Слова и синтаксические конструкции. Синтаксические конструкции в художественном произведении

13.02.2024

Подобно тому, как соответствующим подбором слов можно сделать выражение ощутимым, того же можно достичь и путем соответствующего подбора синтаксических конструкций, т.е. способов сочетания слов в целостные единства - фразы и предложения.

Следует учитывать следующие стороны в соединении слов в предложения:

1) Согласование и подчинение слов одно другому, а также и одного предложения другому (подчинение придаточного предложения главному).

2) Порядок, в котором следуют слова одно за другим.

3) Узуальное значение синтаксической конструкции.

4) Оформление предложений в произношении, или интонация.

5) Психологическое значение конструкций.

Рассмотрим эти пункты.

1) Главными членами предложения являются сказуемое (обычно глагол) и подлежащее (существительное), согласованные между собой; каждое из этих слов может согласовываться или управлять второстепенными членами предложения или подчиненными, которые в свою очередь могут иметь подчиненные члены предложения второй ступени и т.д.

Связи, существующие между словами, выражаются в согласовании изменяемых частей речи в числе, падеже, времени, лице. Если рассмотреть все эти связи, то предложение представится как ряд цепей, связанных между собой и сходящихся к главным членам предложения. В качестве отдельных слов в этих цепях могут фигурировать и целые предложения (придаточные). Каждая из этих цепей образует более или менее объединенную группу (распространенный член предложения), объединенную смежностью положения в предложении, выделенностью по своему значению и по произношению (интонационное членение) и т.п.

2) Согласованные между собою слова располагаются обычно в определенном порядке; например подлежащее ставится перед сказуемым, определение прилагательное перед определяемым, дополнение после управляющего слова и т.д. Этот нормальный порядок, более или менее свободный в русской прозе, облегчает понимание во взаимоотношении слов, составляющих предложение. Нарушение его вызывает ощущение необычайности и требует особой интонации, как бы восполняющей необычный беспорядок в расположении слов.

3) Определенные синтаксические конструкции имеют свое значение. Так, мы отличаем от обычного утвердительно-повествовательного построения предложений конструкцию вопросительную, восклицательную. Конструкции эти согласуются с особыми оттенками в значении главного глагола.

4) Расположенные таким образом слова, разделенные на тесные группы, оформляются соответствующим образом в произношении. Мы произносим каждую группу слов (а иной раз и одно слово) обособленно, достигая этого обособления при помощи логического ударения, которое ставим на главном, значащем слове группы, при помощи пауз, разделяющих фразы (роль пауз играет также задержание в произношении, т.е. изменение темпа произношения), и путем повышения и понижения голоса.

Все эти моменты произношения вместе составляют интонацию. В произношении интонация играет ту же роль, что знаки препинания (пунктуация) в письме. Во многом пунктуация совпадает с интонацией, но во многом расходится, так как при расстановке знаков препинания мы исходим из анализа логического и синтаксического строения фраз, а не из анализа произношения.

Интонация не только оформляет вполне определенный контекст, но иногда и присоединяет особые, новые значения вполне определенному контексту. Интонируя разным способом одну и ту же фразу, мы получаем особые оттенки значения. Например, делая логические ударения то на одном, то на другом слове, мы можем получить четыре варианта одного предложения «Иван вчера был дома»; например, поставив логическое ударение на «вчера»: «Иван вчера был дома», мы тем самым подчеркиваем, что наши слова относятся именно ко вчерашнему дню, а не к какому-либо иному.

Того же можно достичь, изменяя словесную структуру. В разговорной речи мы обычно пользуемся такими неграмматическими интонациями, которые придают контексту новое значение. В письменной речи, где подобное интонирование трудно изобразить, обычно прибегают к конструкциям, в которых порядок слов и их значение вполне определяют интонацию; впрочем, иногда это интонационное «подчеркивание» изображается особыми шрифтами: курсивом, разрядкой и т.д.

Особыми интонационными формами обладают конструкции вопросительные, восклицательные. Интонацией же выражается эмоциональное содержание предложения; особым родом эмоциональной интонации является повышенное, подчеркнутое произношение, именуемое эмфазом. Эмфатическая интонация характерна для ораторской речи, откуда она переносится и в некоторые роды лирических произведений, имитирующих ораторскую речь (ода и т.п.).

Все эти свойства связанной речи тесно бывают согласованы между собой. Изменение согласования обычно требует и изменения порядка слов и меняет значение конструкций и, следовательно, интонацию произношения.

