Особенности подготовки тхэквондистов высшей квалификации (на примере Областной Федерации Тхэквондо ИТФ). Особенности основной и специальной подготовки тхэквондистов: понятие техники и тактики в бою регулярная повторяемость в оптимальной последовательности

21.08.2023

В первую очередь необходимо отметить, что базой достижения высоких результатов в тхэквондо является общая физическая подготовка спортсмена. Основными средствами ОФП являются:

  • - кроссы на различные дистанции, бег в переменном темпе, бег с ускорениями,
  • - спортивные игры: регби, футбол, настольный теннис, баскетбол, ручной мяч,
  • - тяжелоатлетическая подготовка: штанга, гири, тренажёры,
  • - упражнения без отягощений - отжимание от пола, отжимания на брусьях, подтягивание на перекладине, прыжки в длину, прыжки в высоту, толкания ядра, плавание на время и на объём,
  • - лыжные гонки,
  • - туристические походы .

С повышением спортивного мастерства физическая подготовка смещается в сторону специальной направленности. К средствам СФП относятся:

  • - кросс с резкими ускорениями,
  • - работа с кувалдой на автомобильной покрышке,
  • - броски гирь, упражнения с гирями,
  • - толчки, рывки, броски тяжелых мячей,
  • - работа со скакалкой,
  • - выталкивание штанги от груди,
  • - нанесение ударов с тяжестями в руках,
  • - отжимание от пола и подтягивание на перекладине в ускоренном темпе,
  • - работа на мешках, грушах, настенных подушках с взрывами .

При работе на выносливость увеличение раундов до 5 минут и более. При работе на ловкость, координацию движений, вестибулярный аппарат необходимо овладевать разнообразными двигательными навыками.

Также целесообразны тренировки в бассейне с выполнением соревновательных техник с постановкой дыхания.

Совершенствование технико-тактического мастерства при специальной подготовке проходит следующим образом:

  • - Совершенствование прямых, нижних, круговых, задних, боковых ударов ногами.
  • - Защиты от прямых, нижних, круговых, задних, боковых ударов ногами.
  • - Совершенствование двойных и серийных ударов и защита от них.
  • - Техника и тактика ведения боя на дальней дистанции, работа с соперником, ведущим бой в наступательной манере. Тренировка с соперником, ведущим бой в контратакующей манере с дальней дистанции.
  • - Техника и тактика ведения боя на средней и ближней дистанции. Техника входа и выхода из нее.
  • - Техника и тактика ведения боя в атакующей манере (с высоким соперником, с низким соперником, с лёгким соперником, с тяжёлым соперником).
  • - Техника и тактика ведения боя в контратакующей манере. Удары на опережение.
  • - Техника и тактика ведения боя с соперником, находящимся в левосторонней стойке, правосторонней стойке.
  • - Техника и тактика ведения боя с соперником, выступающим в контратакующей манере.
  • - Упражнения на специальных боксерских снарядах, мешках, макиварах и лапах.
  • - Техника и тактика ведения боя с агрессивным соперником.
  • - Техника и тактика ведения боя с универсальным соперником .

Вольные и условные бои являются средством закрепления навыков, отработок в совершенствовании технико-тактического мастерства и подготовка к предстоящим соревнованиям. Проводится до 80 тренировочных боёв при подготовке к главному соревнованию.

Соревнования и спарринги для тхэквондистов высокой квалификации являются не только целью тренировки, но и при правильном их использовании, эффективным средством повышения специальной подготовленности. Нельзя достигнуть высокого уровня подготовленности лишь за счет увеличения объема и интенсивности тренировок, без регулярного участия в соревнованиях, в процессе которых развивается специальное соревновательное качество (чувство удара, чувство дистанции, интуиция), тактическое мастерство, волевые качества.

Основными техническими действиями в тхэквондо являются дистанции, стойки, передвижения, движения туловищем, удары.

Дистанции в буквальном смысле не входят в состав начальных технических действий, однако они предопределяют состав техники, вариативность ее исполнения и тактику боя.

Для осуществления каких-либо атакующих технических действий, или защиты непременно учитывается использование или обеспечение заданной дистанции.

Дистанции разделяются на:

  • 1. Дальнюю, при которой удар может быть нанесен с шагом.
  • 2. Среднюю, при которой удар ногой может наноситься без подшагивания.

З. Ближнюю, при которой могут наноситься прямые удары рукой.

Стойки - необходимое условие осуществления атакующего или защитного маневра. Стойка должна обладать достаточным запасом устойчивости (включая создание ударной опоры).

Стойки в проекции на сагиттальную плоскость могут быть прямые и согнутые. Согнутая стойка в тхэквондо является редкостью, и, как правило, она скоротечна, практически являясь элементом маневра .

Традиционно в тхэквондо ведущее значение придается маневру по даянгу (степы) как в целях тактических подготовок к атаке, так и в целях защиты.

Передвижения относительно противника могут выполняться полушагом (выставлением одной ноги) или шагом (с подставлением второй ноги к первой). В этом случае движение является законченным. Кроме того, передвижение может быть выполнено прыжком (подскоком, отскоком). Существует два способа перемещения шагом: обычный и приставной. Перемещение обычным шагом производится несколько быстрее (на 10-15%), чем приставным.

Перемещение скачком может осуществляться двумя способами: толчком одной ногой и толчком двумя ногами (подскок).

Боец тхэквондо может маневрировать туловищем по горизонтали и вертикали в целях дезориентации противника, затруднения планирования атаки со стороны противника, ухода от его ударов, нанесения собственных ударов.

Движения туловищем представлены:

  • - отклонениями (отклонами);
  • - уклонами в сторону дальней от противника ноги;
  • - уклонами в сторону ближней к противнику ноги.

Удары в тхэквондо - основное средство нападения, важнейший компонент технической оснащенности бойца. В спортивном разделе тхэквондо установлены определенные части тела, по которым могут наноситься удары руками и ногами .

Тактика в спорте - это маневр силами и средствами в процессе ведения боя с целью достижения желаемого результата. Под средствами понимается все то, что воздействует на противника (живая сила с ее оружием, артиллерия, танки, авиация), под силами - количество этих средств.

