Личностью не рождаются личностью становятся смысл высказывания. Эссе по обществознанию «Личностью не родятся, личностью становятся» (А.Н.Леонтьев)

08.12.2023

Эссе по обществознанию (социология)

Тема: «Личностью не родятся, личностью становятся».

(А. Н. Леонтьев)

В своем первоначальном значении понятие личности обозначало маску или роль, исполняемую актёром в древнегреческом театре. Затем оно стало обозначать самого актёра и его роль – «персонаж». Древние римляне слово «persona » использовали для обозначения социальных ролей и функций человека. Прошли столетия, и значение этого термина в современном обществознании полностью изменилось. Сегодня личностью называют человеческого индивида, выступающего в качестве субъекта сознательной деятельности и обладающего совокупностью черт, свойств и качеств, реализуемых в общественной жизни. Удивительно, что и сегодня философы, психологи и социологи продолжают исследовать процесс превращения человека в личность и по-прежнему спорят о важности становления характерных социальных признаков в отдельном человеке как субъекте отношений и сознательной деятельности между индивидом и обществом. Я полностью согласна с высказыванием Алексея Николаевича Леонтьева – выдающегося советского психолога, который выдвинул общепсихологическую теорию деятельности и провёл цикл экспериментальных исследований, раскрывающих механизм формирования личности. Биологическая наука доказала, что человеческий детёныш рождается беспомощным и удивительно беззащитным, ему необходима теплота и забота его родителей, долгий процесс воспитания в обществе, чтобы он стал мыслящим человеческим существом, способным самостоятельно осуществлять свободный выбор в сознательной общественной деятельности.

Меня всегда интересовал вопрос: «Как и когда рождается личность в человеке?» Очевидно, что к новорождённому ребёнку термин «личность» не приложим, хотя наука доказала, что в каждом младенце уникально, неповторимым образом запечатлены: физиологические особенности, зачатки характера, особенные взаимоотношения с матерью и близкими людьми, специфические условия жизни. С точки зрения социальной психологии человек в процессе социализации проходит несколько стадий в своём развитии. Вначале он, как и все человеческие существа, характеризуется понятием «индивид», то есть становится конкретным, единичным человеком, рассматриваемым в качестве биосоциального существа. Подрастая и взрослея, человеческое существо проявляет свою индивидуальную неповторимость – совокупность своеобразных черт, как биологических, так и психологических. Мы все принадлежим к роду человеческому, всю свою жизнь доказываем ярко выраженную неповторимость, но вот личностью становимся не все. Почему же так трудно стать личностью? Какие специфические условия необходимо создать в социальной среде, чтобы все рожденные младенцы превращались в творческие существа, называемые талантливыми личностями.

Мне особенно импонирует точка зрения выдающегося немецкого философа Иммануила Канта, который утверждал, что человек становится личностью, лишь осознавая себя, отличая себя не только от других объектов, от животных, но и от других людей. Наличие самосознания в виде такой формы самоиндентификации, как «Я», позволяет человеку свободно и осознанно подчинять себя нравственному закону, лежащему в основе социальности.

Сегодня понятие личности вошло и в житейский и литературный обиход. Личность стала характеризоваться как сильная и слабая, яркая или бесцветная, богатая или бедная (по духовным компонентам), открытая или закрытая. Так мы говорим обыденным языком, пытаясь выразить собственное отношение к другому человеку. Ну, а как же современная наука? Что предлагает она нам в определении сущности личности? Обратимся вначале к науке социологии. Социологи рассматривают личность как представителя определённой социальной группы, как социальный тип, как продукт общественных отношений. Их интересует включённость личности в общественные отношения и его системные качества, проявляющиеся в совместной деятельности и общении.

Психология учитывает, что личность не только объект общественных отношений, точный слепок образца, столь необходимого для социальных нужд самого общества, но, прежде всего, настоящая личность – это активный субъект деятельности, общения, сознания и самосознания.

В исторической науке под личностью понимается индивид, обладающий выдающимися качествами, оказывающий влияние на массы и ход истории. Такими неповторимыми личностями, безусловно, являются Александр Македонский, Юлий Цезарь, Наполеон Бонапарт, Владимир Ульянов-Ленин.