5) Надо отметить, что синтаксические члены предложения представляют собой не только определенные грамматические формы (сказуемое - личный глагол, подлежащее - существительное в именительном падеже), но также являются носителями некоторого синтаксического значения. Так, сказуемое - это то, что выражает собой центральную мысль сообщения (то, что сообщается), а подлежащее - носитель того действия или явления, о котором сообщается (то, о чем сообщается).

Расценивая предложение с точки зрения подобных значений членов предложения, мы обнаруживаем в нем психологическое сказуемое и психологическое подлежащее, которые вообще совпадают с грамматическими, но могут и не совпасть. Предположим, что мы хотим сообщить, что ночь уже прошла. Мы говорим - «утро настало», делая логическое ударение на слове «настало». Здесь сказуемое грамматическое совпадает с психологическим («настало»), равно как и подлежащее («утро»). Но переставим слова - и логическое ударение, и значение слов переменится - «настало утро». Центральным словом становится «утро» - психологическое сказуемое.

(Ср. выражение «вечереет», а также неологизм эпохи символизма «утреет».) Для образования предложения необходимо наличие психологического сказуемого. Поэтому в некоторых условиях одно слово может составить целое предложение: «Вечер!», «Пожар!».

Следует отметить, что не только по отношению к подлежащему и сказуемому возникает вопрос об их психологической функции, но также и по отношению к прочим членам предложения. Поясню примером:

«Больной Иван работает, а здоровый Петр на печи сидит». Здесь «здоровый» и «больной» психологически - не определения, а обстоятельства: «Иван работает, несмотря на то что он болен, и т.д.». Психологическая роль этих слов обнаруживается при более естественной (психологически) расстановке слов: «Иван работает больной, а Петр сидит на печи здоровый».

Порядок слов, их обособление в отдельные группы, интонация - все это согласуется с психологической структурой предложения. Анализируя различные синтаксические конструкции, всегда следует учитывать момент психологических связей в предложении.

Выражение можно сделать ощутимым, прибегая к необычным формам сочетания слов в предложении.

Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика — М., 1999 г.

Описываются новые явления в области современного синтаксического строя русского языка на различных его уровнях. Основная тенденция изменения в синтаксисе - нарастание черт аналитизма - рассматривается во взаимодействии с современной пунктуацией.

Предисловие - стр. 3 Введение - стр. 4 Различное понимание новых синтаксических явлений в литературном языке - стр. 4 Синтаксические типы прозы - стр. 7 Использованная литература - стр. 13 Глава 1. Изменения в системе словосочетаний и синтаксических связей - стр. 15 Опрощение многочленных словосочетаний Контаминация и распад словосочетаний - стр. 16 Активизация связи слабого управления - стр. 19 Самостоятельное употребление предложно-падежных форм - стр. 26 Функционирование формы именительного падежа в зависимых синтаксических позициях - стр. 31 Использованная литература - стр. 34 Глава 2 . Изменения в области предложения - стр. 37 Изменения размера предложения - стр. 37 Изменения в употреблении синтаксически связанных компонентов - стр. 44 Развитие вставных конструкций - стр. 52 Развитие предложений с некоординированными главными членами - стр. 65 Использованная литература - стр. 75 Глава 3 . Конструкции экспрессивного синтаксиса - стр. 79 Понятие экспрессии на синтаксическом уровне - стр. 79 Динамика экспрессивных конструкций - стр. 93 Использованная литература - стр. 103 Глава 4. Развитие отдельных сегментированных конструкций - стр. 106 Именительный представления - именительный темы - стр. 106 Сегментированные конструкции со сращением типа вот что - стр. 115 Лексический повтор с синтаксическим распространением - стр. 125 Повтор субстантива, распространяющегося придаточной частью
сложноподчиненного предложения - стр. 133 Активизация местоимения что (вместо который) - стр. 141 Новые синтаксические явления и пунктуация - стр. 146 Использованная литература - стр. 157 Заключение - стр. 160 Резюме - стр. 162 Zusammenfassung - стр. 163 Summary - стр. 164 Resume- стр. 165 Условные сокращения - стр. 166

