Презентация, доклад Что такое ОНР? Презентации для логопеда Презентация занятие с ребенком онр.

07.09.2023

Характеристика детей с ОНРОНР – это сложное речевое расстройство, при котором у детей с
нормальным слухом и первично сохранным интеллектом отмечается
позднее начало развития речи, скудный запас слов, аграмматизм,
дефекты произношения и фонемообразования.
Эти проявления в совокупности указывают на системное нарушение
всех компонентов речевой деятельности.
Системный подход к анализу речевых нарушений у детей представлен в
работах Р.Е. Левиной.
ОНР имеет разную степень выраженности: от полного отсутствия
речевых средств общения до развернутой речи с элементами
фонетического и лексико-грамматического недоразвития. Все
многообразие речевого недоразвития Р.Е. Левина свела к трем уровням
речевого развития. Каждый уровень характеризуется определенным
соотношением первичного дефекта и вторичных проявлений,
задерживающих формирование речевых компонентов. Переход от
одного уровня к другому характеризуется появлением новых речевых
возможностей.

Овладение системой родного языка

Норма 4,5-5 лет
Правильное
воспроизведение
многосложных слов
(т.е. сформированы
ССС, ФВ)
ФОНЕМАТИКА
Полно и связно излагает
свои мысли
СВЯЗНАЯ РЕЧЬ
Владеет 4-5 тыс. слов
СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС
Произносит все звуки
родного языка
правильно
ФОНЕТИКА
Соединяет слова во
фразы, строит
развернутые
предложения
ЛЕКСИКОГРАММАТИЧЕСКИЙ
СТРОЙ

Овладение системой родного языка ОНР III уровня (5 лет)

ФОНЕТИКА
Неверное
ФОНЕМАТИКА
произношение 1.Не различают на слух и в произношении
многих звуков близкие по звучанию мягкие-твердые,
(до 10 и более) звонкие-глухие, а также звуки: С-Ш, З-Ж,
ТЬ-Ч, СЬ-Щ, Л-Р и т.п.
2.Искажают ССС и звуконаполняемость
(питатифа; атагафия; голопед).
3.Не могут воспроизвести ряд слов или звуковых
(слоговых) сочетаний, близких по звучанию
(бык-бак-бок; па-ба-па; та-кта).
ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ Наличие
аграмматизма:
- неправильное употребление предлогов («Платок
лежит кармане»; Кошка вылезла под кровати);
- нарушения в согласовании различных частей речи
(Заботился о ёжика; Наблюдали за обезьяны);
- нарушения в построении предложений
(Шёл Петя грибы лес собирать; Почему что ёжик
кололся, почему что девочка и плачет).
СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС
Владеет 2,5-3 тыс. слов;
много вербальных
замен; незнание менее
употребительных словпредметов (земляника,
затылок, кабина),
глаголов, выражающих
уточненность действий
(лакает, откусывает,
жует - ест),
приставочных глаголов
(подошел, пришел,
вышел), относит.
прилагательных
(вишневый, песчаный),
антонимов (храбрый –
трусливый, густойжидкий) и пр.
Отсутствие четкости, последовательности изложения, отрывочность
суждений, акцент на внешние, поверхностные впечатления, а не причинно-следственные
взаимоотношения действующих лиц. Труднее всего – самост. и творч. рассказывание.

СВЯЗНАЯ РЕЧЬ.

СВЯЗНАЯ_РЕЧЬ Отсутствие четкости, последовательности изложения, отрывочность суждений, акцент на внешние, поверхностные впечатления, а не

причинно-следственные
взаимоотношения
действующих
лиц.
Труднее всего – самостоятельное и творческое рассказывание.
Отсутствие чувства рифмы и ритма мешает заучиванию стихов.
Пример рассказа по картинке
Дети фипили фнигака. Дети катавифа на
фанки. Дети катавифа ив гойки.
Питатинифа повала детёф дефкий фат.

Овладение системой родного языка ОНР II уровня (5 лет)

ФОНЕТИКА
НЗП (до 20 и более).
Характерны: замены звуков и
смешения (П-Т-К, С-Т),
нарушено произношение
мягких согл. зв.: ПЬ-МЬ-БЬ;
ТЬ-ДЬ-НЬ перед гласными А,
О, У+ произношение
свистящих, шипящих,
аффрикат.
СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС
Ограничен качественно и
количественно. Есть след. ЛГ
разряды слов: сущ, гл.,
прилаг., нареч., мест.,
некоторые предлоги и союзы.
Дети не знают многих слов
(названий цвета предмета, его
формы, размера), заменяют
слова близкими по смыслу.
ФОНЕМАТИКА
1.Не различают на слух и в произношении не
только близкие по звучанию, но и далекие звуки:
(дупа - рука; морашки - ромашки; биледат виноград) и т.п.
2.Грубо искажают ССС (перестановки, замены,
уподобления) и звуконаполняемость (алёти;
сковородка; дёти; гада; биледат; ликаза).
ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ
Наличие резко выраженного аграмматизма:
- Начинают употреблять некоторые предлоги, но
смешивают их по значению или опускают (Я была
лелька - Я был на елке);
- нарушения в согласовании прилагательных и
числительных с сущ. (асинь адас - красный карандаш;
- да пека – две печки);
- смешивают падежные окончания (Катался гокам катается на горке);
- ошибаются в употреблении мн.ч. сущ. (да памидка- две
пирамидки), в употреблении числа и рода глаголов
(Коля питяля - Коля писал).
Дети часто употребляют сущ. в Им.п., а глаголы в инфинитиве или форме 3 лица ед. и мн. ч. наст. вр.
СВЯЗНАЯ РЕЧЬ
Появляется фразовая речь, искаженная в фонетическом и грамматическом отношении,
могут ответить на вопросы по картинке на близкую им тему, используя простые предл.,

