Сын летчика-космонавта Георгия Берегового Виктор: «Свои машины отец всегда страховал. А вот жизнь — никогда…

15.09.2023

Надгробный памятник
Мемориальная доска в посёлке Чкаловский
Памятная стела в Енакиево
Поезд «Георгий Береговой»
Бронзовый бюст в Енакиево
Бронзовый бюст в Енакиево (фрагмент)
Памятный знак в Енакиево
Бюст в Киеве
Бюст в Киеве (фрагмент)
Бюст в Фёдоровке
Мемориальная доска в Звёздном городке


Береговой Георгий Тимофеевич – командир авиаэскадрильи 90-го гвардейского штурмового авиационного полка (4-я гвардейская штурмовая авиационная дивизия, 5-й штурмовой авиационный корпус, 5-я воздушная армия), гвардии старший лейтенант;
командир космического корабля «Союз-3», полковник.

Родился 15 апреля 1921 года в селе Фёдоровка Карловской волости Константиноградского уезда Полтавской губернии (ныне Карловского района Полтавской области, Украина). Украинец. С осени 1921 года жил в городе Енакиево (ныне Донецкой области, Украина). В 1937 году окончил 8 классов школы. Работал на Енакиевском металлургическом комбинате. В 1938 году окончил Енакиевский аэроклуб.

В армии с декабря 1938 года. В июне 1941 года окончил Ворошиловградскую военную авиационную школу лётчиков. Служил в ВВС лётчиком в запасном и ближнебомбардировочном авиаполках (в Приволжском военном округе).

Участник Великой Отечественной войны: в июне-ноябре 1942 – командир звена 451-го штурмового авиационного полка, в ноябре-декабре 1942 – командир звена 235-го штурмового авиационного полка. Воевал на Калининском фронте. Участвовал в Ржевско-Сычёвских операциях.

В декабре 1942 – марте 1943 проходил переобучение в 5-м учебно-тренировочном авиационном полку (Калининский фронт).

В июле 1943 – мае 1945 – заместитель командира и командир авиаэскадрильи 671-го (с мая 1943 – 90-го гвардейского) штурмового авиационного полка. Воевал на Воронежском (июль-октябрь 1943), 1-м (октябрь 1943 – сентябрь 1944) и 2-м (сентябрь 1944 – май 1945) Украинских фронтах. Участвовал в Курской битве, освобождении Левобережной Украины, Киевской наступательной, Житомирско-Бердичевской, Корсунь-Шевченковской, Проскуровско-Черновицкой, Львовско-Сандомирской, Дебреценской, Будапештской, Венской, Братиславско-Брновской и Пражской операциях.

28 июля 1943 года его самолёт был сбит вражеским истребителем, спасся на парашюте. Во время одного из боевых вылетов был легко ранен пулей в голень левой ноги.

Всего за время войны совершил 185 боевых вылетов на штурмовике Ил-2 для нанесения бомбоштурмовых ударов по живой силе и технике противника.

За мужество и героизм, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 октября 1944 года гвардии капитану Береговому Георгию Тимофеевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» .

В ноябре 1945 года окончил Липецкую высшую офицерскую лётно-тактическую школу. До 1947 года продолжал службу в ВВС штурманом и начальником воздушно-стрелковой службы штурмового авиаполка, штурманом истребительного авиаполка (в Одесском военном округе).

В 1947-1948 годах обучался в Военно-воздушной академии (Монино), в 1956 году окончил её заочно.

В августе 1948 – январе 1964 – лётчик-испытатель Государственного Краснознамённого научно-испытательного института ВВС. Провёл госиспытания сверхзвуковых перехватчиков МиГ-19П, Су-9 и Ту-128; испытания боевых реактивных самолётов Як-25, Як-27Р, Су-7Б и Су-9 на штопор, испытания учебно-тренировочного реактивного самолёта МиГ-15УТИ на перевёрнутый штопор. Участвовал в государственных испытаниях самолётов И-320 («Р-2»), МиГ-17Ф, СМ-7, МиГ-19С, СМ-12, СМ-30, Як-25РВ-I и других.

С января 1964 года по февраль 1982 года состоял в отряде космонавтов.

26-30 октября 1968 года совершил космический полёт в качестве командира космического корабля «Союз-3» продолжительностью 3 суток 22 часа 50 минут.

За успешное осуществление космического полёта и проявленные мужество и героизм Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 ноября 1968 года полковник награждён второй медалью «Золотая Звезда» и орденом Ленина.

С апреля 1969 – заместитель начальника, а в июне 1972 – январе 1987 – начальник Центра подготовки космонавтов имени Ю.А.Гагарина. С января 1987 года генерал-лейтенант авиации Г.Т.Береговой – в отставке.

Работал в вычислительном информационном центре «Лидар» Академии наук СССР.

Депутат Верховного Совета СССР 8-10-го созывов (в 1970-1982 годах).

Жил в посёлке Чкаловский (ныне в черте города Щёлково), с 1966 года – в Звёздном городке Щёлковского района Московской области. Умер 30 июня 1995 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Заслуженный лётчик-испытатель СССР (14.03.1961), лётчик-космонавт СССР (1.11.1968), генерал-лейтенант авиации (1977), заслуженный мастер спорта СССР (1969), космонавт 3-го класса (1968), кандидат психологических наук (1975).

Награждён 2 орденами Ленина (26.10.1944; 1.11.1968), 2 орденами Красного Знамени (26.08.1942; 28.09.1943), орденами Богдана Хмельницкого 3-й степени (16.04.1944), Александра Невского (20.10.1943), 2 орденами Отечественной войны 1-й степени (14.01.1945; 11.03.1985), 2 орденами Красной Звезды (30.04.1954; 22.02.1955), орденом «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» 3-й степени (30.04.1975), медалью «За боевые заслуги» (20.06.1949) и другими медалями.

Герой Социалистического Труда Народной Республики Болгария (1970). Награждён болгарским орденом Георгия Димитрова (1970), венгерским орденом Знамени ВНР 1-й степени (04.1970), монгольским орденом Боевого Красного Знамени, польским орденом «Крест Грюнвальда» 3-й степени, румынским орденом Тудора Владимиреску 5-й степени, иностранными медалями.

Лауреат Государственной премии СССР (1981, за подготовку экипажей по программе «Интеркосмос»). Удостоен Золотой космической медали FAI (1977) и Золотой медали имени Ю.А.Гагарина (FAI, 1968).

Почётный гражданин городов Калуга (1968), Байконур (1977, Казахстан), Луганск (1968), Енакиево, Винница (1969, Украина) и Староконстантинов (Хмельницкая область, Украина), Плевен и Сливен (Болгария).

Бронзовый бюст Г.Т.Берегового установлен в городе Енакиево, бюсты также установлены в Киеве и селе Фёдоровка Полтавской области. В Енакиево на здании школы, в которой он учился, в посёлке Чкаловский и Звёздном городке на домах, в которых он жил, установлены мемориальные доски.

Примечание: Награждён за выполнение 108 боевых вылетов (на апрель 1944 года).