Современная социальная психология доказала, что становление и развитие личности осуществляется в процессе социализации индивидов, освоения ими социальных норм и функций (социальных ролей) посредством овладения многообразными видами и формами деятельности. Человек в процессе своей жизни приобретает социальные качества, получает социальные роли и статусы, исполняет важнейшие функции социального мира. В становлении личности участвует не только общая социальная среда в виде семьи, но и различные социальные институты: государство, система образования, институт брака, сложившееся законодательство. В процессе социализации личность проходит несколько этапов приобщения к нормам коллективной жизни. Любой представитель общества усваивает правила общежития, находит своё место в системе социальных ролей, учится творческому взаимодействию с другими людьми и всем социальным миром. Когда человек проходит все эти стадии, то постепенно он превращается из индивида в личность.

На протяжении всей сознательной жизни человеку предстоит решать главное противоречие: осмысленно выбирать своё место в мире, разрешать постоянно возникающие альтернативы, чтобы, с одной стороны, сформировать в себе социальные характеристики, свойственные обществу, в котором он существует. А, с другой стороны, взрастить своё индивидуальное неповторимое «Я», способное обогащать свой внутренний мир и воздействовать на социальную среду, преобразуя её по собственному усмотрению. Безусловно, личность – это понятие социальное, она выражает всё, что есть в человеке надприродного, исторического. Поэтому личностью никто не рождается, ею становятся те из нас, кто способен осуществлять важнейшие общественные функции, отвечать за свои решения и поступки, самостоятельно действовать по законам нравственности, чтобы преобразовать мир человеческих отношений на основе красоты и гуманизма.

ГБС(К)ОУ школа № 432

Колпинского района Санкт-Петербурга

Сценарий классного часа

«Личностью не рождаются, ею становятся»

Учитель Зверева И.А.

2012-2013 учебный год

Личностью не рождаются, ею становятся.

Классный час.

Цель:

Создать ситуацию, при которой учащиеся смогут определить, что каждый человек индивидуален.

Задачи :

Формировать понятие о личности как человеке, отличающемся от других людей физическими особенностями, индивидуальным внутренним миром и взаимодействием с окружающей действительностью;

Показать учащимся, что каждый человек уникален и имеет право на проявление своей индивидуальности;

Способствовать формированию нравственных отношений к людям с ограниченными возможностями;

Способствовать формированию у учащихся адекватной самооценки на примерах жизни известных ими людей, а также через просмотр созданных ими самопрезентаций.

Оборудование : презентация «Личность», презентации учащихся класса «Познакомьтесь,- это я!», схемы - модели: «Физические особенности человека», «Внутренний мир человека», «Мир и человек», группы карточек с надписями, соответствующими схемам.

1. Организационный момент.

Слайд 1. Сообщение темы и цели урока.

2.Основная часть.

Слайд 2. Младенцы.

Рассмотрите фото. Кто на них?

(Новорожденные младенцы)

Можем ли мы утверждать, что это люди?

А какие отличия они имеют?

(Их мало, новорожденных можно отличить лишь по специальным ярлычкам с номером, у многих из них пока нет даже имён).

Слайд 3. Физические особенности.

Взрослея, люди обретают всё больше отличий друг от друга. Это внешние отличия или физические особенности человека.

Рассмотрите фотографии. Какие внешние отличия людей вы заметили?

(Разные возраст, рост, физические возможности, внешность, телосложение и т.д.).

Разместите на схеме «Физические особенности» соответствующие карточки. (

Вывод: Все люди разные. У каждого есть свои физические особенности. У физически здоровых людей больше возможностей добиться успеха в жизни.

Слайд 4. Внутренний мир.

(Фото Людвига Ван Бетховена, слушание «Лунной сонаты»)

Известны ли вам эта музыка и композитор, написавший её?

- «Лунную сонату» сочинил великий немецкий композитор Людвиг Ван Бетховен .

После серьёзной болезни он потерял слух. Бетховен мог бы отчаяться, замкнуться в себе, ведь для музыканта слух- это главное в профессии. Но композитор не сдался, он продолжать сочинять музыку, вспоминая звучание клавиш. И вот уже полтора столетия мы наслаждаемся великой музыкой великого композитора.

(Фото Алексея Петровича Маресьева)

Алексей Петрович Маресьев – знаменитый лётчик, Герой Советского Союза, участник Великой Отечественной войны. В одном из боёв с фашистами был сбит на своём самолёте и был вынужден катапультироваться. Маресьев несколько дней провел в зимнем лесу и обморозил ноги. Позже в госпитале лётчику пришлось ампутировать ступни. Но Маресьев не сдался, научился не только ходить на протезах, но и танцевать. А спустя некоторое время вернулся за штурвал самолёта, чтобы сражаться за русский народ.