Предисловие

Синтаксис современного русского языка обычно рассматривается в учебных пособиях и в лекционных курсах преимущественно со статической точки зрения: описываются основные модели различного синтаксического уровня и дается классификация этих моделей. Однако в синтаксической системе русского языка на протяжении его развития происходят изменения, приводящие к структурному и стилистическому перераспределению синтаксических конструкций. Навыки синтаксического анализа текста, приобретенные в средней школе на образцах из русской классической литературы, оказываются недостаточными при обращении к текстам современной художественной прозы, публицистики, не говоря уже о поэтическом тексте. Изучение ведущих тенденций развития синтаксического строя необходимо не только для более полного представления о его современном состоянии, стилистически более разнообразном по сравнению с так называемым классическим синтаксисом, но и для осмысления современной пунктуации, несомненно изменяющейся под влиянием соответствующих сдвигов в синтаксическом строе.
Учет новых явлений в области синтаксиса необходим и в методических целях - для подготовки студентов-филологов к их разнообразной дальнейшей деятельности: для работы в средней и высшей школе, в издательствах, в органах информации и т.п.
В данном пособии описание новых синтаксических явлений охватывает основные синтаксические уровни - словосочетание и предложение. Степень подробности изложения зависит от освещения того или иного вопроса в специальной литературе или от его спорности. Синтаксический облик современых текстов интерпретируется на историческом фоне, ибо новые явления синтаксиса естественно находят первоначальное "отражение и в период окончательного становления современных синтаксических норм (карамзинско-пушкинский период), и даже в предшествующую эпоху (литературный язык второй половины XVIII в.).

Синтаксические конструкции

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Синтаксические конструкции
Рубрика (тематическая категория) Финансы

Многочленные предложения

Возврат имущества, причитающегося каждому участнику в соответствии с условиями договора простого товарищества

Денежные или иные имущественные взносы участников договора отражают

· по дебету счетов учета соответствующих ценностей (10 ʼʼМатериалыʼʼ, 50 ʼʼКассаʼʼ и т.д.)

· кредиту счета 80 ʼʼУставный капиталʼʼ, субсчет ʼʼВклады по договору простого товариществаʼʼ.

Распределœение прибыли, убытков и других результатов совместной деятельности между участниками договора простого товарищества отражаютв бухучёте в следующем порядке:

- отражена прибыль:

· Дебет счета 84 ʼʼНераспределœенная прибыль (непокрытый убыток)ʼʼ

· Кредит счета 75 ʼʼРасчеты с учредителямиʼʼ, субсчет 2 ʼʼРасчеты по выплате доходовʼʼ;

- перечислены участникам суммы, причитающиеся согласно договору :

· Кредит счета 50 ʼʼКассаʼʼ, субсчет 1 ʼʼКасса организацииʼʼ;

- отражен убыток :

· Дебет счета 75ʼʼРасчеты с учредителямиʼʼ, субсчет 2 ʼʼРасчеты по выплате доходовʼʼ

· Кредит счета 84 ʼʼНераспределœенная прибыль (непокрытый убыток)ʼʼ;

- участниками погашен полученный убыток :

Дебет счета 50 ʼʼКассаʼʼ, субсчет 1 ʼʼКасса организацииʼʼ

Кредит счета 75ʼʼРасчеты с учредителямиʼʼ, субсчет 2 ʼʼРасчеты по выплате доходовʼʼ.

По окончании срока договора простого товарищества оставшееся имущество и денежные средства распределяют в соответствии с условиями договора между участниками.

Возврат денежных средств, внесенных участниками в качестве первоначальных и дополнительных взносов ,

· дебет счета 80 ʼʼУставный капиталʼʼ, субсчет ʼʼВклады по договору простого товариществаʼʼ

· кредит счетов учета денежных средств (50,51 и т.д.).

o Дебет счета 80 ʼʼУставный капиталʼʼ, субсчет ʼʼВклады по договору простого товариществаʼʼ

o Кредит счетов учета имущества (01, 04, 10, 40, 41).

Аналитический учет по счету 80 ʼʼУставный капиталʼʼ, субсчет ʼʼВклады по договору простого товариществаʼʼ ведется по каждому договору простого товарищества и каждому участнику договора.

(усложнённого типа) и сложные

План :

I. Многочленные сложные предложения:

1) с сочинительной связью;

2) с подчинительной связью;

3) с бессоюзной связью.

II. Сложные синтаксические конструкции:

1) с сочинительным подчинœением;

2) с бессоюзной и союзной связью.

Литература :

1. Русский язык в 2-х частях (под ред. Л.Ю. Максимова). – М., 1989, ч.II. Синтаксис. Пунктуация. с.279-282.