Сочинения:
Земля – стратосфера – космос. М., 1969;
Угол атаки . М., 1971;
Небо начинается на Земле. М., 1976;
Безопасность космических полётов (в соавторстве) . М., 1977;
По зову сердца. М., 1981;
Космос – землянам. М., 1981;
Деятельность космонавта в полёте и повышение её эффективности (в соавторстве) . М., 1981;
О времени и о себе. М., 1982;
Космос – землянам. 2-е издание. М., 1981;

Космонавт России. Родился 15 апреля 1921 года в селе Федоровка ныне Карловского района Полтавской области (Украина) в семье служащего. После окончания средней школы в 1938 году начал трудовую деятельность на Енакиевском металлургическом комбинате. В том же году ушел в Советскую Армию. В 1941 году окончил Ворошиловоградскую школу военных летчиков имени Пролетариата Донбасса. Участник Великой Отечественной войны с июня 1942 года. Летчик, командир звена, командир эскадрильи 90-го гвардейского штурмового авиационного полка (4-я гвардейская штурмовая авиационная дивизия, 5-й штурмовой авиационный корпус, 5-я воздушная армия, 2-й Украинский фронт). За годы войны совершил 186 боевых вылетов. За героизм и мужество проявленные в боях 26 октября 1944 года удостоен звания Герой Советского Союза. После окончания войны в 1948 году окончил высшие офицерские курсы и курсы летчиков-испытателей. В 1948 - 1964 годах работал летчиком-испытателем. Освоил десятки типов самолетов. Без отрыва от основнойработы в 1956 году окончил Военно-воздушную академию (ныне имени Ю. А. Гагарина). 14 апреля 1961 года был удостоен звания заслуженный летчик-испытатель СССР. В 1963 году зачислен в отряд советских космонавтов (1963 Группа ВВС № 2 (дополнительный набор). Прошел полный курс подготовки к полетам на кораблях типа Союз. 26 - 30 октября 1968 года совершил космический полет на космическом корабле Союз-3. В полете проводились испытания космического корабля в условиях реального космического полета с космонавтом на борту. Полет продолжался 3 суток 22 часа 50 минут 45 секунд. За совершение космического полета 1 ноября 1968 года награжден второй медалью «Золотая Звезда» Героя Советского Союза. В 1972 - 1987 годах - начальник Центра подготовки космонавтов. В 1987 году в звании генерал-лейтенант ушел в отставку.

Депутат Верховного Совета СССР 8 - 10-го созывов (1974 - 1989 годы). Лауреат Государственной премии СССР (1981 год). Вел большую общественную работу: был командующим Всесоюзной комсомольской военно-спортивной игры «Орленок», командующим Всесоюзным юнармейским движением, командующим штабом единого молодежного военно-патриотического движения. Избирался заместителем председателя Центрального правления Общества советско-венгерской дружбы, членом Президентского совета общества «СССР - Франция», председателем Центрального правления Общества советско-польской дружбы. Избирался председателем совета Межреспубликанского союза ветеранов и воинов запаса Вооруженных Сил СССР.

Награжден двумя орденами Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденами Александра Невского и Богдана Хмельницкого 3-й степени, двумя орденами Красной Звезды, двумя орденами Отечественной войны 1 степени, медалями. Награжден золотой медалью имени К. Э. Циолковского АН СССР, золотой медалью имени Ю. А. Гагарина (FAI). Герой Социалистического Труда НРБ. Награжден многими иностранными орденами и медалями. Почетный гражданин городов Калуга (Россия), Луганск, Енакиево, Винница (Украина), Плевен, Сливен (Болгария).

15. 4. 1921 - 30. 6. 1995 Дважды Герой Советского Союза

Даты указов:

1. 26.10.1944 (медаль № 2271)

2. 01.11.1968 (медаль № 48)

Береговой родился раньше всех из людей, побывавших в космосе (он на 3 месяца старше американца Джона Гленна). На протяжении 27 лет (1968-1995) Береговой являлся старейшим землянином, побывавшим в космосе (не на момент полёта, а как факт).

«Космонавт-12» - под таким девизом Георгий Береговой вошел в историю освоения космоса. До него с космодрома Байконур стартовало одиннадцать человек. Он стал двенадцатым... Двенадцатым посланцем страны, которая десять лет назад открыла эру покорения космических пространств беспримерным в истории человечества полетом гражданина Советского Союза коммуниста Юрия Гагарина.
Четверо суток пробыл летчик-космонавт Береговой на орбите, но для этого понадобилась целая жизнь - большая, целеустремленная, до краев насыщенная борьбой и трудностями человеческая жизнь. Вся она была как бы предстартовой подготовкой. И юношеские годы в аэроклубе, и фронт, и шестнадцать лет работы летчиком-испытателем - любой из этих периодов так или иначе помог ему накопить тот опыт, то профессиональное мастерство и те качества характера, которые необходимы летчику-космонавту.

Береговой Георгий Тимофеевич - лётчик-штурмовик, лётчик-испытатель, лётчик-космонавт СССР № 12.

Береговой Георгий Тимофеевич родился 15 апреля 1921 года в селе Фёдоровка ныне Карловского района Полтавской области Украины. Украинец. По окончании в 1938 году Енакиевской средней школы, начал трудовую деятельность на Енакиевском металлургическом комбинате. В 1938 году добровольго ушёл в Красную Армию и стал курсантом Ворошиловградской школы военных летчиков имени Пролетариата Донбасса, которую окончил в 1941 году.

С 13 июня 1941 года - пилот 314-го разведывательного авиационного полка 28-й авиационной дивизии Центрального фронта. С 3 октября 1941 года - пилот 15-го запасного авиационного полка Приволжского военного округа. С февраля 1942 года - пилот 150-го ближнебомбардировочного авиационного полка Приволжского военного округа. Этот авиационный полк позднее был переименован в 451-й штурмовой авиационный полк. До направления в действующую армию Георгий Береговой летал на самолётах "Як-4" и "Р-6".

Участник Великой Отечественной войны с августа 1942 года. С 15 августа 1942 года служил командиром звена 451-го штурмового авиационного полка (3-я воздушная армия, Калининский фронт). С 18 ноября 1942 года Георгий Береговой - командир звена 235-го штурмового авиационного полка (264-я штурмовая авиационная дивизия, 3-я воздушная армия, Калининский фронт). Член ВКП(б)/КПСС с 1943 года.

С 25 марта по 5 сентября 1943 года Г.Т. Береговой - заместитель командира эскадрильи 671-го штурмового авиационного полка (212-я штурмовая авиационная дивизия, в составе Калининского, а затем Воронежского фронтов. В мае 1943 года 671-й штурмовой авиационный полк, становится 90-м гвардейским штурмовым авиационным полком. И с 15 сентября 1943 года по 3 июня 1945 года Георгий Береговой - командиром эскадрильи 90-го гвардейского штурмового авиационного полка (4-я гвардейская штурмовая авиационная дивизия, 5-й штурмового авиационный корпус, 5-я воздушная армия 1-й Украинский фронт).

За период Великой Отечественной войны гвардии капитан Береговой Г.Т. совершил сто восемьдесят пять боевых вылетов на самолётах "По-2", "Р-5", "СБ", "Ил-2". В одном из боёв получил лёгкое пулевое ранение в голень левой ноги.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 октября 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство гвардии капитану Береговому Георгию Тимофеевичу присвоено звание Героя Советского Союза, с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 2271).

В послевоенный период Г.Т. Береговой закончил в 1945 году Высшую офицерскую школу. В последующем, до 1964 года, он - лётчик-испытатель в Государственном Краснознамённом научно-испытательном институте ВВС имени В.П. Чкалова. Им было испытано более шестидесяти типов самолётов. В 1956 году без отрыва от лётно-испытательной работы окончил Военно-воздушную академию. 14 апреля 1961 года удостоен звания "Заслуженный лётчик-испытатель СССР".

С 1964 года полковник Береговой Г.Т. в отряде советских космонавтов. С 26 по 30 октября 1968 года он совершил полёт на космическом корабле "Союз-3", во время которого было осуществлено многократное маневрирование космического корабля на орбите и его двукратное сближение с беспилотным космическим кораблём "Союз-2", произведён ряд технических экспериментов по отработке систем и оборудования космического корабля "Союз", а также наблюдения в целях изучения околоземного космического пространства. Продолжительность полёта: 3 суток 22 часа 50 минут 45 секунд.

