Советский тыл в годы войны. Охарактеризуйте положение людей на фронте и в тылу во время Первой Мировой П.2

01.11.2023

В неразрывном единстве с военно-организаторской деятельностью Коммунистическая партия усиливала идеологическую работу среди советского народа и воинов армии и флота. При этом, как и всегда, она руководствовалась ленинским положением о том, что государство “сильно тогда, когда массы все знают, обо всем могут судить и идут на все сознательно”.

Необходимость дальнейшего усиления идеологического влияния на массы в 1944 г. была вызвана рядом обстоятельств. За истекшие годы войны значительно возросла политическая активность масс, повысился их интерес к идеологическим, военно-политическим и международным вопросам. В этих условиях перед партией встали новые, более ответственные задачи по воспитанию советских людей, активизации борьбы против чуждой советскому народу буржуазной идеологии.

Важность усиления идеологической и массово-политической работы определялась и тем, что население освобожденных от фашистской оккупации районов длительное время было лишено правдивой информации. Посредством лживой пропаганды враг пытался отравить сознание советских людей, скрыть от них правду о ходе войны, о могуществе Советской Армии и ее победах. Он всячески стремился подорвать дружбу народов СССР, союз рабочих и крестьян, клеветал на колхозный строй.

За время войны значительно обновился состав партийных, советских, профсоюзных кадров. На место убывших на фронт к руководству пришли новые работники, многие из которых еще не имели достаточного опыта руководящей работы, необходимой идейной закалки и теоретической подготовки.

Значение идеологической работы на фронте и в тылу возросло также в связи с вступлением советских войск на территорию стран Центральной и Юго-Восточной Европы и выполнением советским народом и его Вооруженными Силами своей великой освободительной миссии. В этих условиях военные советы, командиры, политорганы и партийные организации действующей армии должны были, обеспечивая успех наступательных операций, подготовить личный состав к действиям за рубежом в морально-политическом и идеологическом отношении, добиться повышения бдительности и организованности, усилить воспитание воинов в духе пролетарского интернационализма. Возникла проблема политической работы среди населения зарубежных стран, установления правильных взаимоотношений войск с местными органами власти. Необходимо было также усилить работу среди вражеских войск.

Как и прежде, острый и активный характер носила борьба с противником на идеологическом фронте. Организуя и направляя ее, партия исходила из того, что для полной победы над гитлеровской Германией необходимо достигнуть не только военного, но и морально-политического разгрома фашизма.

Главное содержание идеологической работы партии во второй половине 1944 г. составляли воспитание трудящихся и воинов в духе советского патриотизма, пролетарского интернационализма и дружбы народов, пропаганда великих преимуществ социалистического строя, разъяснение ленинского учения о защите социалистического Отечества, справедливого характера войны СССР и других стран антигитлеровской коалиции против фашистской Германии и ее сателлитов, целей освободительной миссии Советских Вооруженных Сил, разоблачение идеологии фашизма и антинародной сущности империализма. Она была направлена на то, чтобы добиться четкого понимания всеми тружениками тыла, воинами действующей армии исключительной важности успешного решения стоявших перед ними задач, мобилизовать волю и энергию всех советских людей на дальнейшее укрепление экономического, морально-политического и военного могущества страны, увеличение помощи фронту, наращивание ударов по врагу.

В идейно-политической, агитационно-массовой работе партийных организаций среди рабочего класса, проводимой под лозунгом “Закончить 1944 год — год решающих побед — новыми производственными достижениями!”, сосредоточивалось внимание на обеспечении нового подъема социалистического соревнования за увеличение выпуска вооружения и боеприпасов, совершенствование и улучшение их качества, освоение новых образцов оружия. Подчеркивалась важность максимального использования всех резервов и возможностей для увеличения добычи угля, нефти, производства электроэнергии, металла, горючего, для обеспечения всех потребностей фронта и тыла. В этой работе широко использовались “Призывы ЦК ВКП(б) к 27-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции”. В те дни прославленные коллективы двух крупнейших предприятий черной металлургии страны — Магнитогорского и Кузнецкого металлургических комбинатов, игравших огромную роль в укреплении военно-экономической мощи Советского государства, выступили с обращением ко всем рабочим, служащим, инженерам и техникам промышленности и транспорта Советского Союза в ответ на Призывы ЦК ВКП(б) закончить 1944 г. новыми производственными достижениями.

Усилилась агитационно-пропагандистская работа среди колхозников, рабочих МТС и совхозов. Она была устремлена на дальнейшее повышение политической и трудовой активности тружеников села, на развертывание социалистического соревнования за досрочное выполнение государственного плана хлебопоставок и сверхплановую сдачу хлеба для фронта. Ярким проявлением ее действенности был широкий размах развернувшегося в стране по призыву колхозников Украины массового движения за создание продовольственного фонда для Красной Армии. Это движение вылилось в новую демонстрацию патриотизма советских людей, их тесной сплоченности вокруг партии и правительства.

Идеологическая работа среди интеллигенции была направлена на мобилизацию инженеров и техников, агрономов, учителей, врачей, работников науки, искусства и литературы, а также служащих предприятий и учреждений на дальнейшее усиление боевой мощи Советских Вооруженных Сил, на расширение помощи рабочему классу и колхозному крестьянству в дальнейшем подъеме народного хозяйства, быстрейшее восстановление разрушенных фашистскими оккупантами городов и сел, промышленности, транспорта, связи, сельского хозяйства, на развитие науки и культуры, совершенствование управления.

Во второй половине 1944 г. Центральный Комитет партии принял ряд решений по вопросам идеологической работы. Важную роль в повышении ее активности и эффективности сыграло, в частности, постановление от 9 августа “О состоянии и мерах улучшения массово-политической и идеологической работы в Татарской партийной организации”. В нем отмечалось, что Татарский обком, сосредоточив усилия на решении хозяйственных задач, мало уделял внимания марксистско-ленинской учебе партийных, советских и комсомольских кадров, пропаганде основ колхозного строительства, борьбе против нарушений трудовой дисциплины. В постановлении подчеркивалась необходимость усиления идейно-политического воспитания интеллигенции, организации научной разработки истории Татарии, устранения допущенных отдельными историками и литераторами серьезных недостатков и ошибок националистического характера. ЦК ВКП(б) обратил особое внимание на необходимость исследования и освещения истории совместной борьбы русского, татарского и других народов СССР против чужеземных захватчиков, против царизма и помещичье-капиталистического гнета, а также истории социалистических преобразований в Татарии за годы Советской власти. Обязав Татарский обком ВКП(б) и партийную организацию республики в минимальный срок устранить выявленные недостатки, ЦК ВКП(б) определил конкретные меры по повышению уровня всей идеологической и массово-политической работы среди трудящихся Татарии.

Изложенные в постановлении требования и рекомендации, особенно по воспитанию трудящихся в духе советского патриотизма, пропаганде героического прошлого народов Советского Союза, их революционных традиций, способствовали повышению уровня и действенности пропаганды и агитации во всех республиках Советского Союза, дальнейшему развитию советской исторической науки. На важность классового подхода к оценке событий прошлого указывалось также на созванном ЦК партии в мае 1944 г. совещании историков.

