызывает у человека самые приятные воспоминания, связанные с детством. Конечно же, это волшебство, тайна, то что вызывает живой интерес у каждого малыша, а следовательно, проходит через его эмоциональный опыт. Сказка – самый доступный способ донести до ребенка причинно-следственные связи событий и поступков, заложить в детскую душу ценностные ориентиры и помочь ему найти свое место в этом большом мире.

Сказки бывают художественные (литературное наследие), дидактические , или обучающие (придумываются педагогами для мотивации и оптимизации учебного процесса), а также психологические, которые, в свою очередь, делятся на психотерапевтичесике, психокоррекционные, медитативные.

Психотерапевтические сказки – помогают решать сложные личностные проблемы, эффективны в работе с различными психосоматическими заболеваниями (обычно используются специалистами).

Психокоррекционные сказки – это готовая модель, созданная для решения одной конкретной и краткосрочной задачи, например, коррекция агрессивного поведения, застенчивости, гиперактивности.

Медитативные сказки – это особый вид сказок. Они похожи на путешествия, где повествование течет свободным потоком. Эти сказки часто используются психологами – они помогают расслабиться, снять напряжение, отдохнуть после психологической работы, почувствовать свое тепло «здесь и сейчас», получить заряд бодрости и хорошего самочувствия. Их могут использовать и родители. Например, для кратковременного отдыха детей после напряженных занятий в школе или для чтения перед сном. Медитативные сказки обычно рассказываются под специальную музыку.

Безусловно, это деление относительно, и как правило, в сказках одного вида содержатся элементы других. Практически в каждой сказке можно найти свой скрытый психотерапевтический смысл, важно лишь желание его увидеть.

Основные правила работы со сказкой

  • Читать сказку должен взрослый, которому ребенок целиком и полностью доверяет. Если какие-то конфликты и непонимание в отношениях с ребенком все же имеются, то нужно проработать эти проблемы (самостоятельно или с помощью профессионала).
  • Важен телесный контакт. Если Вы хотите проработать какие-либо волнующие ребенка вопросы, особенно его страхи, посадите его на колени, обнимите – ребенок должен чувствовать себя в безопасности, когда он будет встречаться с тем, что его особенно волнует.
  • Читайте сказку неторопливым, спокойным голосом. Интонации и Ваш голос должны передавать атмосферу сказки, диалоги же необходимо читать эмоционально.
  • Сделайте обсуждение немного отсроченным, если ребенок совсем маленький или быстро устает. Вернитесь к этой сказке позже, пересказав прежде её краткое содержание.
  • Не указывайте напрямую на сходство поведения Вашего ребенка и главного героя , то есть не говорите: «Вот, ты ведешь себя точно так же», и т.п. Ребенок и так это поймет, если сказка попала «в точку», особенно если увидит, что персонаж изначально ведет себя не очень хорошо. Кроме того, как и в любой ситуации психологической работы, у детей постарше может возникнуть нежелание отождествлять себя с главным героем. В этом случае опирайтесь на положительные изменения, которые произошли в поведении главного героя в результате определенных событий, сконцентрируйтесь на том, что любой человек может исправиться, главное – верить в него.

Читать психотерапевтические сказки можно с того возраста, когда ребенок начинает заинтересованно их слушать и понимать события, которые в них происходят. Это возраст 3,5-4 года, когда у ребенка уже хорошо развита активная речь, и он может строить диалог со взрослыми.

Оксана Легчилина
Консультация для родителей «Сказкотерапия для детей»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ :

«СКАЗКОТЕРАПИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ »

Сказкотерапия – это один из психологических методов. Но не стоит забывать, что наряду с психологией в сказкотерапии присутствует и педагогическая нотка. Именно поэтому мы называем сказкотерапию воспитательной системой. По сути, сказкотерапия является самым древним психологическим и педагогическим методом. Первоначально все знания передавались устно, то есть посредством легенд, былин, мифов, и, конечно, сказок . Сказки учат нас многому : как слушаться взрослых, как помогать друзьям, как уметь бороться за счастье. И, помимо этого, сказки лечат .