За успешное выполнение орбитального полёта и проявленные при этом мужество и героизм Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 ноября 1968 года лётчик-космонавт СССР полковник Береговой Георгий Тимофеевич награждён второй медалью "Золотая Звезда" (№ 48) с вручением ордена Ленина.

С 1969 года генерал-майор авиации Береговой Г.Т. заместитель начальника, а с 1972 года - начальник Центра подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина. В 1977 году Г.Т. Береговому присвоено воинское звание "генерал-лейтенант авиации". С 1987 года - в отставке.

Г.Т. Береговой имел труды в области космонавтики и инженерной психологии. Кандидат психологических наук. Являлся соавтором научных открытий в области физики верхней атмосферы.

Депутат Верховного Совета СССР в 1970-1982 годах. Лауреат Государственной премии СССР за 1981 год. Вёл большую общественную работу: был командующим Всесоюзной комсомольской военно-спортивной игры "Орлёнок", командующим Всесоюзным юнармейским движением, командующим штабом единого молодежного военно-патриотического движения. Избирался заместителем председателя Центрального правления Общества советско-венгерской дружбы, членом Президентского совета общества "СССР - Франция", председателем Центрального правления Общества советско-польской дружбы. Избирался председателем совета Межреспубликанского союза ветеранов и воинов запаса Вооруженных Сил СССР. Являлся членом Советского комитета за Европейскую безопасность.

Жил в посёлке Чкаловский (станция "Чкаловская", в черте города Щёлково) Московской области, затем - в Звёздном городке. Скончался 30 июня 1995 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Награждён 2 орденами Ленина, 2 орденами Красного Знамени, орденами Александра Невского, Богдана Хмельницкого 3-й степени, 2 орденами Красной Звезды, 2 орденами Отечественной войны 1-й степени, медалями. Награждён золотой медалью имени Ю.А.Гагарина (FAI), медалью де Лаво (FAI), удостоен премии имени К.Э.Циолковского АН СССР. Герой Социалистического Труда Народной Республики Болгарии (1970). Награжден многими иностранными орденами и медалями.

Почётный гражданин городов Калуга (Россия), Луганск, Енакиево, Винница (Украина), Плевен, Сливен (Болгария).

В школе-гимназии №37 города Енакиево в музее народного образования открыт отдел, посвящённый Герою. Там же, в Енакиево, ему установлены бронзовый бюст и памятная стела на аллее Героев. В посёлке Чкаловский на доме, в котором жил Герой, установлена мемориальная доска.

Сочинения:
Угол атаки. М., 1971. 255 с.;
Небо начинается на Земле. М., 1976. 255 с.;
По зову сердца. М., 1981. 80 с.;
Деятельность космонавта в полете и повышение её эффективности. М., 1981. 264 с. Соавт.: П.Р. Попович, Б.В. Волынов и др.;
О времени и о себе. М., 1982. 64 с.;
Космос - землянам. 2-е изд. М., 1983. 191 с.;
Три высоты. М., 1986. 254 с.

Ко второму десятилетию XXI века к космонавтике стали относиться как к обыденному явлению. Прежнего энтузиазма и восхищения покорителями космоса нет и в помине, куда больше разговоров о космическом туризме да об очередных неудачах российской космической отрасли.

В этих реалиях имена тех, кто прокладывал дорогу в космос, постепенно стираются из памяти большинства.

Из «пионеров Вселенной» помнят Гагарина, Леонова, Терешкову, Титова , с трудом назовут ещё пару-тройку фамилий... Среди них наверняка не будет Георгия Берегового .

Этот человек не был в числе самых первых, но в критический для истории советской космонавтики момент именно он взял на себя, возможно, самую сложную миссию. Он взял ответственность на себя, будучи самым старшим в отряде, единственным, кто пришёл в него со звездой Героя Советского Союза на груди, имея за плечами военный опыт и опыт лётчика-испытателя.

Мечта и война

Родился Георгий Береговой на Полтавщине, в селе Фёдоровка, в апреле 1921 года. Вскоре родители перебрались на Донбасс, в город Енакиево, где и прошло детство будущего космонавта.

Курсант Луганской школы военных лётчиков Георгий Береговой. 1939 год. Фото: РИА Новости

Впрочем, в юности Жоры мальчишки о космосе и слыхом не слыхивали, зато мечтали стать лётчиками. Мечтал и Жора — начинал с авиамоделизма, став постарше, записался в аэроклуб. Одновременно получал и более приземлённую профессию, работая учеником слесаря на металлургическом заводе.

Перед армией Георгий Береговой закончил обучение в аэроклубе, поэтому призывнику была прямая дорога в военные лётчики.

Он окончил Ворошиловградскую школу военных лётчиков имени Пролетариата Донбасса в 1941 году, когда началась война.

Берегового, как и многих его товарищей, распределили в разведывательную авиацию. После тяжелейших потерь в начале войны пилотов оказалось больше, чем исправных машин. В результате Береговой проводил время в ожидании очереди на боевой вылет, изнывая от того, что не может приносить Родине больше пользы.

Выпускникам лётного училища, в том числе и Береговому, присвоили звания сержантов, офицерские погоны давали только после начала боевых вылетов. Но на вылетах лётчик должен был быть в сапогах, а не в обмотках, в каких ходили сержанты. Замкнутый круг — чтобы были сапоги, нужно стать офицером, а чтобы стать офицером, нужно летать, а летать нельзя, если нет сапог.

Береговой проблему решил, тайком выбравшись в «самоволку» и сшив себе у местного мастера некое подобие сапог из ботинок и остатков рваных голенищ. Выглядело это ужасно, зато к полётам его допустили.

Как комэск Береговой поставил немцев в тупик

На фронт, в самое пекло, Георгий Береговой попал в августе 1942 года в качестве пилота штурмовика Ил-2.

Этот самолёт не зря получил прозвище «Летающий танк» — надёжная и грозная машина поддерживала атаки советских войск, уничтожая гитлеровскую живую силу и технику.

Но именно среди пилотов штурмовиков были самые большие потери в годы войны. Объяснялось это просто — атаковал Ил-2 на низкой высоте, и обстреливали его из всех возможных видов оружия.

Не только нанести урон врагу, но и вернуться живым самому — вот какая задача стояла перед лётчиками штурмовой авиации.

Георгия Берегового за войну сбивали трижды. Один раз он больше четырёх суток пробирался к своим, а когда пришёл на аэродром, изрядно удивил товарищей — к тому времени все были уверены, что он погиб.

Но лётчик Береговой умел выжимать из машины максимум, находить выход из самых сложных ситуаций.

Однажды эскадрилью Ил-2, которой командовал Георгий Береговой, при возвращении на аэродром атаковали немецкие истребители. В таком бою у штурмовиков мало шансов на успех.

Береговой среагировал моментально — он увёл своих подчинённых на минимальную высоту. Ил-2 неслись над полями подсолнечника буквально в полутора метрах над землёй, струями воздуха срубая лепестки, которые образовали целое облако. Преследовать русских безумцев, летающих «не по правилам», немецкие истребители не смогли. Эскадрилья вернулась на базу благодаря своему командиру.

От болта до «штопора»

За годы войны Георгий Береговой совершил 186 боевых вылетов на Ил-2, что для штурмовика очень высокий показатель. За героизм, мужество и отвагу, проявленные в воздушных боях Великой Отечественной войны 26 октября 1944 года Георгий Тимофеевич Береговой был удостоен звания Герой Советского Союза.