(Фото спортсменов – инвалидов)

Кто на этом фото?

С давних времён в мире ежегодно проводятся зимние и летние Олимпийские игры, в которых спортсмены соревнуются в силе, выносливости, ловкости….

Но рядом с нами есть люди, которые имеют ограниченные возможности.

Что это значит?

Для спортсменов - инвалидов организуют Паралимпийские или Специальные Олимпийские игры, в которых люди с ограниченными физическими возможностями так же могут себя проявить.

Данные примеры показывают, что, несмотря на ограниченные физические возможности, все эти люди стали знаменитыми и уважаемыми. Что помогло им в этом?

(Стремление, сила воли, желание победить, быть полезным….)

Всё это внутренний мир человека.

Разместите на схеме «Внутренний мир» соответствующие карточки.

(Практическая работа в группе )

Вывод: Каждый человек имеет свой неповторимый внутренний мир, который ему позволяет или, наоборот, не позволяет достичь чего-либо. Внутренний мир человека формируется в процессе всей его жизни.

Слайд 5. «Личность».

Мы определили, что каждый человек обладает своими физическими особенностями и своим, непохожим на других внутренним миром.

Определение. Личность - это человек, который отличается от других физическими особенностями и внутренним миром.

Мы все живем среди людей, у каждого из нас есть свои особенности. Мы каждый день общаемся, знакомимся с новыми людьми, реагируем на те или иные события.

Что влияет на развитие внутреннего мира?

(Влияет всё, что нас окружает: события, семья, учителя, друзья…)

Разместите на схеме «Мир и человек» соответствующие карточки.

(Практическая работа в группе)

Вывод: Человек по-разному реагирует на окружающий мир и окружающий мир, соответственно на человека. Они взаимосвязаны.

Слайд 6. «Наша школа».

Рассмотрите фотографии. Знакомы ли вам люди на этих фото?

(На фото учитель школы Громошинская Любовь Дмитриевна- жительница Блокадного Ленинграда, ветеран труда, человек добродушный и жизнерадостный. Ученики школы: Рогов Саша и Шестернёв Ваня - призёры Специальных Зимних Олимпийских Игр (Солтлейк-Сити-2009); выпускники школы, сделавшие успешную карьеру; ученики школы, участники творческих коллективов.

Как вы думаете, почему я поместила на слайд именно их?

(Эти люди использовали свои личностные возможности для того, чтобы добиться чего- то в жизни).

Слайд 7. «Личностью не рождаются, ею становятся»

Верно ли высказывание знаменитого психолога?

Вывод: Высказывание верно, т.к. именно в процессе жизни, проживая разные события, общаясь с разными людьми, человек становится непохожим на других, неповторимым.

3. Расскажем о себе.

Ученики нашего класса подготовили презентации о себе, в них они расскажут о своих личностных особенностях.

Самопрезентации учащихся.

(Выступление учащихся класса с презентациями, выполненными в программе Power Point)

Вывод: Личностные особенности позволяют человеку занять нужное место в обществе, добиться желаемого.

На следующем классном часе мы с вами попытаемся разобраться, какие именно личностные особенности позволяют человеку добиться многого в жизни, а какие препятствуют этому, оставляют человека не у дел.

Приложение

Схема 1.

Схема 2.

Школа - прекрасное время в жизни каждого ребенка и подростка, который взрослеет и развиваается. Конечно, оно осложняется выполнением различных заданий, одним из которых является написание сочинений и эссе. Данные работы чаще всего встречаются в выпускных классах (9-ом и 11-ом). Поскольку многие ученики выбирают для сдачи ГИА или ЕГЭ обществознание, то подготовиться к эссе по этому предмету нужно обязательно.

Потому сейчас в центре нашего внимания одна из главных тем по обществознанию: «Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают». Чтобы справиться с написанием работы, необходимо тщательно изучить теоретическую часть вопроса, быть подкованным по всем понятиям и обладать умением аргументировать свои мысли. Давайте попробуем справиться с поставленной задачей.

Основные пункты, которые надо знать

Для начала вы должны знать главные критерии, по которым будет раскрыта тема. Эссе обязано содержать следующие пункты:

  • Раскрытие смысла высказывания.
  • Теоретическое обоснование.
  • Использование аргументов.
  • Вывод.

Систематизируя свое сочинение под эти 4 пункта, вы добьетесь высоких баллов за вашу работу.