Метод сказкотерапии направлен на решение эмоционально-личностных и поведенческих проблем, в первую очередь, ребенка. Вовремя рассказанная сказка может помочь вашему малышу решить свою детскую проблему, лучше засыпать или начать пользоваться горшком. Правильно подобранная и рассказанная сказка может помочь вашему ребенку обрести уверенность в себе, излечить детские страхи. Чаще всего сказкотерапия применяется в работе с агрессивными, тревожными, застенчивыми, неуверенными детьми. Необходимо помнить, что сказка сказке рознь… и начинать рассказывать сказки нужно соответственно возрасту. Необходимо знать, в каком возрасте данная сказка будет ребенку полезна.

Сказки до 2 ,5 лет. – Например, в два года у ребенка уже развита способность удерживать в памяти собственные действия с предметами и простейшие действия сказочных персонажей . Это возраст когда детям очень нравятся сказки о животных . Это возраст, когда детки, подобно обезьянкам, с удовольствием подражают движениям и звукам, как Вашим, так и приписываемым сказочным персонажам . Сказки для 2 ,5-5лет. Между двумя и пятью годами начинает развиваться способность ребенка образно представлять в уме и фантазировать. В этом возрасте мозг ребенка готов к восприятию волшебных сказок . Читая сказки , будьте внимательны, обращайте внимание на любимых и нелюбимых ребенком персонажей, что поможет Вам вовремя выявить психологическую проблему малыша, если она существует, и вовремя скорректировать его психическое развитие.

Сказки для 5 лет и старше . Детям старше пяти лет можно читать любые сказки , сюжет которых интересен ребенку. Эти сказки должны развивать все стороны личности ребенка : мышление, воображение, эмоции, поведение. Помимо того, что вы читаете сказки вместе , нужно просить ребенка самого сочинять сказки . Это хорошо развивает воображение, творческое начало, а также поможет Вам наблюдать проблемы и желания своего ребенка.

ПОЧЕМУ МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ СКАЗКИ ДЛЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ?

Сказки любят все . В сказочной форме свою проблему легче увидеть и легче принять. Для сказочного героя легче придумать выход из положения – ведь в сказке все можно ! А потом этот выход, оказывается, можно использовать и для себя.

Сказкотерапия – один из нименее травмоопасных и безболезненных способов психотерпии.

Помните, что внутренний мир вашего ребенка очень чувствителен и раним, что детская психика – очень нежный материал, и прежде, чем она сформируется, она должна пройти множество испытаний во взаимодействии с окружающим миром. Помогите Вашим детям пройти через эти испытания с помощью сказки .

Консультация для родителей «Ребенок и книга»

Книга – это неотъемлемая часть воспитания ребенка. С ее помощью он сможет найти ответы на интересующие его вопросы, познавать мир и самого себя, переживать истории героев, фантазировать развитие дальнейших событий того или иного произведения.

Книга-это воспитатель человеческих душ. Малыш растет, а это значит, что каждый день его ждет все больше новых впечатлений, он активно познает мир и совершает множество открытий. Получает все больше разнообразной информации необходимой ему для дальнейшего правильного физического, психического и умственного развития. Новые знания дети получают от окружающих их людей, в первую очередь от родителей , а также из книг.

Не секрет, что современные дети мало читают, предпочитая книгу просмотру телепрограмм и видеофильмов, компьютерным фильмам. Эта печальная реальность должна заставить нас родителей задуматься и попытаться, как то исправить положение вещей.

С самого маленького возраста малышам нужно читать как можно больше книг. Очень важно, чтобы он полюбил это занятие. Книга может заинтересовать, как мальчишек, так и девчонок, главное найти такой вариант, который понравится ребенку.

Учеными установлено, что ребенок, которому систематически читают, накапливает богатый словарный запас.

Читая вместе с мамой, ребенок активно развивает воображение и память.