2. Современный русский язык в 3-х книгах. Кн.III. Синтаксис. М., 1981, §§ 95. 104/

3. Современный русский язык. Анализ языковых единиц. В 3-х частях. Ч.III. М., 1995, с.186-202.

Многочленными называются такие предложения, которые состоят из трёх или более предикативных единиц, связанных между собой однотипной связью. Такие образо­вания подразделяются на:

1 .многочленные ССП;

2.многочленные СПП;

3.Многочленные БП.

В многочленных ССП основным средством связи частей служат сочинительные союзы, к примеру:

Процесс создания систем управления очень сло­жен, это необходимый процесс, мы должны относиться к нему с вниманием. -

(Из газет).

нами ССП, состоящие из 3 частей, связанных противительным и соединительным союзами.

1 и 2 части образуют предложение ЗС, отношения противительно-присоединительные, поскольку местоимение это, следующее за союзом но органически вбирает в себя содержание 1-й части.

2 и 3 части составляют предложение ЗС отношения причинно-следственные, т.к. после союза и можно вста­вить строевой лексический элемент - конкретизатор - вследствие этого.

Схема:

Нередко внутри самого многочлена части образуют смысловые и структурные комплексы - компоненты мно­гочлена, к примеру:

С утра был туман 1 , но к завтраку погода разгу­лялась 2 , и солнце блестело на только что распустив­шейся листве, и на молодой девственной траве, и на

всходах хлебов, и на ряби быстрой реки 3 .

(Л. Толстой)

ССП состоит из трёх частей, связанных противи­тельным и соединительным союзами.

2 и 3 части между собой находятся в более тесных смысловых отношениях, а отсюда структура делится на два структурных комплекса (раздел по союзу но:

На первом логико-синтаксическом уровне членения предложение представляет собой ЗС, отношения между I и II компонентами противительно-уступительные, т.к. пред­ложение можно трансформировать: хотя с утра выл ту­ман, но ... , ᴛ.ᴇ. действия второго комплекса существуют вопреки тому, о чём говорилось в первой части.

На втором уровне членения второй комплекс пред­ставляет собой ССП ЗС, допускающей 2-й союзный эле­мент- конкретизатор, в результате - отношения результа­тивные.

В многочленных СПП предложениях основным средством связи выступают подчинительные союзы и со­юзные олова. Особенностью таких структур является то, что они состоят из одной главной и нескольких придаточных частей. Учитывая зависимость отхарактера соотношения этих час­тей между собой и с главной частью различают СНП с по­следовательным и параллельным подчинœением. В свою очередь подчинœение делится на 2 разновидности:

а) параллельное однородное (соподчинœение);

б) параллельное неоднородное.

Главную часть обозначают.

В случае если придаточная часть (части) относятся к одному слову (нерасчленённой структуры), то в главной ставится точка, а конкретное слово записывается в скобках, к примеру:

Я тот, которому внимала ты в полуночной тишинœе 2 .

(М.Ю. Лермонтов)

которому

В случае если придаточное относится к расчленённым структурам, тогда оно на схеме отходит от рамки главной части:

Страшная усталость овладела Григорием 1 , 2 едва он вышел на улицу.

(М. Шолохов)

с едва (когда)

В случае если придаточная часть располагается в интерпозиции по отношению к главной или предшествующей придаточной, ставится знак разрыва, к примеру:

Гора, на которую мы взбирались 2 , 1 называлась лобастой.

(Д. Мамин-Сибиряк)

Рассмотрим более подробно СПП предложения усложнённого типа.

При последовательном подчинœении придаточные части сложного предложения располагаются цепочкой.

Придаточные части различаются по степеням - при­даточная часть, относящаяся непосредственно к главной -придаточная часть 1-й степени; к придаточной части - при­даточная часть 2-й степени; ко 2-й придаточной части - при­даточная часть 3-й степени и т.д.

Придаточная часть низшей степени определяет ка­кой-либо член придаточной части высшей степени или всю её целиком, или контактное слово, в связи с этим придаточная часть высшей степени имеет такие же свойства, что и главная часть.

Коллежский асессор Ковалёв проснулся довольно рано и сделал губами "брр" 1 , что всœегда он делал 2 , когда просыпался 3 , хотя сам не мог растолковать 4 , по какой причинœе 5 .

