Знаменитая басня: Петух и Кукушка в льстивом диалоге. Знаменитая басня: Петух и Кукушка в льстивом диалоге Петух и соловей басня

11.07.2023

«Как, милый Петушок, поешь ты громко, важно!» —
«А ты, Кукушечка, мой свет,
Как тянешь плавно и протяжно:
Во всем лесу у нас такой певицы нет!» —
«Тебя, мой куманёк, век слушать я готова».—
«А ты, красавица, божусь,
Лишь только замолчишь, то жду я, не дождусь,
Чтоб начала ты снова...
Отколь такой берется голосок?
И чист, и нежен, и высок!..
Да вы уж родом так: собою не велички,
А песни, что твой соловей!» —
«Спасибо, кум; зато, по совести моей,
Поешь ты лучше райской птички.
На всех ссылаюсь в этом я».
Тут Воробей, случась, примолвил им: «Друзья!
Хоть вы охрипните, хваля друг дружку,—
Всё ваша музыка плоха!..»

За что же, не боясь греха,
Кукушка хвалит Петуха?
За то, что хвалит он Кукушку.

Примечания

Воспроизводится по изданию: И.А. Крылов. Полное собрание сочинений в 3 т. М.: ГИХЛ, 1946. Т. 3.

П. А. Плетнев привел такой вариант последних строк Крылова:

Как ни хвали кукушка петуха,
Как ни хвали петух кукушку,
Далеко им до Соловья».

В своей басне Крылов имел в виду Греча и Булгарина, неумеренно хваливших друг друга. Об этом сохранилось свидетельство современников. H. М. Калмыков рассказывает в своих воспоминаниях, что «Лица сии в журналах тридцатых годов восхваляли друг друга до забвения или, как говорят, до бесчувствия. Объяснение это я слышал от самого И. А. Крылова» («Русский архив», 1865 г. столб. 1011). За три года до написания этой басни Крыловым, высмеял взаимное восхваление Греча и Булгарина Пушкин в своей полемической статье «Торжество дружбы, или оправданный Александр Анфимович Орлов» (в «Телескопе», 1831 г.), в которой писал: «Посреди полемики, раздирающей бедную нашу словесность, Н. И. Греч и Ф. В. Булгарин более десяти лет подают утешительный пример согласия, основанного на взаимном уважении, сходстве душ и занятий гражданских и литературных. Сей назидательный союз ознаменован почтенными памятниками. Фаддей Венедиктович скромно признал себя учеником Николая Ивановича; Н. И. поспешно провозгласил Фаддея Венедиктовича ловким своим товарищем . Ф. В. посвятил Николаю Ивановичу своего «Дмитрия Самозванца»; Н. И. посвятил Фаддею Венедиктовичу свою «Поездку в Германию». Ф.В. написал для «Грамматики» Николая Ивановича хвалебное предисловие; Н. И. в «Северной пчеле» (издаваемой гг. Гречем и Булгариным) напечатал хвалебное объявление об «Иване Выжигине». Единодушие истинно трогательное!» Несомненно, что крыловская басня являлась откликом на эту полемику. В том же сборнике «Сто русских литераторов» (1841 г.), где напечатана басня «Кукушка и Петух», была помещена карикатура Дезарно, изображающая двух писателей с головами Петуха и Кукушки, в которых легко можно было узнать Булгарина и Греча.


КУКУШКА И ПЕТУХ

«Как, милый Петушок, поешь ты громко, важно!» -
«А ты, Кукушечка, мой свет,
Как тянешь плавно и протяжно:
Во всем лесу у нас такой певицы нет!» -
«Тебя, мой куманёк, век слушать я готова».-
«А ты, красавица, божусь,
Лишь только замолчишь, то жду я, не дождусь,
Чтоб начала ты снова...
Отколь такой берется голосок?
И чист, и нежен, и высок!..
Да вы уж родом так: собою не велички,
А песни, что́ твой соловей!» -
«Спасибо, кум; зато, по совести моей,
Поешь ты лучше райской птички.
На всех ссылаюсь в этом я».
Тут Воробей, случась, примолвил им: «Друзья!
Хоть вы охрипните, хваля друг дружку,-
Всё ваша музыка плоха!..»

За что́ же, не боясь греха,
Кукушка хвалит Петуха?

