«Письмо матери» выразительные средства. Анализ стихотворения С

18.01.2024

Анализ стихотворения С.А. Есенина "Письмо матери"

«Письмо матери» было написано в 1924 году, в последний период творчества и почти в самом конце жизни. Для Есенина это время подведения итогов. Во многих стихотворениях возникает тема безвозвратно ушедшего прошлого. Наряду с этой темой в «Письме матери» звучит тема матери, а стихотворение представляет собой обращение к ней. Это достаточно традиционная тема для русской лирики, но есенинские произведения, пожалуй, можно назвать самыми трогатель­ными признаниями в любви к матери. Все стихотворение пронизано неизбывной нежностью и трогательной заботой о ней.

Лирический герой восхищается бесконечным терпением и нежной любовью своей «старушке»:

Пишут мне, что ты, тая тревогу,

Загрустила шибко обо мне,

Что ты часто ходишь на дорогу

В старомодном ветхом шушуне.

Лирический герой с горечью осознает, что у «его старушки» есть основания беспокоиться о своем непутевом сыне: она знает о «кабацких драках», о запоях. Тоска матери так велика, а предчувствия так нерадостны, что она «часто ходит на дорогу». Духовный кризис героя подчер­кивают эпитеты «вечерний», «тягостная». Не случайно употреблено слово «саданул» - разговор­ное, сниженное, свидетельствующее о его отдалении от вечных ценностей. Резкость этого глагола смягчается в четвертой строфе:

Ничего, родная! Успокойся.

Это только тягостная бредь.

Не такой уж горький я пропойца,

Чтоб, тебя не видя, умереть.

Лирический герой пытается утешить мать, обещает вернуться, «когда раскинет ветви по-ве­сеннему наш белый сад». Последние строфы - предельный накал эмоций, горькое осознание того, что слишком многое «отмечталось» и «не сбылось». Завершает стихотворение проникно­венная просьба:

Так забудь же про свою тревогу,

Не грусти так шибко обо мне.

Не ходи так часто на дорогу

В старомодном ветхом шушуне.

Сергей Александрович Есенин… "Письмо матери" - стих этого замечательного творца отечественной поэзии, который, безусловно, заслуживает особого внимания.

В самом имени поэта может послышаться что-то ясное, душевное, чистое, русское. Таким и был Сергей Александрович: русский парень с волосами цвета пшеницы, с голубыми глазами. Его стихи, как и он сам, милы и просты. Буквально в каждой строке можно услышать нежную любовь к родине, её просторам. Его стихи согревают душу любого читателя, никого не оставляют равнодушным. Любовь поэта шла прямо из его сердца, будто из глубины самой России.
Одно из его чудесных стихотворений - «Письмо матери». На нем мы и остановимся подробнее. Анализ стихотворения Есенина «Письмо матери» начнём с обращения к его истории создания, ведь порой без неё нельзя до конца прочувствовать написанные строки.

1924 год (когда было написано стихотворение) - это время относится к последнему периоду творчества поэта, который считается наивысшей точкой мастерства Есенина. Это своеобразное подведение итогов всему.

«Письмо матери» посвящено и одному конкретному человеку, и всем матерям, и Родине.


Анализ стихотворения Есенина «Письмо матери» подразумевает более подробное его рассмотрение. Произведение отличается кольцевой композицией, а это значит, что фраза практически полностью повторяется в начале и в конце. Такое построение говорит о логической завершённости мысли, оно усиливает некоторые смысловые акценты.

Первые две строфы являются завязкой. Она служит неким предисловием к самому стихотворению. Третью строфу можно считать развитием сюжета. Здесь заметим и эмоции, и даже трагизм. Четвертая строфа является кульминацией, показывающей настоящие чувства, которые испытывает герой к своей матери. Становится понятно, что, несмотря на все жизненные невзгоды, человек помнит о своей маме, знает, кому обязан жизнью. Далее сюжет развивается по нисходящей интонации (с пятой по восьмую строфы). Здесь мы увидим некоторые воспоминания из прошлого, подробное описание чувств героя. Последняя строфа является итогом, подведённым после всего вышесказанного.

Чтобы грамотно выполнить анализ стихотворения Есенина «Письмо матери», необходимо выделить главные образы - это, безусловно, герой и его мать. Можно отметить ещё и образ сада, символизирующего весну и детство поэта, и образ дороги (жизненный путь).

В стихотворении использовано большое количество различных выразительных средств. Одним из них является риторический вопрос, который открывает «письмо»: «Ты жива ещё, моя старушка?». Вопрос является риторическим, потому что не требует ответа. Далее следуют строки «жив и я», соответственно, автор заранее знает ответ на заданный вопрос. Скорее, это указание на переживания героя, касающиеся здоровья матери, тоску по ней.