Таблица 1

Уровни решения тактических задач в бою

Силы бойцов

Маневр силами и средствами

Средства бойцов

Антропометрические данные

Стратегический уровень боя

Начальные технические действия:

  • - выбор стойки и дистанции;
  • - занятие боевых поз;
  • - маневр туловищем;
  • - передвижения;

Физические качества

Разведка сил и средств противника

Основные технические действия:

  • - прямые удары;
  • - прямые удары дальней;
  • - боковые удары ближней;
  • - боковые удары дальней;
  • - удары сверху ближней; - удары сверху дальней;
  • - задние обратные удары ближней

Сенсомоторные качества

Учет своих сил и средств. Оценка обстановки

Интеллектуальные качества

Принятие решения:

  • - какими методами воздействовать на противника
  • - в каком стиле вести бой
  • - задание обратные удары дальней;
  • - защита маневром туловищем и по даянгу;
  • - контактная защита (блоки, подставки, отбивы);
  • - ответные удары;
  • - встречные удары

Нервно-типологические особенности

Методы маскировки своих сил и средств

Психические качества

Методы психологического воздействия (подавление, активация)

Вспомогательные технические действия:

  • - атакующие финты руками;
  • - атакующие финты ногами;
  • - атакующие финты туловищем

Использование косвенных факторов

В спорте целесообразно под силами понимать физические и волевые качества, посредством которых реализуются специфические спортивные действия. Под средствами следует понимать весь перечень технических действий в данном виде спорта.

При многообразии сочетаний всех физических и психических качеств обоих противоборцев многообразие технических действий в арсенале каждого бойца обуславливает ещё большее разнообразие возможных вариантов применения технических средств, маневрирования своими силами и средствами для достижения поставленной цели (Таблица 1). Поэтому вопрос построения классификации тактики, с помощью которой возможно было бы упорядочить процесс тактической подготовки, весьма сложен. Он требует в первую очередь распределения понятий, связанных с тактикой, во времени и по рангам значимости .

По очередности тактической реализации в бою и в ходе подготовки к соревновательной деятельности все вышеперечисленные мыслительные и двигательные технические действия должны быть представлены в такой последовательности :

  • 1. Атакующие технико-тактические действия.
  • - удары от маневра по даянгу;
  • - удары от маневра туловищем;
  • - удары от маневра туловищем и по даянгу;
  • - комбинации ударов;
  • - серии ударов.
  • 2. Контратакующие технико-тактические действия.
  • - ответные удары после маневренной защиты;
  • - ответные удары после контактной защиты;
  • - встречные удары совместно с защитой;
  • - упреждающие удары от превентивной защиты.
  • 3. Методы воздействия на противника.
  • - действий на нейтрализацию противника;
  • - действий на активизацию противника;
  • - действий на изматывание противника;
  • - действий на подавление противника;
  • - действий на обыгрывание противника.
  • 4. Стили ведения боя.
  • - программированный (прямолинейный и комбинационный);
  • - ситуационный (активный и пассивный).

В современном спорте ограниченное время, отводимое на тренировку и подготовку к соревнованиям, требует решения проблем повышения уровня работоспособности и минимизации энергетических затрат для формирования необходимого уровня физической подготовленности. Несмотря на то, что на этапе начальной подготовки практически отсутствует соревновательная деятельность , эта проблема не должна оставаться без внимания, так как именно в рамках данного этапа закладывается так называемая функциональная база подготовленности спортсмена, вообще, и тхэквондиста, в частности.

В ходе изучения проблемы функциональной подготовленности спортсменов авторы выяснили, что в тхэквондо степень аэробной обеспеченности ниже, чем у представителей других видов единоборств (бокс, борьба). Высокотренируемые тхэквондисты отличаются большими анаэробными возможностями - длительностью задержки дыхания на вдохе и выдохе . Характеризуя степень развития мышц по показателям окружностей сегментов тела, видно, что у тхэквондистов преобладает развитие нижних конечностей (бедра и особенно голени). Кроме того, тхэквондисты характеризуются устойчивостью к ударным воздействиям, к статическим нагрузкам они менее приспособлены . Осуществляющиеся при выполнении ударов ногами, а также балансирующих движениях руками повороты таза хорошо развивают мышцы брюшного пресса. Большинство ударов в тхэквондо связано с высоким подъёмом ног, что развивает боковые мышцы туловища и внутренней поверхности бёдер. Стандартный режим тренировок связан с активной работой всего тела. Следствием такой работы является увеличение ЧСС, долговременное повышение интенсивности кислородного обмена в сердце и лёгких. Подобный аэробный эффект (K.H. Cooper Aerobics. - M. Evants & Co., New York, 1968) характеризуется следующими проявлениями: повышение эффективности работы лёгких; улучшение системы кровотока путём увеличения кровеносных сосудов, их эластичности, снижения дистонии; улучшение состава крови, в особенности повышение содержания красных кровяных телец и гемоглобина; повышение жизнеспособности тканей тела благодаря усилению обменных процессов; улучшение работы сердца (оно приобретает способность работать с большими нагрузками); улучшение сна и т.д.

Соответственно, при планировании подготовки юных тхэквондистов необходимо создавать базу именно для перечисленных выше функциональных показателей. Очевидно, что на этапе начальной подготовки этого можно добиться, в большей степени, в рамках физической подготовки. Это предположение подтверждается общеизвестным правилом - начальное разучивание технических приемов не должно происходить на фоне утомления. То есть, при решении задач технической подготовки величина нагрузки будет недостаточной для возникновения ближайшего и, соответственно, отставленного эффекта.

В теории спорта принято различать общую и специальную физическую подготовку . Общая физическая подготовка представляет собой процесс всестороннего развития физических способностей, не специфических для избранного вида спорта, но так или иначе обусловливающих успех спортивной деятельности. Применительно к тхэквондо - это общая выносливость в зоне большой и умеренной мощности, средствами развития которой могут быть бег, плавание, ходьба на лыжах, т.е. двигательные действия из циклических видов спорта.

Значительно больший интерес представляет специальная физическая подготовка юных тхэквондистов, которая направлена на развитие физических способностей, отвечающих специфике избранного вида спорта.

В связи с тем, что на этапе начальной подготовки уровень технической подготовленности сравнительно невысок , это затрудняет использование специальноподготовительных и соревновательных упражнений, которые являются основными средствами становления специальной физической подготовленности.

Для преодоления этого затруднения представляется целесообразным применение модифицированных подвижных игр, моделирующих соревновательную деятельность тхэквондистов. В этом случае будут проявляться, а, следовательно, при достаточной нагрузке и развиваться, физические способности, составляющие модель физической подготовленности тхэквондистов.