Придаточные части низшей степени могут распола­гаться не обязательно в постпозиции к придаточной выс­шей степени, но и в препозиции, и в интерпозиции. В тех случаях, когда придаточная часть низшей степени находит­ся по отношению к придаточной части высшей степени в интерпозиции, то связь между придаточными частями очень тесная. В этом случае мы можем говорить о сложной придаточной части.

И серебряный репсовый часолёт сверкает над этой ночью, как медленно летящая птица 1 ,потому что на такой высоте 2 , где пролегает его путь 3 , уже светит солнце 2 . (Д.Г.)

(кажется)

Что бы делала Соня 1 , ежели бы у неё не было ра­достного сознания того 2 , что она первое время не разде­валась по три ночи для того 3 , чтобы быть наготове, ис­полнять в точности всœе предписания доктора и 4 что она теперь не спит ночи 5 , для того чтобы не пропустить часы 6 , в которые нужно давать лекарства 7 .

ежели

В целом это многочленное СПП с последовательным (см 1, 2, 3,4 и 1,2,5,6,7 части) и параллель­ным (3,5) подчинœением частей.

При соподчинœении придаточные части относятся к одному контактному слову в главной части и определяет главную часть в смысловом отношении одинаково.

Отношения межу самими придаточными частями можно приравнять к отношениям в предложении с сочини­тельными союзами. Каждая из соподчинённых придаточ­ных частей может иметь свой соподчинительный союз и чаще всœего эти союзы оказываются одинаковыми, напри-

Где трудно дышится 1 , где горе слышится 2 , будь первым там 3 .

Такие соподчинительные придаточные части могут соединяться между собой соединительными, противитель­ными,разделительными и сочинительными союзами к примеру:

Бывают в серединœе августа такие солнечные дни 1 , когда блеску чересчур много2 и когда земля точно осыпана осколками битого стекла 3 .

Очень часто в таких предложениях подчинительный союз или слово бывает не у всœех соподчинительных частей. Иногда даже должна быть употреблён один подчинительный союз, а другие придаточные части присоединяются инто­нацией. К примеру:

Цветение шиповника совпадало с алыми короткими ночами 1 , когда соловьи звенят 2 , зелœеноватая заря не уходит с горизонта и в самую глухую пору ночи светло 3 .К.П.)

Сравнительно редко при однородных придаточных частях употребляются разные союзы или союзные олова.

Княжна Мери не понимала 1 , чего он хотел от неё 2 и отчего просил уволить себя 3 .

При неоднородном параллельном подчинœении при­даточных частей, придаточные части или относятся к раз­ным контактным словам, или часть из них относится к кон­тактному слову, а другие - ко всœему главному предложе­нию, или характеризуют в разном смысловом отношении главную часть. Каждая из придаточных частей непосредст­венно связана союзом или союзным словом с главной ча­стью. Между собой они не соединяются сочинительными союзами, и ни один подчинительный союз не должна быть опущен. Пример:

Спросивши у как давно случилось несчастье 2 , он поднял майора за подбородок и дал ему большим пальцем в то самое место 1 ,где раньше был нос 3 , так что майор был вынужден откинуть голову назад и ударился затылком о стену. (Н.Г.)

В многочленных (усложнённого типа) БП основным средством связи часто является интонация. Между частями таких структур могут устанавливаться разные смысловые отношения, к примеру:

Выяснилось 1: упряжки уже высланы 2 , отряду при­казано идти вместе с орудиями прямо на вокзал 3 . (А.Т.)

В этом предложении части 2 и 3 с логико-синтаксической точки зрения представляют комплекс, от­сюда структурная схема такова:

,

На первом логико-синтаксическом уровне между I и II компонентами отношения мотивирующего пояснения. На втором логико-синтаксическом уровне между 2 и 3 частя­ми отношения взаимообусловленности.

Сложнее дело обстоит в сложных синтаксических конструкциях (ССК)Сложными синтаксическими конструкциями бу­дем называть многочленные сложные предложения о раз­ными типами связи:

a) сочинительной и подчинительной;

b) сочинительной и бессоюзной;

c) подчинительной и бессоюзной;

d) сочинительной, подчинительной и бессоюзной.

Структуры подобного рода обладают:

1) разнотипностью видов связи;

2) наличием не менее двух уровней членения;

3) объединœением в их составе двух или более семантических компонентов.

Широко распространённымвидом конструкции яв­ляется такой вид, когда в конструкциях сочетается сочини­тельная ж подчинительная связь.