Наступало мирное время, многие герои прошедшей войны мечтали о покое. Но Георгию Береговому покой не снился, а снилось совсем другое — профессия лётчика-испытателя.

В 1948 году, окончив курсы лётчиков-испытателей, он начинает осваивать новую технику. За карьеру лётчика-испытателя через его руки прошли 60 различных типов самолётов.

Он первым в СССР осваивал полёты в гермошлеме, первым на практике доказал, что попадание реактивного самолёта в «штопор» — не верная смерть, а рабочий момент.

В октябре 1959 года во время испытаний высотного истребителя-перехватчика Су-9 у Берегового заклинило ручку управления самолётом. Неуправляемую машину нужно было покидать, но пилот боролся до конца, сумев вернуть контроль. Когда истребитель вернулся на аэродром, инженеры установили, что причиной ЧП был не какой-то кардинальный недостаток конструкции, а один-единственный болт, который мешал движению ручки управления. Этот дефект устранили в кратчайшие сроки, и самолёт продолжил испытания. А покинь Береговой машину, вопрос о том, в чём причина отказа, будоражил бы умы конструкторов недели и месяцы.

Георгий Береговой умел рисковать разумно, преследуя важную цель, но никогда не переходил за тонкую грань, где умный риск превращается в пустую удаль и гусарство.

Инженеров и конструкторов порой выводила из себя въедливость Берегового, но они же признавали, что его профессионализм в полной мере позволял выявить все достоинства и недостатки машины. Береговой всегда ставил задачу довести новый самолёт до такого состояния, чтобы строевым лётчикам было легко и удобно на нём летать.

В 1961 году Георгий Береговой был удостоен звания «Заслуженный лётчик-испытатель СССР». В Кремле его награждал будущий советский лидер, а тогда Председатель Президиума Верховного Совета СССР Леонид Брежнев . И сам политик, и окружающие обратили внимание на портретное сходство между Брежневым и Береговым. Пройдёт восемь лет, и Брежневу это сходство спасёт жизнь...

Космический «блат»

Герой войны, блестящий лётчик-испытатель — к началу 1960-х годов Георгий Береговой совершил подвигов, которых хватило бы на пять жизней, полных приключений.

Но Береговой о покое не мечтает — в 1963 году он становится одним из тех, кто зачислен в отряд советских космонавтов в так называемой «группе ВВС номер 2».

В «космическом отряде» Георгий Береговой выглядел настоящей «белой вороной». Он на тринадцать лет старше первого космонавта Земли Юрия Гагарина. Среди молодых пилотов по отношению к опытному коллеге проснулась ревность. Звучит смешно, но Героя Советского Союза и заслуженного лётчика-испытателя считали «блатным». Дело в том, что командир первого отряда космонавтов Николай Каманин в годы войны командовал подразделением, в состав которого входила и эскадрилья Берегового. На этом основании многие полагали, что Каманин протащил в космонавты своего любимчика.

Легенда гласит, что Юрий Гагарин в запале как-то бросил: «Пока я жив, Береговой в космос не полетит». По воле рока именно так и произошло — Георгий Береговой отправился в космос уже после гибели первого космонавта Земли.

Подготовка в отряде космонавтов давалась Береговому непросто. Он привык контролировать самолёты, а в первых космических кораблях пилот в большей степени оставался наблюдателем. Береговой, привыкший бороться за машину до конца, не любил парашютные прыжки, являвшиеся обязательной частью подготовки космонавтов.

Но он не привык отступать, продолжая упорно работать над собой, догоняя более молодых товарищей-конкурентов.

Полёт всей жизни

Между тем, у советской космонавтики началась «чёрная полоса». В 1966 году умер Сергей Королёв . Работы над новым кораблём «Союз» шли туго, конкуренты-американцы стремительно уходили вперёд.

Правительство поторапливало конструкторов, не имевших авторитета, которым пользовался Королёв. Те начинали торопиться, что приводило всё к новым и новым ошибкам. Три первых беспилотных корабля «Союз» завершали полеты аварийно. Было очевидно, что «сырой» корабль к полётам не готов, однако в апреле 1967 года в полёт на «Союзе-1» отправился Владимир Комаров . Итогом спешки стала гибель космонавта и фактическая приостановка пилотируемой программы СССР.

Инженеры продолжали работы с «Союзом», но на Земле «научить летать» космический корабль было невозможно. Нужен был новый полёт, «добро» на который никто не решался давать.

Неудачи подкосили решимость и уверенность, царившую в отечественной космонавтике в начале 1960-х.

Но бояться до бесконечности было невозможно. В октябре 1968 года в космос должны были отправиться беспилотный «Союз-2» и «Союз-3» с пилотом на борту, который должен был провести стыковку кораблей в космосе.

Пилотом «Союза-3» был назначен Георгий Береговой — самый возрастной, самый опытный, единственный, кто имел богатейший опыт лётчика-испытателя.

Георгий Береговой в космическом скафандре выходит из специально оборудованной комнаты после тренировки. 1969 год. Фото: РИА Новости

Вверх ногами

«Союз-3» стартовал с космодрома Байконур 26 октября 1968 года. 47-летний Береговой на тот момент был самым возрастным покорителем космоса. Более того, Береговой родился раньше всех людей, когда-либо побывавших на орбите, 15 апреля 1921 года, и это достижение абсолютно точно останется за ним навечно.

Старт прошёл успешно, а вот на орбите всё пошло не так. В самом начале полёта Береговой должен был провести стыковку с «Союзом-2», причём пройти она должна была в тени Земли, при отсутствии связи. Сближение шло нормально, но затем «Союз-2» отклонился от установленных параметров стыковки. Береговой предпринял несколько попыток, истратив практически всё отведённое на операцию топливо, но успеха не добился.

Причина выяснилась позднее — как оказалось, космонавт заводил «Союз-3» на стыковку в «перевёрнутом состоянии». В сущности, это была ошибка не Берегового, а медиков, не имевших к тому моменту достаточных сведений о воздействии невесомости. На первых витках у космонавтов происходит привыкание вестибулярного аппарата к условиям невесомости, потому стыковка в ручном режиме представляет чрезвычайно сложную задачу. Береговой, блестящий пилот, в условиях наличия земного притяжения не мог столкнуться с той проблемой, что возникла у него на орбите.

Но даже эта неудача оказалась полезной — врачи и инженеры учли этот фактор, выявленный Береговым, в будущем.

30 октября 1968 года «Союз-3» с Георгием Береговым благополучно приземлился в казахстанской степи.

Лётчик-испытатель сумел усмирить нрав «Союза», на котором кое-кто уже поспешил поставить крест. И по сей день многократно модифицированная версия «Союза» доставляет космонавтов на МКС.

1 ноября 1968 года Георгий Береговой стал дважды Героем Советского Союза — единственным, кто получил первую «Золотую Звезду» за Великую Отечественную, а вторую — за полёт в космос.

Покушение

22 января 1969 года Береговой вновь рисковал жизнью, но на сей раз не по своей воле. В этот день в Кремле чествовали экипажи «Союза-4» и «Союза-5», успешно состыковавшиеся на орбите и благополучно вернувшиеся на Землю. Героев космоса, по традиции, провезли по улицам Москвы, где их приветствовал народ, а затем повезли на торжественные мероприятия в Кремле.

Помимо участников последнего полёта, в кортеже следовали также другие космонавты, а также руководители Советского государства.

На въезде в Кремль кортеж поджидал террорист Виктор Ильин , задумавший убить Леонида Брежнева. Увидев генсека на переднем сидении одной из машин, Ильин открыл огонь.