Главная мысль стихотворения заключается в том, что нужно любить свою мать. Необходимо навещать её, уделять внимание, пока есть такая возможность. Ни в коем случае нельзя о ней забывать, ведь материнское сердце переживает, ждёт, тоскует. Герой за долгое отсутствие, за свою разгульную жизнь, за кабаки, за драки. Главное, вовремя осознать свои ошибки и попросить прощения у самого близкого и родного человека. Именно мама - это тот человек, который будет любить тебя всю жизнь, несмотря ни на что. Ну и, конечно же, нельзя не выделить образ Родины. Он тоже является ключевой идеей. Любить Родину, восхищаться ею, помнить всегда и везде - на такой патриотический лад настраивает читателя поэт.


Всё-таки остановимся на том, что стихотворение Есенина «Письмо матери» представляет нам двойственный образ героини. Перед нами и один человек, и Родина, любовь к которой начинается именно с любви к родной матери.
Сергей Александровичу Есенин очень любил свой дом, свою маму, поэтому сумел передать все чувства подлинно.


На этом анализ стихотворения Есенина «Письмо матери» можно считать завершённым, ведь мы раскрыли его основные моменты и идеи.

М не очень нравится стихотворение “Письмо матери”. Оно является поэтическим посланием Есенина к самому дорогому для него человеку. Каждая строка этого стихотворения полна сдержанной любви и нежности:

Ты жива еще, моя старушка?

Привет тебе, привет!

Пусть струится над твоей избушкой

Тот вечерний несказанный свет.

Эта строфа наполнена огромным смыслом: здесь тепло, и время, минувшее со дня последнего свидания сына и матери, и бедность жилища старушки; и безграничная любовь поэта к родному дому.

Старенькая, сгорбленная годами и постоянными тревогами за непутевого сына, она часто выходит на дорогу “в старомодном ветхом шушуне”. Тепло и нежно звучат слова, сказанные в утешение матери:

Ничего, родная! Успокойся,

Это только тягостная бредь.

Не такой уж горький я пропойца,

Чтоб, тебя не видя, умереть.

За долгие годы разлуки поэт не изменился в своем нежном, бережном отношении к матери:

Я по-прежнему такой же нежный

И мечтаю только лишь о том,

Чтоб скорее от тоски мятежной

Воротиться в низенький наш дом.

В мыслях поэт уже видит себя вернувшимся в родительский дом, в по-весеннему белый сад, который сродни душевному настрою поэта, пережившего тоску и усталость. Сыновье чувство в этом небольшом произведении передано с огромной художественной силой:

Ты одна мне помощь и отрада,

Ты одна мне несказанный свет.

Доброй улыбкой поэта согрета каждая строка этого стихотворения. Оно написано просто, без пышных фраз, высоких слов. В нем вся душа Сергея Есенина.

Я люблю это стихотворение за его правдивость, искренность, нежность. В нем чувствуется горячая любовь поэта к матери. Читая “Письмо матери”, невольно восхищаешься той нежностью и душевностью, с которой оно написано. В нем нет ни одного слова фальши. Может быть, поэтому я люблю это стихотворение, поэтому оно мне так дорого.

Стихотворение С.А.Есенина “Письмо матери”
Ты жива еще, моя старушка?
Жив и я. Привет тебе, привет!
Пусть струится над твоей избушкой
Тот вечерний несказанный свет.

Пишут мне, что ты, тая тревогу,
Загрустила шибко обо мне,
Что ты часто xодишь на дорогу
В старомодном ветxом шушуне.

И тебе в вечернем синем мраке
Часто видится одно и то ж:
Будто кто-то мне в кабацкой драке
Саданул под сердце финский нож.

Ничего, родная! Успокойся.
Это только тягостная бредь.
Не такой уж горький я пропойца,
Чтоб, тебя не видя, умереть.

я по-прежнему такой же нежный
И мечтаю только лишь о том,
Чтоб скорее от тоски мятежной
Воротиться в низенький наш дом.

я вернусь, когда раскинет ветви
По-весеннему наш белый сад.
Только ты меня уж на рассвете
Не буди, как восемь лет назад.

Не буди того, что отмечалось,
Не волнуй того, что не сбылось,-
Слишком раннюю утрату и усталость
Испытать мне в жизни привелось.

И молиться не учи меня. Не надо!
К старому возврата больше нет.
Ты одна мне помощь и отрада,
Ты одна мне несказанный свет.