Необходимость осуществления физической подготовки в соответствии с моделью физической подготовленности подтверждается имеющим место в теории спорта широким применением различных моделей - характеризующих структуру соревновательной деятельности, структуру различных сторон подготовленности, структуру морфофункциональных особенностей организма, обеспечивающих достижение заданного уровня спортивного мастерства и т.п. Так, эффективное управление тренировочным процессом, по мнению В.Н. Платонова , связано с использованием различных моделей, то есть образцов (мысленных или условных) того или иного объекта, процесса или явления. В частности, модели подготовленности, по мнению автора , позволяют раскрыть резервы достижения запланированных показателей соревновательной деятельности, определить основные направления совершенствования подготовленности, установить оптимальные уровни развития различных ее сторон у спортсменов, а также связи и взаимоотношения между ними. Использование этих моделей позволяет определить общие направления спортивного совершенствования в соответствии со значимостью различных характеристик технико-тактических действий, параметров функциональной подготовленности для достижения высоких показателей в конкретном виде спорта.

Под моделью физической подготовленности юного тхэквондиста нами понимается уровень развития физических способностей, обусловливающих успешность соревновательной деятельности.

Исходя из структуры технической подготовленности, в структуре физической подготовленности тхэквондистов выделены следующие физические способности и формы их проявления: силовые способности - максимальная сила мышц туловища; амортизационная сила мышц ног; взрывная сила мышц рук и ног; реактивная сила мышц рук, ног и туловища; скоростные способности - способность к быстрому реагированию на сигнал (сложная реакция); способность к выполнению одиночных локальных движений с максимальной скоростью; способность к быстрому началу движения; координационные способности - способности к воспроизведению, отмериванию, дифференцированию и оцениванию параметров движений; сенсорные способности - способность к реагированию на ускорение, на влияние центробежной и центростремительной силы, на изменение направления силы тяжести, на воздействие статической и динамической силы; способность к кинестетическом анализу, к регуляции мышечного тонуса, к определению положения тела и его частей в пространстве; способность к различению звуков по высоте, силе, тембру, направлению и расстоянию до их источника; способность к различению формы, размера, цвета предмета, к определению расположения объектов в пространстве; способность к дифференцированию раздражителей по месту, силе, частоте и направлению воздействия; выносливость - специальная силовая, скоростная и координационная выносливость к работе в зоне максимальной и субмаксимальной мощности; гибкость - способность к достижению максимальной амплитуды в плечевых, тазобедренных, коленных и голеностопных суставах.

Одной из задач исследования было определение количественных показателей уровня развития указанных выше физических способностей, что позволило дозировать тренировочные нагрузки с целью устранения диспропорции в уровне развития. На этапе начальной подготовки, на наш взгляд, это вполне оправданно. Хотя на последующих этапах многолетнего тренировочного процесса следует ориентироваться, в большей степени, не на обобщенную модель физической подготовленности, а на индивидуальные модели, составленные в соответствии с морфофункциональными и психологическими особенностями спортсменов.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Антонов, С.Г. Формирование выбора специализации в единоборствах: монография / С.Г. Антонов; С.-Петерб. гос. акад. физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта. - СПб. : [б.и.], 1997. - 147 с.
  2. Афанасьева, И.А. Спортивный отбор таэквондистов с учётом их генетических особенностей тренируемости: автореф. ... канд. пед. наук / Афанасьева И.А. ; С.- Петерб. гос. акад. физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта. - СПб., 2002 - 24 с.
  3. Бакулев, С.Е. Аспекты становления интегральной подготовленности юных таэквондистов: техническая подготовленность / С.Е. Бакулев, А.М. Симаков, Д.А. Момот // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2008. - No 1. - С. 13-17.
  4. Матвеев, Л.П. Основы спортивной тренировки: [учеб. пособие для ин-тов физ. культуры] / Л. П. Матвеев. - М. : Физкультура и спорт, 1977. - 280 с. : ил.
  5. Матвеев, Л.П. Общая теория спорта: учеб. для заверш. уровня высш. физкульт. образ. / Л. П. Матвеев. - М. : 4-й филиал Воениздата, 1997. - 304 с. : рис., табл.
  6. Платонов, В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения / В.Н. Платонов. - К. : Олимпийская литература, 2004. - 808 с. : ил.
  7. Теория и методика физической культуры: учебник / под. ред. проф. Ю.Ф. Курамшина. - М. : Советский спорт, 2003. - 464 с.
  8. Теория спорта: учеб. для студентов ин-тов физ. культуры / под ред. В.Н. Платонова. - Киев: Вища школа, 1987. - 424 с. : ил.

Татьяна Гиматова
Методика физической подготовки тхэквондистов 11–13 лет.

МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

ТХЭКВОНДИСТОВ 11-13 лет

1. Специфические особенности спортивной деятельности в тхэквондо

Структура способностей в единоборствах, в частности в тхэквондо предполагает высокий уровень дисциплины, техники и духа. Они служат средствами развития у занимающихся тхэквондо чувства справедливости, твердости, гуманизма, целеустремленности. Боевое искусство тхэквондо включает также образ мышления и жизни. Специфика спортивных способностей зависит, прежде всего, от того, какие психические функции проявляются наибольшей мере и в каких условиях протекает сама деятельность в данном виде спорта.

Структура каждой конкретной способности как готовности личности к данной деятельности отличается значительной сложностью, включает в себя комплекс качеств, среди которых есть ведущие и вспомогательные, общие и специальные. Ведущими в тхэквондо являются мужество , агрессивность, дух, точность и быстрота действий; способность сохранять равновесие, концентрация внимания и красота движений; сила удара; координированность движений, акробатическую подготовку и умение решать сложные двигательные задачи. К вспомогательным можно отнести свойства уверенности в себе, эмоциональную настроенность, самообладание и т. д. Таким образом, ведущие и вспомогательные компоненты способностей в тхэквондо образуют единство , обеспечивающие успешность обучения и воспитания и вместе с тем его индивидуализацию, связанную с личностью Учителя и ее особенностями.

Изучая конкретно-психологическую характеристику различных способностей, следует выделить более общие качества, которые отвечают требованиям не одной, а многих видов деятельности, и специальные качества, отвечающие более узкому кругу требований данной деятельности.

Применительно к занятиям тхэквондо структура спортивных способностей может быть представлена следующим образом.

1. Общечеловеческие способности :

Активное увлеченное отношение к занятиям тхэквондо нацеленность на развитие здорового тела и духа;

Сочетание умений превосходно владеть своим телом с философией гуманизма и добра.

2. Общие способности :

Ряд принципов тхэквондо , учтивость, честность, настойчивость, самоконтроль, непоколебимость духа;

Наличие во время занятий благоприятных для ее выполнения психических состояний.