Расширилась и поднялась на более высокий уровень теоретическая деятельность партии в области марксистско-ленинской философии, политэкономии, научного коммунизма. Реализуя требования принятого в мае 1944 г. Постановления ЦК ВКП(б) в связи с выходом в свет третьего тома “Истории философии”, научные кадры партии усилили внимание к исследованию ленинского философского наследия. Активизировалась также разработка и популяризация ленинских теоретических положений по вопросам политэкономии, защиты социалистического Отечества. В научно-исследовательской и пропагандистской работе широко использовались изданные в 1943 г. двухтомник избранных сочинений В. И. Ленина, его “Военная переписка 1917 — 1920 гг.”, а также XXXIV Ленинский сборник, вышедший в свет в 1942 г. Большую роль в пропаганде идейно-теоретического наследия В. И. Ленина играли печатные и устные выступления А. А. Жданова, М. И. Калинина, И. В. Сталина, А. С. Щербакова, Е. M. Ярославского, а также работы М. Б. Митина, К. В. Островитянова, Б. Н. Пономарева, П. Н. Поспелова, П. Н. Федосеева и других.

Дальнейшее развитие получило учение о партии, о союзе рабочих и крестьян, о дружбе народов. Важное теоретическое и практическое значение имели исследования о природе советского патриотизма, его источниках, о беспримерном подвиге рабочего класса, колхозного крестьянства, интеллигенции, всего советского народа в борьбе с фашизмом.

На основе обобщения опыта трех лет войны были развиты многие положения марксистско-ленинского учения о войне и армии, о защите социалистического Отечества. В партийных документах, в выступлениях видных деятелей партии и государства получила обоснование наиболее существенная черта и особенность Великой Отечественной войны — ее последовательно справедливый, освободительный характер, были конкретизированы теоретические положения о сущности армии нового, социалистического типа, источниках ее могущества, условиях успешного выполнения ею своих функций по защите завоеваний социализма, интересов международного пролетариата.

В документах партии, трудах советских ученых раскрывалась антинародная, реакционная сущность фашизма, дальнейшее обострение кризиса его идеологии, внутренней и внешней политики, военной организации, подчеркивалось героическое прошлое и настоящее народов СССР в борьбе против иноземных захватчиков. Большой вклад в разработку этих актуальных проблем внесли академики Б. Д. Греков, Н. С. Державин, Е. В. Тарле, М. Н. Тихомиров, И. П. Трайнин, члены-корреспонденты АН СССР И. И. Минц, А. М. Панкратова, профессор М. В. Нечкина и другие.

Постоянную заботу партия проявляла о повышении уровня преподавания общественных наук в высших учебных заведениях. В августе 1944 г. по этому вопросу было проведено всесоюзное совещание заведующих кафедрами марксизма-ленинизма, философии, политэкономии и истории СССР. Итоги этого совещания обсуждались на состоявшихся в сентябре межобластных и областных теоретических семинарах преподавателей социально-экономических дисциплин.

Многие партийные организации, сосредоточивая свои усилия, на материально-техническом обеспечении фронта всем необходимым, несколько ослабили научно-просветительную пропаганду. Это, в частности, привело к некоторому оживлению религиозных пережитков среди части населения. Поэтому ЦК ВКП(б) осуществил ряд мер по усилению пропаганды естественнонаучных знаний среди трудящихся. Пути улучшения этой работы были изложены в принятом им 27 сентября 1944 г. специальном постановлении “Об организации научно-просветительной пропаганды”. “ЦК ВКП(б) считает, — отмечалось в постановлении, — что пропаганда естественнонаучных знаний среди масс приобретает в нынешних условиях особо важное значение в деле дальнейшего подъема культурного уровня широких слоев трудящихся и преодоления пережитков бескультурья, суеверий и предрассудков”. Выполнение постановления ЦК ВКП(б) способствовало улучшению пропаганды достижений науки.

В качестве важного средства политического воспитания масс партия широко использовала лекционную пропаганду в сочетании с агитационно-массовой работой. Большую работу вело созданное в июле 1943 г. лекционное бюро при Комитете по делам Высшей школы. К чтению публичных лекций были привлечены крупнейшие ученые, писатели, деятели культуры, видные политические и военные работники. В декабре 1944 г. было также создано лекционное бюро Управления по делам высшей школы при СНК УССР. При Наркомпросе УССР начало функционировать Центральное лекционное бюро. В 1944 г. количество прочитанных лекций, докладов и проведенных бесед по стране увеличилось по сравнению с 1942 г. более чем в 3 раза.

В идейно-политическом воспитании трудящихся и воинов активное участие принимали видные деятели партии и государства. По решению Центрального Комитета многие руководящие партийные, советские и военные работники, деятели науки, литературы и искусства вели эту работу в составе пропагандистских групп Управления пропаганды и агитации ЦК ВКП(б), а также внештатных лекторских групп и групп докладчиков, созданных при ЦК компартий союзных республик, крайкомах, обкомах, горкомах и райкомах партии. Местные партийные организации более активно стали заниматься подбором и подготовкой агитаторов, организацией их работы на предприятиях, стройках, в колхозах и совхозах.

Партия придавала большое значение дальнейшему улучшению партийного просвещения, вооружению коммунистов, и прежде всего кадров партийных, советских, профсоюзных и комсомольских работников, пропагандистов, а также беспартийного актива марксистско-ленинской теорией. Благодаря усилиям Центрального Комитета партии, ЦК компартий союзных республик, обкомов, крайкомов, горкомов и райкомов система партийного просвещения стала более стройной и эффективной. Важную роль в дальнейшем улучшении марксистско-ленинской подготовки партийных кадров сыграли созданные осенью 1944 г. по решению ЦК ВКП(б) при обкомах, крайкомах и ЦК компартий союзных республик годичные партийные школы. Они вели подготовку и переподготовку работников горкомов, райкомов партии и секретарей первичных партийных организаций. В большинстве республик и областей эти школы начали свою работу 1 ноября 1944 г.

Массовая политическая подготовка партийного и беспартийного актива велась в вечерних университетах марксизма-ленинизма, а также в районных и городских партийных школах и сельских политшколах. В 1944 г. в стране насчитывалось 25 тыс. таких школ. В них занималось более 500 тыс. коммунистов, комсомольцев, партийных, советских и хозяйственных работников. В Советской Армии к концу года насчитывалось 22 270 политшкол, в которых обучалось 380 тыс. членов и кандидатов в члены партии.

Помимо политшкол для молодых коммунистов здесь была развернута сеть дивизионных школ партийного актива с дневными и вечерними отделениями с шестимесячным сроком обучения. К концу 1944 г. в армии функционировало 900 таких школ.

Состояние марксистско-ленинской подготовки партийного актива обсуждалось на созванном в декабре 1944 г. Центральным Комитетом ВКП(б) совещании секретарей ЦК компартий союзных республик, крайкомов и обкомов, заведующих организационно-инструкторскими отделами.