Именно чтение выполняет не только познавательную, эстетическую, но и воспитательную функцию. Поэтому, родителям необходимо читать детям книжки с раннего детства. Разнообразие детских книг удивляет, но не всегда радует. Важно помнить, что в любой книге, в том числе и детской, самое главное-содержание.

1. Дети 2-3 лет любят книги с крупными картинками, любят их

рассматривать. Тут на помощь приходят русские народные сказки : «Репка» , «Колобок» , «Курочка-Ряба» , «Теремок» .

Маленькому ребенку всегда легче воспринимать рассказ , чем чтение. Поэтому рассказывайте ему сказки своими словами и одновременно рассматривайте картинки к книжке.

На третьем году жизни словарный запас быстро увеличивается, и ребенку можно уже читать стихотворения. Познакомьте с творчеством А. Барто, З. Александровой.

2. У детей 4-5 лет происходит активизация словарного запаса, идет

развитие связной речи. Читая ребенку литературные произведения, нужно обращать внимание на отдельные слова и выражения. Можно учить пересказывать короткие тексты русских народных сказок . Потихоньку приступайте к заучиванию стихотворений.

В этом возрасте можно знакомить ребенка со сказками зарубежных авторов , с богатырскими народными сказками , с рассказами о природе и животных, с творчеством К. Чуковского.

3. Для детей 6-7 лет среди всех жанров художественной литературы на первом месте всё еще сказки , только к народным добавляются и авторские. Поэтому их можно познакомить с творчеством Эдуарда Успенского, со смешными рассказами Н . Носова.

Детям 6-7 лет следует покупать яркие книги с крупным шрифтом и множеством красивых картинок, сюжет книги должен быть интересным, чтобы ребенку захотелось дочитать до конца. Книга в таком возрасте должна доставлять удовольствие. Выбирая книгу, обращайте внимание на количество диалогов в произведениях, ведь вы сможете читать по ролям.

Советы для родителей

Для того чтобы ребенок полюбил книгу, родителям нужно сильно потрудиться.

Чаще говорите о ценности книги;

Воспитывайте бережное отношение к книге, демонстрируя книжные реликвии своей семьи;

Вы главный пример для ребенка, и если хотите, чтобы ваш ребенок читал, значит, стоит тоже некоторое время проводить с книгой;

Посещайте вместе библиотеку, книжные магазины;

Покупайте книги яркие по оформлению и интересные по содержанию;

Радуйтесь успехам ребенка, а на ошибки не заостряйте внимание;

Обсуждайте прочитанную книгу среди членов семьи;

Чаще устраивайте семейные чтения.

Чтение для детей должно стать ежедневной привычкой, стать необходимостью.

Приходит книга в дом любой.

Коснись её страниц,

Заговорит она с тобой

Про жизнь зверей и птиц.

Увидишь ты разливы рек,

Услышишь конский топот

Придут к тебе и Чук, и Гек,

Тимур и дядя Стёпа.

Ей вьюга злая не страшна

И не страшна распутица

С тобой беседует она,

Как умная попутчица.

Ну, а взгрустнется вдруг,

Не огорчайся слишком :

Как самый лучший верный друг

Развеет скуку книжка. (Аркадий Марков)

Совместным чтением вы открываете для своего ребенка интересный и красочный литературный мир. И помните, таким простым способом вы дарите своему ребенку огромное количество счастья и любви.

Консультация для родителей «Книга в жизни ребенка»

Главная задача знакомства детей дошкольного возраста с художественной литературой – это воспитание интереса и любви к книге, стремления к общению с ней, умение слушать и понимать художественный текст.

С. Маршак говорил, что есть талант писателя, а есть талант читателя. Как любой талант (он спрятан в каждом, его надо открыть, вырастить и воспитать. Ребенок, приученный к книге, обладает бесценным даром легко входить в содержание услышанного или прочитанного и проживать его.

Книга вводит ребенка в мир человеческих чувств : радостей, страданий, отношений, побуждений, мыслей, поступков, характеров. Книга раскрывает человеческие и духовные ценности. Книга, прочитанная в детстве, оставляет более сильный след, чем книга, почитанная в зрелом возрасте.