СВЯЗНАЯ_РЕЧЬ (ОНР II уровень)

Пример рассказа по картинке
Бася … котю. Она … фате.
Бася кос зиля ходива.
Собака … школа. Она … портфель.
Собака кость взяла, ходила.

Сравнение текстов рассказов

III уровень ОНР
Дети фипили фнигака.
Дети катавифа на фанки.
Дети катавифа ив гойки.
Питатинифа повала детёф
дефкий фат.
II уровень ОНР
Бася … котю.
Она … фате.
Бася кос зиля ходива.

III уровень ОНР
водопроводчик – датавотик
фотография – атагафия
магнитофон – матафон
воспитательница - питатифа
II уровень ОНР
самолёты – алёти
троллейбус – алебись
трамвай – талань
обезьянки – мизяки
огурец – дулесь
виноград – биледат
голова – гада
гвозди – дёти
стрекоза – ликаза
сковорода - левоська

Овладение системой родного языка ОНР I уровня (4,5 - 5 лет)

ОТСУТСТВУЮТ СЛОВЕСНЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ
(в то время, когда у нормально развивающихся детей речь уже полностью сформирована!)
1.Отдельные многозначные аналоги слов, часто звукоподражательного плана:
собака, коза, баран, корова – АВА; машина, корабль, ракета, велосипед – ТУ-ТУ
упасть, спуститься, сесть, лечь – ПА; есть, пить, откусывать, жевать – АМ и т.п.
Речевая подражательность детей реализуется лишь в звуковых комплексах,
состоящих их 2-3 плохо артикулируемых звуков раннего онтогенеза (отсутствуют
звуки, требующие верхнего подъема языка, нет стечений согласных). ЗП
характеризуется неопределенностью: дверь - теф, вефь, веть. Произношение отдельных
звуков лишено постоянной артикуляции.
2. Небольшое количество нечетко произносимых обиходных слов (искажена
ритмико-слоговая структура слова).
Пассивный словарь шире активного, но ограничен по сравнению с нормально
развивающимися детьми. На первый план выступает лексическое значение слов, в то время как
грамматические формы детьми не учитываются.
3. Характерно отсутствие грамматических связей слов между собой и
морфологических элементов для передачи грамматических отношений.
Дети не понимают значений грамматических изменений слова
(формы ед. и мн. числа сущ.; пр.вр. глаголов, формы ж. и м. рода; не понимают
значения предлогов).
4. Речь понятна лишь в конкретной ситуации!
5. Дети широко используют паралингвистические средства общения.

Образцы произношения слов детьми

III уровень ОНР
водопроводчик – датавотик
фотография – атагафия
магнитофон – матафон
воспитательница - питатифа
I уровень ОНР
петух -уту
киска - тита
воробей - ки
II уровень ОНР
самолёты – алёти
троллейбус – алебись
трамвай – талань
обезьянки – мизяки
огурец – дулесь
виноград – биледат
голова – гада
гвозди – дёти
стрекоза – ликаза
сковорода - левоська

Речевые особенности + недостаточная сформированности процессов, тесно связанных с речевой деятельностью (неречевые психические процессы)

1. Нарушены внимание и память (особенно слуховые).
2. Нарушены пальцевая и артикуляционная моторика.
3. Недостаточно сформировано словесно-логическое мышление.
Можно говорить о незрелости высших психических функций.
Все перечисленные процессы теснейшим образом связаны с
речевой функцией, что затрудняет определение первичного и
вторичного нарушения, т.е. что является причиной, а что –
следствием:
I – нарушения словесно-логического мышления и внимания
II – ОНР
ИЛИ
I – ОНР
II – нарушения словесно-логического мышления и внимания

Нарушения внимания и памяти

Проявления:
1. Трудно устанавливают порядок расположения даже 4-х предметов
после их перестановки.
2. Не замечают неточностей в рисунках-шутках.
3. Не всегда выделяют предметы по заданному признаку (Покажи
только красные квадраты; Хлопни в ладоши, если будет названа
одежда; Собери в коробочку все предметы, сделанные из дерева или
металла).
4. Трудно сосредоточить и удержать внимание на словесном материале
вне наглядной ситуации (поэтому в полном объеме не воспринимают
пространственные, длинные инструкции, неконкретные,
продолжительные оценки их деятельности).
5. В большей степени затрагивают произвольную деятельность.
Сосредоточение и запоминание на непроизвольном уровне
(МУЛЬТИКИ, ПОДАРКИ) происходит значительно лучше.