Сочинœение – более общая синтаксическая связь, подчинœение - более конкретная синтаксическая связьʼʼ по­этому в таких сложных конструкциях в качестве компонен­тов сочинœения выступают СПП. В подобных структурах выделяются уровни логико-синтаксического членения предложения. Сначала характеризуется сочинительная связь:

I. Иван Иванович 1 , что с кривым глазом 2 , толкнул Ивана Никифоровича довольно ещё удачно и в то место 1 , где стоял Иван Иванович 3 , II. но городничий сделал ди­рекцию слитком в сторону 4 , так что Иван Никифорович упал на даму в красном платье 5 , которая из любопытст­ва просунулась в самую середину 6 .(Н.Г.)

Это ССК с сочинительной и подчинительной связью частей. На первом логико-синтаксическом уровне членения делятся на 2 компонента сочинœения. Отношения между компонентами противительные (противительно-ограничи­тельные), части соединœены союзом но.

На втором логико-синтаксическом уровне членения 1-й компонент сочинœения представляет собой сложноподчи­нённые предложения с 2-мя придаточными частями параллельного подчинœения.

На втором логико-синтаксическом уровне членения 2-й компонент сочинœения представляет СПП с 2 придаточ­ными частями последовательного подчинœения.

В некоторых случаях компоненты сочинœения могут иметь одну общую придаточную часть, к примеру:

Было так хорошо и так пахли цветы на только что политой клумбе, что не хотелось уходить.

Здесь общая придаточная часть выполняет роль об­щего члена, в связи с этим знаки препинания ставятся так, как в ССП с общим членом.

Это ССК с сочинœением и подчинœением. Компоненты сочинœения имеют общую придаточную часть. Каждый из компонентов сочинœения составляет с этой придаточной частью СПП нерасчленённойструктуры; местоименно-соотносительного союзного типа с придаточной частью фразеологического типа. Отношения между компонентами сочинœения - соединительные.

Ещё более сложным видом является ССК с бессо­юзной и союзной связью частей.

В таких ССК бессоюзная и союзная сочинительная связь является более общим типом связи, подчинœение – частный вид связи. В соответствии с этим выделяются не­сколько разновидностей ССК с союзной и бессоюзной связью.

А. СКК делятся на 2 или несколько компонентов, свя­занных бессоюзной связью, каждый из которых представляет собой или СПП или ССК с несколькими при­даточными частями.

Что именно находилось в куче 1 , решить было трудно 2 , ибо пыли на ней было в таком изобилии 3 , что руки всякого касавшегося становились похожими на перчатки 4 ; заметнее прочего высовывался оттуда кусок де­ревянной лопаты и старая подошва сапога 5 .(Н.Г.)

ССК с бессоюзной и союзной подчинительной свя­зью.

На первом уровне членения делятся на 2 компонента бессоюзия, отношения присоединительные.

1-й компонент бессоюзия представляет СПП с парал­лельным неоднородным и последовательным 2-х степеней подчинœением;

2-й компонент бессоюзияпостроен по схеме простого предложения.

В ССК сочетается бессоюзная и союзная сочини­тельная связь. В этом случае более общим типом может оказаться бессоюзие, тогда ССК делятся на компо­ненты бессоюзия в первую очередь; если общим видом связи является сочинœение, то ССК делятся на компоненты сочинœения.

Эта ССК делится на 2 компонента бессоюзия: 1-й компонент построен по схеме простого предложения, 2-й по схеме ССП.

Впереди были облака 1 , и я набрал высоту и вошел в них 2: лучше идти вслепую 3 , чем над этим бесконечным унылым фоном 4 .(в.к)

Это ССК делится на 2 компонента сочинœения: 1-й компонент построен по схеме простого предложения; 2-й по схеме бессоюзного предложения.

В. ССК может заключать в себе бессоюзную и союзную сочинительнуюсвязь, но и союзную подчини­тельную связь.

Кто-то вслух пожалел 1 , что нет музыки 2 , и она как по заказу появилась 3: Мохов уже вынимал из футляра ве­ликолепный баян 4 .

ССК делятся на 2 компонента сочинœения: 1-й компо­нент построен по схеме СПП, а 2-й – по схеме бессоюзного предложения.

Синтаксические конструкции - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Синтаксические конструкции" 2017, 2018.