Задача взрослого – открыть ребенку то чудо, которое носит в себе книга, то наслаждение, которое доставляет погружение в чтение.

Процесс общения дошкольника с книгой – это процесс становления в нем личности. Ребенок дошкольного возраста является своеобразным читателем. Он воспринимает литературу на слух, и так длится до тех пор, пока он сам не научится читать.

Процессом восприятия литературного произведения является познавательная деятельность, в результате которой ребенок осознает воспринятое, проникает в его смысл. Ребенку необходимо «увидеть» главный персонаж, понять его действия, поступки, переживания, разгадать мотивы этих поступков, причины переживаний. Важным моментом деятельности восприятия является эмоциональный отклик на литературное произведение. Ребенок-читатель активно содействует героям и переживает с ним все происходящие события. Он как бы переживает жизнь героев, относится к ним личностно – любит одних, презирает других.

Знакомить ребенка с детской литературой желательно ежедневно в свободной форме, хотя бы 30 минут в день. Ведь книга непроизвольно объясняет жизнь общества и природы, мир человеческих отношений. Она развивает мышление, воображение, обогащает эмоции ребенка, дает прекрасные образы русского литературного языка.

С ранних лет надо учить малыша относиться к книге, как к величайшей ценности, правильно держать её в руках, правильно перелистывать, знать её место на книжной полке, запоминать название, автора.

Можно собирать с ребенком его детскую библиотеку, где будут произведения разного содержания, разных жанров (проза, повести, сказки , стихи, фольклорные жанры) . Настоящая детская книга должна быть с четкими, яркими, доступными пониманию ребенка, иллюстрациями.

Чтобы познакомить ребенка с книгой, то её можно не только читать, но и рассказывать , в лицах представляя то, о чем говорится. Приобщая маленького человека к книге, воспитывайте в нем уважение к ней, как к делу рук человеческих!

Здоровьесберегающая технология – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребёнка и педагога, ребёнка и родителей, ребёнка и доктора.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий – обеспечить ребенку возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Сказкотерапия – один из видов здоровьесберегающих технологий. Является инновационным методом в работе с детьми, который, позволяет мягко и ненавязчиво воздействовать на ребенка при помощи сказки, решая при этом самые разные задачи на всех этапах его обучения и развития. Сказкотерапия для детей дошкольного возраста: виды сказкотерапии.

Различают следующие виды сказок:

  • дидактическая: ребенку повествуют о новых понятиях (дом, природа, семья, правила поведения в обществе) ;
  • художественная: знакомство ребенка с эстетическими принципами, традициями человечества;
  • профилактическая: сказки для чтения, служащие накоплению знаний ребенком;

медитативная: формирует положительное состояние малыша (например, перед сном) .

Наибольшей популярностью метод сказкотерапии пользуется у педагогов дошкольных учреждений, поскольку помогает:

  • воспитать, развить и обучить детей продуктивным навыкам взаимодействия с другими людьми, наладить взаимопонимание в детском коллективе
  • развивать речь и высшие психические функции: мышление, память, воображение.

В своей работе с детьми я использую элементы сказкотерапии, учитывая их возрастные особенности.

В атмосфере сказки дети раскрепощаются, становятся более открытыми к восприятию действительности, проявляют большую заинтересованность в выполнении различных заданий. Через использование сказки, её сюжетных линий мы можем решать многие коррекционные задачи, такие как: снижение чрезмерной двигательной активности, нормализация эмоционального и речевого состояния ребенка, избавление от собственных страхов.

Особенности сказкотерапии при работе с детьми

Основные методы сказкотерапии

  • Рассказывание сказки.
  • Рисование сказки.
  • Сказкотерапевтическая диагностика.
  • Сочинение сказки.
  • Изготовление кукол.
  • Постановка сказки.