Нарушения артикуляционной моторики

Проявления:
1. Ограниченность, неточность
или слабость движений подвижных органов артикуляции
– языка, мягкого неба, губ и нижней челюсти. () Артикуляция всех
звуков речи и происходит тогда, когда перечисленные подвижные
органы образуют с неподвижными (тв. нёбом и зубами) смычки и
щели между собой.
2. Естественно, нарушения артикуляции звуков приводят к их
дефектному произношению (НЗП),
а часто и к общей невнятности, смазанности речи.

Нарушения мелкой моторики пальцев рук

1.
2.
Пальцы малоподвижны.
Движения пальцев рук отличаются неточностью или
несогласованностью.
Даже пятилетние дети держат ложку в кулаке;
с трудом правильно берут карандаш, кисточку;
не могут застегнуть пуговицу, зашнуровать ботинки.
Связь пальцевой и артикуляционной моторики была подтверждена в
конце 20 века исследователями Института физиологии детей и
подростков АПН РФ
(А.В. Антакова-Фомина, М.М. Кольцова, Е.И. Исенина).

Недостаточная сформированность словесно-логического мышления

Проявления:
1. Испытывают затруднения при классификации предметов,
обобщении явлений и признаков (поэтому с трудом решают
математические задачки, не в состоянии отгадать несложные
загадки).
«Мебель – это стол, шкаф, телевизор, настольная лампа. ПОЧЕМУ?
У нас в комнате есть»
1. Суждения детей бедны, отрывочны, логически не связаны друг с
другом.
«Зимой дома тепло, тому что нет снега»
«Автобус едет быстрее велосипеда – он больше»

Характерологические (личностные) особенности детей с ОНР

На занятиях:
у одних – быстрая утомляемость, отвлекаемость; дети вертятся,
разговаривают, не воспринимают учебный материал.
Другие – ведут себя тихо, спокойно, но на вопросы не отвечают или
отвечают невпопад, задания не воспринимают.
В процессе общения между собой:
у некоторых детей - повышенная возбудимость (они слишком
подвижны, трудно управляемы);
другие – вялые, апатичные (не проявляют интереса к играм, к чтению
им книжек воспитателем).
Среди таких детей встречаются ребятишки с навязчивым чувством
страха, чересчур впечатлительные, склонные к проявлению
негативизма, излишней агрессивности либо ранимости, обидчивости.

Наличие сложного симптомокомплекса у детей с ОНР

Проявления:
1. Системное нарушение речи, которое характеризуется нарушениями ЗП,
ФВ, ССС, ограниченностью словарного запаса, несформированностью
грамматического строя речи и связной речи.
2. Незрелость высших психических функций (внимания, восприятия,
памяти, мышления).
3. Наличие характерологических особенностей (тихие, спокойные,
чрезмерно подвижные, непослушные, впечатлительные, легко ранимые,
проявляющие негативизм и др.).
ВЫВОД
Успешная логопедическая работа возможна только при наличии
комплексного МПП подхода, который выражается в следующем:
- медикаментозное лечение и психотерапия;
- логопедическое воздействие специалистов;
- максимальная помощь родителей и воспитателей;
- нейропсихологическая направленность коррекционной работы, учитывающая
весь симптомокомплекс имеющейся у детей недостаточности.

Логопедические заключения
(дошкольный возраст)
ОНР I уровня, на фоне моторной алалии.
ОНР I уровня, на фоне моторной алалии, с синдромом дизартрии.
(младший школьный возраст, N)
Нарушение чтения и письма, обусловленное несформированностью
фонетико-фонематической и (или) лексико-грамматической стороны
речи.
(младший школьный возраст, интеллектуальные нарушения)
Несформированность языковых средств общения на фонетикофонематическом и лексико-грамматическом уровнях с преобладанием
недоразвития смысловой стороны речи.

ОНР I уровня

Основные задачи:
Формирование мотивационной основы речевой деятельности
Воспитание речевой и психической продуктивной активности
ребёнка
Развитие импрессивной речи (восприятие и понимание речи)
Формирование активного словаря, доступного пониманию и
воспроизведению
Формирование первоначального навыка общения в различных
ситуациях (поддержание элементарного диалога)
Совершенствование неречевых процессов.
Ключевое внимание уделяется смысловой стороне речи,
неправильное произношение допустимо.
Первоначальный шаг – установление эмоционального контакта с
ребенком, создание доброжелательной атмосферы.