Примечания

X
КУКУШКА И ПЕТУХ

Впервые напечатана в сборнике «Сто русских литераторов», 1841, т. II, СПБ., стр. 15-16. Автографы: ПД 6 (I - 28 л., II - 29 л.), ПД 32, ПД 33 (I - 60 л., II - 32 л.) ПБ 28. Сохранился также отрывок из этой басни (ГЛА) с подписью Крылова и датой: «1834 г. Июль, д. 9» и с припиской П. А. Плетнева: «Стихи, здесь приведенные, И. А. Крылов взял из басни своей «Петух и Кукушка» 1834 г., еще нигде не печатаны; вероятно, немногие в состоянии будут разобрать сии строки знаменитого баснописца, их надо читать следующим образом:

Как ни хвали кукушка петуха,
Как ни хвали петух кукушку,
Далеко им до Соловья».

В своей басне Крылов имел в виду Греча и Булгарина, неумеренно хваливших друг друга. Об этом сохранилось свидетельство современников. H. М. Калмыков рассказывает в своих воспоминаниях, что «Лица сии в журналах тридцатых годов восхваляли друг друга до забвения или, как говорят, до бесчувствия. Объяснение это я слышал от самого И. А. Крылова» («Русский архив», 1865 г. столб. 1011). За три года до написания этой басни Крыловым, высмеял взаимное восхваление Греча и Булгарина Пушкин в своей полемической статье «Торжество дружбы, или оправданный

Александр Анфимович Орлов» (в «Телескопе», 1831 г.), в которой писал: «Посреди полемики, раздирающей бедную нашу словесность, Н. И. Греч и Ф. В. Булгарин более десяти лет подают утешительный пример согласия, основанного на взаимном уважении, сходстве душ и занятий гражданских и литературных. Сей назидательный союз ознаменован почтенными памятниками. Фаддей Венедиктович скромно признал себя учеником Николая Ивановича; Н. И. поспешно провозгласил Фаддея Венедиктовича ловким своим товарищем . Ф. В. посвятил Николаю Ивановичу своего «Дмитрия Самозванца»; Н. И. посвятил Фаддею Венедиктовичу свою «Поездку в Германию». Ф.В. написал для «Грамматики» Николая Ивановича хвалебное предисловие; Н. И. в «Северной пчеле» (издаваемой гг. Гречем и Булгариным) напечатал хвалебное объявление об «Иване Выжигине». Единодушие истинно трогательное!» Несомненно, что крыловская басня являлась откликом на эту полемику. В том же сборнике «Сто русских литераторов» (1841 г.), где напечатана басня «Кукушка и Петух», была помещена карикатура Дезарно, изображающая двух писателей с головами Петуха и Кукушки, в которых легко можно было узнать Булгарина и Греча. Здесь приведены основные разночтения по автографам.

Редакция по автографу (ПД 6 II):

«Куда ты, кумушка, поешь как величаво!»
Петух Кукушке говорил:
«Мне льстить не для чего,- а право,
Я, слушая тебя, про кур почти забыл».-
«Спасибо, куманек, твои хвалы мне лестны;
Ведь ты у нас и сам певун большой,
И слушать голос твой я рада всей душой.
Да и кому твои таланты неизвестны?
Пусть говорят, что твой напев не очень чист,-
Да это всё злословье;
За то, дай бог тебе здоровье,
Уж как ты голосист!» -
«То правда, я пою отважно;
За то уж ты, кума, так тянешь плавно, важно».-
«Когда б не этот вот проклятый соловей,
Тебя заслушалась бы я.
Поди ж с народом ты! Хоть тресни,
На них не угодишь. Давай им лишь дроздов,
Щеглов, малиновок, да соловьев.

Как будто наши хуже песни».-
«Ну что ж, Кукушечка, пускай их хвалят вздор!»
«Ведь ты довольна мною,
Я восхищен тобою -
Так станем же мы всем наперекор
Во всем хвалить друг друга».
Признаться иногда такая же услуга
Между писателей иных.
Друг другу так <кадят>, хотя таланту в них
Ни на полушку.
[Однако же: друзья!
Скажу вам правду хоть в досаду;
Хвалите вы себя хоть до упаду.
Не петь вам лучше соловья.]

Вм. ст. 16-21 (ПД 33 I):

«Давай же с этих пор
Друг друга мы хвалить - им всем наперекор».
Пошли друзья выхваливать друг дружку.
Что ж? Слава все-таки плоха:
Как ни хвали Петух Кукушку,
А в том уверен я,
Не заменить им соловья.

Вм. ст. 16-21(ПД 34 I):

Случися близко, дрозд тут молвил им: «Друзья!

Далеко вам до соловья,
За тем что в вас ни складу нет ни ладу».
Когда замечу я, что, не боясь греха,
Друзья писатели так хвалят дружка дружку,
Всё хвалит, кажется, Петух Кукушку,
Кукушка хвалит Петуха.