3. Специальные способности :

Определенный фонд знаний, умений и навыков в тхэквондо ;

Определенные индивидуально-психологические особенности, отвечающие требованиям данной деятельности.

Кроме того, в качестве интегрального показателя психического развития тхэквондиста (его способностей) выступает не только обучаемость (как способность к усвоению новых знаний, но и умелость (как способность к формированию на основе знаний новых практических умений).

2. Методика развития физической подготовки тхэквондистов 11-13 лет

Характеристика методов использования физических упражнений в динамике тренировочных занятий

Предлагаем использовать комплексный подход с использованием следующих средств обучения :

1) словесные;

2) демонстрационные;

3) копирующие (повторение увиденного) ;

4) лидирующие.

Тренировка как средство прочного усвоения учебного материала за счет многократного повторения движений с попутным исправлением ошибок.

Существуют педагогические и физиологические принципы тренировочных занятий. Обучение и тренировка могут проводиться различными методами в таблице 1 .4.1 представлены методы использования различных средств (упражнений) в процессе обучения тхэквондистов (с преимущественной нагрузкой сенсомоторной сферы управления)

Сообщение знаний как средство может осуществляться :

словесными методами (лекция, рассказ) ;

демонстрационными методами (непосредственная демонстрация, демонстрация фильмов, слайдов) .

Упражнения обеспечивают прочное усвоение приемов боя, способствуют укреплению опорно-двигательного аппарата спортсмена, развитию всей вегетативной (питательной) сферы организма и облегчают усвоение тактико-технических построений в тхэквондо . Как правило, совокупность физических упражнений разделяют по их конкретной принадлежности к специфической, спортивной деятельности и делят на :

общеразвивающие (подготовительные ) ;

специальные (подводящие, имитационные) ;

основные (соревновательные) .

В тхэквондо при реализации приобретенных умений учащиеся сталкиваются со сбивающими факторами. К ним относятся :

Ударная техника противника;

Механические – как противонаправленное (контактная защита) и однонаправленное сопротивление противника (уклонение от воздействия) ;

Энергетические – как умственная, координационная и физическая усталость ;

Психологические – как неуверенность в успешности реализации запланированных действий.

Если координационные и сенсомоторные структуры не испытывают особых нагрузок в ходе учебно-тренировочного процесса, то в условиях соревнований на сенсомоторику воздействуют мощные психострессорные нагрузки.

Следует обозначить два направления в развитии физических качеств : общую физическую подготовку и специальную физическую подготовку .

Практически во всех видах спорта с приближением хода подготовки к основным соревнованиям значительную часть времени отводят упражнениям, специфическим для данного вида, однако в процессе многолетней подготовки и особенно на этапе начальной подготовки приоритет отдается общефизическим упражнениям , обеспечивающим формирование основных групп мышц, и реализацию таких естественных для человека движений, как бег, прыжки, гимнастика, плавание, игры.

Но в то же время следует помнить, что в условиях ранней специализации, когда в спортивные секции приходят дети со слабым произвольным вниманием, доминирование упражнений, далеких от смысловой деятельности избранного вида спорта, побуждает детей уходить из такой секции. Пока что в спортивных единоборствах программ, в которых учитывался бы факт ранней специализации и, соответственно, обосновывались бы содержание и методология подготовки детей , нет. Каждому тренеру придется использовать свои знания и интуицию педагога на уровне первооткрывателя.

Необходимо также внести ясность в понятия о физических качествах .

Исторически сложилось так, что к физическим качествам , кроме силы, быстроты и выносливости, относят гибкость и ловкость. Это неверно, поскольку гибкость следует относить к анатомическому качеству, обеспечивающему подвижность в суставах позвоночника (непосредственно гибкость) и растянутость в суставах конечностей. Ловкость намного более многомерна, чем блок чисто физических качеств , и состоит из ряда таких составляющих, как точность движений по меткости, устойчивость, согласованность движений, которая обеспечивает координированность.

Определяя возрастные особенности развития физических качеств , установлено, что у детей в возрасте 11 - 13 лет целесообразно воспитывать ловкость и быстроту, так как в этом возрасте самая высокая лабильность нервно-мышечной ткани и организм способен успешно справляться с новыми для него двигательными задачами.

Особенности подготовки тхэквондистов

Целью тренировки спортсменов является максимально возможный результат в соревнованиях. Для достижения этой цели используются физические упражнения как основное средство совершенствования различных физических качеств, способностей и других сторон подготовленности, определяются методы обучения и тренировки, планируются интенсивность и напряженность физических нагрузок и уровень спортивной подготовки.

Основные разделы подготовки тхэквондистов, содержание спортивной тренировки тхэквондистов определяется следующими разделами подготовки: физической, технической, психологической, тактической и теоретической. Содержание данных разделов подготовки зависит от контингента занимающихся, их возраста, стажа занятий, уровня подготовленности и периода спортивной тренировки. Общая и специальная физическая подготовка Тхэквондисту необходимо быть хорошо физически подготовленным и обладать высоким уровнем развития таких физических качеств, как быстрота, сила, гибкость и ловкость. Кроме того, для возможности переносить большие тренировочные нагрузки, направленные на формирование правильной техники движений и успешного выступления в соревнованиях, необходимо обладать высоким уровнем специальной выносливости. Физическая подготовка тхэквондиста направлена в основном на воспитание его физических качеств, способствующих повышению техники выполняемых движений.

Необходимость проведения отдельных занятий по физической подготовке продиктована спецификой деятельности тхэквондистов.

Основная тренировка предусматривает многократное выполнение технических элементов с целью совершенствования техники ударов. Во время такой тренировки спортсмен в основном использует имеющийся у него запас физических качеств, а прироста их в данных условиях не происходит, т.к. усилия, развиваемые во время упражнения, хотя и весьма интенсивны, но непродолжительны. Поэтому тхэквондисты проводят отдельные занятия по общей и специальной физической подготовке, объем которых порой достигает более 50% общего тренировочного времени .

Общая физическая подготовка (ОФП) направлена на всестороннее физическое развитие всех систем и функций организма спортсменов и является основой для тренировки специальных физических качеств и навыков.

Средствами общей физической подготовки тхэквондистов являются: строевые и общеразвивающие гимнастические упражнения, подвижные и спортивные игры, ходьба, бег, прыжки, плавание, метания, упражнения с отягощениями (гирями, гантелями, штангой) и другие упражнения, направленные на развитие силы, быстроты, гибкости и выносливости.