К основным синтаксическим конструкциям относятся:

1) текст – графически зафиксированное развернутое высказывание, выступающее в виде связной последовательности предложений;

2) предложение – центральная единица синтаксиса, центральная единица языка, порождению которой в речи служат все прочие компоненты языковой системы в целом;

3) словосочетание – соединение двух или нескольких знаменательных слов, характеризуемое наличием между ними формально выраженной смысловой связи; это называющая единица, обозначающая предмет, явление, процесс, качество, названные стержневым словом и конкретизируемым зависимым.

Каждая из перечисленных синтаксических конструкций может характеризоваться в трех аспектах:

а) формально-структурном;

б) семантическом;

в) прагматическом.

Все перечисленные синтаксические конструкции обладают речевым статусом. Языковым статусом обладают только предложение и словосочетание. Текст и предложение обладают коммуникативностиью.

Дайте характеристику типов синтаксической связи слов и способов формального выражения синтаксических функций.

Обычно говорят о двух важнейших типах синтаксической связи: о сочинении и о подчинении. Для сочинительной связи характерны равноправность элементов, что внешне выражается в возможности перестановки без изменения смысла: жена и я / я и жена . При сочинении связанные элементы однородны, функционально близки. Примеры: стол и стул / я или ты / строг, но справедлив .

Подчинительная связь: Ножка стола / подушка из пуха / пуховая подушка / читаю книгу . Здесь отношения неравноправные: один элемент является главенствующим (ножка, подушка, читаю ), другой – подчиненным: (… стола. …. из пуха, пуховая …., …. книгу ).

Способы формального выражения синтаксических связей: согласование; управление; примыкание; союзное и бессоюзное сочинение; союзное и бессоюзное подчинение. Первый и второй способы пользуются морфологическими формами, третий – неморфологическими формами (порядок слов, интонация). Союзное сочинение и подчинение пользуются служебными словами (союзами). Бессоюзное сочинение и подчинение – порядком слов, интонацией.



Дайте характеристику морфологического способа выражения синтаксических связей.

Морфологический способ выражения синтаксических связей включает:

Согласование, которое состоит в повторении одного, нескольких или всех граммем одного слова в другом, связанном с ним слове, например, согласование сказуемого с подлежащим в русском языке: я читаю / она поет / мы работаем (граммемы лица, числа).

Согласование используется как средство выражения подчинительных связей между определением и определяемым, при этом граммемы определяемого повторяются в определяющем: новая книга (род, число, падеж) новую книгу новые книги.

2. Управление, которое состоит в том, что одно слово вызывает в связанном с ним другом слове появление определенных граммем, не повторяющих однако граммем первого слова. Управление широко используется как средство выражения подчинительной связи, например: в русском языке переходный глагол требует дополнения в винительном падеже: читаю книгу .

Постановки зависимых от них слов в определенных падежах требуют также: 1) существительные: любитель балета (род. падеж); жажда знаний (род. падеж); 2) прилагательные: полный сил (род. падеж); довольный покупкой (тв. падеж); 3) наречия: наравне со мной (тв. падеж).

Перечислите неморфологические способы выражения синтаксических функций.

К числу неморфологических способов выражения синтаксических функций относятся:

1) Порядок слов: а) позиционное примыкание, то есть обозначение связи слов путем их простого соположения, постановки рядом, например: an English book – английская книга (примыкание прилагательного-определения к существительному).

Препозиция и постпозиция: в русском языке постпозиция числительного в противопоставлении его препозиции служит выражению оттенка приблизительности: два килограмма / килограмма два.

3) Тенденция к закреплению определенных мест в предложении за определенными членами предложения: при совпадении (омонимии) именительного и винительного падежей у существительных, использованных в предложении в качестве подлежащего и дополнения, например: Мать любит дочь (Дочь любит мать?). В данном примере только порядок следования слов заставляет понимать первое существительное как подлежащее, а второе – как прямое дополнение. В языках без падежной системы характерен фиксированный порядок слов: 1) англ. язык: The father loves the son / Отец любит сына ; 2) франц. язык: Le pere aime le fils / Отец любит сына . Инверсия с сохранением смысла всего предложения невозможна.

4) Порядок слов может разграничивать типы предложений, например: повествовательное предложение / общевопросительное предложение: русск. язык: Ты хотел этого / Хотел ты этого ? англ. язык: The house has a garden / Has the house a garden ? При этом инверсия сопровождается вопросительной интонацией.

© rifma-k-slovu.ru, 2024
Rifmakslovu - Образовательный портал