Но террорист ошибся. В машине сидел не Брежнев, а внешне похожий на него Георгий Береговой.

Осколками стекла Береговому рассекло лицо, но он не растерялся и здесь. Перехватив руль у смертельно раненого водителя, он сумел благополучно остановить машину.

Об этой истории в Советском Союзе не говорили два десятилетия, храня её под грифом «секретно».

Слово и дело

В 1972 году Георгий Береговой возглавил Центр подготовки космонавтов и руководил им на протяжении долгих 15 лет, возможно, самых удачных лет в истории советской космонавтики.

Он оставил после себя множество научных работ в области прикладной космонавтики, несколько книг воспоминаний и добрую память, которую хранят друзья, коллеги, ученики.

Герой войны, испытатель, космонавт, учёный, писатель, общественный деятель — Георгий Береговой прожил ярчайшую жизнь, не гоняясь за славой и популярностью. В его жизни слово всегда подкреплялось делом.

Родился 15 апреля 1915 года на Украине, в селе Фёдоровка, ныне Карловского района Полтавской области, в семье служащего. После окончания средней школы в 1938 году, начал свою трудовую деятельность на Енакиевском металлургическом комбинате. В том же году ушёл в Красную Армию. В 1941 году окончил Ворошиловоградскую школу военных лётчиков имени Пролетариата Донбасса.

Участник Великой Отечественной войны с июня 1942 года. Был рядовым лётчиком, затем - командиром звена, заместителем командира эскадрильи. Сражался на Калининском, Воронежском, 1-м Украинском и других фронтах.

К апрелю 1945 года, командир эскадрильи 90-го Гвардейского штурмового авиационного полка (4-я Гвардейская штурмовая авиационная дивизия, 5-й штурмовой авиационный корпус, 5-я Воздушная армия, 2-й Украинский фронт) Гвардии капитан Г. Т. Береговой совершил 108 боевых вылетов. Бомбил и штурмовал вражеские танки, артиллерийские батареи, речные переправы и эшелоны, 3 раза был сбит, 3 раза горел в самолёте, но всегда возвращался в строй.

За мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, 26 октября 1944 года удостоен звания Герой Советского Союза.

В 1945 году окончил высшие офицерские курсы, а в 1948 году и курсы лётчиков - испытателей. В 1948 - 1964 годах работал лётчиком - испытателем. Освоил более 60 типов самолётов. Без отрыва от основной работы в 1956 году окончил Военно - Воздушную академию (ныне имени Ю. А. Гагарина). 14 апреля 1961 года был удостоен звания "Заслуженный лётчик - испытатель СССР".

В 1963 году зачислен в отряд советских космонавтов. 26 - 30 Октября 1968 года совершил космический полёт на космическом корабле "Союз-3". За совершение космического полёта, 1 ноября 1968 года награждён второй медалью "Золотая Звезда" Героя Советского Союза. В 1972 - 1987 годах - начальник Центра подготовки космонавтов. В 1987 году в звании генерал - лейтенант авиации ушёл в отставку.

Депутат Верховного Совета СССР 8 - 10-го созывов (1974 - 1989 годы). Лауреат Государственной премии СССР (1981 год). Вёл большую общественную работу. Автор книг "Земля - стратосфера - космос", "Космос - землянам", "Три высоты", "Грань мужества", "Небо начинается на Земле", "По зову сердца". Умер 30 июня 1995 года. Похоронен в Москве.

Награждён орденами: Ленина (дважды), Красного Знамени (дважды), Александра Невского, Богдана Хмельницкого 3-й степени, Красной Звезды (дважды), Отечественной войны 1-й степени (дважды); медалями. Награждён золотой медалью имени К. Э. Циолковского АН СССР, золотой медалью имени Ю. А. Гагарина (FAI). Герой Социалистического Труда НРБ. Награждён многими иностранными орденами и медалями. Почётный гражданин городов Калуга (Россия), Луганск, Енакиево, Винница (Украина), Плевен, Сливен (Болгария).

* * *

186 боевых вылетов числится в лётной книжке Георгия Берегового. Всю Великую Отечественную войну он провёл на полевых аэродромах Западного, Калининского, Центрального, Степного, Воронежского и 2-го Украинского фронтов. Принимал участие во многих сражениях, определивших победоносный исход борьбы советского народа против немецко - фашистских захватчиков. Участвовал в освобождении Польши, Румынии, Венгрии, Чехословакии.

В годы войны лётчики 90-го Гвардейского ШАП часто сопровождались лётчиками - истребителями 180-го Гвардейского истребительного авиаполка, один из которых - Пётр Панченко (ныне полковник запаса), стал близким другом Георгия Берегового. Вспоминая о тех суровых днях он пишет:

"На фронтовом аэродроме близ Днепра наш полк базировался вместе с полком штурмовиков. Мы вместе летали на боевые задания, не раз прикрывали их. Там я и познакомился с Георгием Береговым. Как - то, возвращаясь с задания, мы заметили группу "Мессеров". Они свалились из - за облаков и как вороньё набросились на "Илы". Один из Ме-109 устремился на машину ведущего. Я мгновенно направил свой самолёт на противника и поджёг его. Когда мы приземлились на своем аэродроме, Георгий подбежал ко мне и сказал: "Спасибо, Пётр!" Мы по - братски обнялись.

В боях на Львовском направлении, в Прикарпатье, в Карпатах штурмовики Георгия Берегового и звено моих истребителей нередко вылетали совместно на боевые задания. Наша дружба крепла с каждым днём. Сейчас много лет спустя, я с чувством гордости вспоминаю своего фронтового друга, который вскоре прославился на всю страну подвигом, совершённым уже в космосе..."

В памяти Берегового остались многие штурмовки, горячие бои. 30 сентября 1943 года года в районе Ржищев он нанёс внезапный удар и прямым попаданием бомб взорвал склад с боеприпасами. Среди многих других запомнился и боевой вылет 5 ноября 1943 года - накануне 26-й годовщины Октября.

Ранним утром лётчики и техники Гвардейской дивизии выстроились у боевого знамени. Генерал поздравил личный состав части с наступающим праздником и поставил боевую задачу - оказать помощь войскам в освобождении Киева от немецко - фашистских захватчиков. У всех на устах призыв: "Выполним приказ Родины - вызволим Киев из фашистских лап..."


Самолёт Ил-2 Гвардии капитана Г. Т. Берегового. 90-й ГвШАП, весна 1945 года.

Штурмовики поднялись в воздух. Старший лейтенант Береговой заметил движущиеся по дороге фашистские автомашины с горючим и боеприпасами. Несмотря на сильный огонь зенитной артиллерии и пулемётов, он повёл свой Ил-2 на вражескую автоколонну. Несколько машин вспыхнуло. Начали взрываться цистерны с бензином. Неожиданно самолёт вздрогнул, стал плохо слушаться рулей. Снаряд вырвал кусок фюзеляжа, повредил плоскости. Можно было прыгать с парашютом. Но это не в правилах Берегового. Он с трудом, но всё же привел машину на свой аэродром. И тут же пересел на другой самолёт, чтобы опять лететь.

Бой не стихал целый день. Фашисты не выдержали. 6 ноября над Киевом реяло красное знамя. Грудь гвардии старшего лейтенанта Берегового украсил 3-й боевой орден - Александра Невского...

В апреле 1944 года в представлении к званию Героя Советского Союза на Г. Т. Берегового командир 90-го Гвардейского штурмового авиационного полка Гвардии подполковник Ищенко писал:

"Командир эскадрильи 90-го Гвардейского ШАП Гвардии капитан Г. Т. Береговой на Воронежском и 1-м Украинском фронтах за отличное выполнение 39 боевых вылетов награждён орденом Красного Знамени и орденом Александра Невского.