Общая физическая подготовка занимает важное место в системе многолетней подготовки тхэквондистов, являясь основой двигательной активности тхэквондистов. Особо важное значение ОФП имеет на этапе начальной подготовки юных тхэквондистов, когда закладываются основы для многолетней спортивной тренировки. Спортсмены более старшего возраста и высокой квалификации упражнения общей физической подготовки особенно широко применяют в подготовительном и переходно-подготовительном периоде. Упражнения ОФП также являются средством активного отдыха и применяются для снятия активного нервного напряжения и усталости от монотонной ежедневной работы.

Специальная физическая подготовка направлена на воспитание тех физических качеств, которые обеспечивают успешное освоение и выполнение как простых, так и сложных упражнений на высоком качественном уровне.

Специальными физическими качествами для тхэквондистов являются силовые и скоростно-силовые качества мышц ног, обеспечивающие хорошую прыгучесть, мышц туловища и рук, статическая и динамическая сила мышц рук и ног. Поскольку при выполнении прыжков спортсменам приходится преодолевать в основном свой собственный вес, то из всех показателей силы для тхэквондистов наиболее важны показатели абсолютной силы мышц ног и относительные показатели силы мышц туловища и рук.

Гибкость тхэквондиста рассматривается как способность выполнять удары и прыжки с большой амплитудой движений и определяется эластичностью мышц и связок. Наиболее важна хорошая подвижность в тазобедренных, голеностопных и плечевых суставах, которая способствует правильному выполнению технических действий.

Выносливость тхэквондиста рассматривается как способность к длительному выполнению сложнокоординационных движений без снижения эффективности.

Ловкость и координация тхэквондиста носят ярко выраженный специфический характер. Известно, что проявление ловкости, например, в спортивных играх не гарантирует успеха в гимнастике или тхэквондо. Для тхэквондистов специфическим проявлением ловкости является способность сохранять устойчивое равновесие, тонко дифференцировать пространственные и временные параметры движений.

К средствам специальной физической подготовки относятся физические упражнения, направленные на воспитание специальных физических качеств тхэквондиста. Условно их подразделяют на:

Упражнения на развитие мышечных групп, несущих основную нагрузку при выполнении технических действий;

Упражнения, сходные по структуре движений с техникой тхэквондо, но выполняемые в измененных условиях, которые способствуют развитию того или иного качества.

Методика воспитания силовых и скоростно-силовых качеств

При проведения силовой подготовки следует помнить, что для тхэквондо наиболее важно ее проявление в сочетании с быстротой и не требует излишнего увеличения мышечной массы, что может отрицательно сказываться на скоростных качествах спортсмена. Поэтому в процессе силовой подготовки упражнения, направленные на развитие силы мышечных групп, чередуются с упражнениями, направленными на воспитание быстроты, а весь процесс получил название скоростно-силовой подготовки.

Известно, что проявление быстроты ограничено соответствующими координационными механизмами, поэтому методика воспитания быстроты предусматривает выполнение на предельных скоростях упражнений, координационно схожих с соревновательными, при этом упражнения должны быть хорошо освоены, чтобы все внимание при их исполнении было направлено на скорость.

Если отсутствие силы не дает возможности выполнить движение с максимальной скоростью, то нужно, изменив положение, облегчить выполнение движений в данной координации, что будет способствовать приросту скоростных возможностей спортсмена. При выполнении упражнений, не соответствующих силовым возможностям спортсмена, на время может возникнуть «барьер скорости», который весьма трудно преодолеть. Поэтому параллельно с воспитанием быстроты необходимо работать над развитием силы данной мышечной группы.

Для увеличения силы мышц туловища, рук и ног используются физические упражнения динамического и статического характера без отягощения и с отягощением.

Для развития силы применяются такие упражнения:

С преодолением собственного веса до отказа;

С предельными или околопредельными отягощениями;

Статические удержания ног с небольшими интервалами отдыха.

Проведение силовых упражнений должно чередоваться с выполнением упражнений на растягивание и быстроту. Воспитанию скоростно-силовых качеств способствует применение упражнений, выполняемых с отягощениями в течение небольших временных отрезков (15-20 с), после чего выполняются упражнения без отягощения. Такое сочетание упражнений дает большие приросты скоростных возможностей.

Особое место в скоростно-силовой подготовке тхэквондистов занимает развитие прыгучести, для чего применяются прыжки с отягощениями, «многоскоки», прыжки вверх и «в глубину » с отскоком. Следует помнить, что проводить скоростно-силовую подготовку следует со спортсменами, способными мобилизоваться для выполнения скоростных упражнений на предельном или околопредельном уровнях, и проводиться они должны непродолжительно (от 5 до 15 с) с интервалами отдыха почти до полного восстановления. Упражнения должны выполняться до проявления первых признаков утомления (снижения скорости).

Методика воспитания гибкости.

Гибкость спортсмена определяется в основном эластичностью мышц и связок, которые, в свою очередь, зависят от ряда факторов:

Температуры окружающей среды (чем выше температура, тем выше эластичность мышц);

Суточной периодики (в утренние часы гибкость несколько ниже, чем вечером);

Состояния центральной нервной системы (в возбужденном состоянии эластичность мышц увеличивается, чтопроявляется во время соревнований);

Строения суставов.

Развивать гибкость легче в детском возрасте, однако наибольшей подвижности в суставах спортсмены достигают к 10-16 годам, в более старшем возрасте показатели подвижности суставов снижаются. Женщины обладают большей гибкостью по сравнению с мужчинами, что связано с тем, что между показателями гибкости и силы существует отрицательная взаимосвязь.

Чрезмерное увлечение развитием гибкости влияет на силовые и скоростно-силовые возможности спортсменов, поэтому следует разумно сочетать упражнения на гибкость с силовыми упражнениями и развивать ее до необходимого уровня, обеспечивающего свободное выполнение движений.

Упражнения, направленные на развитие гибкости, включаются в разминку каждого тренировочного занятия и могут составлять программы специальных занятий, однако, учитывая специфику деятельности тхэквондистов, развитие гибкости рациональнее сочетать с силовой и скоростно-силовой подготовкой, что позволит поддерживать необходимый для тхэквондистов тонус мышц и скоростные качества, совершенствуя при этом пластику и подвижность в суставах.

Перед проведением занятий по развитию гибкости обязательно следует разогреться до появления пота. Появление боли в мышцах -- сигнал к прекращению их выполнения. Методика воспитания специальной выносливости Выносливость рассматривается теорией и методикой физической культуры как способность противостоять I утомлению, развивающемуся в процессе многократного повторения упражнений во время тренировок и соревнований. Б процессе многократного выполнения упражнений помимо физического развивается сенсорное и эмоциональное утомление.