ОНР I уровня

Направления работы:
Расширение импрессивного словаря проводится по лексическим темам
«Игрушки», «Части тела и лица», «Предметы обихода», «Животные».
Основные приемы работы – показ, демонстрация, инструкция, вопрос
(после знакомства с предметом: «Покажи, где..?»)
Пассивный глагольный словарь должен состоять из названий действий,
которые совершают близкие ребенка и он сам. Обязательно обеспечиваем
связь – глагол + существительное. Учим дифференцировать элементарные
грамматические формы, понимание вопросов косвенных падежей.
Совершенствование понимания обращенной речи. Необходимо дать
знания о глагольных формах, их дифференциации – дотянуть понимание
до предикативного уровня
Совершенствование неречевых процессов с помощью выполнения
различных невербальных (без использования слов) заданий:
Формирование контрастных величин (большой, маленький, средний);
Обучение ориентировке в пространстве, а позже и во временах года;
Понятие об основных цветах;
Понятие о форме;
Слуховое внимание и восприятие (Где спрятался колокольчик?);
Совершенствование памяти (Чего не стало?);
Мыслительные операции (Четвертый лишний, Разрезные картинки,
Доски Сегена);

ОНР I уровня

Активизация речевого подражания начинается с подражания
действиям, движениям, интонации. Рекомендуется использовать
потешки, пальчиковую гимнастику, двигательно-речевые
миниатюры.
Формирование доступного активного словаря. Вызываются
звукоподражания и аморфные слова. Необходимо при первой же
возможности комбинировать слова во фразу.
Результат: расширение кругозора и представлений об
окружающем мире. Умение поддерживать на доступном уровне
диалог, первые попытки комбинирования слов, владение
элементарным активным словарем.

ОНР II уровня

Основные задачи:
1. Формирование фразовой речи на основе усвоения
грамматических категорий и расширения словаря
2. Усвоение различных синтаксических моделей
3. Совершенствование неречевых процессов (профилактика ЗПР)
4. В конце второго этапа – совершенствование произносительной
стороны речи.
Направления работы:
1. Расширение понимания чужой речи, расширение активного словаря,
формирование навыка строить двухсловное предложение. Работа над
пониманием чужой речи предполагает узнавание предметов по их
описанию, функции.
На доступном словаре сначала в пассиве, а затем в активе начинается
разграничение форм единственного и множественного числа
существительных, а затем и глаголов (дай мяч/мячи).
Акцент в работе делается на формирование у ребенка предложения из
двух слов. Центром предложения является сначала глагол в
повелительном наклонении. Дети учатся давать команды игрушкам, маме,
другим детям. Акцент делается на ударное окончание (ляля, сидИ/идИ).
Когда ребенок успешно использует 8-10 глаголов, к основе наращивают
звук [т] (ляля, сиди! – ляля сидит). Появление фразы рассматривается как
речевой криз.

ОНР II уровня

Направления работы:
2.
Далее идет целенаправленная работа над двусоставным предложением и
усвоением элементарных грамматических форм. На этом этапе не прекращается
работа над импрессивной речью – детей учат отличать слава, близкие по
звучанию (Покажи, где несут, а где везут?). Продолжается наращивание
активного словаря по лексическим темам – разучиваются одно-, дву- и даже
трехсложные слова (используется прием отстукивания, отхлопывания,
дережирования слов).
Начинается работа над совершенствованием органов артикуляции, речевого
дыхания. По возможности уточняется артикуляция звуков раннего онтогенеза.
Начинается распространение простого предложения при помощи вопросноответной формы общения с ребенком. Используются вопросы косвенных
падежей. Сначала одни вопрос к разным картинка: Что пьет мама? Что пьет
папа? Что пьет девочка?далее разные вопросы: Кого кормит мальчик? Чем
мама режет хлеб? Обязательно включается противопоставление падежных
форм: Мальчик ест суп / думает о супе / облился супом. Первоначально мы
обращаем внимание на окончания. По мере овладения системой флексий
начинаем уделять внимание предлогам. Постепенно объем предложения
расширяется до 5-7 слов, что происходит за счет включения уже отработанных
словосочетаний. (У меня нарисовано много грибов)
Когда словарь ребенка достигнет 200-300 слов, можно начинать постановку
звуков и их автоматизацию. Параллельно ведется работа над
совершенствованием слоговой структуры трехсложных слов.

ОНР II уровня

Направления работы:
3. Предложение с однородными членами начинается с работы
над обобщающими понятиями: В саду растут фрукты: яблоки,
груши, сливы. Составление загадок описаний,



Принято выделять 4 уровня речевого развития при ОНР. I уровень речевого развития I уровень речевого развития характеризуется отсутствием речи (так называемые «безречевые дети»). Дети этого уровня для общения пользуются главным образом лепетными словами, звукоподражаниями, отдельными существи­ тельными и глаголами бытового содержания, обрывками лепетных предложений, звуковое оформление которых смазано, нечетко и крайне неустойчиво. Нередко свои «высказывания» ребенок подкрепляет мимикой и жестами.


II уровню речевого развития Переход ко II уровню речевого развития (зачатки общеупотребительной речи) знаменуется тем, что, кроме жестов и лепетных слов, появляются хотя и искаженные, но достаточно постоянные общеупотребительные слова («Алязай. Дети алязай убиляют. Капутн, лидоме, лябака. Литя сдают земю» - Урожай. Дети урожай убирают. Капусты, помидоры, яблоки. Листья падают на землю). Одновременно намечается различение некоторых грамматических форм. Однако это происходит лишь по отношению к словам с ударными окончаниями (стол-столы; поет-поют) и относящимся лишь к некоторым грамматическим категориям. Этот процесс носит еще довольно неустойчивый характер, и грубое недоразвитие речи у данных детей проявляется достаточно выражено. Высказывания детей обычно бедны, ребенок ограничивается перечислением непосредственно воспринимаемых предметов и действий.