Значительно расширилась учебная сеть по подготовке и переподготовке идеологических кадров. В 1944 г. открылся прием в Заочную высшую партийную школу. С 1 декабря в ней приступили к учебе более 3 тыс. партийных работников. Возобновили работу Ленинские курсы при ЦК ВКП(б), на которых обучались секретари горкомов и райкомов. По решению ЦК ВКП(б) открылись Центральные газетные курсы. При Высшей партийной школе были организованы курсы для лекторов обкомов, крайкомов и ЦК компартий союзных республик. При многих обкомах и крайкомах, а также при ЦК компартий союзных республик действовали шестимесячные курсы пропагандистов и журналистов. В 1944 г. такие курсы окончило 8065 человек.

Расширились масштабы, повысилась эффективность печатной пропаганды и агитации. В 1944 г. в стране издавалось 6072 газеты общим тиражом 20 млн. экземпляров. По мере освобождения оккупированной советской территории сеть периодической печати увеличивалась. В идейно-политическом и воинском воспитании советских воинов огромную роль играла военная печать. Для них издавались газеты “Красная звезда” и “Красный флот”, журналы “Агитатор и пропагандист Красной Армии”, “Блокнот агитатора”, “Красноармеец”, девять специальных журналов. На фронтах, флотах и в округах выпускалась 821 газета. Разовый тираж их достигал 3 195 тыс. экземпляров. 64 газеты издавались на национальных языках{979}. Как подчеркивалось в директиве Главного политического управления Красной Армии от 19 июля 1944 г., одной из важнейших задач фронтовой печати было “воспитание личного состава в духе постоянной готовности к наступательным боям и стремления добить врага на его территории”. Вместе с тем газеты фронтов, флотов, флотилий, армий и соединений широко освещали положение в стране и за рубежом, на советско-германском фронте и других театрах второй мировой войны, разъясняли политику Коммунистической партии и Советского правительства, показывали единство фронта и тыла, армии и народа, дальнейший рост могущества Родины.

Партия большое внимание уделяла также развитию такого важного средства массовой информации и пропаганды, как радио. В декабре 1944 г. отмечалось 20-летие советского радиовещания, которое велось ежедневно более чем на 70 языках народов страны и на 28 иностранных языках. Широко было развернуто также местное радиовещание, созданное в 126 республиканских, краевых и областных центрах, более чем в 2000 районов.

В идеологическом и культурном воспитании народа все более повышалась роль литературы и искусства. Книги советских писателей, вышедшие в 1944 г., как и в предыдущие военные годы, были посвящены главным образом героической истории страны, самоотверженной борьбе советского народа против немецко-фашистских захватчиков. Они мобилизовывали советских людей на преодоление трудностей военного времени, укрепляли у них уверенность в окончательной победе над немецко-фашистскими захватчиками.

Одну из особенностей созданных в этот период произведений литературы и искусства составляло осмысливание наиболее крупных событий прошедших трех лет войны. Это, в частности, было характерно для повести К. Симонова “Дни и ночи”, посвященной героической обороне Сталинграда, и повести А. Века “Волоколамское шоссе”, рассказывающей о великой битве под Москвой. В театрах страны с успехом шли пьесы Ю. Чепурина “Сталинградцы”, Вс. Вишневского “У стен Ленинграда”, Л. Леонова “Нашествие” и другие. Огромную роль в патриотическом воспитании народа и его воинов играли также вышедшие в 1944 г. новые произведения О. Берггольц “Они жили в Ленинграде”, Л. Леонова “Взятие Великошумска”, С. Сергеева-Ценского “Пушки выдвигают”, Л. Соболева “Дорогами побед”, А. Суркова “Россия карающая”, А. Твардовского “Книга про бойца”, А. Толстого “Рассказы Ивана Сударева”, А. Фадеева “Ленинград в дни блокады”, К. Федина “Свидание с Ленинградом”, М. Шолохова “Они сражались за Родину” (главы из романа), С. Щипачева “Домик в Шушешжом”, И. Эренбурга “Война”, публицистические статьи Н. Тихонова и других писателей.

Новыми интересными работами обогатилось советское кино. Величие подвига воинов и тружеников тыла нашло свое отражение в вышедших в 1944 г. фильмах: “Зоя”, “Человек № 217”, “Малахов курган”, “Большая земля” и других. Партия продолжала принимать меры по дальнейшему улучшению постановки дела в области киноискусства. В августе был создан Художественный совет Комитета по делам кинематографии при СНК СССР. Успешно проводились в жизнь мероприятия, которые были предусмотрены принятым в мае постановлением ЦК ВКП(б) “О производстве киножурналов и документальных фильмов”. Широкую популярность у советских людей завоевали “Союзкиножурналы”, журналы “Новости дня”, “Фронтовой киновыпуск”.

Коммунистическая партия вела большую идейно-политическую работу среди населения освобожденных районов. Несмотря на всяческие ухищрения, врагу не удалось идейно обезоружить и морально растлить советских людей, временно оказавшихся под немецко-фашистской оккупацией. Они сохранили верность партии и Советской Родине, идеалам социализма. Широкая агитационно-массовая работа велась среди населения оккупированной территории. Для него регулярно велись радиопередачи, доставлялись листовки, газеты, журналы и брошюры. В тылу врага подпольщики и партизаны усиливали устную агитацию.

Однако нельзя было сбрасывать со счетов того, что население оккупированных районов в течение длительного времени оказалось лишенным возможности регулярно получать правдивую информацию, находилось под воздействием враждебной пропаганды, пытавшейся отравить его ядом антисоветизма, частнособственничества, буржуазного национализма и религии. В западных областях Украины и Белоруссии, в Молдавии, Литве, Латвии и Эстонии трудящиеся десятилетиями подвергались буржуазной идеологической обработке, а в годы войны стали объектом фашистской и буржуазно-националистической пропаганды. Учитывая все эти обстоятельства, ЦК ВКП(б) принял ряд специальных решений по вопросам идеологической работы в освобожденных областях и республиках. Большую роль в ликвидации последствий вражеской пропаганды в период оккупации этих районов сыграло его постановление “О ближайших задачах партийных организаций КП(б) Белоруссии в области массово-политической и культурно-просветительной работы среди населения” от 9 августа 1944 г. В этом документе ЦК ВКП(б) обратил особое внимание парторганизаций Белоруссии на воспитание у трудящихся социалистического отношения к труду и общественной собственности, на укрепление государственной дисциплины, преодоление насаждавшихся оккупантами частнособственнических, антиколхозных и антигосударственных настроений, проявлявшихся у отдельных групп населения. Предлагалось в агитационно-пропагандистской работе шире использовать факты кровавых преступлений немецко-фашистских захватчиков против белорусского народа, разоблачать гитлеровскую разбойничью политику закрепощения и истребления народов, повышать бдительность масс, своевременно вскрывать и пресекать подрывную деятельность вражеской агентуры. В постановлении излагались конкретные указания по вопросам организации и содержания агитационно-пропагандистской работы, совершенствования ее средств, форм и методов, по повышению марксистско-ленинской подготовки партийных, профсоюзных, комсомольских кадров и интеллигенции, улучшению деятельности редакций областных и районных газет.