Воспитание выносливости тхэквондиста рассматривается как повышение, во-первых, общей выносливости, предусматривающей повышение функциональных возможностей мышц и сердца; во-вторых, специальной выносливости, т.е. способности к многократному выполнению упражнений без снижения качества.

Средством воспитания общей выносливости служат упражнения общей физической подготовки в основном циклического характера (бег, ходьба, плавание, спортивные игры).

Средствами воспитания специальной выносливости являются упражнения со снарядами, упражнения, выполняемые до отказа, с партнёром в парах, условные и вольные 1 поединки.

При воспитании выносливости необходимо следить, чтобы занятия не привели к стойкому нервному переутомлению, которое выражается в ухудшении и потере сна, эмоциональным спадам и т. д. Для этого необходимо при первых признаках чрезмерного утомления и нарушениях сна снизить специальную нагрузку и применить восстановительные средства.

В процессе физической подготовке детей необходимо помнить о сенситивных периодах развития отдельных физических качеств. Наиболее интенсивное развитие скоростно-силовых качеств у девочек наблюдается до 13-14-ти лет (в зависимости от биологического возраста спортсменок), а у мальчиков -- до 17-ти лет.

Относительная сила мальчиков наиболее интенсивно развивается до 13-14-ти лет, затем темпы прироста несколько снижаются, а после, по достижении биологической зрелости, при направленной тренировке снова наблюдается заметный прирост. У девочек показатели относительной силы заметно прирастают в предпубертатный период, с вступлением в пубертат они значительно снижаются.

Гибкость наиболее легко развивается в детском возрасте, когда мышцы и связки наиболее эластичны, с увеличением мышечной массы показатели подвижности в суставах ухудшаются. Гибкость лучше развивается у девочек, чем у мальчиков. Координация движений хорошо развита у детей младшего школьного возраста, что позволяет им осваивать сложные движения. В пубертатный период часто наблюдается ухудшение координации движений и снижение спортивных результатов, что носит временный характер и связано с особенностями биологического созревания организма спортсменов.

Психологическая подготовка. Значение состояния психики для достижения успехов в спортивной практике невозможно переоценить. Оно определяет как процесс обучения и совершенствования, так и успешность соревновательной деятельности.

Процесс психологической подготовки решает следующие задачи:

1. Воспитание спортивного характера.

2. Развитие процессов восприятия.

3. Развитие внимания и способности к концентрации (т.е. устойчивости, сосредоточенности, способности переключения с одного объекта на другой, быстроты мобилизации, способности противостоять сбивающим факторам).

4. Развитие мышечной памяти и воображения, необходимых для идеомоторной тренировки.

Процесс психологической подготовки условно можно разделить на два взаимосвязанных направления:

Воспитание морально-волевых качеств;

Совершенствование психических возможностей.

Развитие морально-волевых качеств затрагивает вопросы воспитания личности и формирования спортивного характера занимающегося.

Совершенствование психических возможностей направлено на улучшение психических качеств с целью активного влияния на состояние спортсмена и мышечно-двигательные ощущения, возникающие в процессе тренировки и соревнований.

Психические качества спортсменов обусловлены, с одной стороны, наследственностью, а с другой -- спецификой вида спорта.

Состояние психики является определяющим в процессе обучения и соревнований. В период обучения нередки случаи, когда физическое состояние спортсмена позволяет ему выполнить какое-либо упражнение, но отсутствие психологической готовности тормозит процесс тренировки. Причиной этому, как правило, чрезмерное нервное напряжение и чувство страха, возникающее перед выполнением тех или иных действий. В подобных случаях все зависит от личностных особенностей спортсмена, состояния его психики и уровня морально-волевой подготовленности.

Из личностных качеств выделяются потребность в достижениях, потребность в общении, направленность личности, самооценка, беспокойство-тревожность.

Потребность в достижениях рассматривается как постоянное стремление к повышению спортивных результатов -- черта характера, присущая лучшим спортсменам всех без исключения видов спорта.

Потребность в общении проявляется как стремление человека к совместной деятельности, стимулирует и направляет общение между людьми, побуждает к отказу от эгоистических наклонностей, поддержанию согласия и дружеских взаимоотношений.

Направленность личности подразумевает рассмотрение трех видов отношения личности к окружающему миру, а именно: направленность на себя; направленность на взаимные действия и общение; направленность на задачу.

Направленность на себя рассматривается как стремление к личному благополучию. Такие люди заняты сами собой, своими чувствами и переживаниями, для них характерно: делать поспешные выводы и предположения о других людях и их работе, пытаться навязать свою волю другим, часто неумение слушать собеседника.

Направленность на взаимные действия и общение отражает стремление человека поддерживать хорошие отношения с товарищами в совместной деятельности. Для тхэквондистов высокого класса характерен средний уровень направленности на взаимные действия.

Направленность на задачу (деловая направленность) отражает увлечение процессом деятельности на достижение полезного результата, стремление к овладению новыми знаниями и навыками. Направленность на задачу -- залог достижения высоких спортивных результатов в тхэквондо.

В процессе жизни и взаимодействии людей у каждого человека складывается собственное отношение к самому себе, т.е. самооценка своей личности и возможностей. Самооценка не всегда совпадает с реальными возможностями человека и может быть завышенной или заниженной.

Причина заниженной самооценки -- неуверенность в себе. Это приводит к неспособности реализовывать имеющиеся возможности. При работе с такими людьми необходимо вселять в них уверенность, поддерживать при неудачах и не скупиться на похвалу.

Для спортсменов с завышенной самооценкой характерно чрезмерно высокое представление о себе и своих возможностях, игнорирование всего того, что нарушает высокое представление о собственной личности. Любая задача воспринимается как результат сложившихся обстоятельств, а любое замечание -- как придирка. Такие спортсмены не склонны искать причину своих неудач в себе, а ищут ее в необъективном судействе, плохих соперниках и т.п.

Адекватная самооценка характеризуется ее повышением при удачах и понижением при неудачах. Для формирования у тхэквондистов адекватной самооценки необходимо справедливое (правдивое) отношение к действиям и успехам учеников, воспитание интереса к данному виду спорта, постановка перед спортсменом реально выполнимых задач.