III уровень речевого развития III уровень речевого развития характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико- грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Свободное общение крайне затруднено. Даже те звуки, которые дети умеют произносить правильно, в их самостоятельной речи звучат недостаточно четко. Характерным является недифференцированное произнесение звуков (в основном свистящих, шипящих, аффрикат и соноров), когда один звук заменяет одновременно два или несколько звуков данной фонетической группы. Например, ребенок заменяет звуком с", еще недостаточно четко произносимым, звуки с («сяпоги» вместо сапоги), ш («сюба» вместо шуба), ц («сяпля» вместо цапля). Вместе с тем на данном этапе дети уже пользуются всеми частями речи, правильно употребляют простые грамматические формы, пытаются строить сложносочиненные и сложноподчиненные предложения («Кола посол в лес, помал маленькую белку, и тыла у Коли кетка» - Коля пошел в лес, поймал маленькую белку, и жила у Коли в клетке).


IV уровень речевого развития IV уровень речевого развития характеризуется незначительными изменениями всех компонентов языка. У детей нет ярких нарушений звукопроизношения имеется лишь недостатки дифференциации звуков [Р - Р"], [Л - Л"], [j], [Щ - Ч - Ш], [Т" - Ц - С - С"] и др. и характеризуется своеобразием нарушения слоговой структуры, ребенок понимает значение слова не удерживает в памяти фонематический образ, в следствии чего искажения звуконаполняемости в разных вариантах: персеверации (упорное повторение какого-либо слога) «блиблиотекарь» - библиотекарь; перестановки звуков и слогов «комосновт» - космонавт; элизии (сокращение гласных при стечении); парафазии (замены слогов) «мотокилист» - мотоциклист; в редких случаях опускание слогов «велопедист» - велосипедист; добавление звуков «игруша» - груша, и слогов «воващи». Степень отставания в употреблении сложных по структуре слов в спонтанном проговаривании и речевом контакте. Все это прослеживается в сравнении с нормой, т.о. четвертый уровень определяется в зависимости от соотношения нарушений слоговой структуры и звуконаполняемости.

1 слайд

ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ, ИМЕЮЩИХ ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ Муницмпальное дошкольное образвовательное учреждение "Детский сад комбинированного вида № 1 "Сказка"

2 слайд

Нарушено формирование всех компонентов речевой системы: - нарушено звукопроизношение - нарушен лексико-грамматический строй - отмечается бедность словаря - имеются нарушения слоговой структуры слова - связная речь не развита

3 слайд

ПАМЯТЬ МОТОРИКА ВНИМАНИЕ МЫШЛЕНИЕ ЗРИТЕЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ и ВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБЩЕНИЕ Общее речевое недоразвитие сказывается на формирование у детей интеллектуальной, сенсорной и волевой сфер. Для всех детей с общим недоразвитием речи характерны общая моторная неловкость, нарушение оптико-пространственного гнозиса.

4 слайд

Для всех детей с общим недоразвитием речи характерен пониженный уровень развития основных свойств внимания. У ряда детей отмечается недостаточная его - устойчивость - трудности включения трудности распределения и переключения Исследование функции внимания показывает, что дети с ОНР - быстро устают, - нуждаются в побуждении со стороны взрослого, - затрудняются в выборе продуктивной тактики, - ошибаются на протяжении всей работы. ВНИМАНИЕ

5 слайд

ПАМЯТЬ При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей заметно снижена вербальная (СЛОВЕСНАЯ) память, страдает продуктивность запоминания у ряда детей отмечается низкая активность припоми-нания, которая сочетается с ограниченными возмож-ностями развития познавательной деятельности повторное называние предметов, картинок. дети забывают сложные инструкции (трех-четырехступенчатые), опускают некоторые их элементы, меняют последовательность предложенных заданий

6 слайд

МЫШЛЕНИЕ Связь между речевыми нарушениями у детей и другими сторонами их психического развития обусловливает специфические особенности их мышления. Обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступны-ми их возрасту, дети отстают в развитии наглядно-образного, словесно-логического мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением, обобщением. Для некоторых детей характерна ригидность мышления.

7 слайд

ВОСПРИЯТИЕ (зрительное) При зрительном опознании предмета в усложненных условиях дети с общим недоразвитием воспринимают образ предмета с определенными трудностями: им требуется больше времени для принятия решения отвечая, они проявляют неуверенность, допускают отдельные ошибки в опознании. При выполнении задачи «приравнивание к эталону» они используют элементарные формы ориентировки.

8 слайд

Пространственные и временные представления Дети с ОНР затрудняются - в определении правой, левой стороны - путают понятия вверху, внизу, спереди, сзади, далеко, близко, день, ночь, утро, вечер, сегодня, завтра - в выполнении действий, изменяющих положение того или иного предмета по отношению к другому (справа от шкафа стул)

9 слайд

МОТОРИКА (крупная) Значительная часть дошкольников с ОНР имеют плохую координацию: дети выглядят моторно неловкими при ходьбе, беге, движениях под музыку, - имеют повышенную двигательную истощаемость, - сниженную двигательную память и внимание.