Выполняя Постановление ЦК ВКП(б), партийные организации Белоруссии приняли меры по усилению пропаганды и агитации среди населения, привлекали к этой работе лучшие свои силы, а также наиболее подготовленную часть интеллигенции. При ЦК КП(б)Б, обкомах, горкомах и райкомах были созданы группы докладчиков. Во всех областях состоялись семинары пропагандистских работников по вопросам организации и идейного содержания агитационно-пропагандистской работы. Кроме того, в городах и районных центрах были проведены конференции учителей с докладами и лекциями на теоретические темы. Существовавшие курсы при ЦК КП(б)Б по подготовке партийных, советских и пропагандистских работников до конца года окончили 2830 человек.

Осенью 1944 г. в Минске состоялось республиканское совещание по вопросам пропаганды и агитации. В его работе принимали участие секретари обкомов КП(б) Белоруссии по пропаганде, заведующие отделами пропаганды и агитации горкомов и райкомов партии, лекторы, заведующие парткабинетами и редакторы газет. Совещание обсудило первые итоги работы партийных организаций по реализации постановления ЦК ВКП(б) “О ближайших задачах партийных организаций КП(б) Белоруссии в области массово-политической и культурно-просветительной работы среди населения”. Участники совещания обменялись опытом проведения пропагандистской работы и наметили меры по ее дальнейшему усилению. На совещании выступил секретарь ЦК КП(б) Белоруссии П. К. Пономаренко.

27 сентября 1944 г. ЦК ВКП(б) принял постановление “О недостатках в политической работе среди населения западных областей УССР”. В нем указывалось на медлительность партийных организаций этих областей в развертывании массово-политической работы среди населения и ее слабую организацию, особенно на селе. Имели место недостатки в содержании и направленности идеологического воспитания. В постановлении были определены задачи парторганизаций по усилению помощи фронту, восстановлению и развитию экономики, дальнейшему сплочению советских людей, воспитанию их в социалистическом духе. ЦК ВКП(б) обязал коммунистов “разъяснять населению, что только Советское государство, основанное на дружбе народов, обеспечивает трудящимся западных областей Украины подлинную свободу, материальное благосостояние и быстрый культурный подъем”.

Претворение в жизнь этих указаний, устранение вскрытых недостатков подняли массово-политическую и культурно-воспитательную работу в освобожденных районах на новый уровень, способствовали усилению политической и трудовой активности населения в восстановлении народного хозяйства, умножению его вклада в победу над врагом. Партийные организации западных областей Украины широко развернули политическую работу в массах, особенно на селе, наладили систематическую информацию населения о военно-политических и международных событиях, разъяснение трудящимся положений Советской Конституции, основ советского строя, прав и обязанностей граждан СССР, всемерно воспитывали их в духе социалистического отношения к общественному труду и общественной собственности, строгого соблюдения государственной дисциплины. Повысилась активность пропаганды в разоблачении украинских буржуазных националистов, их враждебной деятельности, направленной на срыв мероприятий Советского государства. ЦК КП(б) Украины, обкомы, горкомы и райкомы партии приняли эффективные меры по повышению роли печати в идейно-политическом воспитании трудящихся. Газеты и журналы стали глубже и шире освещать идеологические вопросы, ярче показывать жизнь Советской Украины и других республик СССР, ход восстановления хозяйства и развития культуры в западных областях УССР.

К участию в массово-политической работе среди населения освобожденных районов привлекался широкий круг партийных и советских работников. Они выступали с политическими докладами и беседами на предприятиях, в учреждениях, в селах. Был организован ежедневный выпуск листовок со сводками Совинформбюро. Улучшились радиовещание и работа культурно-просветительных учреждений.

Особое внимание уделялось работе среди городской и сельской интеллигенции. После изгнания оккупантов партийные и советские органы привлекали ее к активному участию в государственном, хозяйственном и культурном строительстве. Для нее организовывались лекции и консультации по истории партии, истории СССР и УССР, по марксистско-ленинской философии, литературе и искусству.

Усилению идеологической работы в западных областях способствовали решения состоявшегося 22 — 24 ноября 1944 г. Пленума ЦК КП(б)У, обсудившего доклады секретарей Волынского, Станиславского и Черновицкого обкомов партии о ходе выполнения Постановления ЦК ВКП(б) от 27 сентября 1944 г.

Широкий размах получали пропаганда и агитация также в Молдавии, Эстонии, Латвии, Литве, Карело-Финской ССР. Они строились с учетом конкретных условий этих республик и особенностей различных слоев населения.

Дальнейшее совершенствование идеологического воспитания масс давало свои результаты. Советские люди еще теснее сплачивались вокруг родной Коммунистической партии, умножали свои усилия в борьбе с врагом. Рабочие, колхозники, инженеры и ученые самоотверженным трудом в тылу обеспечивали фронт всем необходимым для ведения крупных наступательных операций.

Идеологическая работа в Вооруженных Силах в соответствии с решениями и указаниями ЦК ВКП(б) была подчинена мобилизации советских воинов на завершение освобождения оккупированных гитлеровцами районов страны, на избавление народов Европы от фашизма и на обеспечение окончательного разгрома врага.

В связи с началом освобождения народов Центральной и Юго-Восточной Европы ЦК ВКП(б) обращал внимание военных советов, командиров и политорганов на то, что враг здесь будет сопротивляться с отчаянием обреченного, и требовал в связи с этим всемерно развивать у личного состава упорство в выполнении боевых задач, стойкость, мужество и отвагу, стремление как можно быстрее добить раненого фашистского зверя в его логове.

Усиливалось воспитание воинов в духе пролетарского интернационализма на основе требований Постановления ГКО от 10 апреля 1944 г. и указаний, данных на совещании членов военных советов фронтов в ЦК ВКП(б) 4 мая 1944 г. Все средства пропаганды и агитации использовались для раскрытия антинародной сущности капитализма и его порождения — фашизма, для доведения до сознания каждого бойца недопустимости отождествления правящих эксплуататорских классов и буржуазных правительств с трудящимися тех стран, на территорию которых вступали советские войска, особенностей и природы Вооруженных Сил первого социалистического государства, которое считает своей священной обязанностью оказывать помощь и поддержку угнетенным народам в их борьбе за социальное и национальное освобождение.

Военные советы и политорганы, руководствуясь указаниями Центрального Комитета ВКП(б), в освобожденных Советской Армией районах стран Центральной и Юго-Восточной Европы налаживали отношения с местной администрацией, оказывали ей помощь в восстановлении разрушенного оккупантами хозяйства, транспорта, жилья, организовывали для населения доклады, лекции, митинги, беседы, издавали газеты, распространяли агитационно-пропагандистскую литературу, в которых отражались цели Советских Вооруженных Сил, их освободительная миссия и разоблачалась реакционная сущность фашизма. Всего в 1944 г. политическими органами Советской Армии было издано и распространено среди войск и населения зарубежных стран почти 450 млн. экземпляров газет, листовок, брошюр, плакатов.