Проблематика и смысл

Прежде всего вчитаемся в тему "Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают". Проблема данной тематики - вот что нам необходимо выявить.

«Основной проблемой данной темы является развитие человека и его становление в обществе».

Также вы можете выразить данную мысль другими словами или же добавить что-то еще, однако выраженная проблема должна быть приближена к примеру. Самое главное, чтобы при работе с данной темой вы сами полностью понимали ее смысл.

Следующая наша задача - раскрытием смысла и теоретическое обоснование слов Асмолова: «Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают».

Основные понятия

Для того чтобы справиться с поставленной задачей, необходимо апеллировать обществоведческими понятиями, заданными в теме:

  • Индивидуальность.
  • Личность.
  • Индивид.

Они и будут включены в само раскрытие смысла темы и должны быть гармонично вписаны, а не отдельными подпунктами.

В работе нет строгих ограничений по структуре, но вы должны понимать, что хаотично разбросанные части сочинения не помогут максимально раскрыть тему. Потому вы должны помнить, что каждая предыдущая часть должна быть логически связана с последующей.

Раскрытие смысла и теоретическое обоснование

Как говорил психолог Асмолов: «Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают». В чем разность этих понятий? Прежде всего, индивид - любой человек, который отличается от других существ более высоким развитием. Отсюда делаем вывод, что уже с рождения мы являемся индивидами. Это понятие свойственно каждому человеку.

С личностью же все иначе. Личность - это совокупность моральных, нравственных, умственных и социальных качеств, которые человек развивает в себе с процессом взросления.

Индивидуальность же - высшая степень развития человека. Индивидуальностью можно назвать того, кто обладает множеством различных личностных качеств, человека, отличающегося от общей массы людей характером, уникальностью и интересами.

«Индивидом рождаются, отстаивают. Смысл этого высказывания в том, что все мы индивиды. Пока мы взрослеем, мы становимся личностями. А вот чтобы стать индивидуальностью, необходимо постараться и доказать то, что ты обладаешь своим характером, мнением и интересами и способен их отстоять».

Аргументирование

«Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают» - сочинение, для которого не так просто подобрать аргументы. Но давайте попробуем.

«Почему каждый из нас является индивидом? Все просто - обратите внимание на новорожденного ребенка. Да, все детки имеют различную внешность и даже некоторые привычки и повадки, однако в остальном они все одинаковы. Малыши еще не умеют строить длинные логические цепочки, пока не способны выражать своим мысли словами - они лишь находятся на стадии развития. Другое дело - личность. Личностью становятся в абсолютно разном возрасте.

К примеру, юный Дмитрий Донской уже в 11 лет отправился в Золотую Орду за ярлыком, и в этом возрасте начинал свою борьбу за звание князь Всея Руси. Действительно, уже к 11 годам мальчик обладал множеством личностных качеств».

Таким же образом вы можете продолжать рассуждать дальше по теме «Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают». Эссе может содержать аргументы из истории, литературы, СМИ или личной жизни.

«Для того чтобы быть индивидуальным, необходимо это доказать. Примером индивидуальности может послужить великий художник Винсент Ван Гог, картины которого по сегодняшний день восхищают и завораживают, отбрасывая все сомнения в индивидуальности этой личности».

В своем эссе вы можете приводить и отрицательные примеры, если они вам более известны.

«Не каждый человек может стать личностью и индивидуальностью. В наши дни до сих пор существует множество преступников, которых нельзя назвать личностями, ведь у многих из них искажены и принципы. А человека без этих норм личностью назвать нельзя».

Не зная конкретных примеров, вы можете самостоятельно придумать их, приводя конкретные случаи.

Заключение

После того как вы соблюли все критерии по теме, смысл может считаться полностью раскрытым. Ученику остается подвести итог собственному эссе, сделать вывод и высказать вои мысли.

«Я считаю высказывание «Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают» верным. Я не раз за свою недолгую жизнь встречал людей, которые доказали свою индивидуальность и являются настоящим примером для подрастающего поколения».

Также вы можете изложить иную точку зрения: «Я считаю высказывание Асмолова не до конца верным. Да, все мы рождаемся индивидами, но каждый из нас уже обладает личностными качествами, потенциалом и способностями, а значит, и индивидуальностью».

Вывод

Таким образом, вы сможете полностью раскрыть проблемы и смысл своей работы по теме «Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают». Эссе должно содержать примерно 150 слов - этого достаточно, чтобы изложить все необходимые мысли и аргументы, также вы можете приводить больше примеров, но не стоит превышать рамки в 350 слов. Если все сделаете правильно, вы получите высокий балл за свою работу.