Так забудь же про свою тревогу,
Не грусти так шибко обо мне.
Не xоди так часто на дорогу
В старомодном ветxом шушуне.

Стихотворение «Письмо матери» написано в 1924 году. Это одно из программных произведений Сергея Есенина. Здесь поэт продолжил тему, которая была заявлена ещё ранее, в стихотворении «Русь советская». Это тема возвращения.

В 1924 году Есенин сумел посетить свою родную деревню. После долгих лет разлуки он наконец-то встретился с матерью и любимыми сёстрами. Эта встреча не могла не выразиться в стихах, ведь лирику Сергея Есенина отличает единство проблематики. Всё его творчество сосредоточено на изображении драматической судьбы личности в переломную эпоху, представляя своего рода лирический роман, сюжетом которого поэт сделал свою биографию, превратив её в историю «поэта Сергея Есенина». Более полно Есенин описывает эту встречу со своими родными в стихотворении «Возвращение на Родину».

Стихотворение «Письмо матери» написано в жанре послания. Этот жанр широко использовался русской классической литературой (например, Пушкин «К Чаадаеву»), но никогда этот жанр не был так нежно и просто выражен. Но самое главное, что никогда послания не были настолько похожи на настоящее письмо. Объясняется это тем, что это стихотворение обращено самому родному человеку, поэтому всё произведение написано в очень доверительной манере. Помогает поэту создать особое настроение точно и правильно подобранная лексика.

Так в стихотворение введены просторечия:

Пишут мне, что ты, тая тревогу,

Загрустила шибко обо мне,

Что ты часто ходишь на дорогу

В старомодном ветхом шушуне…

Или в другом четверостишии: «Это только тягостная бредь».

Также легко и непринуждённо Есенин использует вульгаризмы и жаргонизмы, что говорит о том, что и та, и эта лексика привычна поэту:

Будто кто-то мне в кабацкой драке

Саданул под сердце финский нож…

Не такой уж горький я пропойца…

Как уже говорилось, стихотворение написано в доверительной манере, и для него характерны формы разговорного синтаксиса:

Ты жива ещё, моя старушка?

Жив и я. Привет тебе, привет!

Присутствуют здесь обращения: «Ты жива ещё, моя старушка?»; призывы: «…ничего, родная! Успокойся»; восклицания: «…и молиться не учи меня. Не надо!».

«Случайный» выбор слов, а также эти синтаксические приёмы создают впечатление безыскусственного разговора. А когда герой говорит о доме или вспоминает яблоневый сад, в стихах появляется метафорическое олицетворение:

Я вернусь, когда раскинет ветви

По-весеннему наш белый сад.

Эпитеты:

Пусть струится под твоей избушкой

Тот вечерний несказанный свет…

Вместе с тем, в стихотворении присутствует синтаксис и фразеология высокого книжного стиля:

К старому возврата больше нет.

Ты одна мне помощь и отрада,

Ты одна мне несказанный свет.

Благодаря перебоям двух стилевых планов, интимная беседа становится напряжённым лирическим монологом, житейский факт приобретает общезначимость, простые человеческие ценности вырастают в символы высокого и прекрасного. Анафорический повтор («ты одна мне…») усиливает экспрессию всей фразы, которая звучит ещё более печально.

В стихотворении «Письмо матери» выражена надежда на то, что преодоление раздирающих душу противоречий возможно через соприкосновение с исконным, вечными святынями: отчим домом, материнской любовью, красотой природы.

Я по-прежнему такой же нежный

И мечтаю только лишь о том,

Чтоб скорее от тоски мятежной

Воротиться в низенький наш дом.

Но в стихотворении звучит и тревожная нота: надежда лирического героя несостоятельна. Причина этому – он сам, утративший способность управлять своей судьбой:

Слишком раннюю утрату и усталость

Испытать мне в жизни привелось…

Здесь звучит намёк на то, что в жизни поэта происходили большие и не всегда для него приятные события. Жизнь, по-видимому, сложилась не так, как хотелось. Отсюда такая боль и горечь, прозвучавшая в следующих строках:

Не буди того, что отмечталось,

Не волнуй того, что не сбылось…

И фраза поэта – «к старому возврата больше нет» - звучит как завершающий аккорд молодости и мечтаний.

Лирический герой стихотворения «Письмо матери» покоряет нас той стороной своей натуры, которую сам назвал «нежностью». Гораздо легче говорить о любви к человечеству, чем быть чутким к людям, которые тебя окружают (родителям, сёстрам, братьям, друзьям…). И как же часто мы бываем черствы по отношению к самым близким, в особенности, к родителям.

© rifma-k-slovu.ru, 2024
Rifmakslovu - Образовательный портал