Важное значение придавалось ознакомлению советских воинов с характером общественного и государственного строя стран Центральной и Юго-Восточной Европы, с традициями, культурой и бытом их народов. Так, для воинов 3-го Украинского фронта были изданы справки о Румынии, Болгарии, Югославии, Венгрии. Этим странам посвящались беседы, материалы печати.

В агитационно-массовой работе широко использовались такие документы, как “Соглашение об отношениях между Советским Главнокомандующим и Чехословацкой Администрацией после вступления советских войск на территорию Чехословакии” (от 8 мая), “Заявление Наркоминдела СССР об отношениях Советского Союза к Польше” (от 26 июля), “Нота Советского правительства правительству Болгарии” (от 5 сентября), а также публиковавшиеся в газете “Правда” и других центральных органах печати материалы.

Широкому развертыванию этой работы способствовали рекомендации состоявшегося 15 июля заседания Совета военно-политической пропаганды при Главном политическом управлении Красной Армии с участием секретарей ЦК ВКП(б) А. А. Жданова и А. С. Щербакова. На заседании был заслушан и обсужден доклад начальника политуправления 2-го Украинского фронта генерал-лейтенанта А. Н. Тевченкова “О состоянии партийно-политической работы в войсках фронта за пределами Советского Союза”. По итогам обсуждения Главное политическое управление подготовило специальную директиву, которая 19 июля была направлена в войска. В ней обобщался первый опыт работы политорганов и партийных организаций в новых условиях, вскрывались недостатки и указывались пути их устранения, содержались рекомендации по дальнейшему укреплению политико-морального состояния личного состава, всемерному повышению бдительности и организованности воинов, личной ответственности каждого из них за порученное дело.

Большое значение в усилении идейно-политического, в том числе интернационального, воспитания советских воинов имело дальнейшее улучшение работы с командным и политическим составом армии и флота. На это указывали Главные политические управления Красной Армии и Военно-Морского Флота в ряде своих директив.

С повышением идейного уровня, увеличением размаха пропаганды и агитации росли их действенность, благотворное влияние на личный состав, на состояние боеспособности войск и флотов.

Таким образом, Коммунистическая партия, учитывая новые задачи, вставшие перед советским народом и его Вооруженными Силами во второй половине 1944 г., значительно активизировала идеологическую работу, нацеливая ее на мобилизацию масс на успешное решение политических, хозяйственных и военных задач, на победоносное окончание борьбы с немецко-фашистскими захватчиками.

К началу 1915 г. стало очевидно, что в реальности война заметно отличалась от той, какой она виделась сотрудникам генштабов великих держав в предвоенный период. В связи с тем, что война приобрела затяжной характер, для ее главных действующих лиц была важно заручиться поддержкой новых союзников, с тем чтобы таким путем сломать сложившееся равновесие сил.

В 1915 г. сфера боевых действий расширилась за счет вступления в войну двух новых стран – Болгарии на стороне Германии и Италии на стороне Антанты. Но судьба войны по-прежнему решалась на Восточном и Западном фронтах.

В 1915 г. русская армия начала испытывать сложности, вызванные тем, что военная промышленность не могла обеспечить ее должным количеством боеприпасов, оружия и амуниции. Германия решила в 1915 г. нанести главный удар на Восточном фронте. Зимой и весной этого года развернулись бои на всем протяжении этого фронта. В Галиции дела шли для русских войск успешно. Австрийские войска терпели поражение за поражением, и над ними нависла угроза полного разгрома. В мае на помощь своему союзнику пришли немцы, неожиданный удар которых между Горлице и Тарновом привел к прорыву фронта и вынужденному отходу русских войск из Галиции, Польши и Литвы. Все лето нашим войскам пришлось вести тяжелые оборонительные бои, и лишь осенью им удалось остановить немецкое наступление.

В 1916 г. активизировались боевые действия на Западном фронте. В феврале 1916 г. немецкое командование начало свою самую крупномасштабную операцию, пытаясь захватить важную в стратегическом отношении французскую крепость Верден. Однако, несмотря на колоссальные усилия и огромные потери, немецкие войска так и не смогли ее взять.

Чтобы ослабить натиск немцев на Верден, англо-французская армия в свою очередь попыталась прорвать линию обороны немцев у реки Сомма. В этой битве, длившейся с июля до конца ноября 1916 г., англичане и французы впервые применили танки. Тем не менее битва на Сомме не принесла ощутимых оперативных результатов.

Более успешно для Антанты складывалась ситуация на Восточном фронте. В разгар боев под Верденом французское командование вновь обратилось к России за помощью. Призыв о поддержке шел и от итальянской армии, терпевшей поражение от австро-венгерских войск. Летом 1916 г. российское командование предприняло ряд наступательных операций. Армия под руководством генерала А. Брусилова прорвала австрийский фронт на линии Луцк – Черновцы. Русские войска опять заняли большую часть Галиции и Буковину, поставив Австро-Венгрию на грань военного разгрома. Брусиловский прорыв приостановил активность австрийцев на итальянском фронте и во многом облегчил положение англо-французских войск под Верденом и на Сомме. Распыление боевых сил на многих направлениях ослабило Германию.

Огромные масштабы военных действий приводили к истощению материальных и продовольственных ресурсов во всех воюющих державах. Во всех воюющих странах чувствовалась военная усталость, росли антивоенные выступления. Особенно тяжелым было положение в странах германского блока. В Германии неуклонно росло число бастовавших рабочих. 1 мая 1916 г. по инициативе К. Либкнехта, левого социал-демократа из группы «Спартак», по берлинским улицам прошла массовая демонстрация под лозунгами «Долой войну!», «Долой правительство!».

В Австро-Венгрии антивоенные настроения трудящихся масс тесно переплетались с национально-освободительным движением.

В Турции наступил глубокий экономический кризис. Росло недовольство в Болгарии. Даже в Великобритании и Франции, где кризис не был столь глубоким, происходили крупные забастовки и демонстрации.

Однако наиболее острым было положение в царской России. Тщетность 30 месяцев почти беспрерывных сражений, гибель миллионов солдат, развал народного хозяйства, разруха, голод, разложение правительственного аппарата – все это восстановило против царизма широкие слои населения. Самодержавие в России переживало глубокий кризис. В итоге в феврале 1917 г. в стране произошла революция, приведшая к свержению царского режима.

Главные события 1915 года развернулись на Восточном фронте. По предложению командующего Восточным фронтом генерала фон Гинденбурга немецкое командование решило в 1915 году совместными действиями с австро-венгерской армией разгромить Россию.