4 из 6
Оценка эксперта внизу

"Личностью не рождаются, личностью становятся", - писал Н. Леонтьев.

Смысл данного высказывания заключается в том, что личность формируется и развивается на протяжении всей жизни человека.

Я полностью согласна с мнением известного деятеля и в доказательство этому приведу ряд аргументов.

Что же такое личность? Личность - это человек как носитель сознания, наделённый рядом социальных качеств.

Данное понятие неразрывно связано с социализацией. Социализация -это осуществляющийся на протяжении всей жизни процесс формирования личности, развития социально значимых качеств человека. Важными составляющими этого процесса являются агенты социализации - люди и учреждения, обеспечивающие обучение культурным нормам и усвоение социальных ролей. Такими агентами могут быть семья, государство, трудовой коллектив, система образования, средства массовой информации и другие.

Многие произведения литературы затрагивают тему развития личности. Например, в романе Александра Сергеевича Пушкина "Капитанская дочка" можно наблюдать процесс социализации главного героя Петра Андреевича Гринёва. Вспомним фрагмент, где молодой человек рассказывает о своей семье -агенте социализации. Он благодарен родителям за то, что они активно принимали участие в формировании его характера и развивали в нём доброту, трудолюбие, честность и целеустремлённость. Эти социально значимые качества очень помогли герою на службе. В романе мы узнаем, как Пётр Гринёв проходит большой путь от избалованного и легкомысленного парня до сильного и мудрого мужчины. Следовательно, личностью не рождаются, а становятся.

Другой пример приведу из личного опыта. В малоимущей семье К. родители воспитывали сына должным образом, старались дать ему хорошее образование и обеспечить все его интересы. Через некоторое время после окончания школы и института он стал директором фирмы. Теперь сын полностью обеспечивает пожилых родителей. Ведь именно они помогли сформировать его личность, развить социально значимые качества, благодаря чему он состоялся в жизни.

Таким образом, формирование личности происходит в ходе социализации. Этот процесс длится всю жизнь, поэтому человек становится личностью постепенно, а не с рождения.

Обновлено: 2017-07-20

Оценка эксперта:

По критериям оценивания задания №29. Демоверсия 2020г

29.1 Смысл высказывания раскрыт – (1балл)

29.2 Теоретическое содержание раскрыто частично. (1 балл)

Правильно раскрыты понятия социализация, личность; названы личностные качества: моральные и культурные нормы, ценности, социальные роли; раскрыто понимания такого явления как агенты социализации, без называния термина

Надо было: 1. Раскрыть процесс социализации: развитие природных задатков - через общение, деятельность, воспитание - в способности; 2.Назвать результаты социализации в зависимости от качества социальных агентов: формирование личности социально зрелой, инфантильной, асоциальной…3. Показать, что социально зрелой личность становится на этапе, когда из объекта социализации превращается в субъект и активно работает над собой.

29.3 Корректность использования понятий, рассуждений (наличие или отсутствие ошибок) (1 балл)

Теоретические положения приведены в связанные между собой последовательные и непротиворечивые рассуждения, на основе которых сформулирован обоснованный и достоверный с точки зрения научного обществознания вывод

29.4 Фактические аргументы – (1 балл) (не менее 2-х корректных фактов/примеров; примеры должны быть из разных источников: 1. из общественной жизни современного общества; 2. из личного социального опыта, в т.ч. литературных произведений; 3. из истории)

Фактические аргументы приведены корректно, но из источников, которые засчитываются как один: литература и жизненный опыт.

Основание: Информация о прочитанных книгах / просмотренных спектаклях / посещённых выставках, экскурсиях и т.п. относится к личному социальному опыту участников ЕГЭ независимо от того, осуществлялась эта деятельность в рамках образовательного процесса в образовательной организации, в семье или в процессе самообразования. (см. критерии оценивания зад.№29 по демоверсии ЕГЭ 2020г.)

Можно было : пример из СМИ (общественной жизни современного общества). Из СМИ я узнала о такой статистике. Около 85% подростков становятся на путь правонарушений именно вследствие отсутствия должного контроля со стороны родителей и антивоспитания, а уровень преступности несовершеннолетних, полностью лишившихся родительского попечения, в 8 - 10 раз выше, чем среди всего контингента несовершеннолетних.