За период боевых действий на указанных фронтах лётчиками эскадрильи произведено 400 успешных боевых вылетов на штурмовку живой силы и техники противника на огневых позициях. Уничтожено: автомашин с войсками и грузами - 282, подбито танков - 71, сбито самолётов противника в воздушных боях - 3, подавлено артиллерийских батарей - 11, разрушено переправ - 2, создано очагов пожара - 9, разрушено железнодорожных вагонов - 20.

На Воронежском и 1-м Украинском фронтах тов. Береговой лично произвёл 92 боевых вылета. Он 75 раз водил группы, в любых условиях точно выводил их на цель и смело штурмовал живую силу и технику противника.

18 сентября 1943 года тов. Береговой водил группу из 6 "Илов" и своим умелым и инициативным приёмом нанёс штурмовой удар по отступающим мото - мехчастям в пунктах Прилуки и Рудовка. Уничтожено 10 повозок с боеприпасами, до взвода живой силы противника.

30 сентября тов. Береговой в составе двух экипажей пошёл на разведку в район Ржищева. В сложных метеоусловиях с высоты 1000 метров сфотографировал результаты разведки, одновременно произвёл внезапный удар - взорвал склад с боеприпасами...

26 ноября 1943 года тов. Береговой повёл группу из 10 "Илов" для нанесения штурмового удара по скоплению танков противника в районе Кочерово. Несмотря на сильный зенитный огонь, группа, умело маневрируя, с тыла вышла в район цели, нанесла смелый штурмовой удар. Было подожжено 6 танков противника".

Свой последний боевой вылет в Великой Отечественной войне командир авиаэскадрильи 90-го Гвардейского штурмового Староконстантиновского авиационного полка 4-й Гвардейской штурмовой авиационной Киевской дивизии Герой Советского Союза Гвардии капитан Георгий Тимофеевич Береговой произвёл в мае 1945 года с аэродрома Копчани, что под Брно, громя с воздуха группировку немецких войск, которые ещё продолжали вести боевые действия на территории Чехословакии.

Люди приходят к славе разными путями. Георгий Береговой пришёл к ней, пожалуй, самой трудной дорогой - дорогой риска и отваги. Он добыл свою славу в бою, как берут войска хорошо защищенную крепость: знаниями, воинским умением и не знающим колебания мужеством. В боях с врагом он продемонстрировал своё мастерство, пройдя через горнило войны на Калининском, Воронежском, 1-м Украинском фронтах, а со 2 сентября 1944 года - на 2-м Украинском фронте, где сражался в боях за Румынию, Венгрию и Чехословакию в прославленном 5-м Гвардейском авиационном корпусе, которым командовал хорошо известный в нашей стране ещё до войны Герой Советского Союза генерал - лейтенант авиации Николай Петрович Каманин.

В 1963 году Г. Т. Береговой был зачислен в отряд советских космонавтов (дополнительный набор). Прошёл полный курс подготовки к полётам на кораблях типа "Союз". 26 - 30 октября 1968 года совершил космический полёт на космическом корабле "Союз-3". В полёте проводились испытания космического корабля в условиях реального космического полёта с космонавтом на борту. Полёт продолжался 3 суток 22 часа 50 минут 45 секунд. За совершение космического полёта, 1 ноября 1968 года награждён второй медалью "Золотая Звезда" Героя Советского Союза.

В 1972 - 1987 годах был начальником Центра подготовки космонавтов. В 1987 году в звании генерал - лейтенант авиации ушёл в отставку. Умер 30 июня 1995 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище .

* * *

Три высоты Георгия Берегового.

Три высоты взял в своей жизни Георгий Тимофеевич Береговой. Восхождение на первую из них - боевого лётчика - начал 25 июня 1941 года в разведывательном авиаполку. Был он молод - всего 20 лет. Но воевал не по годам умело. И хотя горькие дни отступления наполняли ненавистью сердце, никогда не терял головы Георгий, точно выполнял каждое задание, в воздухе действовал хладнокровно. В конце года полк, где служил Георгий, принял на вооружение самолёты Ил-2.

На Калининском фронте и Курской дуге, над Днепровскими переправами и многострадальной землёй Правобережной Украины, в небе Польши, Румынии, Венгрии пролегли боевые маршруты Ил-2 Георгия Берегового. Смерть подстерегала лётчика и на земле, и в воздухе. Но он не давался ей в руки. Везло? Наверное, да. Но не только. Было у лётчика - штурмовика Берегового заветное правило: "Не будешь думать - собьют!" Этому учил он своих подчинённых, и слово не расходилось с делом. На Ил-2 с бортовым номером "22" Георгий ни разу не был сбит. В октябре 1944 года за мужество и героизм Гвардии капитан Береговой был удостоен звания Героя Советского Союза. А 10 мая 1945 года, будучи уже командиром эскадрильи, совершил свой 185-й боевой вылет.

После войны Береговой начал восхождение на вторую высоту, став лётчиком - испытателем. Любой испытательный полёт - это решение уравнения со многими неизвестными, а иначе говоря - то же боевое задание в мирное время. Всякое бывало: и остановка двигателя в воздухе, и отказ управления, и выход из строя жизненно важных систем самолёта. Но боевой опыт и заветное правило всякий раз приходили на помощь. Ни одной машины но бросил в воздухе Георгий Тимофеевич, ни одну не повредил на земле. А прошло их через его руки немало - Як-17, Як-25, МиГ-17ПФ, МиГ-19Г1, Су-9, Ту-28. В 1961 году Береговому было присвоено звание "Заслуженный лётчик - испытатель СССР".

Но уже ворвалась в историю человечества пилотируемая космонавтика, и показалась на горизонте новая вершина. В 1964 году Георгий Тимофеевич добился зачисления в отряд космонавтов и прошёл полный курс подготовки. А в октябре 1968-го полковник Береговой вывел на орбиту "Союз-3". За мужество, проявленное в орбитальном испытательном полёте, он был награждён второй "Золотой Звездой" Героя. В 1972 году Береговой возглавил Центр подготовки космонавтов, вёл активную служебную ненаучную деятельность и через несколько лет защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата психологических наук.

Так три высоты взял в своей жизни лётчик - штурмовик, лётчик - испытатель, лётчик - космонавт Георгий Береговой, Но все же главной он считает первую.

Все, без исключения, люди знавшие Георгия Берегового отмечают: хороший, надёжный товарищ, умеет работать столько, сколько нужно для решения поставленной задачи. Если решил что-то сделать, чего-то добиться - сделает, добьётся. Лётчики обычно добавляли: летает великолепно, технику знает не хуже инженера, смел, находчив.

Яркая биография у Георгия Тимофеевича Берегового. В ней, как в зеркале, отражён славный героический путь, пройденный нашим народом от Великого Октября до наших дней, ознаменованный выдающимися победами на земле и в космосе.

Вырос Георгий Тимофеевич в Енакиево - городе шахтёров и металлургов. Детство его совпало с небывалыми событиями: появились первые тракторы на полях колхозов, строились Магнитка, Днепрогэс и метрополитен в Москве, предпринимались штурм стратосферы и первые экспедиции в Арктику. Это было время, когда создавалась и расправляла могучие крылья советская авиация. В 1930-х годах советская авиация вышла на дорогу больших свершений: героическая эпопея спасения челюскинцев и беспримерные перелеты экипажей Чкалова и Громова, высотные и скоростные рекорды Коккинаки, Алексеева, Нюхтикова. Тысячи мальчишек хотели быть такими же смелыми и искуссными лётчиками - победителями воздушных просторов, крылатыми защитниками неба Отчизны. Мечтал быть таким и Георгий Береговой. О первых Героях, прославивших нашу Родину как великую авиационную державу, Георгий немало слышал от старшего брата Виктора, работавшего в 1930-х годах в Енакиевском аэроклубе.