Фон Гивденбург, Пауль (1847—1934). Военный, политический и государственный деятель Германии, фельдмаршал. Участвовал во Франко-прусской войне (1870-1871). Ушел в отставку в 1911 году, но с началом первой мировой войны вновь вернулся в армию. Командовал германскими войсками, одержавшими победу над русскими армиями в Восточной Пруссии (1914). С 1916 года — начальник Генерального штаба. Оказывал серьезное влияние на действия германского императора Вильгельма II. В 1925 году избран президентом Веймарской республики. Переизбран в 1932 году. Назначив А. Гитлера канцлером Германии, способствовал ликвидации в Германии демократии.

Весной 1915 года наступление началось в Галиции, в августе — на севере Восточного фронта. Почти на всей своей протяженности он был взломан. Русская армия понесла катастрофические потери — 850 тысяч убитыми и ранеными, 900 тысяч пленными. Были оставлены захваченная ранее Галиция, а также Польша и Литва. Но главная задача кампании не была достигнута: Россия не вышла из войны.

Разгром Сербии

Относительный успех Тройственного союза на Восточном фронте подтолкнул Болгарию на присоединение к нему. Совместными усилиями Болгария и Австро-Венгрия разгромили сербскую армию, которая отступила к Адриатическому морю и была эвакуирована англичанами. Утешением для Антанты было лишь то, что две французские дивизии, высадившиеся в греческом городе Салоники и попытавшиеся ударить во фланг болгарской армии, образовали вместо Сербского Салоникский фронт.

Позиционная война на Западном фронте

На Западном фронте в течение всего года не велись активные боевые действия. Обе стороны понимали, что прорыв обороны противника — многослойной, насыщенной артиллерией и пулеметами — потребует колоссальных жертв. 22 апреля 1915 года немецкое командование впервые в истории применило газовую атаку, выпустив ядовитый газ — хлор — на позиции англичан под Ипром. Было отравлено 15 тысяч человек, из которых 5 тысяч умерли. С этого времени обязательной принадлежностью солдатской экипировки стал противогаз. Обе стороны в течение всей войны активно применяли химическое оружие, нарушив тем самым довоенную конвенцию о неприменении удушливых газов в ходе военных действий.

Война здесь, раньше чем на других фронтах, приобрела классический позиционный характер. Противники прикрылись минными полями, рогатками с колючей проволокой. Жизнь солдат все больше сводилась к рытью окопов и ходов сообщений, обустройству блиндажей, огневых точек и пулеметных гнезд. Война утратила романтический облик, стала однообразной, но опасной работой громадной массы мужчин. Она перестала быть личным поединком солдат: они гибли от снарядов, пуль, газовых атак, даже не увидев лица своего противника.

На этой «фабрике смерти» роскошные мундиры, кивера и плюмажи казались смешными: их заменил защитный, по преимуществу, серо-зеленый цвет одинакового для всех обмундирования. Начала входить в употребление стальная каска, предохраняющая голову от осколков.

Армия требовала от солдат все большей специализации. В пехоте выделились пулеметчики. Быстро росла доля артиллеристов. Все больше требовалось водителей автомобилей. Появились военно-воздушные силы и противовоздушная оборона. Еще более усложнилась служба тыла, ведь она должна была обеспечить всем необходимым громадную массу войск. Французская армия выпускала в месяц 8,1 миллиона снарядов, германская — 9 миллионов. Месячная потребность в патронах для германской армии определялась в 250 миллионов штук. Для обеспечения русской армии продовольствием требовалось 3 тысячи вагонов в сутки.

Вступление Италии в войну

Если Германии и ее союзникам удалось добиться поддержки Болгарии, то Антанте удалось склонить на свою сторону Италию. Та, хотя и была членом Тройственного союза, вступать в войну не торопилась, выторговывая себе условия повыгодней. Австро-Венгрия могла предложить Италии французское побережье Средиземноморья, Корсику и Тунис. Но та требовала Южный Тироль с преимущественно австрийским населением, на что Австро-Венгрия не соглашалась. Антанта же посулила Италии и Тироль, и Триест, и восточное побережье Адриатики. 26 апреля 1915 года был подписан соответствующий договор, и через месяц Италия вступила в войну на стороне Антанты. Наступление итальянских войск было не особенно удачным, и уже в июле война и здесь — на Итальянском фронте — приобрела позиционный характер. Но это была практически единственная помощь русским войскам: австрийцы перебросили с Восточного фронта на Итальянский 10-12 дивизий.

В связи с переходом Италии на сторону Антанты Тройственный союз перестал существовать. Ему на смену пришел союз Германии и Австро-Венгрии с Болгарией и Османской империей — союз, названный Четверным.

Подводная война

В 1915 году германское командование предприняло попытку переломить в свою пользу ход войны на море. Поскольку к 1914 году Германия не успела добиться решительного перевеса над английским надводным флотом, было решено начать против Англии подводную войну. 4 февраля Германия заявила, что в ответ на английскую морскую блокаду она объявляет все воды, омывающие Великобританию, зоной боевых действий и что все суда в этой зоне будут объектами атак подводных лодок. 7 мая был потоплен крупный английский пассажирский лайнер «Лузитания» с 1196 пассажирами на борту, из которых 128 были американцами. США заявили решительный протест, и германское командование, опасаясь, что США примкнут к Антанте, вынуждено было временно свернуть масштабы подводной войны.

Кредер А.А. Новейшая история зарубежных стран. 1914-1997

Научно – практическая конференция по истории, посвященная «70- летию Победы в Великой Отечественной войне».

Исследовательская работа по теме: «Человек тыла в годы

Великой Отечественной войне».

Выполнила:

Вологина Анастасия

обучающийся МБОУ СОШ №3

Руководитель:

учитель истории

с. Александров – Гай 2015 г.

Введение ………………………………………...3

Глава 1.Начало войны……………………………….5

1) Мобилизация сил………………………………..5

2) Эвакуация опасных районов……………………7

Глава 2. Жизнь в тылу………………………………10

1) Жизнь в тылу……………………………………….10

2) Поддержка со стороны…………………………….12

Заключение……………………………………………17

Список литературы …………………………………..19

Введение

Великая Отечественная война - одна из героических страниц в истории нашей страны. Этот период времени был проверкой жизнестойкости, выносливости и терпимости нашего народа, поэтому интерес к данному периоду не случаен. Вместе с тем война была одной из трагических страниц в истории нашей страны: гибель людей – ни с чем не сравнимая потеря.

История современных войн не знала другого примера, когда одна из воюющих сторон, понёсшая огромный урон, могла бы уже в годы войны разрешать задачи восстановления и развития сельского хозяйства , промышленности. Самоотверженный труд советских людей, преданность Родине были продемонстрированы в эти тяжелые годы Великой Отечественной войны.

Со времён знаменательного события, когда нашей страной была одержана Великая Победа над фашизмом, прошло уже более полувека. За последние годы мы наблюдаем всё более пристальное внимание к изучению вклада советского тыла в годы Великой Отечественной войны. Ведь война шла не только на фронтах, но и внутри страны, ее эхо докатилось до самой глубинки. Нет ни одного человека, которого бы не коснулись события Второй Мировой войны – там, где не были слышны выстрелы, господствовал голод и разруха, матери теряли сыновей, а жены – мужей. В тылу войны все работали на победу, цеха ни на секунду не останавливались, люди не спали сутками, только чтобы внести свой вклад в будущую победу. И наверное, только благодаря этому самоотверженному рвению советского народа наши войска все-таки разгромили немцев, дали достойный отпор, предотвратили господство Третьего Рейха в мире.