Чувство беспокойства и тревоги (БТ) -- компонент структуры личности, и поэтому требуется определенное время и направленная работа на преодоление этого чувства. Устранению БТ помогают занятия психорегулирующей тренировкой, овладев методами которой спортсмен сможет создавать себе оптимальное боевое состояние в любой соревновательной ситуации.

Суть психорегулирующей тренировки заключается в следующем: спортсмен с помощью определенных формул создает оптимальное боевое состояние (ОБС), которое характеризуется индивидуальными данными выраженности вегетативных процессов (частотой сердечных сокращений и дыхания, потоотделением, тонусом мышечного аппарата и т.п.). Создание ОБС способствует успешному выступлению во время соревнований.

Психологическая подготовка подразумевает воздействие на спортсмена методами словесного убеждения и формирование у него определенных двигательных образов, которые обеспечивают правильное выполнение движений в условиях как тренировки, так и соревнований.

Процесс психологической подготовки протекает в тесной взаимосвязи с технической, физической и тактической подготовкой. Тренер-педагог должен интересоваться новыми разработками в области психологии и стремиться в своей работе применять то новое, что будет способствовать успешности процесса тренировки. Основными методами воздействия на спортсмена являются убеждение, разъяснение и внушение. Содержательность, логика, доказательность и выразительность речи положительно влияют на спортсмена и помогают более успешно осваивать новые упражнения, а также выступать в соревнованиях.

Воздействуя на спортсмена словом, тренер корректирует процесс тренировки и соревнования, заставляя воссоздавать в голове правильные образы тактических действий, формировать состояние боевой готовности, преодолевать физическое утомление. Слово может служить и сбивающим фактором: сказанное не вовремя, может быть причиной потери координации и ОБС. Поэтому тренер-психолог должен, основываясь на знании психических особенностей своего ученика, обращаться к нему со словами, которые стимулировали бы деятельность спортсмена в условиях тренировки и соревнований, а не угнетали его.

Выводы по первой главе

Подведем итоги вышесказанному. История тхэквондо начинается около двух тысяч лет назад, что подтверждается древними рисунками и изображениями. Сегодня тхэквондо - современный вид спорта и боевое искусство, имеющее духовно-философские корни и адаптированное для массового физического воспитания. Точкой отсчета в истории современного тхэквондо можно считать 26 мая 1973 года, когда в Сеуле состоялась учредительная конференция, на которой 35 представителей разных стран решили организовать Всемирную Федерацию тхэквондо. Количество поклонников тхэквондо превышает 50 миллионов человек. Причина столь высокой популярности этого единоборства заключается в том, что корейские мастера смогли совместить древние принципы и методы тренировок с тенденциями современного спорта, что сделало тхэквондо уникальной системой саморазвития и физического воспитания, а также очень зрелищным и динамичным видом спорта.

Процесс подготовки тхэквондистов представляет собой многофакторную систему использования разнообразных средств, методов, организационных форм и материально-технических условий, направленных на развитие спортсмена с целью обеспечения его готовности к спортивным достижениям. Процесс подготовки тхэквондистов включает в себя обучение, тренировку, соревнования и внесоревновательные факторы, повышающие результативность тренировки и соревнований.

тхэквондо гибкость экипировка психика

Техническая подготовка спортсменов в тхэквондо

Говоря о врожденных задатках, на основе которых достигается определенный уровень технической подготовленности борцов, имеют в виду генетически обусловленные координационные способности. Их совершенствование направлено на формирование двигательных навыков, необходимых двигательных умений. Следовательно, анализу подвергаются звенья цепочки: координационные способности, двигательные навыки, техническая подготовленность.

В технических действиях выделяют приемы, защиту и контрприемы, которые существенно различаются по цели и в то же время имеют много общего.

Основные задачи общей и специальной технической подготовки сводятся к следующему:

  • совершенствование общих и специальных координационных способностей;
  • расширение двигательного опыта;
  • ознакомление, усвоение на уровне двигательного умения и двигательного навыка оптимального объема общеподготовительных и специально-подготовительных упражнений;
  • формирование на фоне базовой техники индивидуального технико-тактического арсенала и достижение высокой эффективности его применения.

Общая техническая подготовка борцов направлена на расширение двигательного опыта и совершенствование общих координационных способностей. Для этой цели широко используются общеподготовительные, координационные, регламентированные (произвольные) упражнения для совершенствования пространственной, временной и силовой ориентации. Особо ценными среди них являются упражнения, выполняемые в трех плоскостях пространства и в различных условиях опоры. Основной принцип их применения: формирование умений управлять движениями своего тела во фронтальной, горизонтальной и сагиттальной плоскостях и в условиях твердой, мягкой, качающейся, скользкой, водной и воздушной опор.

Специальная техническая подготовка борцов направлена на развитие специальных координационных способностей (при помощи специально-подготовительных упражнений) и освоение техники борьбы (при помощи соревновательных упражнений). Чтобы охарактеризовать процесс специальной технической подготовки, необходимо сказать о его направленности, этапности, объеме рекомендуемой для усвоения техники и последовательности ее изучения.

Определение оптимального соотношения затрат тренировочного времени на решение задач общей и специальной технической подготовки - сложная проблема тренировочного процесса. Существует ярко выраженная тенденция постепенного увеличения затрат времени на совершенствование специальной технической подготовленности за счет времени, отводимого на общую техническую подготовку. Усвоение базовой, а затем расширенной техники должно происходить последовательно.

Усвоение базовой техники позволяет сформировать фундамент технического мастерства, создать предпосылки для разучивания любого нового элемента техники борьбы.

В многолетней технической подготовке тхэквондистов выделены четыре этапа.

На 1-м этапе занимаются прежде всего формированием базовой техники. При этом параллельно (хотя и в гораздо меньшем объеме) борцов знакомят с расширенной техникой и закладывают основы коронной техники и ее комбинирования с расширенной техникой. Содержание занятий на 1-м этапе - это преимущественно игры-задания, при помощи которых формируются основные стойки борца, способы передвижений, чувство дистанции.

На 2-м этапе преподаются тактические действия, приемы защиты, контрприемы.

Тренировочные задания 3-го этапа состоят из технико-тактических действий и их комплексов.

Работа на 4-м этапе строится по индивидуальным планам спортсменов с учетом предполагаемых соперников на предстоящих соревнованиях.