От рассказчика требуется выполнение следующих условий:

  • при чтении или рассказывании должны передаваться подлинные эмоции и чувства;
  • во время чтения или рассказывания следует расположиться перед ребенком так, чтобы он мог видеть лицо психолога и наблюдать за жестами, мимикой, выражением его глаз, обмениваться с ним взглядами;
  • нельзя допускать затянувшихся пауз.
  • ребенку может быть предложена любая сказка, ее необходимо прочитать вслух. – Сказочная ситуация, которая задается ребенку, должна отвечать определенным требованиям:
  • ситуация не должна иметь правильного готового ответа (принцип «открытости» ) ;
  • ситуация должна содержать актуальную для ребенка проблему, «зашифрованную» в образном ряде сказки;
  • ситуации и вопрос должны быть построены и сформулированы так, чтобы побудить ребенка самостоятельно строить ипрослеживать причинно-следственные связи.
  • сказки обязательно должны подходить ребенку по возрасту.
  • после прочтения сказки обсудите её с ребенком. В зависимости от содержания, вопросы по сказке могут быть примерно такими:
  • О чем сказка?
  • Что запомнилось больше всего?
  • Какие герои запомнились? Почему?
  • Что случилось с тем или иным персонажем?
  • Какие чувства возникали во время чтения? В какие моменты было радостно? В какие грустно? Было ли жалко кого-нибудь?
  • Какие чувства, какое настроение после сказки?
  • Случается ли такое в жизни, по-настоящему?
  • Случались ли у тебя похожие ситуации?
  • Чему мы можем научиться у этой сказки?
  • Как можно применить полученные знания в жизни?

Возможностей у данного метода арттерапии множество: с помощью него можно помочь не только ребенку, но и взрослому. Помимо передачи опыта, смысла жизни, понимания «что такое хорошо, а что такое плохо» , сказкотерапия помогает малышу в решении его психологических проблем: избавляет не только от страхов, но и используется для агрессивных детей, справляется с речевыми нарушениями. Данная методика поможет малышу более уверенно чувствовать себя во взрослой жизни.

Сказкотерапия в семье

Что такое сказкотерапия ? Это способ сблизиться со своим ребёнком. Личность формируется в детстве и сказкотерапия - это один из самых лучших способов донести своему ребенку сложные вещи, которые ему легче воспринимать через сказку.

Когда дети осознают, что такое хорошо и, что такое плохо от своих родителей, в семье возникает связь родителя со своим ребенком, это способствует не только укреплению моральных ценностей у детей, но и повышает степень доверия ребенка к своему родителю.

В чём отличие сказки и сказкотерапии?

Многие задумаются, разве сказка и сказкотеропия не одно и то же?! Не совсем. Сказки, которые мы слушаем перед сном отличаются от сказки в терапевтических целях тем, что сказкатеропия - это способ решения конкретной проблемы, опредёлённого ребёнка. В практической психологии довольно часто используется этот метод, который стал актуальным в наше время.

Дети мыслят образно, поэтому с помощью сказкотерапии мы можем достигнуть больших результатов, чем просто беседуя на какие-то темы. Детям до 10 лет проще донести серьёзную информацию, используя при этом фантастические и невероятные примеры, которые в сказках преувеличены, что даёт детям лучше осознать то, что ему хотят рассказать.

Какую пользу оказывает сказкотерапия?

Малыш, который слышит историю с вымышленными персонажами воспринимает всё реально. В сказках используются метафоры, гиперболы - способы завлечь ребёнка тем, о чём повествуется. И дети сопереживают, радуются вместе с героями. Но если ребёнок чем-то обеспокоен, он сразу же «примеряет» ситуацию из сказки на себя, что помогает ему решить, как нужно поступить. Дети сразу же проникаются к доброму персонажу, поэтому сказкотерапия таким образом способствует ребёнку перенять на себя позитивную сторону персонажа, который, на его взгляд, прав.

Как правильно воспользоваться сказкотерапией?

Многие родители, думаю, что, чтобы научить своего ребёнка, нужно рассказывать ему только положительные истории, но не стоит этого делать. Вы же не хотите, чтобы ваш ребёнок воспринимал окружающее в розовом цвете?