10 слайд

МОТОРИКА (мелкая) Для многих детей характерны недостаточная координация пальцев, кистей рук, нарушения мелкой моторики. Затруднена координация движений (при расстегива-нии и застегивании пуговиц, завязывании и развязы-вании шнурков, при работе с ножницами и т.д.).

11 слайд

МОТОРИКА (мимическая) Характерными являются также особенности развития мимической моторики. Страдает точность и полнота выполнения движений. При сохранных непроизвольных движениях отмечается появление содружественных движений при попытке выполнить произвольные движения (участие мышц лба, щеки или губ при подмигивании одним глазом).

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

ЧТО ТАКОЕ ОНР? Подготовила учитель-логопед Пакшина О.Н.

Общее недоразвитие речи (ОНР) – различные сложные речевые расстройства, при которых нарушается формирование всех компонентов речевой системы, то есть звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики) при нормальном слухе и интеллекте.

Причины появления ОНР: - внутриутробная гипоксия - резус-конфликт - родовые травмы, асфиксии - черепно-мозговые травмы, частые инфекции (в раннем возрасте) - неблагоприятная речевая среда - дефицит внимания и общения

Основные признаки ОНР позднее начало речи (первые слова появляются к 3-4, в крайних случаях и к 5 годам) - скудный словарный запас - аграмматизмы - дефекты произношения - экспрессивная речь отстаёт от импрессивной, то есть ребёнок, понимая речь, обращённую к нему, не может сам правильно выразить свои мысли

Психические особенности детей с ОНР - неустойчивость внимания, снижение вербальной памяти и продуктивности запоминания, отставание в развитии словесно-логического мышления; - неумение вовремя включиться в учебно-игровую деятельность или переключиться с одного объекта на другой; -быстрая утомляемость, отвлекаемость, повышенная истощаемость, что ведет к появлению различного рода ошибок при выполнении заданий; - малая активность, пассивность в общении.

Состояние двигательной сферы - общая психо-соматическая ослабленность; отставание в развитии двигательной сферы: движения плохо координированы, скорость и четкость их выполнения снижены; трудности при выполнении движений по словесной инструкции; недостаточная координация движений во всех видах моторики: общей, мимической, мелкой и артикуляционной; изменение мышечного тонуса артикуляционной мускулатуры, затруднение в тонких артикуляционных дифференцировках, ограниченные возможности произвольных движений; недостаточная координация пальцев рук, замедленность и неловкость движений, застревание на одной позе.

Уровни речевого развития I уровень - характеризуется отсутствием речи (т.е. « безречевые дети». Такие дети пользуются “ лепетными ” словами, звукоподражаниями, сопровождают “высказывания” мимикой и жестами. Например, “ би-би ” может означать самолет, самосвал, пароход. III уровень - характеризуется неточным знанием и употреблением многих слов; в активном словаре преобладают существительные и глаголы. Страдает словообразование, затруднен подбор однокоренных слов; характерны ошибки в употреблении предлогов, в согласовании слов, при построении предложений. Звукопроизношение не соответствует возрастной норме; не различаются на слух и в произношении близкие звуки, искажается звуковая структура и звуковой состав слов. Связное речевое высказывание отличается отсутствием чёткости, последовательности изложения, в нем отражается внешняя сторона явлений и не учитываются их существенные признаки, причинно-следственные отношения. II уровень - кроме жестов и “ лепетных ” слов появляются хотя и искажённые, но достаточно постоянные общеупотребительные слова; появляется фразовая речь (фразы искажены в фонетическом и грамматическом отношении); остается резко выраженный аграмматизм. Понимание обращенной речи остается неполным, так как многие грамматические формы различаются детьми недостаточно. IV уровень – дети испытывают специфические затруднения в звукопроизношении и повторении слов со сложным слоговым составом, имеют низкий уровень фонематического восприятия, допускают ошибки при словообразовании и словоизменении. Словарь достаточно разнообразен, однако дети не всегда точно знают и понимают значение редко встречающихся слов, антонимов и синонимов, пословиц и поговорок и т. д. Ошибки встречаются в незначительных количествах и носят непостоянный характер. Причем, если предложить детям сравнить верный и неверный ответы, то ими будет сделан правильный выбор.