Решая вопрос об объеме учебного материала, каждый тренер должен ориентироваться на цель и продолжительность предполагаемого учебно-тренировочного процесса. Если цель заключается в подготовке мастеров спорта международного класса, то тренировочная программа должна содержать весь комплекс упражнений борцов. В группах начальной подготовки можно ограничиться учебным материалом, содержащимся в первых четырех блоках. Наиболее специфичными будут специальные подготовительные упражнения, базовая техника и их варианты в виде игр-заданий с основами ведения единоборства. В промежуточных группах должно быть разумное соотношение затрат времени на упражнения из различных блоков системы упражнений. Во всех случаях содержание технической подготовки нужно связывать с образовательными задачами, успех решения которых зависит от:

  • наличия педагогически оправданной классификации упражнений, являющейся основой рациональной последовательности их освоения;
  • правильной систематизации движений внутри каждой из выделенных классификационных групп на основе дидактических принципов «от простого к сложному», «от легкого к трудному» и т.д.;
  • выбора рациональной последовательности разучивания отобранных движений.

Основные методические вопросы технической подготовки - чему учить, как и в какой последовательности? По поводу количества движений существуют три точки зрения:

  1. - следует охватить как можно больше движений;
  2. - только основные (перспективные) движения;
  3. - базовые движения.

Последовательность разучивания базовой техники борьбы

Что же касается последовательности разучивания базовой техники борьбы, то лучшей следует признать концентрическую. Ее суть заключается в том, что обучение строится кругами. В 1-м разучивают первые номера классификационных групп базовой техники, во 2-м - вторые номера и т.д. На этом пути возникают два вопроса: как долго следует задерживаться на разучивании каждого движения? Оправданно или нет неукоснительное соблюдение концентрической последовательности разучивания базовой техники?

На 1-й вопрос возможны три ответа:

1. К обучению новому движению не приступают, пока воспитанники полностью не усвоят разучиваемое движение. Такая разновидность освоения техники названа концентрированной.

2. Обучение новому движению начинают, как только борцы овладеют основным механизмом техники предыдущего движения. Этот путь освоения техники именуется рассредоточенным.

3. К изучению нового движения приступают, как только предыдущее движение доведено до уровня двигательного умения. Необходимо научиться правильно выполнять движение при специальной фиксации внимания, а затем многократно и периодически (в том числе и в последующих кругах обучения) повторять его и осваивать несколько осложненных вариантов. Таким образом, вначале обучение строится концентрированно, а затем рассредоточенно. Именно этим путем освоения техники пользуются ведущие тренеры; на его основе строятся программные документы по физическому воспитанию и спортивной тренировке в борьбе.

Следующая важная проблема многолетнего процесса технической подготовки связана с поиском ответов на вопросы: какое число кругов при концентрической последовательности разучивания техники следует признать достаточным? Как далее строить процесс технической подготовки?

Число кругов не может быть беспредельным, оно ограничивается к моменту освоения базовой и части расширенной техники борьбы. Последующая работа по изучению техники борьбы строится на основе системного объединения разученных ранее движений в связки, комплексы, а потом наступает этап совершенствования отдельных движений или их комплексов по индивидуальным заданиям.

Разучить новое движение - значит сформировать новые условно-рефлекторные связи в центральной нервной системе. Физиологи считают, что процесс разучивания нового движения связан с тремя фазами нервных процессов: иррадиацией, концентрацией и автоматизацией. Соответственно этим фазам выделяют три этапа в обучении одному техническому действию: 1-й - ознакомление, 2-й - формирование двигательного умения и 3-й - формирование двигательного навыка.

Следовательно, в процессе разучивания можно достигнуть трех качественных уровней усвоения движения:

1) остановиться на уровне ознакомления (при прохождении только 1-го этапа обучения);

2) довести освоение движения до уровня двигательного умения (при последовательном прохождении 1-го и 2-го этапов обучения);

3) сформировать двигательный навык (при прохождении всех трех этапов обучения).

Скорость и качество обучения во многом зависят от правильности учета особенностей этапов обучения, в каждом из которых ставятся свои задачи, причем их число и сложность возрастают от 1-го этапа обучения к 3-му. Внутри каждого этапа процесс преподавания условно делится на шаги обучения, под которыми следует понимать такое учебное задание, которое выполнимо с одной попытки. При разработке последовательных шагов обучения важно опираться на известную формулу процесса познания объективной истины: «От живого созерцания - к абстрактному мышлению и от него - к практике», которая позволила спортивным педагогам выделить в каждом шаге обучения три ступени:

1) восприятие и созерцание движения;

2) обдумывание и программирование;

3) выполнение двигательного задания.

В каждом шаге обучения занимающимся предлагается такой объем материала на этих трех ступенях, который они способны усвоить с одной попытки. Число шагов зависит от цели, координационной сложности и физической трудности разучиваемого приема, а также от уровня подготовленности занимающихся. Следовательно, продолжительность и качество обучения в целом зависят от результативности каждого шага обучения и общего числа этих шагов. Подсчитано, например, что в среднем на овладение новым движением неспортсмены тратят 10 % попыток на 1 -м этапе обучения, 70% - на 2-м и 20% - на 3-м, а спортсмены (соответственно) - 5, 15 и 80%, т.е. основное число попыток они используют на 3-м этапе обучения.

Обучение технике ударов

Обучение студентов технике ударов рассмотрим на примере Ап Чаги - прямого удара, простого по двигательным действиям, по структуре. На 1-м этапе при помощи общеразвивающих упражнений повышается уровень развития основных двигательных качеств (силы, быстроты и т.д.). Это прежде всего скоростно-силовые качества, которые необходимы для правильного выполнения данного технического приема. На 1-м этапе у обучаемых (студентов) формируется правильное представление о прямом ударе, создается образ техники.

Для этого применяется просмотр видеозаписи, выполнение данного удара высококвалифицированными тхэквондистами . На 2-м этапе происходит разучивание - практическое освоение прямого удара, воспроизведение его по образу, созданному на 1-м этапе. При разучивании этого двигательного действия применяется метод расчлененного обучения (по частям); отдельно изучают заключительные движения.

Исходное положение - Ап Соги (высокая стойка).

1. Сзади стоящая нога выносится коленом вперед, бедро параллельно додянгу.

2. Разогнуть ногу в коленном суставе.

3. Согнуть ногу в коленном суставе.

4. Исходное положение.

2-й этап заканчивается формированием двигательного умения, когда обучаемый выполняет удар через различные препятствия.

На 3-м этапе происходит совершенствование прямого удара, выполнение его в различных условиях, отражающих структуру соревновательной деятельности тхэквондиста. Это удары, вариативные по высоте, расстоянию, силе и сопротивлению противника.

© rifma-k-slovu.ru, 2024
Rifmakslovu - Образовательный портал