Стране нужны были влюблённые в небо, смелые, отважные, верные долгу лётчики. Она создала молодёжи все условия для осуществления мечты: росла сеть детских авиамодельных кружков, планерных станций, аэроклубов, лётных училищ.

Георгий заболел авиацией с 10 лет. Занимался авиамоделизмом, участвовал в соревнованиях, а когда в Енакиево открылась детская техническая станция, он стал инструктором, помогал сверстникам разбираться в конструкциях авиамоделей. И страшно гордился таким доверием. А было ему тогда 12 лет.

После 8 классов пошёл работать учеником электрослесаря на металлургический завод. В 15 лет сумел уговорить старшего брата взять его с собой на аэродром, где можно было потрогать настоящий планер. Начальник планерной школы Зарывалов, заметив в глазах паренька неуемный интерес к аппарату, разрешил посидеть в его кабине, поработать рулями. С этого дня Георгий все вечера проводил в планерной школе: помогал вытаскивать чудесные птицы на старт, ремонтировать, мыть. Жадно слушал руководителя на теоретических занятиях.

Планерную школу преобразовали в аэроклуб. На аэродроме приземлились 4 самолёта У-2. Планеристы начали готовиться и полётам на них. Готовился и Береговой. Молодой слесарь овладевал лётным делом настойчиво, упорно, самозабвенно. Одним из первых он начал выполнять фигуры высшего пилотажа и справляться с ролью инструктора. А когда в Енакиево прибыла комиссия для отбора кандидатов в военное авиационное училище, среди первых кандидатов был Георгий Береговой. Проверявший его в воздухе инструктор с удовлетворением констатировал: из этого парня будет хороший лётчик.

Морозный день 15 декабря 1938 года был траурным в стране - погиб знаменитый лётчик - испытатель Валерий Чкалов. На следующий день, 16 декабря 1938 года, Георгий Береговой сделал первый шаг в большую авиацию - он стал курсантом Луганского военного авиационного училища имени Пролетариата Донбасса и как бы принял знамя из рук великого лётчика. Легко учиться, когда любишь своё дело, умеешь трудиться. Ещё легче, когда тобой руководят знающие и заботливые воспитатели. Георгий Береговой с упоением изучал теорию полёта и конструкцию машин, аэродинамику и устройство двигателя. Но самыми любимыми были практические занятия на аэродроме. Он всем своим существом чувствовал самолёт. Его всегда манило беспредельное небо, высота. Инструктор, командир отряда понимали молодого учлета и щедро делились с ним своими знаниями, опытом. Тогда, юношей, Георгий Береговой думал, что ему просто "везёт" на хороших учителей. Позже он уже понял: они, учителя, наставники, как и он сам, преданы своему делу.

Быстро бежали недели, месяцы учёбы. Всё уверенней бороздил воздушный океан молодой лётчик. Весной 1941 года начались государственные экзамены. К 20 июня в зачётной книжке Берегового стояли все отметки. Осталось одно - приказ о назначении в часть, на стажировку. Сигнал боевой тревоги, прозвучавший ранним воскресным утром 22 июня, и грозное слово "война" дали понять, что выпускного вечера не будет. С напряжёнными лицами вслушивались молодые пилоты в напутственные слова начальника училища: "Войсковую стажировку вы будете проходить в огне войны. Враг очень силён, но мы сломаем хребет фашизму, посягнувшему на свободу и независимость нашей Родины".

Назначение он получил на Калининский фронт.

Здесь, - вспоминает Георгий Тимофеевич, - звучали имена, которые я впервые услышал ещё в мальчишеские годы и полюбил: Громов и Байдуков. Громов оказался командующим 3-й Воздушной армией, в рядах которой мне предстояло сражаться, а Байдуков командовал одной из её дивизий. Два прославленных лётчика страны, два Героя Советского Союза, жизнь которых я решил взять для себя за образец!

О своей боевой деятельности Георгий Тимофеевич говорит скупо:

Воевал на Калининском, Центральном, Степном, 1-м и 2-м Украинских фронтах. Половину войны прошёл с боевыми друзьями в авиационном корпусе, которым командовал Герой Советского Союза Николай Петрович Каманин. Первый вылет совершил под Ржевом, последний - под чешским городом Брно. Что же касается боевой работы, то её для наших "Илов" хватало: налёты на фашистские аэродромы, обработка вражеских коммуникаций, уничтожение артиллерийских и зенитных позиций...

Почти всю Великую Отечественную войну Георгий Береговой летал на штурмовиках Ил-2. Особенно трудные испытания пришлось пройти в начальный период войны. Истребителей для прикрытия "Илов" не хватало, и одноместным штурмовикам в воздушном бою часто бывало очень тяжело. Лётчик "Ила" мог рассчитывать только на маневр, огневое прикрытие соседа по строю и на свою храбрость, стойкость, находчивость, военную хитрость, все эти качества не раз проявлял Георгий Береговой, добиваясь безупречного выполнения боевых заданий командования. Позже, став уже ведущим группы, он личным примером учил ведомых воевать зло, изобретательно, не теряться в трудной обстановке.

Разгромив вражескую колонну на шоссе под Богодуховом, эскадрилья штурмовиков, ведомая Береговым, возвращалась на аэродром. Над степью её догнала группа Ме-109, взлетевшая, видимо, с аэродрома засады. Лейтенант понимал, что обстановка целиком в пользу врага: истребителей прикрытия нет, на небе ни облачка, внизу - ни деревца, только жёлтое море подсолнухов. А враг уже в хвосте "Илов". Что делать? Береговой резко повёл эскадрилью к земле. Когда фашисты собирались открыть по штурмовикам огонь, в прицелах "Мессеров" вместо зеленоватых силуэтов "Илов" стояло густое желтоватое облако лепестков подсолнухов. Оно, как занавес, скрыло штурмовики. Вся эскадрилья благополучно возвратилась на аэродром.

Молодому лётчику было у кого учиться боевому мастерству. Дивизией, в которой он служил, командовал Герой Советского Союза Георгий Филиппович Байдуков, а корпусом - Герой Советского Союза Николай Петрович Каманин. И Береговой жадно впитывал их опыт, творчески применял в бою всё новое. Так, на одном из разборов командир дивизии напомнил, что при полёте на малой высоте над лесом и болотом звук моторов слышен хуже. Береговой сразу учёл это. При подготовке к вылетам он тщательно изучал местность и по возможности прокладывал маршрут над лесами и заболоченными районами. Это не раз помогало добиваться полной внезапности удара, вылетать в сложных метеоусловиях, когда враг не ждёт удара, находить место для посадки при минимальной видимости.

Однажды, группа штурмовиков, ведомая Береговым, вылетела для удара по вражеской колонне. Мелкий моросящий дождь со снегом, низкая облачность надёжно укрыли "Илы" от наблюдателей врага. Группа подошла к цели настолько скрытно, что фашисты не успели сделать ни одного прицельного выстрела. Колонна была разгромлена.