Направления коррекционной работы с дошкольниками с ОНР Развитие речевого аппарата, звуковой и интонационной культуры речи Развитие фонетико-фонематических процессов Обогащение и уточнение словаря Совершенствование грамматического строя речи Развитие связной диалогической и монологической речи Развитие тонкой моторики рук Развитие психических процессов Массаж языка; Артикуляционные упражнения; Дыхательные упражнения, направ - ленные на усиление и удлинение воздушной струи; Знакомство со звуками русского языка, представление о гласных и согласных звуках, твёрдых и мягких согласных; Представление об органах артикуляции, их участии в произнесении тех или иных звуков; Уточнение и воспроизведение правильных способов произнесения звуков; различение, воспро - изведение и варьиро - вание интонацией. Определение акустических характеристик звука; Составление схемы слова, подбор слов к готовой схеме; Узнавание звука в звуковом ряду, в словах; п одсчёт повторяющихся звуков в словах; Выделение звуков в начале и в конце слов, определение положения заданного звука в слове, подбор слов на заданный звук; Соотнесение количества слогов с количеством гласных звуков; подсчёт и отхлопывание слогов в словах; Подбор слов на заданный слог. Тематические беседы с целью расширения объёма словаря; Т ематические игры; Р азъяснение ребенком значения слов и применение слов в контексте предложения, загадки или стихотворения; К лассификация слов (или картинок) по тематическим группам; С оставление словосочетаний, предложений и рассказов по опорным словам или картинкам. Р азличение частей речи на существитель ные, прилагательные, глаголы, предлоги; Игры на изменение существительных и прилагательных по родам, числам и падежам; П одбор однокоренных слов; И зменение глаголов по временам, лицам; Представление о предлогах, различение простых предлогов между собой, простых и сложных предлогов; С огласование слов в словосочетаниях; Составление и распространение предложений. Р азвёрнутые ответы на вопросы, участие в беседах, формулирование вопросов в контексте бытовых и игровых ситуаций, бесед, обсуждений; Рассказы по вопросам взрослого о себе, о каком-либо предмете, животном, явлении; Участие в коллективном рассказе или пересказе; Самостоятельные пересказы и рассказы по опорным картинкам, серии картинок, схеме, сюжетной картине. Пальчиковая гимнастика, самостоятельный массаж рук; И гры со вкладышами, конструкторы, нанизывание предметов, шнуровки и проч.; Обведение рисунков по контуру, дорисовка деталей рисунков, штриховка и закрашивание крупных и мелких деталей рисунка; Обводка и печатание букв в прописи. Определение намеренных ошибок в речи взрослого с целью развития речевого внимания и восприятия; Словотворчество; Игры с рисунками на развитие внимания, мышления, памяти (сходство, различия, группирование и проч.)

Цель мероприятия: развитие сотрудничества и активизация родителей воспитанников ДОУ, через расширение педагогических, психологических и логопедических знаний.

Задачи:

  • Дать представление о таких речевых нарушениях, как «Дислалия» и «Легкая степень дизартрии»;
  • Познакомить с играми, направленными на развитие мелкой моторики, фонематического слуха, артикуляционного аппарата и правильного типа дыхания;
  • Познакомить с играми на развитие эмоциональной сферы, положительной самооценки детей дошкольного возраста;
  • Создание положительного эмоционального фона в ходе совместной деятельности родителей и детей.

Оборудование:

  • выступление учителя-логопеда ();
  • анкеты для родителей ();
  • бумага, клей, салфетки разноцветные, шаблоны фруктов, цветные карандаши;
  • клубок, разрезные предметные картинки;
  • комплекс упражнений для артикуляционной гимнастики ();
  • памятка для родителей ().
  • План мероприятия:

    1. Заполнение анкет родителями.
    2. Игра «Клубок».
    3. Выступление учителя-логопеда «Понятие „Дизартрия“ и „Дислалия“, причины их возникновения»;
    4. «Творческая минутка с детьми» (развитие сенсомоторных умений);
    5. Элемент логоритмики «Электричка»;
    6. «Веселый зоопарк» (станции);
    7. Игра «Покричи как животное»
    8. Составь образ животного;
    9. Рефлексия, подведение итогов.

    Организационный момент:

    • Родителям предложена анкета, цель которой выяснить отношение родителей к речевым дефектам своего ребенка, есть ли желание и настрой на сотрудничество с учителем-логопедом ДОУ.
    • свободное общение родителей и детей друг с другом.
    • индивидуальная беседа со специалистами ДОУ по желанию.

    Ход встречи:

    1. После того как все родители собрались, гостиную открывает учитель-логопед детского сада, приветствуя родителей и детей. Предлагает «познакомиться»:
    Игра «Клубок»
    Цель: познакомить участников гостиной между собой, вызвать положительные эмоции и снять напряжение, скованность.
    Оборудование: мягкая и симпатичная игрушка.
    Ход игры : взрослые образуют круг в центре зала, напротив каждого родителя становится его малыш. Логопед отдает одному из малышей игрушку со словами: «Здравствуйте, я - Мишка-Топтыжка. Я очень - очень люблю знакомиться с такими симпатичными, умными детишками и их добрыми родителями. Мне бы очень хотелось с вами познакомиться. А вам? Назови, пожалуйста, свое имя и имя твоей мамы (папы)» (так по очереди все ребята знакомятся с мишкой).

    2. После знакомства, учитель-логопед проводит для родителей теоретический семинар про самые распространенные виды речевых нарушений: легкая форма дизартрии и дислалия (понятие, причины, формы, особенности проявления).
    В это время воспитатель организует занятие с детьми, где дети совместно со взрослым могут изготовить поделки или выполнить творческую работу «Дары осени»
    Цель: развитие мелкая мускулатура кистей рук, пальцев.
    По готовому шаблону ребята вырезают яблоко или грушу, подбирают по цвету салфетки. Затем отрывают салфетки, сжимают их и приклеивают на основу фрукта.