Эссе по обществознанию (социология)

Тема: «Личностью не родятся, личностью становятся».

(А. Н. Леонтьев)

В своем первоначальном значении понятие личности обозначало маску или роль,

исполняемую актёром в древнегреческом театре. Затем оно стало обозначать самого

актёра и его роль –«персонаж». Древние римляне слово «persona» использовали для

термина в современном обществознании полностью изменилось. Сегодня личностью

называют человеческого индивида, выступающего в качестве субъекта сознательной

деятельности и обладающего совокупностью черт, свойств и качеств, реализуемых в

общественной жизни. Удивительно, что и сегодняфилософы, психологи и социологи

продолжают исследовать процесс превращения человека в личность и по- прежнему

спорят о важности становления характерных социальных признаков в отдельном человеке

как субъекте отношений и сознательной деятельности между индивидом и обществом.

Я полностью согласна с высказываниемАлексея Николаевича Леонтьева –

выдающегося советского психолога, который выдвинул общепсихологическую теорию

деятельности и провёл цикл экспериментальных исследований, раскрывающих механизм

формирования личности. Биологическая наука доказала, что человеческий детёныш

рождается беспомощным и удивительно беззащитным, ему необходима теплота и забота

его родителей, долгий процесс воспитанияв обществе, чтобы он стал мыслящим

человеческим существом, способным самостоятельно осуществлять свободный выбор в

сознательной общественной деятельности.

Меня всегда интересовал вопрос: «Как и когда рождается личность в человеке?»

Очевидно, что к новорождённому реб ёнку термин «личность» не приложим, хотя наука

доказала, что в каждом младенце уникально, неповторимым образом запечатлены:

физиологические особенности, зачатки характера, особенные взаимоотношения с матерью

и близкими людьми, специфические условия жизни. С точки зрения социальной

психологии человек в процессе социализации проходит несколько стадий в своём

развитии. Вначале он, как и все человеческие существа, характеризуется понятием

«индивид», то есть становится конкретным, единичным человеком, рассматриваемым в

качестве биосоциального существа. Подрастаяи взрослея, человеческое существо

проявляет свою индивидуальнуюнеповторимость –совокупность своеобразных черт, как

биологических, так и психологических. Мы все принадлежим к роду человеческому, всю

свою жизнь доказываем ярко выраженную неповторимость, но вот личностью становимся

не все. Почему же так трудно стать личностью? Какие специфические условия

необходимо создать в социальной среде, чтобы все рожденные младенцы превращались в

творческие существа, называемые талантливыми личностями.

Мне особенно импонирует точка зрения выдающегося немецкого философа

Иммануила Канта, который утверждал, что человек становится личностью, лишь

осознавая себя, отличая себя не только от других объектов, от животных, но и от других

людей. Наличие самосознания в виде такой формы самоиндентификации, как «Я»,

позволяет человеку свободно и осознанно подчинять себя нравственному закону,

лежащему в основе социальности.

Сегодня понятие личности вошло и в житейский и литературный обиход. Личность

стала характеризоваться как сильная и слабая, яркая или бесцветная, богатая или бедная

(по духовным компонентам), открытая или закрытая. Так мы говорим обыденным языком,

пытаясь выразить собственное отношение к другому человеку. Ну, а как же современная

наука? Что предлагает она нам в определении сущности личности? Обратимся вначале к

науке социологии. Социологи рассматривают личность как представителя определённой

социальной группы , как социальный тип, как продукт общественных отношений. Их

интересует включённость личности в общественные отношения и его системные качества,

проявляющиеся в совместной деятельности и общении.

Психология учитывает, что личность не только объект общественных отношений,

точный слепок образца, столь необходимого для социальных нужд самого общества, но,

сознания и самосознания.

В исторической наукепод личностью понимается индивид, обладающий

выдающимися качествами, оказывающий влияние на массы и ход истории. Такими

неповторимыми личностями, безусловно, являются Александр Македонский, Юлий

Цезарь, Наполеон Бонапарт, Владимир Ульянов- Ленин.

Современная социальная психологиядоказала, что становление и развитие

личности осуществляется в процессе социализации индивидов, освоения ими социальных

норм и функций (социальных ролей) посредством овладения многообразными видами и

формами деятельности. Человек в процессе своей жизни приобретает социальные

качества, получает социальные роли и статусы, исполняет важнейшие функции

социального мира. В становлении личности участвует не только общая социальная среда в

© rifma-k-slovu.ru, 2024
Rifmakslovu - Образовательный портал