Вм. ст. 16-21. (ПД 34 II) :

Услыша это, дрозд промолвил им: «Друзья
Хвалите вы себя хоть до упаду,
В обоих вас ни складу нет, ни ладу.
Когда увидишь ты, что, не боясь греха,
Друзья писатели честят друг дружку.
Хоть слава общая плоха,-
Поверьте: хвалит тут Кукушка Петуха
За то, что хвалит он Кукушку.

Вм. ст. 16-21 (ПД 33 II):

Так не боясь греха,
Хвалил Петух Кукушку,
За то она хвалила Петуха.
Вы так же хвалите друг дружку,
Писатели друзья.

Вм. ст. 16-21 (ПП 28):

«Приятели», на то им молвил воробей:
«Хоть вы охрипните, хваля друг дружку,
А слава ваша всё плоха.
Как ни хвали Кукушка Петуха,
Как ни хвали Петух Кукушку,
Далеко им до соловья».
Иным писателям сказал бы тоже я.
[Поверьте, хвалит тут Кукушка Петуха
За то, что хвалит он Кукушку].

Кукушка хвалит петуха / За то, что хвалит он кукушку
см. За что же, не боясь греха, кукушка хвалит петуха.

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .


Смотреть что такое "Кукушка хвалит петуха / За то, что хвалит он кукушку" в других словарях:

    КУКУШКА, и, жен. 1. Лесная перелётная птица, обычно не вьющая своего гнезда и кладущая яйцо в чужое гнездо. К. хвалит петуха (о неумеренных и неоправданных похвалах друг другу; ирон.). Ночная к. дневную всегда перекукует (посл. о том, что влияние … Толковый словарь Ожегова

    Ср. За что же, не боясь греха, Кукушка хвалит Петуха? За то, что хвалит он Кукушку. Крылов. Кукушка и Петух. Ср. Un sot trouve toujours un plus sot qui l admire. Boileau. A. P. 1, 232. Ср. On ne loue d ordinaire que pour être loué. La… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

    Петушка хвалит кукуха - шутл. травестирование известного крылатого выражения «кукушка хвалит петуха (за то, что хвалит он кукушку)». Из басни И. Крылова «Кукушка и петух» (1841) … Словарь русского арго

    Взаимность - 1. в психологии ощущения обобщение, согласно которому продолжительность воздействия стимула и его интенсивность взаимодействуют таким образом, чтобы вызывать появление ощущения (закон Бансена Роско). Упомянутый закон предполагает, видимо, что… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Примечания:

Впервые напечатана в сборнике «Сто русских литераторов», 1841, т. II, СПБ., стр. 15-16. Автографы: ПД 6 (I - 28 л., II - 29 л.), ПД 32, ПД 33 (I - 60 л., II - 32 л.) ПБ 28. Сохранился также отрывок из этой басни (ГЛА) с подписью Крылова и датой: «1834 г. Июль, д. 9» и с припиской П. А. Плетнева: «Стихи, здесь приведенные, И. А. Крылов взял из басни своей «Петух и Кукушка» 1834 г., еще нигде не печатаны; вероятно, немногие в состоянии будут разобрать сии строки знаменитого баснописца, их надо читать следующим образом:

В своей басне Крылов имел в виду Греча и Булгарина, неумеренно хваливших друг друга. Об этом сохранилось свидетельство современников. H. М. Калмыков рассказывает в своих воспоминаниях, что «Лица сии в журналах тридцатых годов восхваляли друг друга до забвения или, как говорят, до бесчувствия. Объяснение это я слышал от самого И. А. Крылова» («Русский архив», 1865 г. столб. 1011). За три года до написания этой басни Крыловым, высмеял взаимное восхваление Греча и Булгарина Пушкин в своей полемической статье «Торжество дружбы, или оправданный Александр Анфимович Орлов» (в «Телескопе», 1831 г.), в которой писал: «Посреди полемики, раздирающей бедную нашу словесность, Н. И. Греч и Ф. В. Булгарин более десяти лет подают утешительный пример согласия, основанного на взаимном уважении, сходстве душ и занятий гражданских и литературных. Сей назидательный союз ознаменован почтенными памятниками. Фаддей Венедиктович скромно признал себя учеником Николая Ивановича; Н. И. поспешно провозгласил Фаддея Венедиктовича ловким своим товарищем . Ф. В. посвятил Николаю Ивановичу своего «Дмитрия Самозванца»; Н. И. посвятил Фаддею Венедиктовичу свою «Поездку в Германию». Ф.В. написал для «Грамматики» Николая Ивановича хвалебное предисловие; Н. И. в «Северной пчеле» (издаваемой гг. Гречем и Булгариным) напечатал хвалебное объявление об «Иване Выжигине». Единодушие истинно трогательное!» Несомненно, что крыловская басня являлась откликом на эту полемику. В том же сборнике «Сто русских литераторов» (1841 г.), где напечатана басня «Кукушка и Петух», была помещена карикатура Дезарно, изображающая двух писателей с головами Петуха и Кукушки, в которых легко можно было узнать Булгарина и Греча. Здесь приведены основные разночтения по автографам.