    3. Путешествие в «Веселый зоопарк», происходит на импровизированной электричке (элемент логоритмики). На станциях зоопарка взрослые и дети будут выполнять разнообразные задания и упражнения, которые можно использовать в домашних условиях.
    Элемент логоритмики
    Цель: развитие чувства темпа и ритма у детей, подражательности и внимания.
    Описание. Родители и дети становятся «паровозиком» за учителем-логопедом. Учитель-логопед читает стихотворение сопровождая его движениями по тексту.

    Мы едем в электричке:
    «Ура, ура, ура!»
    Стучат, стучат колеса:
    «Та-та! Та-та! Та-та!»
    Мелькают мимо сосны,
    И ели, и дома.
    Стучат, стучат колеса
    «Да-да! Да-да! Да-да!»
    А в зоопарке лисы
    И слоник, и верблюд.
    Приедем в зоопарк мы,
    Как весело же тут!

    Для того чтобы разделить всех родителей на 2 группы, им раздаются «билеты», состоящих из 2 цветов. Цвет билета соответствует цвету «станции» зоопарка.

    4. Все пространство зала разделено на 2 «станции», где располагаются учитель-логопед и воспитатель. На каждом столе стоит мягкая игрушка, она и будет встречать малышей.

    1 стол - «Познакомимся со слоненком»
    На этой станции представлен:

  • основной комплекс артикуляционной гимнастики.
  • Цель: научить родителей правильно выполнять упражнения.

    Эти упражнения показывает сам учитель-логопед с помощью логопедического тренажера «Логопедическая лягушка».

  • дыхательные упражнения
  • Цель: обратить внимание родителей на тип дыхания детей, показать родителям комплекс дыхательных упражнений на выработку целенаправленной воздушной струи.

    Оборудование:

    «Листочки» . Ребенок берет листочек за ниточку, плавно дует до отклонения листочка назад.

    «Кораблики» . Для этого задания нужен тазик с водой и легкие пластмассовые игрушки или бумажные кораблики. Задача детей свой кораблик «отправить» на другой берег (в виде соревнования)

  • работа с картинками на дифференциацию групп звуков: с-ш
  • Задания:
    Выбери картинки с определенным звуком;
    Составь предложение с этими картинками;

    В какой части слова спрятался звук (начало, середина, конец слова)

  • развитие фонематического слуха и мелкой моторики рук детей.
  • Игры:
    «Шумящие коробочки» - это могут быть обычные коробочки, в которые насыпана различные виды круп, гвозди, пуговицы, в общем то, что по разному звучит. Малыш закрывает глаза, а взрослый перед ушком ребенка шумит этими коробочками (для начала берутся 2 коробочки). После ребенок открывает глаза и еще раз слушает коробочки, вспоминая, какая коробочка была первой.

    «Отбивание ритма» - взрослый отбивает карандашом или пальцами определенный ритм на столе, а ребенок вслед за ним должен повторить.

    2 стол «Познакомимся с верблюжонком». На этой станции представлена игра воспитателя на развитие положительной самооценки у детей дошкольного возраста

    «Я в лучах солнца»
    Ребенок и взрослый рисуют солнышко. Инструкция: «На каждом лучике солнышка написать положительные качества ребёнка». Ребёнок озвучивает все свои лучики, взрослый помогает ему, записывая эти качества.
    По окончанию «путешествия» взрослые с детьми рассаживаются по своим местам.
    Учитель-логопед приветствует «путешественников» и предлагает выбрать конверты с новым, интересным заданием.
    Дети выбирают себе конверты с картинками животных и птиц.

    Задание: команде (родитель + ребенок) выложить из разрезной картинки животное или птицу и показать, как кричит это животное, показать его поведение. Примечание: если кто-то затрудняется, какой звук необходимо произнести, на обратной стороне картинки размещается «подсказка». Картинки подбираются с учетом наиболее распространенных речевых нарушений детей, например, рычание тигра: «Р-р-р-р», шипение змеи: «Ш-ш-ш-ш».

    В заключение педагогической гостиной воспитатель проводит с родителями рефлексию: предлагает проанализировать результаты совместной работы, дать оценку и внести свои предложения. Родителям раздаются «Памятки» с основным комплексом артикуляционных упражнений, советы от учителя-логопеда.

    Приложения:

    Список используемой литературы

    1. Визель Т.Г. Как вернуть речь? - М., 2001.
    2. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М.: 2003.
    3. Мартынова Р.И. Сравнительная характеристика детей, страдающих легкими формами дизартрий и функциональной дислалией // Хрестоматия по логопедии: Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: В 2 тт. Т1./ Под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1997.
    4. Османова И.С. Игры и упражнения для детей 5-6 лет. СПб., 2007.
    5. Pay Ф. Ф. Приемы исправления недостатков произношения фонем // Основы теории и практики логопедии. - М., 1968.
    6. Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина.- М.: Просвещение, 1989.
    7. Фомичева М.Ф. Воспитание правильного произношения. - М.,1971.
    8. Пожиленко Е.А. «Артикуляционная гимнастика » - СПб., 2009
    © rifma-k-slovu.ru, 2024
    Rifmakslovu - Образовательный портал