Война постепенно откатывалась с родной земли. Вместе со своим полком перелетал всё дальше на запад и Гвардии капитан Георгий Береговой. Он совершил 186 боевых вылетов. Родина высоко оценила ратный труд своего верного сына. За мужество и боевое мастерство, умелое управление эскадрильей он награждён орденами Александра Невского и Богдана Хмельницкого, двумя орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны. В 1944 году Георгию Тимофеевичу Береговому было присвоено звание Героя Советского Союза.

В мае 1945 года многие однополчане Берегового начали задумываться, чем они займутся после Победы. У него сомнений не было: только летать, охранять небо Родины, готовить знающих, смелых лётчиков. А для этого нужно учиться и самому. Летом 1945 года командир эскадрильи Береговой стал слушателем лётно - тактических курсов усовершенствования командного состава. Возвратившись в полк, опытный воин, ставший флагманским штурманом, любовно учит молодых лётчиков и настойчиво совершенствует своё мастерство.

В 1948 году, узнав о курсах лётчиков - испытателей, Береговой просит зачислить его слушателем, И опять ему "повезло": наставниками стали искуснейшие лётчики - испытатели П. М. Стефановский и Ю. А. Антипов. Они передавали слушателям свой опыт испытания самолётов, тактично, вдумчиво развивали у них качества, необходимые тем, кто впервые опробует новую технику, дает ей дорогу в небо или закрывает её: высокое чувство ответственности, хладнокровие, расчётливость, мгновенную реакцию и решительность действий в сложной обстановке, чувство нового, умение анализировать поведение самолёта в воздухе и предельно точно давать оценку любому явлению, с которым испытатель встречается в полёте.

В жизни испытателя бывают дни, когда самолёт, рассчитанный конструкторами по всем правилам науки, казалось без всяких причин вдруг отказывается повиноваться лётчику. Конечно, в таких случаях есть выход: распрямиться в сидении, плотно прижаться к бронеспинке, вынуть ноги из педалей и, нажав рычаг катапульты, через минуту оказаться под куполом парашюта. Но в эти мгновения наивысшего эмоционального напряжения испытатель думает не о себе. Он помнит о большом доверии коллектива людей, создавшего самолёт. И лётчик вступает в борьбу с неизвестностями, до предела напрягая свою волю, знания, опыт, выдержку. Таков неписаный закон испытателей.

В один из дней полковник Береговой взлетел на новом реактивном истребителе. Предстояло испытать его на максимальную скорость. Всё шло нормально. Машина легко набрала огромную высоту, где небо становится почти чёрным. Затем перевёл истребитель в горизонтальный полёт. Пройдён звуковой барьер, а самолёт мчится всё быстрее и быстрее. И когда до расчётной максимальной скорости осталось совсем немного, чуть вздрогнула ручка управления. Почему?


Уменьшив скорость, лётчик потянул ручку на себя. Не пошла. Попробовал сдвинуть лёгким рывком от себя. Ручка чуть сдвинулась и снова замерла. Стрелка высотомера начала свой бег к нулю. Береговой попытался снова вытянуть ручку на себя. Безуспешно. Стало ясно: заклинило горизонтальные рули. Истребитель, наклонив длинный острый нос, мчался к земле. Высота всё меньше и меньше. Скоро её не хватит для катапультирования. Лётчик видит это, но продолжает борьбу за жизнь самолёта, забыв об опасности для своей жизни. На минимальной высоте ему удалось перевести машину в горизонтальный полёт и благополучно совершить посадку.

Много было за 16 лет работы испытателем таких полётов, которые требовали от лётчика предельного напряжения всех духовных и физических сил. Георгий Тимофеевич испытал самолёты 63 типов. Случалось в те годы и грустное, и радостное. За этот самоотверженный труд во имя укрепления могущества Родины Герой Советского Союза Г. Т. Береговой в 1961 году получил звание Заслуженного лётчика - испытателя СССР.

Особые мысли и чувства, - рассказывает Георгий Тимофеевич, - конечно, вызвали у меня те полёты, которые могли стать по какой-то причине последними. Такие полёты в жизни лётчиков - испытателей встречаются - это не секрет...

Но он никогда не позволял себе успокаиваться достигнутым, почивать на лаврах. Благородное стремление отдать Родине все свои силы и способности привело его, опытнейшего лётчика, прошедшего горнило войны, свыше 15 лет испытательной работы, в отряд космонавтов - людей, открывающих для человечества просторы Вселенной.

Когда Береговой пришёл в Центр подготовки космонавтов, за спиной у него было 43 прожитых года, в их числе 28 лет лётной практики. Когда рассматривали его рапорт, кого-то смутил возраст. Все отобранные кандидаты оказались на 10, а то и более лет моложе... С тем же встретил Берегового и генерал Н. Каманин.

Понимаю, всё понимаю! - сказал он, внимательно прочитав рапорт. - Но у меня приказ: брать не старше 30 лет...

Однако отступить Береговой уже не мог - и добился своего. Вновь учёба, тренировки, труд, труд, труд. Будущий космонавт оказался человеком напористым, необычайного трудолюбия. С юношеской увлеченностью Георгий Береговой снова взялся за учебники, занимался на тренажерах, до мелочей изучал сложнейшую технику. И опять ему "повезло" на учителей и наставников. Все - от знаменитого учёного до рядового механика в учебной лаборатории - щедро делились с ним своими знаниями. Правда, многое Береговому уже было знакомо. Ведь авиация и космонавтика - близкие родственники. Родственники, но не близнецы. В космосе действуют иные, свои законы, не совсем те и совсем не те, какие он учитывал при полёте в атмосфере. Накопленный опыт нужно было преломить, пропустить через призму новых знаний. И Георгий Тимофеевич Береговой сумел это сделать. Он вошёл в семью космонавтов так же быстро, просто, естественно, как когда-то в семью штурмовиков боевого полка, а затем прославленного подразделения лётчиков - испытателей.

Теоретические занятия, изучение материальной части, физическая подготовка, тренировки до предела заполняют рабочий день космонавтов. Георгий Береговой, несмотря на свой опыт и возраст, занимается вровень с молодёжью, а иногда и чуть - чуть больше. Это и позволило ему догнать более молодых по возрасту и более старых по стажу пребывания в отряде космонавтов, войти в состав кандидатов на ближайший полёт в космос.

Много часов провёл и на тренажёрах Георгий Тимофеевич Береговой. Каждое занятие приближало его к тому дню, которого ждёт каждый в отряде космонавтов - дню главного испытания. И все они готовы к нему, и комиссия дала ему "добро". Для командира корабля "Союз-3" он пришёл 26 октября 1968 года. Четверо суток, проведённых на переднем крае борьбы человечества за познание Вселенной, многочисленные научно - технические эксперименты, отлично выполненные на огромной высоте при скорости около 8 километров в секунду, подтвердили, что лётчик Береговой отлично подготовился к главному экзамену и выдержал его блестяще. Он провёл ряд новых научных экспериментов и исследований, нужных для дальнейшего освоения космоса. Советские люди горячо встретили его как героя, как победителя. Родина наградила своего отважного сына за подвиг на корабле "Союз-3" орденом Ленина и второй "Золотой Звездой" Героя Советского Союза. Заслуженный летчик - испытатель СССР стал и лётчиком - космонавтом СССР, генерал - майором авиации.

Потом 15 лет Береговой руководил Центром подготовки космонавтов имени Ю. А. Гагарина. Умелый организатор и воспитатель, человек, умудрённый большим жизненным и профессиональным опытом, он продолжал осваивать космос - на сей раз силами своих питомцев. В осуществлённых за эти годы пилотируемых космических полётах, в обширной программе выполненных в ходе их исследований, испытаний и экспериментов немалая доля труда и Берегового...

© rifma-k-slovu.ru, 2024
Rifmakslovu - Образовательный портал