«…За что же, не боясь греха,

Кукушка хвалит Петуха?»

Басни великого русского базнописца сопровождают читателя на протяжении всей его сознательной жизни и с интересом воспринимаются в любом возрасте.

писал: «Нет нужды говорить о великой важности басен Крылова для воспитания детей: дети бессознательно и непосредственно напитываются из них русском духом, овладевают русским языком и обогащаются прекрасными впечатлениями почти единственно доступной для них поэзии». Слово в баснях Крылова – это средство выражения народной мудрости, национальной самобытности русского народа, оно выступает как часть национальной русской речевой культуры. Сотни строк стали пословицами и поговорками, прочно вошли в русскую речь.

Для того чтобы успешно провести урок литературы, учитель должен в первую очередь сам хорошо ориентироваться в подтексте анализируемого произведения, различать особый смысл художественного слова и каждой фразы.

Вот к примеру басня «Кукушка и Петух». Основная ее тема – обличение лести, как гнусного человеческого порока. Крыловым заклеймены не только льстец, но и низкопоклонство, угодничество.

Тема произведения, как это свойственно басенному жанру, нашла воплощение в морали.

Мораль в баснях Крылова, как правило, выполняет несколько функций: она формирует истину, определяет ее существование в жизни общества, т. е. указывает на ее всеобщий характер, и утверждает, что описываемый в аллегорической форме факт отличается конкретностью.

Изучению басни «Кукушка и Петух» я посвятила в 6 классе один урок, цель которого заключалась в нижеследующем: познакомить глубже с баснописцем и его басней; проследить характер его героев и на основе этого выделить главную мысль басни (мораль); развивать умение вести дискуссию, используя вопрос «За что хвалят друг друга?» и совершенствовать навыки выразительного чтения; воспитывать нетерпимое отношение лести.

Оборудование. Крылова и его книги; грамзапись (голоса птиц); рисунок петуха, кукушки, травы «кукушкины слезы».

Ход урока.

1. Беседа. Ребята, хочу поговорить с вами об одном человеке. Это человек, произведения которого вошли в литературу. Популярность его росла необычайно быстро. Написал много книг, которые расходились тысячами экземпляров. Его произведения приобрели мировое значение, т. к. в них выражался русский дух, русский характер, склад русского ума и речи.

Он стремился писать для народа. В его произведениях действуют те звери и птицы, которые фигурируют в народных сказках: лиса, волк, медведь, заяц, слон, обезьяна. Многие выражения вошли в разговорный язык на правах пословиц и крылатых изречений. Например:

«А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь».

«Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдет,

И выйдет из него не дело, только мука».

«А воз и ныне там».

Как же он, этот человек? ()

Крыловская поэзия – алмаз сверкающий в драгоценной короне великой русской литературы . (Показ портрета)

2. Однажды не спалось и он вышел во двор. А там:

«Хвост с узорами,

Сапоги со шпорами,

Ночью распевает, время считает».

Расскажите о петухе. (Дети рассказывают, затем учитель дополняет).

Петушок очень красивый. У него красная бородка. Про петушков пишут интересные стихи. У петушка есть разные цвета перьев: зеленый, красный, синий, оранжевый.

Петушок очень любит зерна. Раньше, когда не было часов, люди вставали по первому петушиному крику. Петух – очень гордая домашняя птица.

Учитель. Петух – родоночальник всех пород домашних кур. Есть несколько видов петухов: банкиевский – живет в лесах от Гималайских гор, Восточной Индии до Суматры и Явы. На домашних петухов (огненной окраски) они очень похожи.

Вилохвостый петух – живет одной семьей с одной курицей, не кукарекает, а кричит: «Ча-а-к!»

Наскучил петуху двор, пошел он прогуляться. Шел он, шел и забрел…

А в лесу на суку..

- «Мать, отца не знаю, но часто называю,

Детей знать не буду, чужим сбуду.»

Да, это кукушка. Расскажите о ней. (Дети рассказывают, затем учитель дополняет.)

Кукушка живет в лесу. Люди говорят, что эта птица – предсказательница. Когда идешь в лес за грибами, то у кукушки можно спросить: «Кукушка, кукушка, сколько мне лет?»