Никто так же и не призывает рассказывать ребенку, сколько всего плохого может его ждать.

Рассказывая сказку, не забывайте, что это фантазия, и старайтесь, чтобы количество положительных моментов было приблизительно равно количеству негативных.

Просто, чтобы ребёнок лучше понял, в чём заключается правильное поведение, используйте ударение, следите, чтобы таких слов, как: упал, разбился, ужасный, злой…была немного меньше, и преобладали слова: дружить, смелый, добрый, красивый.

Как провести сказкотерапию?

Для сказкотерапии не важно, чья это будет история: ваша, авторская или же народная, основное тут выбрать историю, которую вашему ребёнку не надоест слушать несколько раз подряд. В конечном счёте, вы сможете рассказывать ребёнку одну и ту же историю, лишь проецировать его на проблемы, которые возникают и подбирать решение проблемы, которая его беспокоит.

Чтобы было ещё легче, стоит натолкнуть малыша самого разобраться, и задавая наводящие вопросы, предлагать ему самому сочинять сказку.

Многие дети так и пытаются решить, волнующие их вопросы. Они самостоятельно придумывают себе героя, чтобы понять, как бы он поступил и решая, как это будет справедливо и правильно, воплощают это в своей жизни.

Основные правила сказкотерапии:

Чтобы не давить на детскую психику, сказкотерапию лучше проводить спустя некоторое время после того, когда с ребёнком произошла неприятная ситуация. Конечно, лучше предупредить ребенка с помощью сказкотерапии, рассказать ему, что его ждёт, к примеру, в детском саду, морально подготавливая его. Однако если уж с ним что-то приключилось, пусть отдохнёт, немного отвлечётся и тогда будет проще помочь.

Для лучшего восприятия, ребёнку нужно послушать сказку перед тем как он ложится спать: днём или вечером.

Чтобы ребёнок легче смог понять, пофантазировать, нужно начать сеанс сказкотерапии словами, например: «когда-то/где-то далеко-далеко» , «давным-давно, в одном королевстве..». Это поможет ему представить место происходящего. Можно даже помочь ребёнку «превратиться» в сказочного персонажа, к примеру: выключить свет, одеть ребёнку разноцветную пижамку..

Виды терапевтических сказок

Сказки, которые развивают и обучают. Закладывают в детей основу учебных знаний и дают представление о новых понятиях. В таких сказках возможно одушевлять предметы, буквы, цифры. Сказки рассказывают детям о семье, растениях, животных, правилах поведения, в увлекательной форме.

В народных сказках чтутся традиции и опыт человечества. В этих сказках предпочтительность отдана нравственности - эстетическим принципам, информации о взаимопонимании и взаимоотношении людей, а поэтому их используют в педагогике.

Издавна художественные сказки ширились и наполнялись, они содержат вековой опыт.

Подсознательно, ребёнок выбирает для себя персонажа и действует соответственно, выбранной им модели. Поэтому, девочка выбрав себе в герои мышку- норушку, будет хрупкой и застенчивой. А мальчик, выбравший капитана, будет стараться командовать и чувствовать себя главным.

Чтобы сформировать личность, в памяти ребёнка, с помощью сказкотерапии, закладывается представление различных ситуаций, знаний об окружающих, о себе. Так и закладывается дальнейшее восприятие мира ребёнка.

Сказки, которые проецируют в себе жизненные ситуации. Там, где ребёнок проживает жизнь вместе в главным персонажем и воспринимает как победы, так и поражения на свой счёт. Это даёт возможность ребенку посмотреть на себя со стороны, и возвращаясь в реальность, ребёнок чувствует себя более уверенным и защищённым, пытаясь применить навыки в жизни, борясь со своими проблемами и страхами.

Чтобы снять усталость и напряжение - это самый подходящий вариант. Если ребенок эмоционально настроен негативно, сеанс сказкотерапии поможет ему успокоится и найти способ расслабиться.

© rifma-k-slovu.ru, 2024
Rifmakslovu - Образовательный портал