И цель моей работы состоит в том, чтобы детально продемонстрировать весь неоценимый вклад тыла в разгром фашистских войск: резкая перестройка экономики под военные нужды, мобилизация всех сил страны, развитие науки в помощь фронтовым войскам, поддержка деятелей культуры. Не будь всего этого – кто знает, в какой стране мы бы жили сейчас?

Глава I . Начало войны.

П.1. МОБИЛИЗАЦИЯ СИЛ

Внезапное вторжение Германии на территорию СССР потребовало от Советского правительства быстрых и точных действий. В первую очередь нужно было обеспечить мобилизацию сил на отпор врагу. В день нападения фашистов Президиум Верховного Совета СССР издал указ о мобилизации военнообязанных 1905-1918 гг. рождения. За считанные часы сформировывались отряды и подразделения. Вскоре ЦК ВКП(б) и Совет Народных Комисаров СССР принял постановление об утверждении мобилизационного народнохозяйственного плана на четвертый квартал 1941 г., предусматривавшего увеличение производства военной техники и создания крупных предприятий танкостроительной промышленности в Поволжье и на Урале. Обстоятельства заставили Центральный Комитет Коммунистической партии в начале войны разработать развернутую программу перестройки деятельности и жизни Советской страны на военный лад, которая была изложена в директиве Совнаркома Союза СССР и ЦК ВКП(б) от 29 июня 1941 года партийным, советским организациям прифронтовых областей.

Были намечены основные направления перестройки экономики:

Эвакуация из прифронтовой полосы на Восток промышленных предприятий, материальных ценностей и людей;

Переход заводов и фабрик гражданского сектора на выпуск боевой техники;

Ускоренное строительство новых промышленных объектов.

Советское правительство и Центральный Комитет партии призывал народ отрешиться от своего настроения и личных желаний, перейти на священную и беспощадную борьбу с врагом, сражаться до последней капли крови, перестраивать на военный лад народное хозяйство, увеличивать выпуск военной продукции. «В занятых врагом районах,- указывалось в директиве, - создавать партизанские отряды и диверсионные группы для борьбы с частями вражеской армии, для разжигания партизанской войны всюду и везде, для взрыва мостов, дорог, порчи телефонной и телеграфной связи, поджога складов и т. д. В захваченных районах создавать невыносимые условия для врага и всех его пособников, преследовать и уничтожать их на каждом шагу, срывать все их мероприятия». Кроме всего прочего на местах проводились беседы с населением. Разъяснялись характер и политические цели начавшейся Отечественной войны. Основное положение директивы от 29 июня изложил в выступлении по радио 3 июля 1941 года. Обращаясь к народу, он объяснил сложившуюся ситуацию на фронте, раскрыл программу защиты уже добившихся целей, выразил непоколебимую веру в победу советского народа против немецких оккупантов. «Наши силы неисчислимы, - подчеркивалось в его речи. - Зазнавшийся враг должен скоро убедиться в этом. Вместе с Красной Армией поднимаются многие тысячи рабочих, колхозников, интеллигенции на войну с напавшим врагом. Поднимутся миллионные массы нашего народа».


Тогда же был сформулирован лозунг: «Все для фронта, все для победы!», который стал девизом жизни советских людей.

П.2. ЭВАКУАЦИЯ ОПАСНЫХ РАЙОНОВ

В связи с быстрым продвижением германских войск на восток появилась острая необходимость в эвакуации в восточные районы населения, фабрик и заводов, ценностей с территорий, которые подвергались опасности и могли перейти в руки к врагу. Быстрые темпы создания главного арсенала страны на Востоке могли быть обеспечены лишь успешным перемещением в глубокий тыл предприятий, боеприпасов , вооружения и других отраслей. Вынужденная эвакуация ресурсов из опасной прифронтовой зоны - явление не новое. Оно имело место, в частности, в России еще в первую мировую войну. Но никогда еще ни одному из воюющих государств не удавалось осуществить так целеустремленно, по плану и с таким поразительным результатом гигантскую эвакуацию производительных сил, как это было сделано Советским Союзом.

В1943-1944 годах большинство вузов вернулось из эвакуации. Началось восстановление разрушенных и создание новых вузов. В последние годы войны было открыто 56 новых высших учебных заведений, в т. ч. Институт международных отношений . К концу войны в стране было 789 вузов, в которых обучалось более 730 тыс. студентов. За годы войны вузы и средние специальные заведения подготовили 842 тыс. специалистов, в т. ч. 302 тыс. с высшим образованием.

Великая Отечественная война показала сущность души русского человека, глубокое чувство патриотизма, колоссальную обдуманную жертвенность. Именно русский народ победил во второй мировой войне. Мы, современники, должны помнить об уроках прошлого, о том, какой ценой завоевано наше счастье и свобода.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Победа Советского народа в Великой Отечественной войне имела всемирно-историческое значение. Были защищены социалистические завоевания. Советский народ внёс решающий вклад в разгром гитлеровской Германии. Сражалась вся страна – сражался фронт, сражался тыл, которые полностью выполнили стоявшую перед ними задачу. Победа СССР в войне с фашизмом явилась убедительной демонстрацией возможностей планово управляемого социалистического народного хозяйства. Его регулирование обеспечило максимальную мобилизацию и наиболее рациональное использование всех видов ресурсов в интересах фронта. Эти преимущества были помножены на существовавшие в обществе единство политических и экономических интересов, высокую сознательность и патриотизм рабочего класса, колхозного крестьянства и трудовой интеллигенции, всех наций и народностей, сплочённых вокруг Коммунистической партии.

Перевод народного хозяйства на рельсы военной экономики коренным образом изменили привычный уклад жизни населения в тылу. На советскую землю вместо растущего благосостояния пришли постоянные спутники войны – материальные лишения, бытовые невзгоды.

Обозначился перелом в сознании людей. Весть о начале наступления под Сталинградом была встречена грандиозным ликованием всей страны. Прежние чувства тревоги и беспокойства сменились уверенностью в конечной победе, хотя противник находился еще глубоко в пределах СССР и путь к ней казался не близким. Общий настрой на победу стал важным психологическим фактором в жизни фронта и тыла.

Снабдить войска продуктами питания, накормить население в тылу, дать промышленности сырьё и помочь государству создать в стране устойчивые резервы хлеба и продовольствия – таковы были требования, предъявленные войной к сельскому хозяйству.

Советской деревне пришлось решать столь сложные экономические задачи в исключительно трудных и неблагоприятных условиях. Война оторвала от мирного труда наиболее трудоспособную и квалифицированную часть тружеников села. Для нужд фронта понадобилось большое число тракторов, автомашин, лошадей, что значительно ослабило материально-техническую базу сельского хозяйства. Во имя победы над германским фашизмом рабочий класс своим самоотверженным трудом обеспечил действующую армию всем необходимым и в достаточном количестве.