Учитель. Кукушка принадлежит к той группе птиц, которые сами себя называют. Ее голос - кукавание – и дал птице имя. Причем не только на русском языке. У болгар она называется куковица, у чехов кукачка, у немцев- кукук, у французов - куку…

И почти у всех народов с кукушкой связано множество легенд и преданий. Вот один пример. Какая-то женщина погубила своего мужа и в наказание была обращена богом в птицу, которой не суждено иметь своей семьи. Горько с тех пор плачет кукушка. Ее слезы превращаются в травку (так и называется – кукушкины слезы), а грустный голос слышен далеко вокруг. Сердобольные люди верили и называли «бедная вдовушка», «горемычная кукушка». И не знали, что слышат весеннюю песню, такая уж она кукушки, да к тому же не «вдовушки», а самца. Еще больше распространено поверье, что кукушка может предсказывать будущее.»Сколько человеку осталось жить?» Кто верит, пусть спрашивает ее весной, т. к. ее песня долгая и кукушка щедро обещает всем долголетие. А в середине лета кукушка почти умолкает, если поет, то коротко.

3. И вот разговорились то-то подслушал и передал слово записал. Получилось замечательная басня.

Что такое басня? (Басня – краткое иносказательное нравоучительное стихотворение, рассказ.)

В басне есть поученье, совет, мораль, то что, надо делать и чего не надо делать. Часто бывает насмешка над дурными или глупыми поступками.

4. Чтение и работа с басней.

1. Как понимаете слово порок? (Порок - 1) тяжелый предосудительный недостаток, позорящее свойство; 2) развратное поведение (устар.).

Какие пороки людей высмеиваются в баснях?

2. Объясните значение слова лесть. (Лицемерие, угодливое восхваление.)

Образуйте от слова лесть родственные слова и определите их значение.

(Лесть - лестный, обольстит, льстить.)

2. Послушайте басню и расскажите, какая история приключилась с Петухом и Кукушкой?

Замените следующие слова и выражения, опираясь на текст:

маленький рост – да вы уж родом так: собою невелички;

прекрасная исполнительница песен – а песни, что твой соловей;

все могут подтвердить – на всех ссылаюсь в этом я.

3. Попробуйте разделить басню на 3 части. Озаглавьте каждую из них. (Льстец. Угодник. Справедливое суждение. Хваление. Умный воробей. Кукушка и петух ведут бестолковый разговор…)

4. Какие слова использует Крылов, описывая Кукушку (тянешь плавно и протяжно; …голосок и чист, и нежен, и высок) и Петуха (ешь ты громко, важно; куманек; век слушать я готова; поешь… лучше райской птички)?

На что они указывают?

Какова интонация фразы, в которой дается описание Петуха (.. зато, по совести моей, поешь ты лучше райской птички..),Кукушки («Да вы уж родом так: собою невелички, А песни, что твой соловей!»)?

С какого момента начинается развитие действия басни?

Случайно ли появление воробья? Подтвердите ответ словами текста. («Тут Воробей, случаясь, промолвил им…»)

6. Проследите, как действуют слова Кукушки на Петуха? И наоборот?

Для чего они это делали?

Каковы они в действительности? (Прослушивание грамзаписи (голоса птиц: кукушки, петуха, соловья).

Какими качествами вы бы надели Петуха? Кукушку?

7. Подготовьтесь к выразительному чтению басни. Прочитайте так, чтобы слушатель увидел перед собой льстивую кукушку, угодливого петуха, а рядом простого воробья.

Прочитайте мораль басни еще раз. Как понимаете смысл?

5. Обобщение.

Скажите, о чем предупреждает своих читателей?

О чем он советует помнить постоянно?

Какие пороки людей, которые льстят ради своей личной выгоды, кого из персонажей басни они вам напомнят? Подберите близкие по смыслу слова (синонимы) к словам кукушка и петух при обозначении им человека:

кукушка – льстец;

петух – угодник, подхалим.

Какие строки из басни «Кукушка и Петух» стали «крылатыми», т. е. употребляются как пословицы?

(У лести нет чести. На языке – медок, а на сердце – ледок.)

5. Инсценирование басни.

1. Выбор действующих лиц.

2. Выбор атрибутов, декораций для сцены.

3. Игра артистов – учащихся.

4. Оценка зрителей.

6. Итог. Нельзя льстит друг другу, надо стараться говорить правду, не огорчая другого.

МОУ «Шыгырданская основная общеобразовательная школа»

«…За что же, не боясь греха,

Кукушка хвалит Петуха?»

Провела: учительница русского

языка и литературы

© rifma-k-slovu.ru, 2024
Rifmakslovu - Образовательный портал