События Великой Отечественной войны оставили в душе наших людей такой след, который вот уже многие годы не стирается. И чем дальше в историю уходят военные годы, тем ярче перед нами предстает великий подвиг советского народа, отстоявшего честь, свободу и независимость своей Родины, избавившего человечество от фашистского рабства.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ .

1) http://bibliofond. ru/view. aspx? id=33578

2) http://www. biografia. ru/arhiv/voyna130.html

3) http://depprint. donland. ru/Default. aspx? pageid=56199\

Положение на фронтах и в тылу

Структурно беседа была построена с рассмотрения внутренних проблем США, а затем с рассмотрения положения на фронтах.

Внутри страны возникла серьезная проблема – рост цен на продовольствие. Ежемесячно он составлял 3 процента, грозя приобрести неконтролируемый характер. За этим могли последовать рост зарплаты и как итог – виток инфляции.

Причины очевидны. Перевод экономики на расширение военного производства фактически ликвидировал безработицу. На предприятия пришли не только квалифицированные специалисты, но и женщины, и молодежь. Наблюдалось переселение людей из сельской местности.

Заводы переходили на круглосуточную работу, включая выходные и праздничные дни. Естественно, росла зарплата, и люди старались реализовать свои доходы. Сохранялись и спекулятивные тенденции в торгово-промышленных кругах и среди тех, кто производил продовольствие и товары гражданского назначения.

Существовала реальная угроза возникновения ситуации накануне «Нового курса» в тридцатых годах.

Администрация вынуждена была установить контроль над ценами, заработной платой и доходами. Вот почему президент внес в Конгресс 7 сентября 1942 г. Закон о стабилизации жизни. Вопрос был поставлен ребром: если Конгресс не примет просьбу президента, он возьмет ответственность на себя и будет действовать самостоятельно.

Расходы на войну велики и поэтому нельзя рисковать, ослабить усилия по наращиванию военного потенциала США.

На это время в США было произведено 25 тыс. боевых самолетов, 24 тыс. танков, более 14 тыс. зенитных орудий, 128 боевых кораблей различного плана. А требовалось еще больше.

На войне к концу 1942 г. наметились тенденции в лучшую сторону. Рассматривая положение на четырех фронтах: Русском фронте, в регионе Тихого океана, Средиземного моря и Ближнего Востока, в Европе, президент подчеркнул, что нельзя оставить без внимания и помощи хотя бы один из них. Говоря о положении на русском фронте, Рузвельт сказал: «Несмотря на то, что Германия захватила важную часть территории России, Гитлер не смог уничтожить единую русскую армию».

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Путь русского офицера автора Деникин Антон Иванович

1914 год. На фронтах войны Началась первая мировая война. Соотношение вооруженных сил сторон было таково: после окончания мобилизации и сосредоточения силы Антанты, по сравнению с Центральными державами, были 10 к 6. Но нужно принять во внимание слабость бельгийской армии;

Из книги Сто сорок бесед с Молотовым автора Чуев Феликс Иванович

1915 год. На фронтах войны Несогласие на верхах русского командования по поводу направления главного удара продолжалось. Ставка оставалась при прежнем благоразумном решении - удержания Карпат и наступления на Берлин. Ген. Иванов, при энергичной поддержке Брусилова и

Из книги Мемуары автора

1916 год. На фронтах войны Пополненная, снабженная до известной степени оружием, патронами и снарядами, Русская армия в 1916 г. привлекала на себя преимущественное внимание противника и полуторные его силы по сравнению с западными фронтами.Россия уже была главным театром

Из книги Карл Густав Маннергейм. Мемуары автора Маннергейм Карл Густав Эмиль

На фронтах – Когда вы выезжали на фронт?– Я в Ленинград выезжал в 41-м. Во-вторых, я снимал Конева. Потом выезжал торопить Жукова. Это, по-моему, в 42-м или в 43~м. Вот эти были у меня поездки.13.06.1974– 1941 год, октябрь. Я поехал на фронт снимать Конева. У него не выходило. Пришлось

Из книги Иосиф Сталин автора Рыбас Святослав Юрьевич

Из книги Ограниченный контингент автора Громов Борис Всеволодович

На фронтах Первой Мировой войны Покончив с отчётами о моём путешествии по Азии и другими формальностями, осенью 1908 года я поехал в краткосрочный отпуск в Финляндию. После двухлетнего путешествия на лошадях жизнь цивилизованного человека принесла мне чувство облегчения,

Из книги Крупская автора Кунецкая Людмила Ивановна

НА ПЕТРОГРАДСКОМ И ЮЖНОМ ФРОНТАХ В марте Сталин участвовал еще в одном важнейшем деле - I конгрессе Коминтерна, который совпал с революцией и провозглашением Советской республики в Венгрии, ее возглавил посланный туда Лениным Бела Кун. (Спустя две недели была

Из книги Жданов автора Волынец Алексей Николаевич

На фронтах гражданской войны Афганские политические лидеры во многом схожи между собой. Большинство из них - дети состоятельных родителей и начинали свою жизнь в аристократической среде в атмосфере комфорта. Многие учились в одних и тех же колледжах, университетах,

Из книги Герман Геринг - маршал рейха автора Гротов Генрих

НА ФРОНТАХ КУЛЬТУРНОЙ РЕВОЛЮЦИИ Чем бы ни занималась Надежда Константиновна, какой бы вопрос ни решала, где бы ни выступала, она всегда исходила из задач партии, интересы которой были для нее превыше всего. Партийный и государственный подход к любому вопросу -

Из книги Неизвестный «МиГ» [Гордость советского авиапрома] автора Якубович Николай Васильевич

Из книги Как я бил Гудериана автора Катуков Михаил Ефимович

Отступление на всех фронтах После Сталинграда не один Геринг среди высших нацистских бонз оказался политическим «аутсайдером». В декабре 1942 года Мартин Борман, с целью «облегчить фюреру», поглощенному сталинградской эпопеей, «ведение государственных дел», организовал

Из книги В. В. Куйбышев автора Березов Павел Иванович

Из книги Генерал Кравченко автора Яковлев Василий Павлович

Из книги автора

Глава 9. На двух фронтах Дымчатым апрельским утром Копдратенко подал к подъезду небольшого домика, где я квартировал, «эмку». Несмотря на заплаты, она по-праздничному сверкала на солнце. Чувствовалось, что, готовясь в дорогу, мой шофер тщательно отмыл и надраил ее черный

Из книги автора

Из книги автора

На фронтах Великой Отечественной 20 июня 1941 года Григорий Пантелеевич успешно окончил курсы при Академии Генштаба РККА и был зачислен слушателем Академии.О начале войны он узнал рано утром 22 июня, находясь на даче в Серебряном бору.В тот же день Г. П. Кравченко был

© rifma-k-slovu.ru, 2024
Rifmakslovu - Образовательный портал